1. Характеристика проблемы
и оценка сложившейся ситуации
Малое предпринимательство - значительное и сложное явление
социально-экономической жизни города Москвы. Оно присутствует
практически во всех отраслях экономики города. В деятельность малых
предприятий вовлечены все социальные группы москвичей. Развитие малого
бизнеса в городе является стратегическим фактором, определяющим
устойчивое развитие экономики города, и наоборот, свертывание малых
предприятий может иметь серьезнейшие негативные последствия как
экономического, так и социального характера. В силу указанных причин
поддержка малого бизнеса рассматривается в качестве одного из
приоритетов политики Правительства Москвы, решающей двуединую
социально-экономическую задачу.
Развитие малого предпринимательства в социальном аспекте - это
занятость и качество жизни москвичей, обеспечение горожан необходимыми
им товарами и услугами, формирование среднего класса и демократических
институтов гражданского общества, реализация общегородских социальных
программ.
Экономический эффект от деятельности малого бизнеса оценивается с
точки зрения его вклада в валовой региональный продукт, повышения
качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг, уровня
диверсификации деятельности субъектов малого предпринимательства,
роста торгового баланса города с регионами РФ и зарубежными странами,
а также вклада в реализацию приоритетных национальных проектов в сфере
здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения и развития
агропромышленного комплекса.
Все возрастающее значение малого бизнеса в социально -
экономическом развитии страны ставит на повестку дня вопрос о
признании его общенациональным проектом.
Развитие малого бизнеса в Москве осуществляется на основе
программно-целевых методов. В 2006 году заканчивается реализация пятой
городской программы развития и поддержки малого предпринимательства.
Комплексная целевая программа развития и поддержки малого
предпринимательства в городе Москве на 2007-2009 гг. (далее -
Программа) является логическим продолжением предыдущей программы и
учитывает результаты ее реализации. Программно-целевой метод и
системный подход к вопросам поддержки предпринимательства в Москве,
основанный на реализации целевых комплексных программ, разрабатываемых
с учетом реального состояния малого бизнеса, его потребностей и уровня
развития в различных отраслях экономики, проблем и задач, стоящих
перед городом, а также других, в том числе социальных факторов,
полностью себя оправдывает. Москва является лидером среди регионов
Российской Федерации по уровню развития малого предпринимательства и
по многим показателям, характеризующим состояние малого бизнеса,
приближается к передовым в экономическом отношении странам.
По данным Мосгорстата, численность малых предприятий Москвы в
первом полугодии 2005 г. превышала 200 тысяч единиц. Помимо малых
предприятий в городе зарегистрированы более 200 тысяч индивидуальных
предпринимателей (ИП). Количество работающих в малом бизнесе с учетом
всех категорий занятых составляет более 2,2 миллиона человек, что
превышает 35% населения, занятого в экономике города.
На основе накопленного опыта поддержки малого
предпринимательства, использования передовых зарубежных достижений в
этой сфере, внедрения современных информационных технологий получила
значительное развитие городская инфраструктура поддержки малого
бизнеса, которая внесла значительный вклад в реализацию предыдущих
комплексных программ развития и поддержки малого предпринимательства в
Москве. Одним из основных направлений совершенствования инфраструктуры
малого бизнеса стало усиление взаимодействия образующих ее организаций
между собой, а также с органами исполнительной и законодательной
власти.
Созданы сервисные центры для малых предприятий в различных сферах
деятельности - жилищно-коммунального хозяйства, утилизации и
переработки бытовых отходов, полиграфии, хлебопечении и т.д.
Развивается деятельность технопарков "Зеленоград" и "Загорье",
производственно-технологической зоны малого предпринимательства
"Метромаш", проводится работа по созданию Технико-внедренческой зоны
для инновационных малых предприятий и размещения наукоемких
производств в Зеленоградском административном округе города Москвы.
Созданная в результате многолетней работы при участии и под
руководством Правительства Москвы городская инфраструктура поддержки
малого предпринимательства приобрела системный характер как в
функциональном (то есть по различным направлениям поддержки малого
бизнеса), так и в территориальном плане (то есть она широко
дифференцирована по территории города). Следует также отметить, что
ряд организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
города Москвы являются уникальными не только для Москвы, но и для
Российской Федерации. На их базе созданы не имеющие аналогов системы
информационного, маркетингового и субконтрактингового обеспечения
предпринимательской деятельности, услугами которых пользуются
предприниматели Москвы, России, а также стран ближнего и дальнего
зарубежья.
В предстоящий трехлетний период будет продолжена работа по
совершенствованию механизмов поддержки и развития малого
предпринимательства в административных округах и районах города
Москвы. Это обусловлено необходимостью обеспечения "шаговой
доступности" предпринимателей к специализированным институтам,
оказывающим комплексную и адресную поддержку малым предприятиям в
различных направлениях: информационном, консультационном, обучающем,
прогнозно-аналитическом, научно-техническом, финансовом, имущественном
и т.д. При этом возрастает роль префектур административных округов, на
которые возложены функции по реализации, наряду с традиционными для
них, новых форм поддержки малого бизнеса, предусмотренных настоящей
Программой, включая такие, как обеспечение долевого участия субъектов
малого предпринимательства в строительстве деловых центров с целью
приобретения в собственность необходимых им производственных,
складских и офисных помещений.
За период реализации предыдущих Комплексных программ развития и
поддержки малого предпринимательства в городе Москве разработаны
соответствующие рыночным условиям механизмы финансовой поддержки
субъектов малого предпринимательства, в том числе и на возвратной
основе за счет средств федерального и городского бюджетов,
сформированы необходимые для этого структуры. Это позволило
значительно расширить возможности малых предприятий по привлечению
финансовых ресурсов, а также создать условия для дальнейшего
наращивания финансовых средств, предназначенных для этих целей.
В 2005 году Департаментом поддержки и развития малого
предпринимательства города Москвы предоставлены субъектам малого
предпринимательства бюджетные кредиты на сумму 12,8 млн. рублей.
Проекты, представляющие особый интерес для города, профинансированы на
сумму 10 млн. рублей, около 600 тысяч рублей направлено на компенсацию
снижения процентных ставок по кредитам для субъектов малого
предпринимательства, выданным кредитно-финансовыми организациями.
В административных округах города Москвы осуществлена финансовая
поддержка проектов предпринимателей в виде займов на сумму 48,35 млн.
рублей. Поддержаны 245 заявок начинающих малых предприятий на
предоставление субвенций на общую сумму свыше 31,6 млн. рублей. Малым
предприятиям города передано в лизинг более 550 единиц
технологического оборудования, транспорта и спецтехники на сумму 125
млн. рублей. На реализацию инновационных проектов субъектов малого
предпринимательства в виде грантов выделено 11,75 млн. рублей.
В целях повышения эффективности предпринимательской деятельности
и оптимизации взаимодействия субъектов малого предпринимательства с
контролирующими органами начата разработка системы "Единое окно сдачи
отчетности", позволяющей предпринимателям сдавать бухгалтерскую и
налоговую отчетность в электронном виде.
Малый бизнес Москвы вышел на региональные и международные рынки,
участвует в реализации совместных проектов, сочетающих интересы
столицы и субъектов Российской Федерации. Увеличение производства
конкурентоспособных на региональных и международных рынках товаров,
технологий, оборудования, привлечение инвестиций, поиск деловых
партнеров и расширение рынков сбыта продукции являются реальными
потребностями малых предприятий Москвы. Эти задачи в Москве успешно
решаются через построение общероссийских систем информационного
взаимодействия, налаживания производственной кооперации и
маркетинговой поддержки.
Так, например, важнейшим инструментом развития межрегионального
промышленного сотрудничества является Межрегиональный центр
промышленной субконтрактации и партнерства. Количество
зарегистрированных пользователей системы субконтрактации - получателей
услуг Центра по итогам 2005 года составило 6200, против 4000 в 2004
году. Количество кооперационных заказов, выведенных на рынок Москвы по
итогам 2005 года, составило более 5900 (преимущественно - продукция
машиностроения, металлообработки, электроника, электротехника,
резинотехнические и пластмассовые изделия производственного
назначения), против 3800 в 2004 году. Только на "Бирже субконтрактов"
были представлены заказы предприятий Германии, Москвы, регионов России
на общую сумму более 1,6 млрд. руб.
Система информационного обеспечения малого предпринимательства
Москвы (СИОМП) объединяет в единое информационное пространство более
40 специализированных бизнес-серверов, 10 сайтов центров развития
предпринимательства административных округов г. Москвы, более сотни
баз данных и десятки сервисов. К началу 2006 года количество
посетителей ресурсов СИОМП достигло 60 тысяч в день.
Осуществляются мероприятия по реализации постановления
Правительства Москвы от 10 февраля 2004 г. N 78-ПП "О Городской
целевой программе по обеспечению субъектов малого предпринимательства
нежилыми помещениями на 2004-2010 годы" и Закона города Москвы от 7
июля 2004 г. N 47 "О Городской целевой программе по обеспечению
субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2008
годы". В каждом административном округе г. Москвы проводится работа по
определению земельных участков под строительство бизнес-центров и
технопарков малого предпринимательства по принципу долевого участия.
Положительные результаты достигнуты в подготовке кадров для
малого бизнеса, развитии предпринимательства в инновационной сфере, в
сфере ЖКХ, ремесленной деятельности, в молодежном предпринимательстве.
В целях обеспечения широкого информирования деловых кругов и
общественности Москвы о политике Правительства в сфере малого
предпринимательства при Департаменте поддержки и развития малого
предпринимательства в 2005 году создан Пресс-центр малого и среднего
предпринимательства, организующий проведение на регулярной основе
пресс-конференций, брифингов, "круглых столов" по проблемам малого и
среднего бизнеса с участием представителей органов исполнительной
власти города Москвы и широких кругов предпринимательской
общественности.
Важнейшим направлением деятельности Правительства Москвы с самого
начала работы по становлению, развитию и поддержке малого
предпринимательства было и остается взаимодействие с объединениями,
союзами и ассоциациями предпринимателей.
Особая роль в этой работе отводится Общественно-экспертному
совету по малому предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы,
который консолидирует деятельность объединений предпринимателей,
направленную на выработку единых подходов к решению задач поддержки и
развития малого предпринимательства, осуществляет обратную связь
предпринимательского сообщества с органами исполнительной власти
города Москвы, является органом общественного контроля за ходом
реализации проектов и программ малого бизнеса и тем самым способствует
становлению и функционированию в Москве институтов гражданского
общества в целом и в сфере поддержки и развития малого
предпринимательства в частности.
Практически не теряет своей остроты проблема административных
барьеров. Стремление органов власти оградить граждан от деятельности
недобросовестных предпринимателей часто приводит к обратному
результату - свертыванию работы законопослушных и добросовестных
предпринимателей из-за бюрократизма, излишней зарегулированности,
большого количества разрешительной документации и вала проверок,
которым подвергаются субъекты малого предпринимательства. Встречаются
случаи злоупотребления властью отдельными чиновниками, в том числе и с
корыстными целями. Этому в немалой степени способствует несовершенство
как федеральной, так и городской нормативно-правовой базы,
регулирующей предпринимательскую деятельность, контрольную и
разрешительную практику.
Кроме того, в Москве еще не создан четкий алгоритм выявления и
устранения административных барьеров. Вследствие этих и ряда других
причин эффективность работы Межведомственной комиссии при
Правительстве Москвы по устранению административных барьеров при
развитии предпринимательства не всегда соответствует предъявляемым к
ней требованиям. Для устранения этих недостатков настоящей Городской
целевой программой предусмотрены меры по созданию в Москве единой
системы выявления и устранения административных барьеров,
препятствующих развитию предпринимательства, а также меры по наделению
Межведомственной комиссии при Правительстве Москвы по устранению
административных барьеров при развитии предпринимательства
дополнительными полномочиями в борьбе с должностными
злоупотреблениями, волокитой и бюрократизмом при решении органами
власти, контроля и надзора вопросов регулирования предпринимательской
деятельности.
Другим направлением в устранении административных барьеров,
препятствующих выходу на рынок новых и развитию уже действующих
субъектов малого предпринимательства, должна стать работа по
совершенствованию нормативно-правовой базы и, в частности, по
разработке прозрачных процедур принятия решений, оптимизации
контрольной деятельности, разрешительной практики и процессов
согласования различных документов, особенно в сфере недвижимости.
Важным фактором, сдерживающим развитие малого бизнеса, является
непринятие Государственной Думой Федерального Собрания Российской
Федерации основополагающего закона о малом предпринимательстве, а
также федерального закона о ремесленной деятельности.
Принятие обоснованных решений по вопросам создания благоприятных
условий для развития малого предпринимательства затрудняется
отсутствием достоверной оперативной экономико-статистической
информации о его состоянии.
Более высокие требования, предъявляемые сегодня к
конкурентоспособности, качеству производимой малыми предприятиями
продукции и оказываемых ими услуг, а также перспективы вступления
России в ВТО диктуют настоятельную необходимость внедрения новых форм
организации и ведения бизнеса. Для достижения более высокой
конкурентоспособности малого бизнеса Москвы необходимо провести
комплекс мероприятий по сертификации малых предприятий на соответствие
требованиям ИСО, внедрению в их работу современных маркетинговых
технологий и аутсорсинга, созданию условий для объединения малых
предприятий в кластеры, вовлечение их в технико-внедренческие и
научно-производственные зоны. Широкое внедрение новых форм
кредитования субъектов малого предпринимательства позволит повысить их
капитализацию, техническую и технологическую оснащенность, а также
будет способствовать выходу "из тени" значительной части
предпринимательских структур.
Как показывают данные социологического мониторинга, проведенного
в 2005 году Информационно-аналитическим центром Московского центра
развития предпринимательства, наиболее существенные проблемы малого
бизнеса Москвы в целом сохраняются. Проведенные исследования показали,
что основным фактором, сдерживающим дальнейшее развитие малого
предпринимательства в Москве, остается нехватка нежилых помещений.
Поддержка в подборе арендуемых или приобретаемых в собственность
помещений востребована практически 2/3 московских предпринимателей
(более 60% опрошенных). В содействии в получении финансовой помощи
(кредитов, займов и т.п.) нуждается почти половина опрошенных
предпринимателей (49%). Решение проблем, связанных с преодолением
разного рода административных барьеров, волнует 44% малых предприятий
Москвы. Московские предприниматели указали также на следующие
проблемы, в решении которых они рассчитывают на помощь со стороны
городских органов власти: доступ к выполнению госзаказов (41%),
поддержка в правовых вопросах (36%), содействие в установлении связей
с покупателями, партнерами (28%), содействие в поиске, приобретении
сырья, оборудования (9%).
Политика Правительства Москвы в сфере развития и поддержки малого
предпринимательства на период 2007-2009 гг. строится с учетом
достигнутого уровня его развития, растущего вклада в решение задач
социального и экономического развития столицы, приобретения им статуса
макроэкономического компонента.
Малый бизнес Москвы должен стать одной из движущих сил в
реализации национальных проектов, в решении поставленной задачи
удвоения валового регионального продукта, а также других задач в
интересах повышения качества жизни москвичей.
|