Налоговикам выгодно, чтобы первоначальная стоимость основных средств была как можно больше. Оно и понятно. При расчете налога на прибыль фирма спишет такие затраты не сразу, а постепенно - через амортизацию. Да и налог на имущество напрямую зависит от суммы, отраженной на счете 01. На самом же деле стоимость основного средства увеличивают далеко не все затраты. Первоначальную стоимость основных средств в бухучете формируют на основании пунктов 8-12 ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Причем бухгалтерскую стоимость сформировать не так сложно. Благо что в ПБУ 6/01 все расписано достаточно подробно. Другое дело налоговый учет. При расчете налога на прибыль первоначальную стоимость определяют по правилам статьи 257 НК РФ.
Цитируем закон:
«Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (...), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с настоящим Кодексом». Пункт 1 статьи 257 Налогового кодекса РФ Но перечисленные в статье 257 кодекса расходы можно на равных основаниях учесть и по другим статьям главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. Например, оплата консультационных услуг упомянута как прочий расход в подпункте 15 пункта 1 статьи 264 НК РФ. А такие услуги вполне могут понадобиться при покупке нового высокотехнологичного оборудования. По какому же пути пойти: включать такие расходы в первоначальную стоимость основных средств или списывать единовременно? В управлении налогообложения прибыли (дохода) ФНС России предлагают поступать так. Включить в стоимость имущества все расходы, которые связаны с приобретением основного средства и произведены до ввода в эксплуатацию. Причем сделать это нужно независимо от того, поименованы ли они в других статьях Налогового кодекса. Однако, по нашему мнению, из этого правила есть исключения. «Очистить» первоначальную стоимость от некоторых расходов можно, если придерживаться определенной последовательности шагов.
Шаг первый: проверь на пригодность
Прежде всего в стоимость основного средства в обязательном порядке попадают: - расходы на приобретение (если организация его купила); - расходы на сооружение или изготовление (если фирма создала его самостоятельно); - расходы на доставку. С ними сложностей нет. А вот что понимать под расходами на «доведение до состояния», в котором основное средство «пригодно для использования»? С одной стороны, эти расходы не связаны с изготовлением, покупкой, доставкой имущества. С другой стороны, не осуществив такие затраты, организация просто не сможет его эксплуатировать. Предположим, фирма решила построить здание. Для этого ей пришлось арендовать земельный участок. Понятно, что арендная плата не является расходом на сооружение здания. Однако без нее оно бы не появилось. Поэтому налоговики правы, когда утверждают, что такие расходы нужно включить в стоимость здания (письмо МНС России от 26.02.04 № 02-5-11/38). То же самое можно сказать и о расходах на приобретение права аренды земли под строительство (письмо МНС России от 02.04.03 № 27-0-10/105-Л737). А вот другая ситуация: организация купила автомобиль и застраховала его. Расходы на страхование можно не включать в стоимость автомобиля. Дело в том, что фирма может спокойно использовать машину в своей деятельности и без страховки. Такой логики придерживается и Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 19.01.05 по делу № А52/3754/ 2004/2. Спор, который рассмотрел суд, возник вот по какой причине. Фирма купила сушильную камеру для производства пиломатериалов. Кроме того, она приобрела техническую документацию к этому оборудованию и заплатила за обучение работников правилам работы с ним. Налоговики посчитали, что эти расходы нужно было включить в стоимость камеры. Однако судьи с этим не согласились. В постановлении они указали: если имущество может выполнять свои функции без технической документации и без обучения персонала, то затраты на них в его первоначальную стоимость не входят. При расчете налога на прибыль их можно списать единовременно. Таким образом, организации не обязаны увеличивать стоимость имущества на любые вспомогательные расходы. То есть на такие, без которых она все равно может пользоваться основным средством.
Шаг второй: вычти налоги
Подсчитав все расходы на приобретение основного средства, из них нужно исключить налоги. К ним относится не только привычный входной НДС. Из первоначальной стоимости нужно вычесть и налоги, которые учитываются в составе расходов по правилам главы 25 НК РФ. Именно к таким налогам с этого года относится госпошлина (п. 10 ст. 13 НК РФ). Организации вправе включить ее в расходы на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ. А значит, они не должны увеличивать на эту сумму первоначальную стоимость имущества. С этим согласен и Минфин России. В письме от 30.03.05 № 03-03-01-04/1/137 специалисты финансового ведомства пришли к выводу, что пошлина за регистрацию автомобиля в ГИБДД - это налог. Поэтому ее нужно учитывать в составе прочих расходов. Обратите внимание: невозмещаемые налоги можно списать единовременно только в налоговом учете. В бухучете они увеличивают стоимость основного средства (п. 8 ПБУ 6/01).
Шаг третий: введи в эксплуатацию
И последний важный момент, который влияет на расчет первоначальной стоимости. После того как фирма введет имущество в эксплуатацию, сформированная в бухгалтерском и налоговом учете стоимость основного средства может увеличиваться только в редких случаях. А именно: в случае достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и технического перевооружения объекта (п. 2 ст. 257 НК РФ, п. 14 ПБУ 6/01). Для фирмы это означает следующее. Предположим, расходы на определенные работы (например, ремонтные) она хочет списать единовременно. Тогда договор на их выполнение следует заключить уже после того, как будет оформлен акт ввода объекта в эксплуатацию. В противном случае расходы на ремонт попадут в первоначальную стоимость основного средства. Е.В. Садовникова, эксперт «УНП»