Классификация управленческих решений
Направленность управленческой деятельности департаментов
здравоохранения оценивалась на основании анализа исходящих приказов
как наиболее представленного в количественном отношении вида
управленческих решений. В качестве основных классификационных
параметров были выбраны следующие:
- значимость принимаемых решений: выделялись приказы
определяющего, концептуального характера и приказы, направленные на
решение частных управленческих вопросов;
- степень активности участников процесса управления: приказы
группировались в зависимости от того, кто выступал инициатором
управленческой разработки, являлся ли данный приказ реагированием на
соответствующее указание вышестоящих органов управления или
инициатором принятия решения был непосредственно департамент
здравоохранения;
- содержательный аспект управленческого решения (приказы
организационно - распорядительные, лечебно-профилактические,
административно - хозяйственные, санитарно-эпидемиологические, по
работе с кадрами);
- временной фактор, сопряженный с целеполаганием (приказы
стратегические (договорные), тактические (годовые), текущие
(оперативные), рутинные (периодические));
- уровень коллегиальности при организации разработки (решения,
принятые коллегиально или единолично руководителем департамента
здравоохранения).
Всего было проанализировано 2111 приказов. Структура приказов в
соответствии с классификацией управленческих решений представлена в
табл. 1.
Таблица 1
СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ (ПРИКАЗОВ)
ОБЛАСТНЫХ ДЕПАРТАМЕНТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
--------------------------------------------------------------------------------
| Классификационные | Виды решений | Количество |
| признаки | |-------------------|
| | | абс. | % |
|-------------------|--------------------------------------|---------|---------|
|По значимости |1. Определяющие |71 |3,4 |
| |--------------------------------------|---------|---------|
| |2. По частным вопросам |2040 |96,6 |
| |--------------------------------------|---------|---------|
| |Итого |2111 |100 |
|-------------------|--------------------------------------|---------|---------|
|По степени |1. Инициативные |1902 |90,1 |
|активности |--------------------------------------|---------|---------|
|участников |2. Во исполнение указания вышестоящих |209 |9,9 |
|процесса управления|органов управления | | |
| |--------------------------------------|---------|---------|
| |Итого |2111 |100 |
|-------------------|--------------------------------------|---------|---------|
|По содержанию |Организационно-распорядительные |652 |30,9 |
| |--------------------------------------|---------|---------|
| |Лечебно-профилактические |438 |20,7 |
| |--------------------------------------|---------|---------|
| |Административно-хозяйственные |405 |19,3 |
| |--------------------------------------|---------|---------|
| |Санитарно-эпидемиологические |134 |6,3 |
| |--------------------------------------|---------|---------|
| |По работе с кадрами |482 |22,8 |
| |--------------------------------------|---------|---------|
| |Итого |2111 |100 |
|-------------------|--------------------------------------|---------|---------|
|По времени |Стратегические (долгосрочные) |19 |0,9 |
|исполнения |--------------------------------------|---------|---------|
| |Тактические (годовые) |128 |6,1 |
| |--------------------------------------|---------|---------|
| |Текущие (оперативные) |388 |18,4 |
| |--------------------------------------|---------|---------|
| |Рутинные (периодические) |1576 |74,6 |
| |--------------------------------------|---------|---------|
| |Итого |2111 |100 |
|-------------------|--------------------------------------|---------|---------|
|По организации |Коллегиальные |147 |7,0 |
|разработки |--------------------------------------|---------|---------|
| |Единоличные |1964 |93,0 |
| |--------------------------------------|---------|---------|
| |Итого |2111 |100 |
--------------------------------------------------------------------------------
Прослеживаются общие тенденции в регламентирующей деятельности
органов управления. Массив приказов, изданных департаментами
здравоохранения центральных областей России за трехлетний период,
имеет схожие количественные показатели. Принятые решения направлены,
как правило, на систему здравоохранения в целом или ее отдельные
подсистемы, соответствуя при этом общим концептуальным направлениям
развития территориального здравоохранения. Существенно преобладают
решения по частным вопросам, доля которых превысила 96%. Объем
наиболее значимых определяющих решений составил в среднем 3,4%.
Принятие большинства приказов обусловлено необходимостью решения
оперативных (текущих) вопросов и реагирования на периодически
возникающие типичные ситуации, в том числе связанные с определенными
сезонами года (заболеваемость гриппом, расход топлива, оказание
содействия работе военно-призывных комиссий и т.д.).
По параметру организации разработки преобладают приказы, принятые
единолично руководителем департамента здравоохранения (более 90%).
Коллегиальные решения составили 7%. Среди согласованных приказов
наиболее часто встречаются решения, выработанные совместно с центром
Госсанэпиднадзора, фармкомитетом, Фондом обязательного медицинского
страхования, департаментом образования, подразделениями гражданской
обороны и МЧС.
Сопоставление массивов приказов по критерию содержательности
указывает на схожесть проблематики принимаемых департаментами
управленческих решений. Наиболее представительными являются группы
приказов организационно-распорядительного характера, решения,
отражающие лечебно-профилактическую деятельность органов
территориального здравоохранения и состояние работы с кадрами, приказы
административно-хозяйственной направленности. С определенной
периодичностью отслеживается санитарно-эпидемиологическая ситуация на
территориях.
Под постоянным контролем органов управления здравоохранением
находятся вопросы оказания специализированной помощи, проблемы,
связанные с охраной материнства и детства. Много внимания уделяется
функционированию центров медицины катастроф и соответствующих
подразделений гражданской обороны. Регулярно издаются приказы,
касающиеся организации медицинского обслуживания отдельных
контингентов.
Проблемы стационарной и особенно амбулаторно-поликлинической
помощи постепенно отошли на второй план, составив проблематику одной
десятой части управленческих решений. Значителен удельный вес приказов
по финансовым вопросам, в том числе касающимся рационального
использования финансовых средств.
Кадровые решения, являющиеся наиболее приоритетными практически
для всех департаментов здравоохранения, связаны в основном с вопросами
повышения квалификации, проблемами использования и расстановки кадров.
В структуре приказов очень высока доля типовых решений по
организации и проведению различных совещаний, конференций, семинаров.
Подобные организационно-распорядительные решения, наряду с
большинством административно-хозяйственных приказов, представляют
собой управленческие решения, классифицируемые как рутинные, имеющие
достаточно четкую и заранее предписанную регламентацию их принятия,
оформления и доведения до исполнителей. Доля рутинных решений в
массиве приказов составила в среднем 74,6%, значительно превысив при
этом объемы текущих, тактических и особенно стратегических решений. За
анализируемый период принято немногим более 6% тактических решений и
менее 1% решений стратегических. Отличительной чертой деятельности
департаментов здравоохранения является оперативное реагирование на
жалобы населения, осуществление конкретных управляющих воздействий по
результатам различных проверок и ревизий. На долю текущих
управленческих решений приходится в среднем 18,4% приказов. По
результатам проведенного исследования лишь малая часть управленческих
решений содержит четкие планы и программы реализации намеченных
мероприятий, конкретные сроки исполнения и формы доведения решения до
исполнителей. Недостаточное использование текущего контроля выполнения
решения на фоне абсолютного преобладания контроля итогового ведет к
возрастанию доли вносимых корректировок. Перегруженность высшего
управляющего звена работой, связанной с решением текущих и рутинных
вопросов, создает дополнительные трудности для концентрации усилий на
приоритетных направлениях развития здравоохранения.
|