Общество с ограниченной ответственностью применяет упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов).
Можно ли при определении объекта налогообложения уменьшить полученные доходы на следующие виды расходов: расходы в виде суммы, уплаченной страховой компании за добровольное страхование имущества от опасностей; расходы по оплате товаров бытовой химии, приобретаемых для содержания в чистоте производственных помещений?
По нашему мнению, расходы организации в виде сумм, уплаченных страховой компании за добровольное страхование имущества, не уменьшают налоговую базу по единому налогу, поскольку не предусмотрены п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Что касается расходов на покупку товаров бытовой химии, необходимых для содержания в чистоте производственных помещений, то они включаются в состав расходов, которые учитываются при расчете налогооблагаемой базы по единому налогу.
Как известно, при определении объекта обложения единым налогом, организации, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ учитывают материальные расходы, которые принимаются применительно к порядку, установленному для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ.
К материальным расходам относятся расходы на приобретение материалов, используемых на производственные и хозяйственные нужды: проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели (подп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ).
Следовательно, обоснованные и документально подтвержденные расходы организации по оплате товаров бытовой химии, приобретаемых для содержания в чистоте производственных помещений и соблюдения санитарных норм, учитываются в целях налогообложения (см.Письмо Минфина России от 15.08.2005 N03-11-04/2/45).
СИТУАЦИЯ 2
Организация была создана в мае 2004 г. Учредители-два физических лица. Основной и единственный вид деятельности - розничная торговля. По итогам 9 месяцев 2005 г. доход организации, определяемый в соответствии со ст. 248 НК РФ, составил 9 млн руб. (без учета НДС). Филиалов и представительств нет и создавать их в ближайшем будущем не планируется. Ранее упрощенная система налогообложения не применялась. Имеет ли право организация подавать заявление в ИФНС о переходе с 2006 г. на УСН?
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ. В соответствии с положениями Кодекса при подаче в 2005 г. заявления о переходе с 1 января 2006 г. на УСН действует ограничение, согласно которому доход от реализации, определяемый в соответствии со ст. 249 НК РФ, не должен превышать 11 млн руб. без учета НДС (см. Письмо Минфина РФ от 14.09.2005 N03-11-04/2/77).
Кроме того, чтобы не вновь созданной организации перейти на упрощенную систему налогообложения, должны выполняться еще два ограничения, которые указаны в подп. 15 и 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ:
- средняя численность работников организации не должна превышать 100 человек;
- остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, не должна превышать 100 млн руб.
СИТУАЦИЯ 3
Организация применяет упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов). Можно ли при определении объекта налогообложения уменьшить полученные доходы на сумму государственной пошлины, взысканной с нее в бюджет?
Налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ (при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ).
Перечень расходов, установленный п. 1 ст. 346.16 НК РФ, является исчерпывающим, и такой вид расходов, как расходы в виде уплаченной государственной пошлины, им не предусмотрен.
В то же время на основании подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ плательщики единого налога вправе уменьшить полученные доходы на суммы налогов и сборов, от уплаты которых они не освобождены в связи с применением упрощенной системы налогообложения (см. Письмо Минфина РФ от 29.04.2005 N 03-03-02-04/1/104). Государственная пошлина включена в перечень федеральных налогов и сборов.
Организации, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, от ее уплаты не освобождены. Следовательно, они имеют полное право включить в состав расходов, которые учитываются при расчете налогооблагаемой базы по единому налогу, указанные выше расходы.
СИТУАЦИЯ 4
Организация применяет упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения - доходы). Планируется принять на работу сотрудника-иностранца, имеющего разрешение на временное проживание в РФ.
Есть ли какие-то особенности оформления трудовых отношений с таким сотрудником? Каков порядок расчета взносов на обязательное пенсионное страхование и НДФЛ должен быть в этом случае?
Особенностью оформления трудовых отношений с иностранными работниками, временно проживающими на территории РФ, является то, что трудовой договор, заключаемый с ними, всегда будет срочным (ст. 58 ТК РФ). Срок действия договора определяется в соответствии со сроками действия документов, на основании которых иностранный гражданин имеет право находиться на территории РФ.
Имейте в виду!
Организация-работодатель обязана вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего в организации свыше 5 дней, в случае если работа в этой организации является для работника основной (ст. 66 ТК РФ).
Не забудьте, что организации, которые хотят привлечь работников-иностранцев, должны учитывать правила миграционного законодательства.
Нарушение работодателем правил привлечения и использования в РФ иностранных работников влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц - в размере от 25 до 200 минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - в размере от 100 до 3000 минимальных размеров оплаты труда (ст. 18.10 КоАП РФ).
Застрахованными лицами помимо граждан Российской Федерации являются постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору (ст. 7 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").
Следовательно, по мнению автора, за постоянно или временно проживающих на территории РФ иностранных граждан взносы на обязательное пенсионное страхование работодатель должен исчислять и перечислять так же, как и по другим работникам (гражданам РФ).
К сведению!
В случае если иностранный гражданин имеет статус временно пребывающего в РФ, он не является застрахованным лицом и соответственно на выплаты в пользу данного физического лица страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются (см. Письмо Минфина России от 12.05.05 N 03-05-02-04/95).
Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц не зависит от гражданства налогоплательщика.
В соответствии с главой 23 НК РФ если иностранный работник фактически в течение налогового периода пребывает на территории РФ 183 календарных дня и более, то он признается налоговым резидентом РФ и обязан уплатить налог на доходы физических лиц со всех подлежащих налогообложению доходов, полученных как от источников в РФ, так и от источников за пределами РФ, по ставкам, установленным ст. 224 НК РФ, в зависимости от вида дохода.
Если же иностранный работник фактически находился на территории РФ менее 183 календарных дней в течение налогового периода и налоговым резидентом РФ не является, то объектом обложения налогом на доходы физических лиц признаются только доходы, полученные им от источников в РФ. При этом ко всем видам доходов применяется налоговая ставка 30%.
СИТУАЦИЯ 5
В течение 2005 г. организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, приобрела, оплатила и ввела в эксплуатацию несколько объектов основных средств. С 01.01.2006 организация планирует перейти на общий режим налогообложения. Как определить остаточную стоимость этих объектов на 1 января 2006 г. в случае возврата на общий режим налогообложения?
Если организация переходит с УСН на общий режим налогообложения и имеет основные средства, расходы на приобретение которых не полностью перенесены на расходы за период применения УСН в порядке, предусмотренном подп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ, то в налоговом учете на дату такого перехода остаточная стоимость ОС и нематериальных активов определяется путем уменьшения остаточной стоимости этих основных средств, определенной на момент перехода на УСН, на сумму произведенных за период применения упрощенной системы налогообложения расходов, определенных в порядке, предусмотренном подп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ (см. п. 3 ст. 346.25 НК РФ в редакции Закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ).
СИТУАЦИЯ 6
Организация применяет упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов). В декабре 2004 г. она приобрела и оплатила объект основных средств, но ввела его в эксплуатацию в сентябре 2005 г.
В каком месяце организация должна была учесть при определении налоговой базы по единому налогу стоимость приобретенного в 2004 г. основного средства, но введенного в эксплуатацию в 2005 г.?
При определении объекта налогообложения налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, уменьшают полученные доходы на расходы по приобретению основных средств (подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Указанные расходы, осуществленные организацией в период применения УСН, учитываются в порядке, установленном подп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ, то есть на дату ввода приобретенных основных средств в эксплуатацию.
Стало быть, организация должна была учесть стоимость основного средства, приобретенного в 2004 г., но введенного в эксплуатацию в 2005 г. в периоде сдачи его в эксплуатацию, то есть в сентябре 2005 г. (см. Письмо Минфина РФ от 07.09.2005 N 03-11-04/2/69).
/”Экономика и жизнь”, 15.10.2005/
|