Учет безналичных расчетов / Бухгалтерский учет на малых предприятиях / Бухгалтерский учет в отдельных сферах деятельности /
Расчеты между организациями производятся в безналичной форме путем перевода денежных средств с банковских счетов одного юридического лица на счета другого на основании расчетных документов. Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или в установленных случаях электронного платежного документа:
• распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
• распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).
При этом могут использоваться:
• платежные поручения - распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную сумму на счет получателя средств, открытый в другом банке;
• чек - ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной суммы чекодателю;
• аккредитивы - условное денежное обязательство, принимаемое банком по поручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку произвести такие платежи;
• платежные требования и инкассовые поручения - документы для осуществления расчетов по инкассо (банковская операция, посредством которой банк по поручению и за счет клиента на основании данных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа).
Предприятия, как участники расчетов, самостоятельно определяют формы указанных документов с обязательными реквизитами.
Денежные средства организация должна хранить в банке, для чего она открывает в его учреждении расчетный, валютный и специальные счета.
Учет операций по расчетному счету ведется на счете 51 «Расчетные счета», по дебету которого отражается поступление денежных средств, а по кредиту - их выбытие.
Основанием для отражения операций по счету 51 являются выписки с этого счета, которые банк выдает организации ежедневно (или периодически в установленные им сроки). К выписке банка прилагаются документы, подтверждающие выполнение финансовых операций, нашедших в ней отражение. Выписка является копией (вторым экземпляром) лицевого счета, который банк ведет по расчетному счету организации.
Примеры бухгалтерского учета операций по расчетному счету:
Содержание хозяйственной операции
|
Основание/ Первичный документ
|
Отражено в бухгалтерском учете
|
Дт счетов
|
Кт счетов
|
Поступили денежные
средства в оплату
Товаров (работ, услуг)
|
Выписка банка, Платежное поручение
|
51
|
62-1
|
Сдача наличных денежных средств на расчетный счет в банке
|
Выписка банка, платежное поручение
|
51
|
50
|
Получены авансы от заказчиков
|
Выписка банка, платежное поручение
|
51
|
62-2
|
Поступление
сумм вкладов в уставный в уставный капитал
|
Выписка банка, платежное поручение
|
51
|
75
|
Получение наличных
денежных средств с расчетного счета в банке
|
Выписка банка, чек
|
50
|
51
|
Оплачены счета поставщиков и подрядчиков
|
Выписка банка, платежное поручение
|
60
|
51
|
Перечислены платежи в
бюджет
|
Выписка банка, платежное поручение
|
68
|
51
|
Перечисление страховых
взносов в ПФР, ФСС, ФФОМС и ТФОМС
|
Выписка банка, платежное поручение
|
69
|
51
|
|
|