Формат бюджета налогов и сборов представлен в Приложении 3 «Альбом бюджетных форм малого предприятия».
Блок-схема процесса составления бюджета налогов на следующий плановый период отражена на рисунке 8.5.1.
На первом этапе формирования бюджета налогов, налогоплательщик (организация либо индивидуальный предприниматель без образования юридического лица) должен определить в соответствии с какой системой или системами налогообложения он обязан (или имеет право) осуществлять платежи налогов в бюджет.
Бюджетирование налогов зависит от особенностей деятельности и особенностей формы налогообложения, которую выбирает согласно действующему законодательству субъект хозяйствования.
В соответствии с законодательством РФ на территории РФ действуют: общая система налогообложения и специальные налоговые режимы.
Для МП деятельность которых подпадает под обложение общей системой налогообложения в соответствии с НК РФ существуют следующие виды налогов: Федеральные налоги: • налог на добавленную стоимость (НДС); • акцизы; • налог на доходы физических лиц (НДФЛ) • единый социальный налог (ЕСН); • налог на прибыль организации; - сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; - водный налог; - государственная пошлина. • налог на добычу полезных ископаемых. Региональные налоги: • транспортный налог; • налог на имущество организации. Местные налоги: • земельный налог; • налог на имущество физических лиц; • и др.
Налогообложение в соответствии со специальными налоговыми режимами применяется к отдельным субъектов хозяйственной деятельности (подходящих под требования установленные в НК РФ). К числу подобных режимов относятся: • Упрощенная налоговая система (УСН); • Единый сельскохозяйственный налог (Единый сельхозналог); • Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
Рисунок 8.5.1. Процесс составления бюджета налогов на следующий плановый период
Следующим этапом при формировании бюджета налогов (как отображено на рисунке 8.5.1) является непосредственно формирование бюджета налогов на следующий плановый период. Особенности и содержание данного этапа будут рассмотрены далее.
Третьим этапом процесса бюджетирования в части налогов на следующий налоговый период является корректировка бюджета налогов.
Первичная корректировка бюджета налогов (в части величин налоговых платежей к уплате) происходит по результату формирования БДДС (бюджета – представляющего из себя план/график получения и перечисления денежных средств).
Помимо того, корректировка данного бюджета, как и в случае с другими бюджетами, происходит при изменении величины факторов влияющих на формирование величины облагаемой базы.
Так при изменении объемов продаж товаров (работ, услуг) произойдет необходимость корректировать величину налоговых платежей по: НДС, акцизам, налогу на прибыль организаций (либо величин платежей, предусмотренных при специальных налоговых режимах).
В случае незапланированного выбытия амортизируемого имущества, появляется необходимость корректировки величины платежа по налогу на прибыль организации и налогу на имущество организации.
В случае принятия решения о задержке уплаты налоговых платежей (корректировка БДДС) появится необходимость увеличивать величину штрафов, пеней, неустоек и т.д.
|