Ресурсное обеспечение Программы
Общая сумма расходов на реализацию мероприятий Программы в 2010 -
2015 годах составит 1575,3 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет),
в том числе:
расходы Государственной компании на осуществление деятельности по
доверительному управлению - 76 млрд. рублей;
расходы по организации строительства и реконструкции
автомобильных дорог Государственной компании - 1487,4 млрд. рублей;
расходы на собственную деятельность Государственной компании -
11,9 млрд. рублей.
Финансирование всех видов деятельности Государственной компании
предусматривается за счет следующих источников:
доходы и прочие поступления в размере 39,5 млрд. рублей, в том
числе доходы от сбора платы за проезд транспортных средств - 38,4
млрд. рублей, плата за возмещение ущерба от перевозки тяжеловесных и
(или) крупногабаритных грузов по автомобильным дорогам Государственной
компании - 0,2 млрд. рублей и прочие доходы от собственной (иных
видов) деятельности Государственной компании - 0,9 млрд. рублей;
субсидии из федерального бюджета в размере 967,2 млрд. рублей, в
том числе на осуществление деятельности по организации строительства и
реконструкции автомобильных дорог Государственной компании - 929,8
млрд. рублей и на осуществление деятельности по доверительному
управлению - 37,4 млрд. рублей;
средства Инвестиционного фонда Российской Федерации в размере
42,5 млрд. рублей;
привлеченные средства в размере 515,1 млрд. рублей, в том числе
привлеченные средства в рамках федеральной целевой программы
"Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" (в
редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая
2008 г. N 377) - 468 млрд. рублей и привлеченные средства по проектам,
финансируемым за счет средств Инвестиционного фонда Российской
Федерации, - 47,1 млрд. рублей;
имущественные взносы Российской Федерации в размере 11 млрд.
рублей, в том числе имущественные взносы Российской Федерации на
содержание Государственной компании - 7,2 млрд. рублей, имущественные
взносы Российской Федерации на компенсацию расходов по уплате арендной
платы за земельные участки Государственной компании - 0,009 млрд.
рублей и имущественные взносы Российской Федерации на компенсацию
расходов по финансированию кадастровых работ в отношении автомобильных
дорог и земельных участков Государственной компании - 3,8 млрд.
рублей.
Общая сумма расходов на реализацию мероприятий Программы в 2010 -
2015 годах в части капитальных вложений составит 1487,4 млрд. рублей
(в ценах соответствующих лет), в том числе за счет:
субсидий из федерального бюджета (включая субсидии на обеспечение
исполнения обязательств по привлеченному заемному финансированию) -
929,8 млрд. рублей;
средств Инвестиционного фонда Российской Федерации - 42,5 млрд.
рублей;
привлеченных средств - 515,1 млрд. рублей.
В расходы по организации строительства и реконструкции
автомобильных дорог Государственной компании включены расходы по
обеспечению исполнения обязательств Государственной компании по
привлеченному заемному финансированию, которые будут покрываться за
счет субсидий из федерального бюджета.
Финансирование расходов по строительству и реконструкции
автомобильных дорог Государственной компании в рамках подпрограммы без
учета расходов по обеспечению исполнения обязательств Государственной
компании по привлеченному заемному финансированию составит 1347 млрд.
рублей, в том числе за счет:
средств федерального бюджета - 879 млрд. рублей;
привлеченных средств - 468 млрд. рублей.
Финансирование проектов, реализуемых за счет средств
Инвестиционного фонда Российской Федерации, составит 89,6 млрд.
рублей, в том числе за счет:
средств Инвестиционного фонда Российской Федерации - 42,5 млрд.
рублей;
собственных и заемных средств инвесторов по концессионным
соглашениям - 47,1 млрд. рублей.
В соответствии с Программой средний показатель финансирования
капитальных вложений Государственной компании за счет привлеченных
средств составляет 34,6 процента, при этом в последний год реализации
Программы он должен достичь 44,1 процента.
Привлеченное финансирование будет обеспечиваться как в рамках
концессионных соглашений, так и в виде привлечения заемного
финансирования напрямую Государственной компанией.
Программой предусматривается привлечение 515,1 млрд. рублей
внебюджетных инвестиций, из которых 468 млрд. рублей должно быть
привлечено в рамках реализации проектов, финансируемых за счет средств
федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы
России (2002 - 2010 годы)" (в редакции Постановления Правительства
Российской Федерации от 20 мая 2008 г. N 377), и 47,1 млрд. рублей - в
рамках реализации проектов, финансируемых за счет средств
Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Из 515,1 млрд. рублей привлекаемых средств около 31,8 процента
(164 млрд. рублей) должно быть профинансировано в рамках реализации
концессионных проектов.
В рамках концессионного механизма планируются к реализации в
основном участки с высокой интенсивностью движения, обеспечивающие
необходимый уровень доходности для концессионеров и покрытие
возникающих дополнительных расходов по проектам.
В рамках реализации Программы планируется реализация проектов
строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург
на участке 15-й км - 58-й км и нового выхода на Московскую кольцевую
автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь"
Москва - Минск, по которым концессионные соглашения были заключены в
июле 2009 г. Государственное финансирование реализации указанных
проектов в размере 34 млрд. рублей будет осуществляться за счет
средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.
Помимо этих проектов в период реализации Программы
предусматривается заключение еще 7 концессионных соглашений, суммарный
объем финансирования которых в рамках федеральной целевой программы
"Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)" (в
редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая
2008 г. N 377) предусмотрен в размере 339,1 млрд. рублей.
Финансирование указанных проектов будет осуществляться за счет
средств капитального гранта (государственной поддержки), собственных
средств концессионеров и привлеченных концессионерами заемных средств.
В период реализации Программы частные инвесторы должны будут
обеспечить привлечение 116,9 млрд. рублей, из которых примерно 25
процентов (29,2 млрд. рублей) составят прямые инвестиции, включая
инвестиции в акционерный капитал компаний, реализующих концессионные
проекты, а 75 процентов (87,7 млрд. рублей) - кредитные средства,
привлеченные концессионерами. Ответственность за структурирование
сделок по привлечению средств и достижению финансового закрытия в
рамках концессионных соглашений должны будут взять на себя частные
инвесторы. Государственная компания выступит в качестве концедента и
предоставит государственный грант.
В отношении остальных объектов в качестве заемщика выступит
Государственная компания, при этом в качестве основного инструмента
привлечения заемных средств финансирования рассматривается выпуск
облигационных займов. Возврат средств будет обеспечиваться за счет
субсидий из федерального бюджета на обеспечение выполнения
обязательств по привлеченному заемному финансированию.
В настоящее время облигации на развитие инфраструктуры являются
наиболее эффективным и низким по стоимости инструментом привлечения
заемных средств финансирования. К концу года ставка по ним может
составить около 9 - 10 процентов годовых, что намного меньше
процентных ставок по кредитам. Кроме того, облигации можно размещать
на достаточно длительные сроки - до 10 - 15 лет, а максимальные сроки
по предоставляемым кредитам в текущий момент составляют не более 3
лет. В силу указанных преимуществ основной акцент в Программе сделан
на размещение облигаций. В 2010 году предусмотрена пилотная эмиссия на
сумму 3 млрд. рублей.
Ставки купонных выплат будут ежегодно уточняться с учетом ставки
рефинансирования, темпов инфляции и темпов роста валового внутреннего
продукта Российской Федерации.
В качестве других потенциальных источников привлечения заемных
средств рассматриваются:
кредиты российских банков с государственным участием
(государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической
деятельности (Внешэкономбанк)", акционерный коммерческий
Сберегательный банк Российской Федерации (открытое акционерное
общество), Банк ВТБ (открытое акционерное общество));
кредиты иных российских коммерческих банков;
кредиты международных финансовых организаций.
Для обеспечения Государственной компании собственными доходами
необходима разработка соответствующих нормативных правовых документов,
предусматривающих:
введение платы за проезд по автомобильным дорогам федерального
значения грузовых автомобилей общей массой свыше 12 тонн в целях
возмещения вреда, наносимого автомобильным дорогам тяжеловесными
автомобилями, с учетом гармонизации требований к характеристикам
тяжеловесных автомобилей с аналогичными требованиями в государствах
Европейского союза;
совершенствование механизмов компенсации вреда, причиняемого
автомобильным дорогам транспортными средствами при перевозках
тяжеловесных и крупногабаритных грузов;
установление платы за присоединение объектов дорожного сервиса к
автомобильным дорогам и др.
|