БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И НАЛОГИ
businessuchet.ru

Фрагмент документа "ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ И КОНТРОЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Классификация управленческих решений

     Направленность    управленческой    деятельности    департаментов
здравоохранения  оценивалась  на  основании анализа исходящих приказов
как   наиболее   представленного   в   количественном  отношении  вида
управленческих   решений.   В   качестве   основных  классификационных
параметров были выбраны следующие:
     - значимость     принимаемых    решений:    выделялись    приказы
определяющего,  концептуального  характера  и приказы, направленные на
решение частных управленческих вопросов;
     - степень  активности  участников  процесса  управления:  приказы
группировались   в  зависимости  от  того,  кто  выступал  инициатором
управленческой  разработки,  являлся ли данный приказ реагированием на
соответствующее    указание   вышестоящих   органов   управления   или
инициатором   принятия   решения   был   непосредственно   департамент
здравоохранения;
     - содержательный   аспект   управленческого   решения    (приказы
организационно -      распорядительные,      лечебно-профилактические,
административно  -  хозяйственные,  санитарно-эпидемиологические,   по
работе с кадрами);
     - временной   фактор,   сопряженный   с  целеполаганием  (приказы
стратегические    (договорные),    тактические    (годовые),   текущие
(оперативные), рутинные (периодические));
     - уровень  коллегиальности  при  организации разработки (решения,
принятые   коллегиально   или  единолично  руководителем  департамента
здравоохранения).
     Всего  было  проанализировано 2111 приказов. Структура приказов в
соответствии  с  классификацией  управленческих решений представлена в
табл. 1.

                                                             Таблица 1

              СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ (ПРИКАЗОВ)
               ОБЛАСТНЫХ ДЕПАРТАМЕНТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

--------------------------------------------------------------------------------
| Классификационные |             Виды решений             |    Количество     |
|     признаки      |                                      |-------------------|
|                   |                                      |   абс.  |    %    |
|-------------------|--------------------------------------|---------|---------|
|По значимости      |1. Определяющие                       |71       |3,4      |
|                   |--------------------------------------|---------|---------|
|                   |2. По частным вопросам                |2040     |96,6     |
|                   |--------------------------------------|---------|---------|
|                   |Итого                                 |2111     |100      |
|-------------------|--------------------------------------|---------|---------|
|По степени         |1. Инициативные                       |1902     |90,1     |
|активности         |--------------------------------------|---------|---------|
|участников         |2. Во исполнение указания вышестоящих |209      |9,9      |
|процесса управления|органов управления                    |         |         |
|                   |--------------------------------------|---------|---------|
|                   |Итого                                 |2111     |100      |
|-------------------|--------------------------------------|---------|---------|
|По содержанию      |Организационно-распорядительные       |652      |30,9     |
|                   |--------------------------------------|---------|---------|
|                   |Лечебно-профилактические              |438      |20,7     |
|                   |--------------------------------------|---------|---------|
|                   |Административно-хозяйственные         |405      |19,3     |
|                   |--------------------------------------|---------|---------|
|                   |Санитарно-эпидемиологические          |134      |6,3      |
|                   |--------------------------------------|---------|---------|
|                   |По работе с кадрами                   |482      |22,8     |
|                   |--------------------------------------|---------|---------|
|                   |Итого                                 |2111     |100      |
|-------------------|--------------------------------------|---------|---------|
|По времени         |Стратегические (долгосрочные)         |19       |0,9      |
|исполнения         |--------------------------------------|---------|---------|
|                   |Тактические (годовые)                 |128      |6,1      |
|                   |--------------------------------------|---------|---------|
|                   |Текущие (оперативные)                 |388      |18,4     |
|                   |--------------------------------------|---------|---------|
|                   |Рутинные (периодические)              |1576     |74,6     |
|                   |--------------------------------------|---------|---------|
|                   |Итого                                 |2111     |100      |
|-------------------|--------------------------------------|---------|---------|
|По организации     |Коллегиальные                         |147      |7,0      |
|разработки         |--------------------------------------|---------|---------|
|                   |Единоличные                           |1964     |93,0     |
|                   |--------------------------------------|---------|---------|
|                   |Итого                                 |2111     |100      |
--------------------------------------------------------------------------------

     Прослеживаются  общие  тенденции  в регламентирующей деятельности
органов   управления.   Массив   приказов,   изданных   департаментами
здравоохранения  центральных  областей  России  за  трехлетний период,
имеет  схожие  количественные показатели. Принятые решения направлены,
как  правило,  на  систему  здравоохранения  в  целом или ее отдельные
подсистемы,  соответствуя  при  этом общим концептуальным направлениям
развития  территориального  здравоохранения.  Существенно  преобладают
решения  по  частным  вопросам,  доля  которых  превысила  96%.  Объем
наиболее значимых определяющих решений составил в среднем 3,4%.
     Принятие  большинства приказов обусловлено необходимостью решения
оперативных   (текущих)   вопросов   и  реагирования  на  периодически
возникающие  типичные  ситуации, в том числе связанные с определенными
сезонами   года  (заболеваемость  гриппом,  расход  топлива,  оказание
содействия работе военно-призывных комиссий и т.д.).
     По параметру организации разработки преобладают приказы, принятые
единолично  руководителем  департамента  здравоохранения  (более 90%).
Коллегиальные  решения  составили  7%.  Среди  согласованных  приказов
наиболее  часто  встречаются решения, выработанные совместно с центром
Госсанэпиднадзора,  фармкомитетом,  Фондом  обязательного медицинского
страхования,  департаментом  образования,  подразделениями гражданской
обороны и МЧС.
     Сопоставление  массивов  приказов  по  критерию  содержательности
указывает   на   схожесть   проблематики   принимаемых  департаментами
управленческих  решений.  Наиболее  представительными  являются группы
приказов    организационно-распорядительного    характера,    решения,
отражающие      лечебно-профилактическую      деятельность     органов
территориального здравоохранения и состояние работы с кадрами, приказы
административно-хозяйственной     направленности.    С    определенной
периодичностью  отслеживается санитарно-эпидемиологическая ситуация на
территориях.
     Под  постоянным  контролем  органов  управления  здравоохранением
находятся   вопросы   оказания  специализированной  помощи,  проблемы,
связанные  с  охраной  материнства и детства. Много внимания уделяется
функционированию   центров   медицины   катастроф   и  соответствующих
подразделений   гражданской   обороны.   Регулярно  издаются  приказы,
касающиеся    организации    медицинского    обслуживания    отдельных
контингентов.
     Проблемы   стационарной  и  особенно  амбулаторно-поликлинической
помощи  постепенно  отошли на второй план, составив проблематику одной
десятой части управленческих решений. Значителен удельный вес приказов
по   финансовым   вопросам,   в  том  числе  касающимся  рационального
использования финансовых средств.
     Кадровые  решения,  являющиеся наиболее приоритетными практически
для всех департаментов здравоохранения, связаны в основном с вопросами
повышения квалификации, проблемами использования и расстановки кадров.
     В  структуре  приказов  очень  высока  доля  типовых  решений  по
организации  и проведению различных совещаний, конференций, семинаров.
Подобные    организационно-распорядительные    решения,    наряду    с
большинством   административно-хозяйственных   приказов,  представляют
собой  управленческие  решения, классифицируемые как рутинные, имеющие
достаточно  четкую  и  заранее предписанную регламентацию их принятия,
оформления  и  доведения  до  исполнителей.  Доля  рутинных  решений в
массиве  приказов  составила в среднем 74,6%, значительно превысив при
этом объемы текущих, тактических и особенно стратегических решений. За
анализируемый  период  принято немногим более 6% тактических решений и
менее  1%  решений  стратегических.  Отличительной чертой деятельности
департаментов  здравоохранения  является  оперативное  реагирование на
жалобы  населения, осуществление конкретных управляющих воздействий по
результатам   различных   проверок   и   ревизий.   На   долю  текущих
управленческих   решений  приходится  в  среднем  18,4%  приказов.  По
результатам  проведенного исследования лишь малая часть управленческих
решений  содержит  четкие  планы  и  программы  реализации  намеченных
мероприятий,  конкретные сроки исполнения и формы доведения решения до
исполнителей. Недостаточное использование текущего контроля выполнения
решения  на  фоне  абсолютного преобладания контроля итогового ведет к
возрастанию   доли  вносимых  корректировок.  Перегруженность  высшего
управляющего  звена  работой,  связанной с решением текущих и рутинных
вопросов,  создает дополнительные трудности для концентрации усилий на
приоритетных направлениях развития здравоохранения.

Фрагмент документа "ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ И КОНТРОЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

2003 - 2025 © НДП "Альянс Медиа"