Столичные налоговики назвали способы оспорить решение проверяющих
Егор Хан, корреспондент «УНП»
Инспекции отправляют уведомления по юрадресу, зная, что компании там нет
Налоговики обязаны знакомить компании с результатами «встречек»
Очень часто компании выигрывают в налоговых спорах только на том основании, что инспекторы нарушают процедуру вынесения решения по проверке. Нам удалось ознакомиться с обзором судебной практики, который специалисты УФНС по г. Москве составили и разослали по инспекциям. Из него ясно, какие огрехи налоговых инспекторов компании чаще всего оборачивают в свою пользу.
Инспекторы не знакомят с результатами проверки
Самое частое нарушение – инспекторы не уведомляют компанию о дате и времени рассмотрения материалов проверки, вынесения решения.
В своем обзоре московские налоговики привели судебные решения в пользу компаний по самым грубым нарушениям. Например, когда акт проверки вообще не составлялся (постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 17.04.08 № КА-А40/3116-08, от 17.03.08 № КА-А40/207-08). Уведомление о месте и времени рассмотрения материалов не высылалось (постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 06.04.09 № КА-А40/2569-09-2, от 11.02.08 № КА-А40/223-08). Возражения компании на акт проверки не учитывались при вынесении решения (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.01.09 № 09АП-16751/2008).
Но на деле налоговики зачастую не то чтобы совсем забывают направить уведомление, а, к примеру, отправляют его на юридический адрес компании, заведомо зная, что фактически организация работает в другом месте (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10.02.09 № КА-А40/12874-08). Или направляют уведомление телеграммой прямо в день вынесения решения (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 29.05.09 № Ф03-2375/2009). Таким образом, они вроде бы формально соблюдают процедуру, но при этом лишают компании возможности представить свои возражения. Но и такие нарушения дают возможность компании победить в суде.
Налоговики также обязаны ознакомить проверяемую компанию и с материалами по так называемым дополнительным мероприятиям налогового контроля – итогами встречных проверок, опросов свидетелей, осмотров помещений. Иначе их решение признают незаконным (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27.02.09 № КА-А40/723-09).
Огрехи в решении по результатам проверки
Еще одно частое нарушение налоговиков – они в решении не указывают обязательные элементы (их перечень содержится в п. 8 ст. 101 НК РФ). Например, документы, подтверждающие налоговое правонарушение. Это основание компании также успешно используют, чтобы добиться отмены решения по проверке (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10.09.08 № КА-А40/7985-08).
В каких случаях выигрывают налоговики
В своем обзоре специалисты УФНС привели также примеры, когда, несмотря на процедурные нарушения, суд принимал решение в пользу инспекции. Так, суды разрешают налоговикам не знакомить компании с материалами дополнительных контрольных мероприятий в трех случаях. Во-первых, если в ходе допросов не выявлено никаких новых обстоятельств, не отраженных в акте (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.12.08 № КА-А40/11472-08-П). Во-вторых, если эти материалы не повлияли на первоначальный размер доначислений (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 03.02.09 № А40-67014/07-109-274). В-третьих, если доначисления в результате допмероприятий были снижены (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.12.08 № 09АП-14957/2008-АК).
Расхождения между счетом-фактурой и маркировкой товара влияют на вычет
Ирина Титова, корреспондент «УНП»
По мнению большинства налоговых инспекций Москвы, компания не вправе предъявлять к вычету НДС по счету-фактуре, в котором страна – производитель товара указана в соответствии с документами поставщика, а не с маркировкой (штрихкодом) (оговоримся, речь идет о ситуациях, когда компания не является импортером).
НАПОМНИМ. Если компания торгует импортным товаром, то в счете-фактуре необходимо указывать страну происхождения товара и номер ГТД. Однако она несет ответственность только за соответствие этих сведений в выставленных счетах-фактурах тем данным, которые содержатся в полученных счетах-фактурах (п. 5 ст. 169 НК РФ).
Проведенный нами опрос показал, что инспекторы очень придирчиво относятся к счетам-фактурам на импортные товары.
В частности, в налоговых инспекциях № 1, 5, 16, 17, 20, 21, 22, 36, 37 рекомендуют самостоятельно разыскать ГТД. Инспекторы не откажут в вычете только в том случае, если, несмотря на иную маркировку, страна происхождения в счете-фактуре, выданном компании, совпадает с той, которая указана в таможенной декларации. А в ИФНС № 1 предлагают пробить номер ГТД по их базе, чтобы выяснить, откуда ввезен спорный товар.
Самые категоричные инспекторы в ИФНС № 34. Здесь обещали сразу доначислить налог, как только обнаружится расхождение.
Компаниям, состоящим на учете в инспекциях № 13, 14, 26 и 27, повезло. Если сумма НДС «незначительная» и компания не подает декларацию к возмещению, инспекторы проигнорируют расхождения.
В инспекциях № 4, 9, 30 порекомендовали направить запрос в УФНС по г. Москве.
И лишь в ИФНС № 3, 23 и 25 сказали, что для компании, которая купила товар в России, не имеет принципиального значения страна происхождения.
Новые реквизиты для тех, кого переводят из ИФНС № 32 в 29-ю
Яна Николаева, корреспондент «УНП»
В УФНС по г. Москве нам сообщили новые реквизиты для платежей тех компаний, которые переводятся из инспекции № 32 в ИФНС № 29.
Как мы уже писали, с 1 июля компании, которые состояли на учете в ИФНС № 32, переводятся в инспекцию № 29, а компании из ИФНС № 37 переходят в инспекцию № 24 (см. «УНП» № 20, 2009, стр. 1 московской вкладки «Компании из ИФНС № 32 и 37 переведут в другие инспекции»). Кроме того, нам стало известно, что подписан приказ о слиянии трех налоговых инспекций – № 15, 16 и 17. Вместо них будет одна налоговая. Предположительно ее здание будет располагаться возле станции метро «Алексеевская».
Компании, переведенные из ИФНС № 32 в 29-ю инспекцию, будут перечислять налоги по следующим реквизитам:
– в поле «Получатель платежа» – ИНН 7729150007 КПП 772901001 УФК по г. Москве (для ИФНС России № 29 по г. Москве, л/с 40100770029);
– в поле «Банк получателя» – отделение № 1 Московского ГТУ Банка России г. Москва 705 БИК 044583001, р/с 40101810800000010041.
Для компаний, которые до сих пор состояли на учете в ИФНС № 29, ничего не меняется.
Портрет инспекции. ИФНС № 16 по СВАО г. Москвы: доначисляет сдержанно, взыскивает еще меньше
Что хорошего. Инспекторы стараются не затягивать выездные налоговые проверки – управляются в среднем за 65 дней. Это значительно ниже среднего показателя по Москве, который составляет 83 дня*. Результативность этих мероприятий сравнительно очень низкая: доначисления составляют в среднем 2 059 000 рублей в расчете на одну ревизию (среднегородской уровень – 7 151 000 рублей*).
Эта инспекция без особого рвения взыскивает недоимку прошлых лет – на уровне 10 процентов от общей суммы взысканных доначислений (средний показатель по городу – 16,7%*). А в первом квартале 2009 года работа по взысканию сумм доначисленных платежей по налоговым проверкам 2008 года не проводилась вовсе. Это следует из внутренних документов столичного УФНС.
Результативность проверок контрольно-кассовой техники чуть ниже среднегородского показателя. В 37 процентах случаев инспекторы выписывают административный штраф (средний показатель по Москве – 38%)**.
Что плохого. В прошлом году инспекторы посетили около 5 процентов отчитывающихся в ИФНС № 16 компаний. Это выше среднего показателя по Москве, который составляет 4,7 процента*.
ИФНС № 16 всегда штрафует компании, которые не представили запрошенные сведения о контрагентах, а также обследует все помещения потенциальных однодневок.
Чего хотят инспекторы. Бумажные декларации требуют сдавать с двумерным штрихкодом. Программу для нанесения кода в инспекции запишут бесплатно. Декларации со штрихкодом можно сдать, минуя общую очередь. Их принимает отдельный инспектор.
Что говорят коллеги. «Самая большая проблема этой инспекции – отсутствие нормального операционного зала, – поделилась впечатлениями главный бухгалтер столичной торговой компании. – Поэтому ждать вызова к инспектору приходится в тесном коридорчике или вообще на улице. Обеденного перерыва у инспекции нет, но только в теории. На практике охрана перекрывает вход в инспекцию в обеденное время. Что касается инспекторов, то никаких проблем в общении с ними нет. Особенно это касается сотрудников, которые работают здесь уже много лет. Они и по телефону проконсультируют, и примут в любое время, и в декларации на ошибки укажут».
Руководитель инспекции. Руководитель ИФНС № 16 – Михайлова Наталья Викторовна принимает с понедельника по четверг с 11.00 до 13.30 и в пятницу с 10.00 до 13.30. Но прежде чем идти на прием к руководителю, сначала нужно обратиться за решением вопроса к одному из ее заместителей. Записаться на прием можно по телефону (495) 471-14-81.
Где находится. 129346, г. Москва, ул. Малыгина, д. 3, корп. 2. Проезд до станции метро «Медведково», далее автобусом 774 до остановки «Ул. Малыгина». До этой остановки можно добраться и от станции метро «Бабушкинская» – на автобусах № 605 и № 696.
* По данным УФНС по г. Москве за 2008 год.
** По данным УФНС по г. Москве за 6 месяцев 2008 года.
Телефоны отделов ИФНС № 16 по СВАО г. Москвы
Отдел
№ кабинета
Телефон
Отдел работы с налогоплательщиками
168
(499) 760-49-16
Отдел регистрации и учета налогоплательщиков
169
(495) 475-14-95
Отдел учета, отчетности и анализа
115
(495) 470-29-38
Отдел оперативного контроля
172
(495) 475-39-00
Отдел урегулирования задолженности
146
(495) 471-10-27
Отдел камеральных проверок № 1
149
(499) 760-49-13, (495) 475-48-59
Отдел камеральных проверок № 2
135
(499) 760-49-03, (499) 760-49-14
Отдел камеральных проверок № 3
165
(499) 760-49-27, (495) 471-17-08
Отдел выездных проверок № 1
145
(495) 471-30-91
Отдел выездных проверок № 2
119
(495) 471-10-27
Отдел выездных проверок № 3
125
(495) 475-56-25
Юридический отдел
171
(495) 475-37-17
Отдел налогового аудита
126
(495) 471-07-02
Отдел встречных проверок
162
(499) 760-49-25
Отдел ввода и обработки данных
154
(495) 470-24-38
Столичные судьи защитили право компаний на зачет и возврат налогов
Артем Щербаков, эксперт «УНП»
У инспекторов есть всего месяц на возврат налога по заявлению компании и 10 рабочих дней на зачет платежей (п. 4, 5, 6 ст. 78 НК РФ). Но инспекторы находят множество формальных оснований для того, чтобы затянуть перечисление средств на счет организации. Как к этому относятся арбитражные судьи столичного региона – в нашем обзоре.
Так, Минфин России полагает, что компания не может получить налог до окончания камеральной проверки декларации (см. письмо Минфина России от 12.05.09 № 03-02-08/36), которая может длиться до трех месяцев (п. 2 ст. 88 НК РФ). Также налоговики часто требуют проведения сверки расчетов с бюджетом, мотивируя это тем, что переплату необходимо подтвердить (п. 3 ст. 78 НК РФ). Помимо этих оснований для отказа у инспекторов появляются новые.
Позиция московских судов по возврату и зачету налогов
Под
каким предлогом инспекторы не вернули и не зачли налог
Решение суда
Комментарий «УНП»
Компания
сменила налоговую инспекцию. На руках у организации имелись акты
сверки, заверенные старой инспекцией. По выпискам у компании
числилась переплата, которую она попросила вернуть. Новая инспекция
не вернула налог, ссылаясь на то, что старая налоговая официально
не передала документы
Суд
признал бездействие налоговой инспекции незаконным. Лицевые счета и акты
сверки, проведенные со старой инспекцией, подтверждают наличие
переплаты. Таким образом, новая инспекция обязана вернуть излишне уплаченный
налог по заявлению компании (постановление* от 21.05.09
№ КА-А40/3469-09)
При
смене инспекции сверка обязательна, причем после снятия компании с учета
(п. 3.3.1 приказа ФНС России от 09.09.05 № САЭ-3-01/444@). Поэтому
выявленную переплату должна вернуть новая ИФНС. И независимо
от того, пришли или нет документы из старой инспекции, ведь
ограничений в статье 78 НК РФ нет
Компания
подала заявление на возврат налога, инспекция вынесла решение
об отказе. Компания оспорила его в суде и подала новое
заявление на возврат, приложив решение суда и потребовав проценты
за просрочку. Инспекция вернула налог, но отказалась платить
проценты
Проценты
за просрочку инспекция выплатить обязана. При этом срок, с которого
они рассчитываются, начинается со дня, когда истек месяц после подачи
компанией первого заявления. Именно с этого момента инспекция узнала
о наличии у компании переплаты. Дата подачи второго заявления роли
не играет (постановление от 04.05.09 № КА-А40/3311-09)
Если
компания подает несколько заявлений на возврат, например,
при изменении суммы переплаты, ИФНС считает срок возврата от даты
получения последнего заявления. Однако проценты начисляются по истечении
месяца с даты подачи первого заявления. Это
подтверждают и окружные судьи (см. постановление от 12.03.09
№ КА-А40/1457-09)
Компания
выиграла дело в суде, оспорив излишне взысканный налог, и подала
заявление о возврате. ИФНС не вернула налог, сославшись на то,
что в судебном акте сказано лишь о признании недействительным
решения ИФНС. Но собственно про возврат – ничего
Отсутствие
в судебном акте, которым решение ИФНС признано недействительным, пункта,
обязывающего инспекцию вернуть налог, не является основанием для невозврата. Вернуть налог ИФНС должна на основании
статьи 78 НК РФ (постановление от 04.05.09 № КА-А40/3588-09)
Инспекция
вернет налог только по письменному заявлению компании (п. 6 ст. 78 НК
РФ). Решение суда может лишь подтвердить обоснованность возврата. А если суд
признает право компании на зачет налога, то ИФНС обязана зачесть
переплату самостоятельно (абз. 2 п. 5 ст. 78
НК РФ)
Инспекция
обнаружила у налогового агента недоимку по налогу на прибыль и
начислила пени и штраф по статье 123 НК РФ. Недоимку налоговый
агент погасил, но по ошибке в большей сумме, переплату попросил
зачесть в счет пеней и штрафа. Инспекция отказала, мотивируя тем,
что переплата фактически возникла у налогоплательщика, а пени
и штраф – у налогового агента
Пункт
2 статьи 24 НК РФ устанавливает, что налоговые агенты имеют те же права,
что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым
кодексом. Статья 78 НК РФ не содержит никаких ограничений, поэтому
инспекция по заявлению агента должна зачесть переплаченный им налог
в счет пеней и штрафа (постановление от 22.04.09
№ КА-А40/3220-09)
ИФНС
по заявлению налогового агента обязана вернуть или зачесть налог
на общих основаниях (п. 14 ст. 78 НК РФ). Однако если компания-агент
удержала у налогоплательщика лишние суммы, то налогоплательщик
может потребовать от агента возврат в порядке гражданского законодательства
(см. письмо Минфина России от 26.01.09 № 03-03-06/1/31)
* Здесь и далее постановление Федерального арбитражного суда Московского округа.
Подмосковные приставы ищут налоговых должников через социальные сети
Ольга Рэм, корреспондент «УНП»
Подмосковные приставы стали искать граждан, задолжавших налоги, через сети «Одноклассники», «ВКонтакте.Ру», «Мой Мир» в интернете. Об этом «УНП» сообщили в пресс-службе Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области.
Планируемый алгоритм действий таков. Сначала судебный исполнитель находит должника в одной из социальных сетей и обычным сообщением направляет ему требование явиться в службу и погасить задолженность. Подтверждение получения сообщения выдаст сама сеть. Одновременно с этим судебный исполнитель запрашивает у владельца сети IP-адрес должника. По IP-адресу сотрудники службы собираются вычислять реальное местонахождение должника.
Для идентификации должников приставы будут использовать имеющиеся у них паспортные данные, а именно сведения о дате и месте рождения. Как нам сообщили в пресс-службе УФССП по Московской области, этот способ не поможет вычислить всех без исключения, но определенные результаты он должен принести. Сейчас ведутся переговоры с владельцами социальных сетей о заключении соглашений о сотрудничестве.
Но это все только планы. Пока же подмосковным приставам удалось подобным образом вычислить лишь одну должницу из области. Повестки, направляемые ей по адресу прописки, она игнорировала. Тогда специалист службы Сергей Шестаков разыскал ее в сети «Мой Мир», направил ей требование погасить долг и извещение о наложении запрета на пересечение границ РФ. Кроме того, через сеть удалось узнать ее IP-адрес, а затем и реальный адрес. Должница обнаружилась на территории комплекса «Байконур» в Казахстане. Далее приставам удалось узнать, что она купила билет на поезд Бишкек – Москва, и ее сняли с этого поезда пограничники при въезде в Россию, а затем возбудили уголовное дело. Именно этот случай побудил службу поставить поиск должников через сети «на поток».
Горячая линия
Упрощенная система налогообложения
На вопросы отвечает Геннадий Хан (ИФНС России № 9 по Московской области)
Геннадий Хан, и. о. начальника отдела камеральных проверок ИФНС России № 9 по Московской области.
Оплаченное сырье можно учесть в расходах только после его прихода на склад
– Занимаемся производством и применяем упрощенную систему с объектом «доходы минус расходы». Недавно мы перечислили поставщику предоплату за партию сырья. Можем ли мы учесть ее в расходах?
– Нет. Расходы на покупку сырья с этого года можно включить в расходы в момент оплаты. Это следует из подпункта 1 пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса. При этом расходы должны быть фактически осуществлены. Таковы требования пункта 2 статьи 346.16 кодекса. А значит, оплаченное сырье также должно быть получено и оприходовано на складе.
– Часть сырья мы закупили и получили еще в конце прошлого года, но передали в производство только в мае. Когда мы имели право включить его стоимость в расходы – в первом квартале или только после того, как списали сырье в производство?
– Включить стоимость сырья в расходы в этом случае вы могли только в апреле. То есть после того, как сырье было передано в производство. Ведь на момент, когда вы закупили сырье, то есть в 2008 году, поправка, которая позволяет списывать сырье в расходы сразу после его оплаты, еще не действовала. Поэтому при списании затрат вам нужно руководствоваться прежней редакцией подпункта 1 пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса. А она предписывала учитывать расходы на сырье по мере его списания в производство.
КОММЕНТАРИЙ «УНП». Каких-либо переходных положений на этот счет Налоговый кодекс не содержит. Поэтому стоимость сырья и материалов, которые были оплачены, но не списаны в производство до 1 января 2009 года, можно учесть при расчете налога за первый квартал 2009 года. То есть не дожидаясь их отпуска в производство. Подтверждают это и в Минфине России (письмо от 04.05.09 № 03-11-11/75).
Книгу учета доходов и расходов в середине года в инспекцию представлять не нужно
– Декларацию по «упрощенке» по итогам отчетных периодов мы теперь не представляем. За первое полугодие наша компания скорее всего получит убыток. То есть налога к уплате у нас не будет. Не заблокируют ли нам в этом случае расчетный счет из-за неуплаты налога?
– Нет, ведь решение о приостановлении операций по счетам в банке инспекция может принять только в случае неисполнения компанией требования об уплате налога, пеней или штрафа. Либо в случае непредставления в инспекцию декларации.
– А нужно ли на всякий случай представить в инспекцию письмо с пояснениями, что компания получила убыток? Требуется ли это как-то документально подтверждать, например копией книги учета доходов и расходов?
– Компания может направить в инспекцию такие документы, однако это исключительно ее право, а не обязанность. Законных оснований в середине года запрашивать у компаний книгу учета доходов и расходов, чтобы проверить расчет авансов у инспекторов нет (ст. 88 НК РФ, п. 1.5 Порядка, утв. приказом Минфина России от 31.12.08 № 154н. – Примеч. ред.).
КОММЕНТАРИЙ «УНП». По факту можно перечислить в принципе любую сумму авансов. Установить, что компания их занизила, инспекторы смогут только по итогам года, когда получат налоговую декларацию за год, и максимум, что за это грозит компании, – это пени (см. «УНП» № 14, стр. 7 «Авансы по «упрощенке» инспекторы проверить не смогут»).
Возмещаемые соцстрахом расходы при расчете налога не учитываются
– С этого года перешли на упрощенную систему с объектом «доходы минус расходы». В первом квартале у нас были расходы на оплату пособий по временной нетрудоспособности. Могли ли мы учесть такие расходы при расчете налога?
– Да, выплаченные пособия по временной нетрудоспособности признаются в расходах при расчете налога. Это следует из подпункта 6 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса.
– Это относится ко всей сумме пособия?
– Нет, только к той части пособия по временной нетрудоспособности, которую компания платит за счет собственных средств. То есть к части пособия, которая превышает один федеральный МРОТ (ст. 3 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ, ст. 2 Федерального закона от 31.12.02 № 190-ФЗ. – Примеч. ред.).
– А мы при расчете налога за первый квартал учли всю сумму выплаченного пособия, в том числе и возмещаемую ФСС. Но после того, как фонд в мае возместил нам эту часть расходов, мы включили ее в доходы. Получается, что мы неправильно поступили?
– Да, неправильно. Та часть пособия, которую возмещает Фонд соцстраха, при расчете «упрощенного» налога не учитывается. В данном случае вы занизили сумму налога за первый квартал. Поэтому вам необходимо пересчитать сумму налога за первый квартал и доплатить недостающую сумму в бюджет, в том числе и пени.
На «упрощенке» сдавать бухгалтерскую отчетность в инспекцию не требуется
– Мы зарегистрированы как общество с ограниченной ответственностью и применяем упрощенную систему. Бухучет, как и до перехода на «упрощенку», ведем в полном объеме. Должны ли мы представлять бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию?
– Нет, сдавать бухгалтерскую отчетность требуется, только если обязанность по ее составлению и представлению прямо закреплена в Федеральном законе от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Это следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса. А компании, перешедшие на упрощенную систему, от ведения бухучета в полном объеме, а значит, и представления бухгалтерской отчетности освобождены. Основание – пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ.
– Как же тогда понимать недавно появившиеся разъяснения, в частности письмо Минфина России от 20.04.09 № 03-11-06/2/67, в котором сказано, что компании, созданные в форме ООО и применяющие «упрощенку», обязаны составлять бухгалтерскую отчетность?
– Полностью отказаться от ведения бухучета и составления отчетности им действительно практически невозможно. Иначе будет сложно распределять прибыль, определять стоимость отчуждаемого имущества в результате крупной сделки и долю участника при выходе из общества, формировать разделительный или ликвидационный баланс при реорганизации и ликвидации. Однако обязанности представлять бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию у компаний на «упрощенке» нет.
Курс валюты для расчета стоимости оборудования берут на дату ввода в эксплуатацию
– Оборудование мы закупили за валюту. На какую дату брать валютный курс, чтобы определить его стоимость?
– Для пересчета нужно взять курс на дату оплаты оборудования.
– А почему не курс на дату начала использования имущества?
– Расходы при упрощенной системе признают кассовым методом (п. 2 ст. 346.17 НК РФ. – Примеч. ред.). Факт ввода объекта в эксплуатацию лишь свидетельствует о выполнении одного из условий для списания расходов.
КОММЕНТАРИЙ «УНП». Хотя официальных разъяснений нет, это же нам подтвердили и в Минфине России.
Справки даем
При торговле через палатки ККТ обязательна
«…Наша компания продает на рынке одежду и обувь. Торговлю ведем через тентовую палатку. По сути, это обычный каркас, обтянутый клеенкой. Должны ли мы в этом случае применять контрольно-кассовую технику?..»
Из письма главного бухгалтера Анатолия Жданова, г. Москва
Отвечал Анатолий Кленовский, начальник отдела организации контроля за применением контрольно-кассовой техники Министерства потребительского рынка и услуг Московской области
Да, Анатолий. Торговля через палатки не относится к разносной торговле, при которой можно не использовать контрольно-кассовую технику (ст. 2 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ).
Материал, из которого изготовлена палатка, значения не имеет. Поскольку закон № 54-ФЗ определение палатки не дает, нужно руководствоваться другими актами, в частности Налоговым кодексом. А там установлено, что палатка – это сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала (ст. 346.27 НК РФ). Почти аналогичное определение дано и в ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения». Там сказано, что палатка является легко возводимой сборно-разборной конструкцией, оснащенной прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которой размещен товарный запас на один день торговли. Таким образом, в вашем случае без кассового аппарата не обойтись.
Кроме того, торговые места на рынке должны быть оборудованы в соответствии со схемой их размещения (ст. 12, 15 Федерального закона от 30.12.06 № 271-ФЗ). Торговое место, включенное в схему, имеет постоянное местонахождение, поэтому не может быть отнесено к разносной торговле. Утвержденная схема размещения торговых мест сама по себе исключает разносную торговлю на рынках. Стационарность торгового места также подтвердит договор о предоставлении места в аренду.
Год выпуска машины в срок ее использования не входит
«…Ставки транспортного налога для грузовых машин в области с этого года зависят от срока их полезного использования. А как определять этот срок?..»
Из письма главного бухгалтера Кристины Светловой, г. Видное Московской обл.
Отвечала Алина Демидова, эксперт «УНП»
Кристина, его в этом случае определяют в календарных годах от года выпуска автомобиля (подп. 8 п. 17 Порядка заполнения декларации по транспортному налогу, утв. приказом Минфина России от 13.04.06 № 65н). При этом год выпуска машины в расчет не берется. Другими словами, если автомобиль, например, был выпущен в мае 2008 года, то на 1 января 2009 года срок его использования равен нулю, на начало 2010 года – одному году и т. д.
Личный интерес. Вычеты можно получить в инспекции и без справки 2-НДФЛ
«…Недавно я перешла на другую работу. Справку 2-НДФЛ с предыдущего места работы мне не дали, поэтому стандартные налоговые вычеты по НДФЛ на себя и ребенка мне по новому месту работы предоставить отказались. Сказали, что я могу заявить неполученные вычеты по окончании года, подав в инспекцию по месту жительства декларацию по форме 3-НДФЛ. Но к ней нужно будет приложить документы, подтверждающие право на вычеты, в том числе доходы и вычеты, полученные по прежнему месту работы, а их как раз и нет. Выходит, что заявить вычеты я все-таки не смогу?..»
Из письма главного бухгалтера #Евгении Ароновой, ##г. Москва
Отвечала Лариса Семина, главный налоговый инспектор отдела выездных проверок МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Московской области
Евгения, лучше, конечно, справку 2-НДФЛ у прежнего работодателя получить. Для этого можно подать заявление с просьбой выдать справку. Если представить его лично невозможно, например когда бывший работодатель находится в другом городе, можно направить заявление в адрес компании почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения. В нем обязательно указать адрес, по которому нужно будет выслать справку.
Если получить форму 2-НДФЛ все же не получится, например компания уже ликвидирована или сменила адрес и вам неизвестно ее новое местонахождение, это не лишает вас права обратиться в инспекцию с декларацией и заявлением о предоставлении неполученных стандартных вычетов. Заполнить декларацию, в частности указать полученные от бывшего работодателя доходы и налоговые вычеты, можно и на основании других документов. В частности, расчетных листков, трудовых договоров и др. Когда точный размер полученных доходов и вычетов восстановить не удается, достаточно будет указать их примерный размер. Инспекторы, получив вашу декларацию, сравнят ее данные с имеющимися у них сведениями из справок 2-НДФЛ, полученных от вашего бывшего работодателя, в том числе при его ликвидации, и пересчитают налоговую базу с учетом фактически полученных доходов и вычетов, то есть руководствуясь всей имеющейся в инспекции информацией.
Рассчитывать пособия по-своему компания не вправе
«…У нас в компании зарплата установлена исходя из МРОТ. По декабрь 2008 года сотрудникам начисляли зарплату 2300 рублей, а с января – 4330 рублей. В итоге сейчас начисления по больничному листу сотруднику, имеющему страховой стаж более восьми лет, иногда получаются ниже, чем для сотрудника со стажем меньше шести месяцев. Ведь для тех, чей страховой стаж меньше шести месяцев, больничный рассчитывается исходя из МРОТ на момент назначения пособия. Можем ли мы в своем внутреннем положении закрепить, что всем работникам средний заработок для пособий рассчитывается исходя из МРОТ на момент назначения пособия?..»
Из письма главного бухгалтера Галины Царевой, г. Москва
Отвечала Екатерина Бреева, заместитель начальника правового отдела Московского регионального отделения ФСС России
Галина, регулировать порядок расчета пособия своими внутренними документами компания не вправе.
Пособия по временной нетрудоспособности по общему правилу рассчитывают исходя из среднего заработка сотрудника за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления болезни (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ). Особый порядок расчета предусмотрен только для случаев, когда страховой стаж сотрудника на момент болезни составляет меньше шести месяцев. Тогда больничные положены в размере, не превышающем за полный календарный месяц федеральный МРОТ (п. 6 ст. 7 Федерального закона № 255?ФЗ).
КОММЕНТАРИЙ «УНП». Компенсировать сотрудникам возможные потери компания может, если установит в своем положении об оплате труда соответствующие доплаты. Естественно, за счет собственных средств компании. Она сможет учесть подобные доплаты в налоговом учете в составе расходов на оплату труда, правда, с них также придется платить ЕСН, взносы на обязательное пенсионное страхование и взносы на травматизм.
Проценты по кредиту, взятому для уплаты налогов, обоснованны
«…Чтобы выплатить сотрудникам зарплату и заплатить налоги, недавно нам пришлось взять в банке кредит. Можно ли учесть проценты по такому кредиту в расходах при расчете налога на прибыль?..»
Из письма главного бухгалтера Алены Борзовой, г. Москва
Отвечала Инна Михайлова, эксперт «УНП»
Алена, Налоговый кодекс не содержит запрета на учет подобных расходов (ст. 265, 269 НК РФ). Вместе с тем не исключено, что инспекторы могут попытаться поставить под сомнение обоснованность таких расходов, аргументируя тем, что они напрямую не направлены на получение компанией дохода. Поэтому расходы в виде процентов, начисленных по кредитным договорам, использованным для уплаты налогов и страховых взносов, экономически не обоснованы.
Однако судьи в этом, как правило, поддерживают налогоплательщиков (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 06.05.09 № КА-А40/3332-09). В составе внереализационных расходов на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса можно учесть расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида. Естественно, при условии, что они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). А этот факт можно обосновать тем, что неуплата компанией налога чревата не только пенями и штрафами, но и блокировкой банковских счетов. Что грозит потерей клиентов и возможной прибыли, иногда и полной приостановкой деятельности компании.