Столичные инспекторы теперь не смогут требовать от бизнесменов проведения дополнительных платных экспертиз при административных проверках. А контролеры из управы обязаны являться на предприятия только с распоряжением, выписанным на едином городском бланке. Это лишь некоторые положения постановления правительства Москвы от 01.03.05 № 109-ПП. С помощью этого документа городские власти пытаются защитить предпринимателей от докучливых инспекторов.
Постановление вводит два принципиальных новшества. Во-первых, утверждает регламент административных проверок, которого теперь должны придерживаться городские чиновники. А во-вторых, утверждает план «по совершенствованию форм и методов предотвращения нарушений прав и интересов предпринимателей» на ближайшие два года. В частности, речь идет о разработке системы правовой поддержки традиционно страдающих от усердия контролеров малых предпринимателей.
Начнем по порядку. Согласно постановлению, московские чиновники теперь не смогут «советовать» предпринимателям провести дополнительную экспертизу, получить платную консультацию или оказать благотворительную помощь, если это не предусмотрено законодательством.
Каждый шаг инспектора теперь строго регламентирован на всех этапах проверки - от ее подготовки до оформления результатов. Так, контролер может являться к бизнесмену лишь во время исполнения своих служебных обязанностей и иметь при себе не только служебное удостоверение, но и соответствующее распоряжение. В нем должны быть указаны личные данные контролера, основания для проверки, ее цели и задачи. Причем управы обязаны оформлять разрешение своим инспекторам на бланке единого образца (утвержденным постановлением правительства Москвы от 11.09.01 № 829-ПП).
Регламент не страхует предпринимателей от неожиданного визита инспекторов, которые имеют право прийти без предварительного уведомления. Но зато контролерам запрещается приостанавливать на время проверок работу организации. А результаты «обследования» вменяется фиксировать либо в журнале учета контрольных мероприятий (его может вести сама организация), либо в специальном акте. Невыполнение чиновником любого из требований утвержденного порядка дает козырь в руки предпринимателя. «Проверка с нарушениями считается недействительной, все ее результаты могут быть оспорены. Что же касается ответственности самих контролеров, их будут наказывать вплоть до увольнения и дисквалификации», - подчеркнули корреспонденту «УНП» в мэрии.
Ну а чтобы предотвратить нарушения со стороны надзорных органов, постановление утверждает концепцию совершенствования законодательства о системе госконтроля, а также развития системы правовой поддержки самых не защищенных от произвола чиновников - малых предпринимателей.
В частности, для них предлагается в каждом столичном округе создать третейские суды, которые будут специализироваться на разрешении споров малых предприятий. Кроме того, в ближайшее время при префектурах появятся юридические конторы, в которых представители малого бизнеса смогут проконсультироваться по ценам ниже среднерыночных.
Квотирование не выдерживает критики
Московским работодателям пора отчитаться о квотировании рабочих мест для инвалидов и молодежи, напоминает столичный Комитет общественных связей. На своем сайте (www.kwota.ru) комитет разместил адреса и телефоны 11 городских центров квотирования. Они будут принимать отчетность у организаций и предпринимателей до 15 апреля*.
В нынешнем году это первый отчет по квотированию. Работодателям предстоит сообщить властям о том, как они выполняли условия нового городского закона «О квотировании» от 22.12.04 № 90, который вступил в силу 1 января. Согласно документу, коммерсанты, у которых среднесписочная численность работников больше 100 человек, должны выделить 4 процента рабочих мест для трудоустройства инвалидов, несовершеннолетних и выпускников профтехучилищ. Работодатели, не выполнившие это требование, должны внести в бюджет города так называемую компенсационную стоимость за каждое квотируемое рабочее место. А тем, кто не сделал ни того, ни другого, закон грозит штрафом: 500 МРОТ для организаций и 50 МРОТ для должностных лиц.
Еще на стадии законопроекта эти требования вызывали у экспертов сомнения в их законности. Теперь же, когда речь зашла об уплате компенсаций и штрафов, нельзя не напомнить о тех явных огрехах столичного закона, которые фактически дают работодателю право не исполнять его. Специально для газеты «УНП» их перечислил юрист консалтинговой группы «Что делать Консалт» Сергей Мазилкин: «Во-первых, московский документ идет вразрез с действующим Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.91 № 1032-1, который не предусматривает для регионов возможности определять политику в сфере содействия занятости населения. Во-вторых, компенсационная стоимость, установленная в городском законе, по своей природе близка к налогу, но вместе с тем не предусмотрена НК РФ, а значит, не может быть введена региональным нормативным актом».
Правда, по словам Сергея Мазилкина, за такую позицию работодателям придется побороться, возможно даже в Конституционном суде.
• Форма отчетности утверждена постановлением Мосгоркомстата от 21.04.2000 № 5.
Без налоговых оазисов не останемся
Свои собственные зоны особого налогового режима появятся в Москве и Московской области. Эта идея была одобрена на заседании объединенной комиссии Мосгордумы и Московской областной думы по координации законотворческой деятельности 15 марта. Поддерживая идею федеральных законодателей о создании особых экономических зон*, власти Московского региона задумались о привлечении инвесторов. Идея депутатов заключается в том, чтобы уже сейчас подготовить базу для создания своих особых экономических зон (ОЭЗ) на территории Московского региона. На заседании объединенной комиссии Мосгордумы и Мособлдумы был принят проект документа, в котором разработка правовых основ развития особых промышленных округов названа приоритетной задачей.
Как пояснила корреспонденту «УНП» председатель комиссии Мосгордумы по экономической политике Ирина Рукина, предполагается, что в Москве и области появятся научно-внедренческие и производственно-промышленные зоны. Напомним, что идея появления таких ОЭЗ была одобрена Правительством РФ 10 марта. Участники ОЭЗ будут освобождены от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров, а также от уплаты налога на землю и имущество организаций. Помимо этого максимальная ставка ЕСН для резидентов технико-внедренческих зон составит 14 процентов. А резиденты промышленно-производственных зон получат льготы при налогообложении прибыли. «Возможно, мы предусмотрим и другие виды зон с благоприятными инвестиционными условиями для развития бизнеса на территории Московского региона. Мы рассчитываем создать дополнительную мотивацию для инвесторов - безусловно, они будут пользоваться не только федеральными налоговыми льготами, но и региональными», - пояснила Ирина Михайловна планы региональных властей.
Более конкретно об этих инициативах московские законодатели говорить пока не решаются, ведь на федеральном уровне замыслы об ОЭЗ существуют пока в проекте. Но уже сейчас, по словам Ирины Рукиной, власти Москвы и области готовы приступить к разработкам поправок в налоговое законодательство.
Расходы на аренду спишем без договора
Арендные платежи при расчете налога на прибыль нельзя отнести на расходы, если у налогоплательщика отсутствует договор аренды. Такое заявление сделали специалисты Управления ФНС России по Московской области в письме от 22.02.05 № 21-27/364 (опубликовано на стр. 7 московской вкладки). Однако при внимательном рассмотрении аргументы налоговиков выглядят не слишком убедительными.
Представим ситуацию: фирма забыла продлить или перезаключить договор аренды и до подписания нового договора платила за аренду на основании устной договоренности с арендодателем. Можно ли при расчете налога на прибыль отнести платежи, сделанные при отсутствии договора, на расходы?
Нет, нельзя, заявляют подмосковные налоговики. Логика фискалов такова. Отнести платежи на расходы можно только в том случае, если они подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 252 НК РФ). Раз нет письменного договора, значит, у фирмы отсутствуют правовые основания для оплаты аренды, указывают налоговики. Если же оплата произошла на основании устной договоренности, то фирма не может учесть расходы, так как договор необходим для документального подтверждения обоснованности затрат.
Однако оба аргумента, приведенные налоговиками, выглядят сомнительно. Во-первых, у фирмы есть правовые основания для внесения арендных платежей. Если арендатор не освободил помещение после истечения срока действия договора, арендодатель может потребовать внести арендную плату за время просрочки (ст. 622 ГК РФ). Так что сумма, уплаченная фирмой на основании устной договоренности, будет являться именно арендной платой. А во-вторых, даже в методичке МНС России по налогу на прибыль нет указаний на то, что договор является документом, необходимым для подтверждения расходов. В методических рекомендациях специалисты МНС России рассматривают в качестве подтверждающих документов лишь первичные документы, «которыми оформляются хозяйственные операции». Договор же в этом контексте авторами методички вообще не упоминается (приказ МНС России от 20.12.02 № БГ-3-02/729).
Бланк о двух головах
Организации теперь будут получать разрешения на работу в Подмосковье на унифицированном бланке. Правительство Московской области утвердило единую форму бланка для лицензий и аттестатов аккредитации постановлением от 02.03.05 № 144/9. По закону о лицензировании (от 08.08.01 № 128-ФЗ) федеральные власти могут передавать полномочия по лицензированию деятельности организаций регионам. При этом Правительство РФ утверждает порядок, который устанавливает содержание разрешительных документов. Подмосковные чиновники, например, лицензируют деятельность кинотеатров, ветеринарную деятельность, охранных предприятий и т. д. Новые формы лицензий и аттестатов, а также приложений к ним введены в действие с 15 марта этого года. В реквизитах документов поменялись серии: на аттестатах вместо «ЛПМО» значится «АМО», а на лицензиях - «ЛМО».
Помимо этого претерпел изменения и сам дизайн бланков. Как нам рассказали в Министерстве экономики Московской области, с документа исчезнет официальная символика региона. Сейчас на бланке в верхнем поле листа красуется изображение Георгия Победоносца. Однако закон о гербе и флаге Московской области (от 09.03.99 № 9/99-ОЗ) не предполагает использования подобных символов на бланках строгой отчетности. А к ним как раз относятся лицензии и аттестаты. Так что теперь в документах герб послушно исчезнет, а вместо этого бланк обезопасят от подделок с помощью 14 новых способов защиты.
Обладателям лицензий и аттестатов аккредитации старого образца беспокоиться не стоит. Документы будут действительны в течение указанного в них срока. «Порядок лицензирования и требования к необходимому пакету документов также остается неизменным», - пояснили корреспонденту «УНП» в правительстве Московской области.