Как столичные налоговики планируют доначисления при выездных проверках
Ольга Рэм, корреспондент «УНП»
Одна среднестатистическая выездная налоговая проверка приносит инспектором на 4 млн рублей доначислений больше, чем они планировали. При этом только 14 процентов проверок заканчивается недовыполнением плана. Это следует из внутреннего отчета УФНС по Москве по итогам января–февраля, с которым нам удалось ознакомиться. Мы также выяснили, каким именно образом инспекторы планируют свои «доходы».
КСТАТИ. Средняя «цена» выездной проверки в столице чуть выше 7 млн рублей – это данные из отчета ФНС по итогам десяти месяцев прошлого года. Столько доначислений приходится на одну среднестатистическую выездную налоговую проверку. Но, конечно, такая высокая «средняя температура по больнице» держится благодаря громким проверкам очень крупных компаний. По статистике Федеральной налоговой службы, в Москве порядка 60 процентов выездных проверок заканчивается доначислениями до 500 тыс. рублей и 70 процентов – до миллиона.
По словам самих инспекторов, сумма планируемых доначислений – очень условный показатель: пока они не увидели своими глазами документацию компании, невозможно с уверенностью определить сумму налогов, пеней и штрафов. Но чтобы назначение проверки начальство утвердило, инспекторы с большими допущениями прогнозируют доначисления. А потом делят свой прогноз в несколько раз, чтобы не получить недовыполнения плана. В результате в большинстве случаев факт превышает план в среднем вдвое.
В основном инспекторы, конечно, возлагают надежды на НДС и налог на прибыль. Для планирования этих сумм налоговики собирают информацию о контрагентах компании, точнее тех из них, которые, по мнению инспекторов, имеют признаки однодневок. Таких признаков четыре. Это «массовый» руководитель, учредитель или заявитель (тот, кто подал документы на регистрацию компании). А также массовый адрес регистрации. Далее налоговики смотрят на расходы по сделкам с такими контрагентами и на вычеты НДС по ним. Соответствующие суммы и запланируют к доначислению при выездной ревизии.
Еще один способ планирования – сравнить бухгалтерскую и налоговую отчетность компании. К примеру, если доходы по бухучету превышают этот показатель по «прибыльной» декларации (сравнивается строка 010 формы № 2 со строкой 010 листа 02 декларации по прибыли), разницу включат в план доначислений. Аналогично по расходам, только, конечно, наоборот: инспекторы возьмут на вооружение превышение расходов в налоговом учете над бухгалтерскими (строка 020 формы № 2 сравнивается со строкой 030 листа 02 декларации). У расхождений могут быть вполне законные причины, но с ними налоговики уже будут разбираться при проверке. Оговоримся: к выездной ревизии инспекторов могут сподвигнуть только очень заметные расхождения.
Также налоговики используют для планирования выписки из банков об операциях по счетам – там ищут спорные расходы, которые можно снять.
У компаний, которые попадают под выездную из-за низких зарплат сотрудников, львиную долю планируемых доначислений составляют «зарплатные» налоги – НДФЛ и ЕСН. Здесь планы строятся по данным опросов сотрудников компаний и по среднеотраслевым зарплатам.
В Подмосковье доначисления не планируют
В УФНС по Московской области утверждают, что в Подмосковье не практикуется планирование конкретных сумм доначислений по проверкам. Мол, предпроверочный анализ ведется для того, чтобы принять решение о назначении выездной ревизии, но определенного плана по доначислениям нет. Как нам сообщили подмосковные налоговики, такое планирование неэффективно, так как реальные нарушения со стороны компании и соответственно суммы доначислений можно выявить только в ходе выездной проверки.
Аттестовать рабочие места и купить спецодежду можно за счет ФСС
Лев Бряков, корреспондент «УНП»
Как и в прошлом году, компании столицы и Подмосковья смогут в счет уплаты взносов на травматизм приобрести спецодежду для сотрудников, отправить их в санатории, провести аттестацию рабочих мест. Осталось дождаться приказа Минздравсоцразвития России, в котором будет утвержден конкретный перечень мероприятий, на которые в 2009 году можно будет потратить средства фонда. Как стало известно «УНП», этот документ готов, в конце апреля пройдет регистрацию в Минюсте и вступит в силу в мае.
По словам Ольги Черноморской, специалиста московского отделения ФСС, в новом приказе перечень мероприятий по охране труда несколько шире, чем прошлогодний. Поэтому те московские компании, которые планируют потратиться именно на эти цели, могут уже сейчас представить в столичное отделение Фонда соцстраха необходимый пакет документов, в том числе план по финансированию мероприятий по охране труда.
А вот в подмосковном ФСС до официального вступления в силу нового приказа документы не принимают. Как сообщила «УНП» Татьяна Мачиева, специалист московского областного отделения ФСС, «еще неизвестно, какие именно мероприятия министерство разрешит оплачивать за счет взносов». Тем не менее она сообщила, что у страхователей области есть возможность уже сейчас предварительно узнать в фонде сумму, на которую они смогут рассчитывать. Для этого можно обратиться в региональное отделение ФСС России.
НАПОМНИМ. До 1 августа компании могут подать в ФСС заявление о финансировании предупредительных мер. К заявлению прилагаются план финансирования, план мероприятий по улучшению охраны труда, копия акта проверки трудовой инспекции. Полный пакет документов перечислен в Правилах, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 30.01.08 № 43н. Размер финансирования может быть максимум 20 процентов от суммы взносов, уплаченных в 2008 году, за минусом сумм пособий по несчастным случаям.
Налог уплачен, даже если в платежке стоит не тот КПП и номер ИФНС
Яна Николаева, корреспондент «УНП»
Налог на прибыль считается уплаченным, даже если компания в платежке указала не ту налоговую инспекцию и неверный КПП. К такому выводу пришли судьи Федерального арбитражного суда Московского округа в постановлении от 18.03.09 № КА-А40/11099-08.
Свои интересы в суде пришлось отстаивать одной компании, которая в середине июля 2007 года сменила адрес и переехала из московской инспекции № 10 в ИФНС № 4. А несколько дней спустя «по старой памяти» в платежке на уплату налога на прибыль указала свой старый КПП и в поле получателя платежа – прежнюю налоговую (ИФНС № 10). В начале 2008 года новая инспекция (ИФНС № 4) решила, что у компании образовалась недоимка, выставила требование, а поскольку компания его не исполнила (между прочим, получила его позднее указанных в нем сроков уплаты), списала налог и пени со счетов компании в бесспорном порядке.
В суде инспекторы ссылались на дефектную платежку – мол, она как раз и подтверждает, что налог не уплачен. Но судьи посчитали, что этот документ, наоборот, подтверждает факт перечисления верной суммы. Раз деньги дошли до бюджета, взыскать их повторно нельзя. Налоговый кодекс содержит четкий перечень случаев, когда обязанность по налогу считается неисполненной. Ошибка в КПП и данных инспекции в платежном поручении в этом перечне не названа (п. 4 ст. 45 НК РФ).
Портрет инспекции. ИФНС № 8 по ЦАО г. Москвы: приходит редко, проверяет долго
Что хорошего. В этой инспекции доначисления по выездным налоговым проверкам в среднем составляют 2 689 000 рублей на одну ревизию. Это значительно меньше среднего показателя по столице – 7 151 000 рублей*. Кроме того, инспекторы сравнительно редко навещают компании с выездной проверкой: в прошлом году они посетили примерно 1,5 процента зарегистрированных в инспекции организаций (средний показатель по Москве – 4,7%*).
* По данным УФНС России по г. Москве за 2008 год.
Лишь 20 процентов проверок по ККТ, которые проводит ИФНС № 8, заканчиваются штрафами. Среднегородской показатель выше: 38 процентов** проверок заканчиваются составлением протокола об административном правонарушении.
В общей сумме взысканных доначислений недоимка прошлых лет составляет порядка 8 процентов. При этом среднегородской показатель – 16,7 процента*.
Что плохого. Инспекторы неторопливо проводят выездные проверки: среднестатистическая проверка длится 90 дней. Средний показатель по Москве – 83 дня*.
По итогам 2008 года ИФНС № 8 вошла в десятку инспекций, которые начислили наибольшие суммы налога на прибыль по результатам камеральных налоговых проверок. Общий результат инспекции – 742 800 000 рублей.
ИФНС № 8 всегда штрафует компании, которые не представили запрошенные сведения о контрагентах, а также обследует все помещения потенциальных однодневок.
Чего хотят инспекторы. Инспекторы просят организации предоставить сведения о главных бухгалтерах. Информацию нужно оформить в письменном виде и сдать в окно № 4 операционного зала. Представить нужно два документа: приказ о назначении главного бухгалтера (с его паспортными данными и указанием места постоянной регистрации), а также сопроводительное письмо на бланке организации с печатью и подписью генерального директора. В сопроводительном письме должен быть указан телефон компании.
Что говорят коллеги. Людмила Киселева, главный бухгалтер ООО «Гимназист»: «Инспекция года два назад переехала в новое здание. Поэтому с точки зрения бытовых условий дело наладилось. Несмотря на то что в операционном зале инспекции приемных окон много, большие очереди все равно бывают, особенно во время отчетных периодов».
Руководитель инспекции. Прежде чем записываться на прием к руководителю ИФНС № 8 Клинцовой Людмиле Львовне, придется попытаться решить проблему с руководителем соответствующего отдела или с одним из заместителей руководителя инспекции. Если они ничем не помогут, то организовать встречу с руководителем инспекции можно по телефону (495) 647-05-20.
Где находится. Заметим, фактический адрес инспекции отличается от юридического (что лишний раз доказывает – ничего противозаконного в этом нет). Фактический адрес инспекции: 109316, Москва, Волгоградский просп., д. 46Б, стр. 1. Проезд: метро «Текстильщики», далее пешком по Шоссейной улице до бывшего здания поликлиники АЗЛК. Юридический адрес: 129090, Москва, ул. Б. Спасская, д. 37, стр. 3. Корреспонденцию безопаснее отсылать только на фактический адрес, так как были случаи, когда отчетность, направленная по юридическому адресу, не доходила до инспекции.
** По данным УФНС России по г. Москве за 6 месяцев 2008 года.
Телефоны отделов ИФНС № 8 по ЦАО г. Москвы
Отдел
№ кабинета
Телефон
Юридический отдел
316, 318
(495) 647-05-07
Отдел работы с налогоплательщиками
207, 208
(495) 647-05-08
Отдел урегулирования задолженности
308, 309, 317
(495) 647-05-09
Отдел оперативного контроля
106, 210
(495) 649-36-91
Отдел регистрации и учетан алогоплательщиков
216, 218
(495) 647-05-11
Отдел ввода и обработки данных
230, 231
(495) 647-05-13
Отдел выездных проверок № 1
320
(495) 647-05-14
Отдел выездных проверок № 2
304
(495) 647-05-15
Отдел выездных проверок № 3
311
(495) 647-05-16
Отдел камеральных проверок № 1
205, 220
(495) 647-05-17
Отдел камеральных проверок № 2
331, 332, 333
(495) 647-05-18
Отдел камеральных проверок № 3
204
(495) 649-36-93
Отдел камеральных проверок № 4
307, 310
(495) 649-36-92
Отдел встречных проверок
330
(495) 649-36-61
Отдел учета, отчетности и анализа
404, 406
(495) 647-05-12
Московские суды не считают взаимозависимость доказательством недобросовестности
Артем Щербаков, эксперт «УНП»
Свежая практика Федерального арбитражного суда Московского округа показывает, что компании успешно отбиваются от обвинений инспекторов, основанных на взаимозависимости компании и ее контрагентов.
Налоговики часто прибегают к этому доводу, стремясь доказать схему ухода от налогов. Признаки взаимозависимости указаны в статье 20 Налогового кодекса, однако этот список не является исчерпывающим. Суд может учесть другие обстоятельства, свидетельствующие о взаимосвязи компаний. Поэтому инспекторы активно используют любые факты, которые, на их взгляд, могут убедить судей. Например, обслуживание через один банк или совпадение учредителей и юридического адреса.
Однако сама по себе взаимозависимость не доказывает получения необоснованной налоговой выгоды. Пленум Высшего арбитражного суда в своем постановлении от 12.10.06 № 53 разъяснил, что о взаимосвязи компаний можно судить по множеству факторов. Но все они должны оцениваться только с учетом других фактических обстоятельств, свидетельствующих о том, что умышленные действия компаний были направлены на налоговую экономию.
Как отбиваются от претензий налоговиков, основанных на взаимозависимости
Претензии инспекции
Решение суда
Комментарий «УНП»
Налоговики посчитали, что компания через взаимозависимую организацию искусственно создала задолженность, а затем списала ее на расходы как безнадежный долг
Суд посчитал, что фактические обстоятельства дела противоречат выводам налоговой инспекции. Долг подтверждается документами, а должник уже ликвидирован. Поэтому у компании появилось право списать эти суммы на основании пункта 2 статьи 266 НК РФ (постановление* от 11.03.09 № КА-А40/1255-09)
Суд в данном случае исходил из формального права компании на списание долга.
Однако если взаимозависимость прослеживается слишком явно (один и тот же
руководитель, один и тот же учредитель), суд может расценить систематические
убытки как необоснованную налоговую выгоду (см. постановление от 20.11.08 №
КА-А40/10749-08)
Компания заключала заведомо убыточные сделки с взаимозависимыми организациями. Тем самым был получен необоснованный убыток
Налоговая инспекция не представила доказательств совершения конкретных согласованных действий организациями. Кроме того, инспекция не установила причинно-следственную связь между взаимозависимостью и получением
необоснованной налоговой выгоды (постановление от 05.03.09 №
КА-А40/1012-09-П)
Иногда налоговикам удается доказать, что компании действовали согласованно. К примеру, когда все организации цепочки зарегистрированы в одно и то же время по одному адресу. И ни одна из них не могла проводить расходные операции, не получив предварительно на счет деньги от предыдущего участника схемы. Суд принял эти факты как доказательство взаимозависимости и незаконной налоговой экономии (постановление от 04.12.08 № КА-А40/11168-08)
Компания незаконно применила вычеты по НДС, поскольку в цепочке поставщиков присутствовали взаимозависимые организации
Взаимозависимость компании и ее контрагента не является основанием для отказа в вычетах НДС. Налогоплательщик выполнил все условия применения вычета, установленные НК РФ (постановление от 03.02.09 № КА-А40/98-09)
Если инспекция докажет помимо факта взаимосвязанности компаний еще и то, что контрагент, к примеру, не ведет реальной деятельности, не имеет складов и т. п., то суд может принять сторону налоговиков (постановление от 29.07.08 № КА-А40/5810-08-П)
Налоговая инспекция исключила часть вычетов по НДС, поскольку поставщик компании был взаимозависимым лицом
Суд указал, что взаимозависимость в целях налогообложения имеет значение только для проверки уровня цен (п. 2 ст. 40 НК РФ). Поскольку инспекция не доказала, что цены отклонялись от рыночных, решение инспекции об исключении вычетов неправомерно (постановление от 20.03.09 № КА-А40/2035-09)
Налоговый кодекс действительно дает право налоговикам только на проверку цен, если компании взаимозависимы. Однако на практике инспекторы трактуют статьи 20 и 40 НК РФ более широко. Это связано с тем, что в
постановлении Пленума ВАС РФ № 53 взаимозависимость указана как один из
признаков недобросовестности компании
* Здесь и далее – постановление Федерального арбитражного суда Московского округа.
Начальника ИФНС № 2 отстранили из-за взятки
Олег Жук, корреспондент «УНП»
Пятьсот евро за то, чтобы счета компании не были заблокированы – такую сумму, по версии следственного управления СК при столичной прокуратуре, получила в своем кабинете Зоя Данильчук, начальник ИФНС № 2. Ей может быть предъявлено обвинение в получении взятки. А представителя компании, который якобы эту взятку дал, вообще арестовали. В пресс-службе следственного управления Следственного комитета при прокуратуре по г. Москве нам сообщили, что за руководителем инспекции уже давно «наблюдали». Как говорят правоохранители, поводом тому послужили многочисленные сигналы. Зою Данильчук отстранили от руководства инспекцией, взяли с нее подписку о невыезде, в ее квартире провели обыск. Следователи, по их словам, «отрабатывают дополнительные эпизоды возможных противоправных действий». Возбуждено уголовное дело по статье 290 УК РФ «Получение взятки». Добавим, что Зоя Данильчук руководила инспекцией более десяти лет. Про взятку ее сослуживцы говорят, что «такого не может быть».
Рассказывать о другом подозреваемом – представителе компании, который якобы дал взятку, в следственном управлении категорически отказались. Известно только, что его задержали, возбуждено уголовное дело по статье 291 УК РФ «Дача взятки». Связаться с самими подозреваемыми и их адвокатами нам пока не удалось, но мы обязательно все выясним и расскажем, чем закончится это дело.
КСТАТИ. Исполняющей обязанности руководителя ИФНС № 2 назначена Елена Борисовна Бабашева. Все запросы в ИФНС можно оформлять на ее имя.
Горячая линия
Налоговые проверки
На вопросы отвечает Светлана Давидчук (УФНС России по Московской области)*
Светлана Давидчук, заместитель начальника отдела контрольной работы УФНС России по Московской области.
При смене адреса компании выездную проверку заканчивает прежняя инспекция
– Во время выездной проверки у нашей организации изменился адрес, и теперь мы состоим на учете в другой налоговой инспекции. Кто в этом случае будет заканчивать проверку: старая налоговая инспекция или новая?
– Та инспекция, которая вынесла решение о проведении проверки. То есть инспекция по прежнему местонахождению вашей организации.
– Выходит, что в случае несогласия с актом обжаловать его нужно будет в нашу прежнюю инспекцию?
– Да, именно так. В случае несогласия с актом проверки свои возражения компания должна будет направить в инспекцию по прежнему месту учета. Материалы проверки и возражения обязано рассмотреть руководство старой инспекции и вынести по ним соответствующее решение. Принятое по проверке решение специалисты старой инспекции передадут своим коллегам из новой инспекции, которые отразят результаты ревизии в вашей карточке расчетов с бюджетом. Апелляционную жалобу на вынесенное решение вашей компании также нужно будет подавать в инспекцию по прежнему местонахождению организации (п. 3 ст. 139 Налогового кодекса. – Примеч. ред.).
– Другими словами, специалисты новой инспекции в проверке не участвуют?
– Это не совсем так. Состав проверяющих инспекторов может пополниться сотрудниками из новой налоговой инспекции. Для этого вносятся изменения в решение о проведении выездной проверки. Но ответственность за такую проверку все равно несут специалисты прежней налоговой инспекции, которые инициировали и начали проверку организации. Их коллеги из инспекции, куда перешла компания, будут лишь помогать, например, запрашивать у компании требуемые документы.
Компания сама вправе решить, как проверять благонадежность контрагента
– Хотим проверить благонадежность нового делового партнера. Можем ли мы проверить действительность его ИНН, не обращаясь официально за выпиской из ЕГРЮЛ, например, через сайт ФНС?
– Да, это возможно. На сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru есть раздел «Государственная регистрация и учет налогоплательщиков». В нем можно найти данные о компаниях, внесенных в ЕГРЮЛ. Там также можно узнать, действует ли интересующее вас предприятие, находится ли оно в стадии ликвидации или уже ликвидировано.
– А будет ли распечатка с сайта достаточным подтверждением нашей осмотрительности в выборе делового партнера?
– Если сделка реальная, то есть у компании помимо договора и первичных документов есть подтверждение реальности поставки и встреч с представителями своего контрагента, она в курсе его фактического местонахождения и кто его директор, то проблем быть не должно. В противном случае распечатки с сайта и выписки из ЕГРЮЛ инспекторов в осмотрительности и налоговой добросовестности вашей компании убедить не смогут.
Зачесть налог можно только после того, как будет принято решение о возмещении
– Декларацию по налогу на добавленную стоимость за четвертый квартал мы представили в инспекцию раньше установленного срока ее сдачи, поэтому камеральная проверка у нас уже должна была закончиться. Однако решения мы пока не получили. В какие сроки инспекция должна выдать решение о возмещении НДС?
– Если не будет нарушений, то компания вправе ожидать решение о возмещении НДС через семь дней после окончания проверки.
– А если инспекция выявит ошибки?
– Тогда она обязана в течение 10 рабочих дней составить акт камеральной проверки и после этого вручить его компании в течение пяти рабочих дней. Такие сроки установлены в пунктах 1 и 5 статьи 100 Налогового кодекса.
– Допустим, инспекторы эти сроки нарушат. Как в этом случае отсчитывать 15-дневный срок, который отведен для обжалования акта?
– На представление возражений по акту это никак влиять не должно. Их компания сможет представить в течение 15 рабочих дней с момента фактического получения акта. Только после истечения этого срока инспекция вправе будет вынести решение по проверке.
– Мы уверены в правомерности сумм, заявленных нами к возмещению. Можем ли мы, не дожидаясь решения, зачесть излишне уплаченный налог в счет имеющейся задолженности, а также платежей по налогу на добавленную стоимость за первый квартал?
– Нет, пока инспекция не приняла решения по результатам камеральной проверки, переплаты как таковой у вас нет. Поэтому вы не можете ее зачесть в счет недоимки как НДС последующего квартала. Аналогичное мнение высказано, например, в постановлениях федеральных арбитражных судов Дальневосточного округа от 24.01.08 № Ф03-А73/07-2/5773, Западно-Сибирского округа от 09.07.08 № Ф04-3647/2008(6595-А45-41).
Штрафы за несовпадение фактического и юридического адресов незаконны
– У нашей компании не совпадают юридический и фактический адреса. По фактическому адресу у нас зарегистрировано обособленное подразделение. Могут ли нас оштрафовать по статье 14.25 КоАП как за представление недостоверных сведений о компании?
– Только если компания при регистрации представила заведомо неверные сведения, например указала несуществующий адрес (см., например, постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.02.08 № Ф04-1051/2008(759-А45-40), от 24.10.07 № Ф04-7534/ 2007(39630-А45-26). – Примеч. ред.).
– А правомерен ли в этом случае штраф за непредставление или несвоевременное представление сведений о фактическом местонахождении компании?
– Нет, ведь срок для государственной регистрации изменений в учредительные документы компании, в том числе в связи с изменением ее местонахождения, Федеральным законом от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не установлен. Подтверждает это и письмо МНС России от 14.08.03 № 09-1-02/4040-АВ409. Но чтобы налоговая всегда могла оперативно связаться с компанией, имеет смысл письменно сообщить инспекторам почтовый адрес, по которому пересылать корреспонденцию.
КОММЕНТАРИЙ «УНП». Если компания после регистрации сменила адрес, то нельзя говорить, что это представление заведомо ложных сведений. Ведь они изначально были достоверными. Отсутствие компании в момент проверки по адресу, указанному в учредительных документах, по мнению судей, также не свидетельствует о том, что она не располагалась по этому адресу на дату регистрации.
К такому мнению судьи пришли в постановлениях федеральных арбитражных судов Московского округа от 02.11.06 № КА-А40/10640?06, Восточно-Сибирского округа от 15.05.07 № А69-2603/06-3-Ф02-2744/07, Западно-Сибирского округа от 14.08.07 № Ф04-5475/2007(37088-А67-15).
Справки даем
О смене почтового адреса лучше сообщить в инспекцию
«…Из-за переезда в новый офис местонахождение нашей компании сейчас не совпадает с юридическим адресом, который мы указали при регистрации. Изменения в учредительные документы и ЕГРЮЛ мы не вносили и об изменении адреса в инспекцию не сообщали. Акт по камеральной проверке инспекторы выслали нам на юридический адрес, и мы его, естественно, так и не получили. В итоге инспекция приняла решение по проверке без учета наших возражений. Можем ли мы обжаловать принятое решение на том основании, что не получали акт проверки?..»
Из письма главного бухгалтера Екатерины Цветаевой, г. Москва
Отвечал Максим Фомин,эксперт «УНП»
Екатерина, сделать это будет проблематично, поскольку вы не проинформировали инспекцию о своем новом местонахождении. Именно из-за этого инспекция не могла с вами связаться. Подтверждает это и судебная практика (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26.03.09 № КА-А40/2133-09). Судьи посчитали, что регистрация компании по определенному местонахождению обзывает ее обеспечить получение корреспонденции. Отсутствие компании по адресу, который был указан при регистрации, от такой обязанности ее не освобождает. Поэтому, если компания не смогла своевременно получить почту ни по одному из сообщенных ею адресов, суд посчитал, что процедура принятия решения по проверке инспекция не нарушила, и оставил его в силе.
Услуги риэлтора обоснованны
«…Сдаем в аренду офис. Поиском арендаторов занимается сторонняя компания. Можем ли мы учесть расходы на ее услуги при расчете налога на прибыль?..»
Из письма главного бухгалтера Марии Огаревой, г. Москва
Отвечала Светлана Князева, эксперт «УНП»
Да, Мария, можете. Расходы по поиску потенциальных арендаторов, в том числе демонстрации им помещений, можно учесть в составе прочих расходов (подп. 49 ст. 264 НК РФ). Подобные расходы связаны с производственной деятельностью компании, направленной на получение дохода от сдачи имущества в аренду (ст. 252 НК РФ).
Но чтобы убедить инспекторов в обоснованности затрат, нужно обосновать необходимость привлечения сторонних специалистов. Например, отсутствием в штате сотрудников, которые имеют необходимый опыт и знания в сфере риэлторской деятельности (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26.03.09 № КА-А40/2076-09). В качестве документального подтверждения помимо договора желательно иметь акты сдачи-приема услуг и отчеты.
Даже если в итоге договоры аренды по каким-то помещениям вы не заключили, расходы на услуги посредника все равно можно учесть. Но чтобы исключить придирки, лучше, чтобы в договоре были предусмотрены и иные услуги, связанные с поиском арендаторов. Например, мониторинг рынка и цен на сдаваемые в аренду офисные помещения.
Снять кассу с учета инспекторы могут сами только в одном случае
«…Недавно у нас изменился адрес. Головной офис переехал в другую инспекцию, а по местонахождению бывшего головного офиса мы зарегистрировали обособленное подразделение. Но когда мы подали в инспекцию заявление о внесении изменений в регистрационную карточку кассовой машины, которая фактически осталась в бывшем головном офисе, выяснилось, что инспекция в одностороннем порядке сняла ее с учета. Насколько это правомерно?..»
Из письма главного бухгалтера Олеси Даниловой, г. Москва
Отвечала Алина Демидова, эксперт «УНП»
Олеся, инспекторы не правы. Подтверждает это и судебная практика (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.03.09 № КА-А40/1188-09). Снять кассовую машину с учета в одностороннем порядке налоговики могут, только если истек нормативный срок амортизации модели ККТ, исключенной из государственного реестра. В этом случае инспекторы уведомляют компанию о снятии с регистрации такого кассового аппарата не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока ее амортизации. Основание – пункт 19 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (утв. постановлением Правительства РФ от 23.07.07 № 470).
Таким образом, повторно ставить кассовую машину и снова платить за установку ЭКЛЗ, которую требуется заменять при перерегистрации ККТ, ваша компания не должна. В сложившейся ситуации можно подать в инспекцию заявление с просьбой восстановить регистрацию кассовой машины и внести изменения в ее регистрационные данные. Подать такое заявление можно в произвольной форме. Однако если оно своего действия не возымеет, свою правоту скорее всего придется отстаивать в суде.
Отказ в регистрации правомерен, если заявление не прошито
«…Подали документы на регистрацию вновь созданной компании, однако в ее регистрации инспекция нам отказала. Мол, приложения к заявлению по форме Р11001 не прошиты. Насколько правомерен отказ в регистрации по такому основанию?..»
Из письма главного бухгалтера Дарьи Шаталовой, г. Москва
Отвечала Инна Михайлова, эксперт «УНП»
Дарья, действия инспекторов имеют свое обоснование. Дело в том, что каждый документ, подаваемый в регистрирующую инспекцию (включая заявление) более чем на одном листе, нужно сшивать и страницы пронумеровывать. Их количество должно подтверждаться подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа документа в месте прошивки. Такой порядок установлен в пункте 4 Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации (утв. постановлением Правительства РФ от 19.06.02 № 439). А также в общих положениях к Методическим разъяснениям по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации, утвержденных приказом ФНС России от 01.11.04 № САЭ-3-09/16@. Другими словами, форма заявления Р11001 представляет собой единый документ и прилагающиеся к нему листы приложений являются его неотъемлемой частью, поэтому должны быть прошиты и пронумерованы вместе.
Формально такого основания для отказа в государственной регистрации, как несоответствие поданных на регистрацию документов названным выше требованиям, статья 23 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ не содержит. Однако судьи приравнивают заявление не по форме, в частности непрошитое, к его непредставлению. И признают отказ инспекции в регистрации юридического лица обоснованным на основании подпункта «а» статьи 23 закона № 129-ФЗ (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24.03.09 № КГ-А40/1985-09).
Поэтому, если необходимо зарегистрировать компанию, придется заново подать документы. Само заявление, состоящее из трех листов, нужно сшить и заверить у нотариуса. Потом сшить и подшить к нему все оставшиеся приложения, а общее количество листов заверить на обороте в месте прошивки уже подписью руководителя.
Спонсорскую рекламу можно учесть в расходах
«…Наша компания в рекламных целях финансирует различные развлекательные мероприятия, например концерты. Во время них организаторы размещают информацию о нашей компании и оказываемых нами услугах. Можно ли включить подобные расходы в налоговом учет как затраты на рекламу?..»
Из письма главного бухгалтера Константина Обухова, г. Москва
Отвечала Марина Астахова, эксперт «УНП»
Константин, все зависит как от целей проводимых мероприятий, так и от условий размещения информации о вашей организации.
Сами по себе развлекательные мероприятия вроде концерта, по мнению судей, не являются ни рекламой, ни способом ее распространения. Подобные шоу представляют собой самостоятельные развлекательные мероприятия, непосредственной целью которых является не распространение рекламы, а предоставление услуг по ознакомлению с творчеством исполнителей, по интересному времяпрепровождению и т. п. И если компания несет расходы по организации и проведению концерта, как, например, гонорары исполнителям, стоимость обслуживания гостей и т. п., то это не реклама и соответственно данные затраты к рекламным не относятся (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 11.03.09 № КА-А40/1269-09).
Другое дело, если речь идет о спонсорской рекламе. Тогда такие расходы можно признать в налоговом учете как рекламные затраты, естественно, с учетом ограничений, установленных в пунке 4 статьи 264 Налогового кодекса. Не спорят с этим и налоговики (письмо УФНС России по г. Москве от 30.06.05 № 20-12/46404). Однако чтобы убедить инспекторов, что речь идет именно о спонсорстве, в договоре с организаторами мероприятия должно быть четко сказано, что ваша компания финансирует проведение развлекательных мероприятий, а их организатор несет встречные обязательства по размещению рекламной информации о ней как о спонсоре мероприятия.