МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ РЕШЕНИЯ
----------------------------------------------------------------------------
| Подходы | Краткая характеристика |
|-----------------------|--------------------------------------------------|
| Системный | При системном подходе любая система (объект) |
| | рассматривается как совокупность взаимосвязанных |
| | элементов, имеющих выход (цель), вход, связь с |
| | внешней средой, обратную связь. В системе "вход" |
| | перерабатывается в "выход" |
|-----------------------|--------------------------------------------------|
| Комплексный | При применении комплексного подхода должны |
| | учитываться технические, экологические, |
| | экономические, организационные, социальные, |
| | психологические, при необходимости и другие |
| | (например, политические, демографические) |
| | аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если |
| | упустить один из обязательных аспектов |
| | менеджмента, то проблема не будет решена. К |
| | сожалению, на практике редко соблюдается это |
| | требование. Например, при формировании новых |
| | коллективов или реорганизации структур редко |
| | учитываются социальные и психологические |
| | аспекты |
|-----------------------|--------------------------------------------------|
| Интеграционный | Интеграционный подход к менеджменту нацелен на |
| | исследование и усиление взаимосвязей: а) между |
| | отдельными подсистемами и элементами системы |
| | менеджмента; б) между стадиями жизненного цикла |
| | объекта управления; в) между уровнями управления |
| | по вертикали; г) между субъектами управления по |
| | горизонтали |
|-----------------------|--------------------------------------------------|
| Маркетинговый | Маркетинговый подход предусматривает ориентацию |
| | управляющей подсистемы при решении любых задач |
| | на потребителя. Приоритеты выбора критериев |
| | маркетинга: 1) повышение качества объекта в |
| | соответствии с нуждами потребителей; 2) экономия |
| | ресурсов у потребителей за счет повышения |
| | качества; 3) экономия ресурсов |
|-----------------------|--------------------------------------------------|
| Функциональный | Сущность функционального подхода заключается в |
| | том, что потребность рассматривается как |
| | совокупность функций, которые нужно выполнить |
| | для ее удовлетворения. После установления |
| | функций создаются несколько альтернативных |
| | объектов для выполнения этих функций и |
| | выбирается тот из них, который требует минимум |
| | совокупных затрат |
|-----------------------|--------------------------------------------------|
| Динамический | При применении динамического подхода объект |
| | управления рассматривается в диалектическом |
| | развитии, в причинно-следственных связях и |
| | соподчиненности, проводится ретроспективный |
| | анализ за 5 - 10 и более прошлых лет и |
| | перспективный анализ (прогноз) |
|-----------------------|--------------------------------------------------|
| Воспроизводственный | Воспроизводственный подход - подход, |
| | ориентированный на постоянное возобновление |
| | производства услуг для удовлетворения |
| | потребностей с меньшими, по сравнению с лучшим |
| | аналогичным объектом, совокупными затратами на |
| | единицу полезного эффекта |
|-----------------------|--------------------------------------------------|
| Процессный | Процессный подход рассматривает функции |
| | управления как взаимосвязанные. |
| | Процесс управления является общей суммой всех |
| | функций, серией непрерывных взаимосвязанных |
| | действий |
|-----------------------|--------------------------------------------------|
| Нормативный | Сущность нормативного подхода заключается в |
| | установлении нормативов управления по всем |
| | подсистемам системы менеджмента. Эти нормативы |
| | должны отвечать требованиям комплексности, |
| | эффективности, обоснованности, перспективности |
| | (во времени и по масштабу применения). |
| | Нормативы функционирования элементов внешней |
| | среды должны иметь и банк данных. Они должны |
| | строго соблюдаться (особенно правовые и |
| | экологические нормативы). Чем больше |
| | обоснованных нормативов по каждому элементу |
| | системы управления, тем выше будет ее |
| | организованность, уровень автоматизации |
| | планирования, учета и контроля на всех уровнях |
| | управления |
|-----------------------|--------------------------------------------------|
| Количественный | Сущность количественного подхода заключается в |
| | переходе от качественных оценок к количественным |
| | при помощи математических, статистических |
| | методов, экспертных оценок, системы баллов и др. |
|-----------------------|--------------------------------------------------|
| Административный | Сущность административного подхода заключается в |
| | регламентации функций, прав, обязанностей, |
| | нормативов качества, затрат, продолжительности, |
| | элементов системы управления в нормативных актах |
| | (приказы, распоряжения, указания, стандарты, |
| | инструкции, положения и т.п.) |
|-----------------------|--------------------------------------------------|
| Поведенческий | Целью поведенческого подхода является оказание |
| | помощи работнику в осознании своих собственных |
| | возможностей, творческих способностей на основе |
| | применения концепций поведенческих наук. |
| | Основной целью этого подхода является повышение |
| | эффективности работы за счет повышения |
| | эффективности человеческих ресурсов |
|-----------------------|--------------------------------------------------|
| Ситуационный | Ситуационный подход концентрируется на том, что |
| | пригодность различных методов управления |
| | определяется конкретной ситуацией. Поскольку |
| | существует обилие факторов. Самым эффективным |
| | методом в конкретной ситуации является метод, |
| | который более всего соответствует данной |
| | ситуации, максимально адаптирован к ней |
----------------------------------------------------------------------------
Приложение 3
|