Бухгалтерский учет и налоги
Портал информационной
поддержки ведения бухучета
в малом бизнесе

Расширенный поиск
ГлавнаяО проектеРекламаКонтактыГорячая линияРассылка
НОВОСТИВСЕГО 14850
27-02-2024 Продлить полис ОСАГО онлайн
Страховка позволяет получить компенсацию в случае ДТП и других аналогичных происшествий. Этот документ должен быть у каждого автовладельца. Если срок действия приближается к концу, то можно продлить полис осаго онлайн в удобное... »

23-02-2024 Муниципальные торги в формате онлайн
Приватизация имущества муниципалитета в современных условиях часто осуществляется через Интернет, благодаря чему участники могут приобрести недвижимость на онлайн-аукционах. Этот метод позволяет легко стать владельцем... »

20-02-2024 Как быстро оформить развод в суде
Развод - процедура непростая как в эмоциональном, так и в юридическом плане. Чтобы расторгнуть брак через суд, нужно подать исковое заявление и предоставить необходимый пакет документов. Сегодня мы подробно рассмотрим, ... »

[Все новости]
ПРЕСС-РЕЛИЗЫ
 14-03-2024 143 года назад Император Александр III вступил на российский престол Вступление на российский престол императора Александра III состоялось 14 марта 1881 года, на следующий день после убийства... »
12-03-2024 О новшествах в налоговом законодательстве рассказали предпринимателям В коворкинг-центре администрации городского округа Химки при участии общественной приёмной Уполномоченного по защите прав... »
11-03-2024 Взаимодействие бизнеса и власти обсудили на встрече в Подмосковье В Звенигороде предприниматели презентовали социально-значимые проекты, реализуемые на территории Одинцовского городского... »
[Все пресс-релизы] Добавить
КАЛЬКУЛЯТОРЫ
КАДРЫ
Вакансии
Резюме
Нет ни одной записи!Нет ни одной записи!
[Поиск работы]
[Добавить вакансии]
[Поиск сотрудников]
[Добавить резюме]
[Профессиональные тесты]
ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА
В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В ОТДЕЛЬНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Единый сельскохозяйственный налог
Вверх / Бухгалтерский учет на малых предприятиях / Бухгалтерский учет в отдельных сферах деятельности /

Сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, межхозяйственные предприятия и организации, кооперативы и другие сельскохозяйственные предприятия уплачивают земельный налог так же, как и сельскохозяйственные предприятия индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие, имеющие самостоятельный баланс).

Как следует из названия налогового режима - «единый сельскохозяйственный налог», уплата данного налога заменяет собой совокупность налогов, подлежащих уплате при применении общей системы налогообложения. Перечень налогов, от которых освобождаются налогоплательщики, перешедшие на уплату ЕСХН, установлен пунктом 3 статьи 346.1 Налогового кодекса РФ.

Единый сельскохозяйственный налог заменяет собой уплату трех налогов. Первый заменяемый налог - налог на прибыль. Сельскохозяйственные товаропроизводители освобождены от уплаты налога на прибыль от сельскохозяйственной деятельности.

Второй - сельскохозяйственные предприятия не уплачивают налог на имущество.

Третий заменяемый налог - НДС. При переходе на специальный режим налогообложения прекращаются обязательства по уплате НДС Исключение составляет НДС, который должен быть уплачен фирмами при ввозе товаров через таможенную границу РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ и Таможенным кодексом РФ.

Индивидуальные предприниматели также освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц с доходов, полуценных от предпринимательской деятельности и от налога на имущество физических лиц, используемое для осуществления предпринимательской деятельности. С налогом на добавленную стоимость ситуация аналогичная -предприниматель освобожден от обязанности уплаты этого налога, кроме случаев ввоза товаров через таможенную границу РФ.

Иные налоги и сборы должны уплачиваться организациями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с общим режимом налогообложения.

Переход на уплату единого налога не влияет на выполнение плательщиками их обязанностей как налоговых агентов. Сохраняется обязанность исчислять, удерживать у налогоплательщиков и перечислять в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налоги. На это указывает пункт 4 статьи 346.1 Налогового кодекса РФ.

Соответственно, на организации возлагаются следующие обязанности:
- правильно и своевременно исчислять соответствующие налоги, удерживать их из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды);
- в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика, если таковая имеется;
- вести учет выплаченных налогоплательщикам средств, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;
- представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Однако, не все организации, занятые аграрным бизнесом, могут перейти на уплату ЕСНХ. Для этого фирма должна соответствовать критериям сельскохозяйственного производителя, установленным статьей 346.2 Налогового кодекса РФ, в частности:

1. Организации и предприниматели вправе перейти на ЕСНХ, если они производят сельскохозяйственную продукцию, а также осуществляют ее первичную и последующую (промышленную) переработку. Чтобы узнать, относится ли продукция фирмы к сельскохозяйственной, достаточно обратиться к закрытому Перечню сельскохозяйственной продукции первичной переработки, утвержденному постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2004 г. № 449.

2. Доход от реализации произведенной ими сельхозпродукции (включая продукцию первичной переработки) должен составлять не менее 70 процентов.

3. Предприятия на ЕСХН не должны заниматься производством подакцизных товаров, иметь филиалы и представительства, заниматься предпринимательством в сфере игорного бизнеса. ЕСНХ также недоступен для бюджетных учреждений.

Таким образом, фирма, не производящая сельхозпродукцию, а только закупающая и перерабатывающая ее, не является сельскохозяйственным товаропроизводителем. Соответственно, не имеет права перейти на ЕСНХ.

Налогоплательщиками ЕСХН признаются организации, индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства, перешедшие на данный налоговый режим и являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Для целей налогообложения ЕСХН статья 346.2 Налогового кодекса РФ раскрывает понятие «сельскохозяйственные товаропроизводители», определяет критерии отнесения налогоплательщиков к сельскохозяйственным товаропроизводителям. В соответствии с данной статьей Налогового кодекса РФ сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.

Cельскохозяйственными товаропроизводителями также признаются:
1) градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта и которые удовлетворяют условиям, установленным абзацами третьим и четвертым подпункта 2 настоящего пункта;
2) рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели при соблюдении ими следующих условий: если средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не превышает за налоговый период 300 человек; если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70 процентов;
если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).

Статья также разделяет переработку собственной сельхозпродукции на первичную и последующую (промышленную). При этом устанавливается, что порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства устанавливается Правительством РФ.

Расчет доли выручки от продажи сельскохозяйственной продукции в общем доходе выглядит следующим образом:

ДВПС=ВПС:ОВ х 100%, где

ДВПС - доля выручки от продажи сельхозпродукции, %;
ВПС - выручка от продажи сельхозпродукции, руб.;
ОВ - общая выручка, руб.

В соответствии с п. 5 ст. 346.2 НК РФ на уплату единого сельскохозяйственного налога вправе перейти следующие сельскохозяйственные товаропроизводители при соблюдении ими следующих условий:
1) сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, указанных в подпунктах 2 - 4 данного пункта), если по итогам работы за календарный год, предшествующий календарному году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подает заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов;
2) сельскохозяйственные товаропроизводители - сельскохозяйственные потребительские кооперативы, если по итогам работы за календарный год, предшествующий календарному году, в котором они подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет не менее 70 процентов;
3) сельскохозяйственные товаропроизводители - рыбохозяйственные организации, являющиеся градо- и поселкообразующими российскими рыбохозяйственными организациями, если они удовлетворяют следующим условиям: если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий календарному году, в котором эти организации подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной из них собственными силами рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет не менее 70 процентов; если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера);
4) сельскохозяйственные товаропроизводители - рыбохозяйственные организации (за исключением организаций, указанных в подпункте 3 данного пункта) и индивидуальные предприниматели с начала следующего календарного года, если они удовлетворяют следующим условиям:
если средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, за каждый из двух календарных лет, предшествующих календарному году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, не превышает 300 человек;
если в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий календарному году, в котором подается заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной из них собственными силами рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет не менее 70 процентов;
5) вновь созданные в текущем году организации (за исключением организаций, указанных в подпунктах 6 и 7 настоящего пункта) с начала следующего календарного года, если в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) по итогам последнего отчетного периода в текущем календарном году, определяемого в связи с применением иного налогового режима, доля дохода от реализации произведенной этими организациями сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов;
6) вновь созданные в текущем календарном году сельскохозяйственные потребительские кооперативы с начала следующего календарного года, если в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) за последний отчетный период в текущем календарном году, определяемый в связи с применением иного налогового режима, доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет не менее 70 процентов;
7) вновь созданные в текущем календарном году рыбохозяйственные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе подать заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога с начала следующего календарного года при соблюдении ими следующих условий:
если по итогам последнего отчетного периода в текущем календарном году средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не превышает 300 человек (данная норма не распространяется на градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации);
если в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) за последний отчетный период в текущем календарном году, определяемый в связи с применением иного налогового режима, доля дохода от реализации выловленных ими рыбы и (или) объектов водных биологических ресурсов, включая продукцию их первичной переработки, произведенную собственными силами из выловленных ими рыбы и (или) объектов водных биологических ресурсов, составляет не менее 70 процентов;
если они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера);
8) вновь зарегистрированные в текущем календарном году индивидуальные предприниматели (за исключением индивидуальных предпринимателей, указанных в подпункте 7 настоящего пункта) с начала следующего календарного года, если за период до 1 октября текущего года в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) в связи с осуществлением предпринимательской деятельности таких индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов.

Доходы от реализации определяются в порядке, предусмотренном статьями 248 и 249 НК РФ, доходы, указанные в статье 251 НК РФ, не учитываются.

В соответствии с п. 6 ст. 346.2 НК РФ не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога:
- организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
- организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
- бюджетные учреждения.

Данные о доле дохода указываются налогоплательщиком в заявлении формы № 26.1-1 (утв. Приказом МНС России от 28.01.2004 N БГ-3-22/58), подаваемом в налоговый орган по местонахождению организации или месту жительства индивидуального предпринимателя. Срок подачи такого заявления - в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году перехода на ЕСХН.

Вновь созданные организации и зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе подать заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 84 НК РФ. В этом случае организация или индивидуальный предприниматель считаются перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога в текущем налоговом периоде с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Налогоплательщики, перешедшие на уплату ЕСХН, в соответствии с пунктом 3 статьи 346.3 Налогового кодекса РФ не могут до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения. Так как в соответствии с пунктом 1 статьи 346.7 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год. Сделать это можно в начале календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на иной режим налогообложения.

Налогоплательщик, утративший право на применение единого сельскохозяйственного налога, в течение одного месяца после истечения налогового периода, в котором допущено нарушение указанного в абзаце первом пункта 4 ст. 346.3 НК РФ ограничения и (или) несоответствие требованиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 НК РФ, должен за весь налоговый период произвести перерасчет налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.

Указанный в данном абзаце налогоплательщик уплачивает пени за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним.

Для повторного перехода с общего режима на ЕСХН необходимо снова подать заявление. Это можно сделать только через год после утраты такого права применения ЕСХН.

Как уже отмечалось, сельскохозяйственные товаропроизводители, применяющие систему налогообложения в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), плательщиками налога на добавленную стоимость не являются. В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщики могут уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса РФ, на установленные статьей 171 Налогового кодекса РФ налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ, а также товаров, приобретаемых для перепродажи.

Вместе с тем пункт 8 статьи 346.3 Налогового кодекса РФ гласит, что суммы НДС, принятые к вычету сельскохозяйственными товаропроизводителями до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по НДС, при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога восстановлению (уплате в бюджет) не подлежат. Согласно пункту 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ в случае принятия налогоплательщиком сумм НДС к вычету или возмещению соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет.

Соответственно, при переходе с уплаты единого сельскохозяйственного налога на общий режим налогообложения суммы налога, предъявленные налогоплательщикам единого сельскохозяйственного налога по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным до перехода на общий режим налогообложения, при исчислении налога на добавленную стоимость вычету не подлежат.

Объект налогообложения и ставка налога

Объектом налогообложения единого сельскохозяйственного налога признаются доходы, уменьшенные па величину расходов. В этом ЕСХН перекликается с упрощенной системой налогообложения. Порядок определения и признания доходов и расходов определен статьей 346.5 Налогового кодекса РФ.

Из понятия объекта налогообложения вытекает налоговая база. Под ней понимается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Налоговая ставка единого сельскохозяйственного налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Согласно статье 346.8 Налогового кодекса РФ налоговая ставка установлена в размере 6 процентов.

Порядок признания доходов и расходов

Единственным методом признания доходов и расходов признается кассовый метод. То есть дата получения доходов - день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

Статья 346.5 Налогового кодекса РФ обязывает организации учитывать:
- доходы от реализации товаров, работ и услуг, а также имущества и имущественных прав в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ;
- внереализационные доходы, определяемые в порядке, предусмотренном статьей 250 Налогового кодекса РФ.

Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены договора с учетом рыночных цен, определяемых в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному статьей 40 НК РФ.

Доходы, полученные налогоплательщиком в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на дату получения дохода. В полученной сумме эти доходы принимаются к учету.

В соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

К выручке от реализации относятся все поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

При определении объекта налогообложения не учитываются:
доходы, указанные в статье 251 НК РФ;
доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ, в порядке, установленном главой 25 НК РФ;
доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ, в порядке, установленном главой 23 НК РФ.

Получается, что при определении размера полученного дохода организации необходимо учитывать норму статьи 250 Налогового кодекса РФ: «...внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 настоящего Кодекса». Перечень этих доходов является открытым. Поэтому организация в составе доходов вправе не учитывать лишь те виды, которые прямо поименованы в статье 251 Налогового кодекса РФ.

Перечень расходов, в отличие от доходов, устанавливается в самой главе 26.1 Налогового кодекса РФ. Однако не все расходы, указанные в данном перечне, могут учитываться налогоплательщиком при исчислении ЕСХН. В данном случае применяется порядок признания расходов, аналогичный порядку, установленному главой 25 Налогового кодекса РФ для организаций - плательщиков налога на прибыль. То есть, расходами признаются только экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты (а также убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Важным моментом является то, что расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы налогоплательщика принимаются применительно к порядку, используемому для исчисления налога на прибыль организаций. Статьи главы 25 Налогового кодекса РФ дают подробные перечни расходов. В частности, в статье 254 Налогового кодекса РФ предусмотрены особенности определения материальных расходов, вопросы расходов на оплату труда рассмотрены в статье 255 Налогового кодекса РФ. Особенности определения расходов на обязательное и добровольное страхование имущества установлены статьей 263 Налогового кодекса РФ и т.д.

Порядок признания расходов на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов принимаются в порядке, установленном п. 4 ст. 346.5 НК РФ.

В отношении расходов на приобретение (сооружение, изготовление) в период применения единого сельскохозяйственного налога основных средств, а также расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, произведенных в указанном периоде, - с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию;
в отношении приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) в период применения единого сельскохозяйственного налога нематериальных активов - с момента принятия этих нематериальных активов на бухгалтерский учет;
в отношении приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств, а также приобретенных (созданных самим налогоплательщиком) нематериальных активов до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога стоимость основных средств и нематериальных активов включается в расходы в следующем порядке:
в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования до трех лет включительно - в течение первого календарного года применения единого сельскохозяйственного налога;
в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно: в течение первого календарного года применения единого сельскохозяйственного налога - 50 процентов стоимости, второго календарного года - 30 процентов стоимости и в течение третьего календарного года - 20 процентов стоимости;
в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение первых 10 лет применения единого сельскохозяйственного налога равными долями от стоимости основных средств и нематериальных активов.

При этом в течение налогового периода данные расходы принимаются равными долями.
В случае, если налогоплательщик перешел на уплату единого сельскохозяйственного налога с момента постановки на учет в налоговых органах, стоимость основных средств и нематериальных активов принимается по первоначальной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В случае, если налогоплательщик перешел на уплату единого сельскохозяйственного налога с иных режимов налогообложения, стоимость основных средств и нематериальных активов учитывается в порядке, установленном пунктами 6.1 и 9 статьи 346.6 НК РФ.

Определение сроков полезного использования основных средств осуществляется на основании утверждаемой Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 258 НК РФ классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Сроки полезного использования основных средств, которые не указаны в данной классификации, устанавливаются налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.

Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются в расходах в соответствии с данной статьей с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Указанное положение в части обязательности выполнения условия документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию не распространяется на основные средства, введенные в эксплуатацию до 31 января 1998 года.

Определение сроков полезного использования нематериальных активов осуществляется в соответствии с пунктом 2 статьи 258 НК РФ.

В случае реализации (передачи) приобретенных (сооруженных, изготовленных, созданных самим налогоплательщиком) основных средств и нематериальных активов до истечения трех лет с момента учета расходов на их приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) в составе расходов в соответствии с настоящей главой (в отношении основных средств и нематериальных активов со сроком полезного использования свыше 15 лет - до истечения 10 лет с момента их приобретения (сооружения, изготовления, создания самим налогоплательщиком) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами и нематериальными активами с момента их учета в составе расходов на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 настоящего Кодекса и уплатить дополнительную сумму налога и пени.

В состав основных средств и нематериальных активов в целях данной статьи включаются основные средства и нематериальные активы, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ с учетом положений данной главы, а расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств определяются с учетом положений пункта 2 статьи 257 НК РФ.

Расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки учитываются в составе расходов равномерно в течение срока, определенного налогоплательщиком, но не менее семи лет. Суммы расходов учитываются равными долями за отчетный и налоговый периоды.

Сумма расходов на приобретение имущественных прав на земельные участки подлежит включению в состав расходов после фактической оплаты налогоплательщиком имущественных прав на земельные участки в размере уплаченных сумм и при наличии документально подтвержденного факта подачи документов на государственную регистрацию указанного права в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

В целях настоящего пункта под документальным подтверждением факта подачи документов на государственную регистрацию имущественных прав понимается расписка в получении органом, осуществляющим кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документов на государственную регистрацию указанных прав.
(абзац введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ, в ред. Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ)

Указанные расходы отражаются в последний день отчетного (налогового) периода и учитываются только по земельным участкам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности (п. 4.1 НК РФ).

Признание доходов и расходов налогоплательщика осуществляется в следующем порядке (п. 5 НК РФ):
1) датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (кассовый метод).

При использовании покупателем в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) и (или) имущественные права векселя датой получения доходов у налогоплательщика признается дата оплаты векселя (день поступления денежных средств от векселедателя либо иного обязанного по указанному векселю лица) или день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу;
2) расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. Оплатой товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика - приобретателя указанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) и (или) передачей имущественных прав.

При этом расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей: материальные расходы, в том числе расходы на приобретение сырья и материалов (включая расходы на приобретение семян, рассады, саженцев и другого посадочного материала, удобрений, кормов, медикаментов, биопрепаратов и средств защиты растений), а также расходы на оплату труда учитываются в составе расходов в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения. Аналогичный порядок применяется в отношении оплаты процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) и при оплате услуг третьих лиц;
расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, в том числе расходы, связанные с приобретением и реализацией указанных товаров, включая расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются в составе расходов после их фактической оплаты;
расходы на уплату налогов и сборов учитываются в составе расходов в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком. При наличии задолженности по уплате налогов и сборов расходы на ее погашение учитываются в составе расходов в пределах фактически погашенной задолженности в те отчетные (налоговые) периоды, когда налогоплательщик погашает указанную задолженность;
расходы на приобретение (сооружение, изготовление), достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов, учитываемые в порядке, предусмотренном пунктом 4 данной статьи, отражаются в последний день отчетного (налогового) периода в размере оплаченных сумм. При этом указанные расходы учитываются только по основным средствам и нематериальным активам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности;
при выдаче налогоплательщиком продавцу в оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав векселя расходы по приобретению указанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав учитываются после оплаты указанного векселя. При передаче налогоплательщиком продавцу в оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав векселя, выданного третьим лицом, расходы по приобретению указанных товаров (работ, услуг) и (или) имущественных прав учитываются на дату передачи указанного векселя за приобретенные товары (выполненные работы, оказанные услуги) и (или) имущественные права. Указанные в настоящем подпункте расходы учитываются исходя из цены договора, но в размере, не превышающем суммы долгового обязательства, указанной в векселе;
3) налогоплательщики, определяющие доходы и расходы в соответствии с данной главой, не учитывают в составе доходов и расходов суммовые разницы в случае, если по условиям договора обязательство (требование) выражено в условных денежных единицах.

Организации обязаны вести учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы единого сельскохозяйственного налога, на основании данных бухгалтерского учета с учетом положений настоящей главы.

Индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу в книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (п. 8).

Налоговой базой по ЕСХН признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (ст. 346.6 НК РФ).

Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях. При этом доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов.

Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены договора с учетом рыночных цен, определяемых в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному статьей 40 НК РФ.

При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. При этом под убытком в целях 26.1 главы НК РФ понимается превышение расходов над доходами, определяемыми в соответствии со статьей 346.5 НК РФ.

Налогоплательщики вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.

Налогоплательщики вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка.

Убыток, не перенесенный на следующий год, может быть перенесен целиком или частично на любой год из последующих девяти лет.

Если налогоплательщики получили убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущие налоговые периоды производится в той очередности, в которой они получены.

В случае прекращения налогоплательщиками деятельности по причине реорганизации налогоплательщики-правопреемники вправе уменьшать налоговую базу в порядке и на условиях, которые предусмотрены п. 5 ст. 346.6 НК РФ, на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации.

Налогоплательщики обязаны хранить документы, подтверждающие размер полученного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.

Убыток, полученный налогоплательщиками при применении иных режимов налогообложения, не принимается при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Убыток, полученный налогоплательщиками при уплате единого сельскохозяйственного налога, не принимается при переходе на иные режимы налогообложения.

Организации, которые до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога при исчислении налога на прибыль организаций использовали метод начислений, при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога выполняют следующие правила (п. 6 ст. 346.1 НК РФ):
1) на дату перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщики осуществляют после перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога;
2) не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса;
3) расходы, осуществленные организацией после перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, либо на дату оплаты, если оплата таких расходов была осуществлена после перехода организации на уплату единого сельскохозяйственного налога;
4) не вычитаются из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога в оплату расходов организации, если до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ;
5) материальные расходы и расходы на оплату труда, относящиеся к незавершенному производству на дату перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, оплаченные до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, учитываются при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу в отчетном (налоговом) периоде изготовления готовой продукции;
6) затраты на приобретение квот (долей) добычи (вылова) водных биологических ресурсов, фактически оплаченные до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога и не отнесенные на расходы при определении налоговой базы, включаются в налоговую базу на дату перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога.

При переходе организации на уплату единого сельскохозяйственного налога в учете на дату такого перехода отражается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств и приобретенных (созданных самой организацией) нематериальных активов, которые оплачены до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, в виде разницы между ценой приобретения (сооружения, изготовления, создания самой организацией) основных средств и нематериальных активов и суммой начисленной амортизации в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ (п. 6.1 Ст. 346.6 НК РФ ).

При переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога организации, применяющей упрощенную систему налогообложения в соответствии с главой 26.2 НК РФ, в учете на дату такого перехода отражается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств и приобретенных (созданных самой организацией) нематериальных активов, определяемая в соответствии с пунктом 3 статьи 346.25 НК РФ.

При переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога организации, применяющей систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 НК РФ, в учете на дату такого перехода отражается остаточная стоимость приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств и приобретенных (созданных самой организацией) нематериальных активов, которые оплачены до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, в виде разницы между ценой приобретения (сооружения, изготовления, создания самой организацией) основных средств и нематериальных активов и суммой амортизации, начисленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, за период применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Организации, которые уплачивали единый сельскохозяйственный налог, при переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений выполняют следующие правила (п. 7 ст. 346.6 НК РФ):
1) признаются в составе доходов доходы в сумме выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав) в период применения единого сельскохозяйственного налога, оплата (частичная оплата) которых не произведена до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления;
2) признаются в составе расходов расходы на приобретение в период применения единого сельскохозяйственного налога товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были оплачены (частично оплачены) налогоплательщиком до даты перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль по методу начисления, если иное не предусмотрено главой 25 НК РФ.

Указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 7 ст. 346.6 НК РФ доходы и расходы признаются доходами (расходами) месяца перехода на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений.
(п. 7.1 ст. 346.6 НК РФ).

В случае, если организация переходит с уплаты единого сельскохозяйственного налога на иные режимы налогообложения (за исключением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности) и имеет основные средства и нематериальные активы, расходы на приобретение (сооружение, изготовление, создание самой организацией) которых не полностью перенесены на расходы за период применения единого сельскохозяйственного налога в порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 4 статьи 346.5 НК РФ, в учете на дату такого перехода остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов определяется путем уменьшения остаточной стоимости этих основных средств и нематериальных активов, определенной на момент перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, на сумму произведенных за период применения единого сельскохозяйственного налога расходов, определенных в порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 4 статьи 346.5 НК РФ.
(п. 8 ст. 346.6 НК РФ)

Индивидуальные предприниматели при переходе с иных режимов налогообложения на уплату единого сельскохозяйственного налога и с единого сельскохозяйственного налога на иные режимы налогообложения применяют правила, предусмотренные пунктами 6.1 и 8 ст. 346.6 НК РФ.

Налогоплательщики, переведенные по отдельным видам деятельности на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 НК РФ, ведут раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения расходов при исчислении налоговой базы по налогам, исчисляемым по разным специальным налоговым режимам, эти расходы распределяются пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов.

Доходы и расходы по видам деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 НК РФ (с учетом положений, установленных 26.1 главой), не учитываются при исчислении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу.

Порядок исчисления и срок уплаты ЕСХН

Налоговым периодом для организаций, применяющих ЕСХН, признается календарный год. В качестве отчетного периода выступает полугодие.

Единый сельскохозяйственный налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (ст.346.9 НК РФ).

Налогоплательщики по итогам отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу, исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия.

Сумма авансового платежа по налогу уплачивается в бюджет не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода, то есть не позднее 25 июля, в соответствии с пунктом 2 статьи 346.9 Налогового кодекса РФ.

Просрочка уплаты авансового платежа влечет за собой начисление налоговыми органами пеней.

Сумма налога, подлежащая оплате по итогам года, рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно как разница между начисленным налогом и величины авансового платежа по налогу. Эта разница и является единым сельскохозяйственным налогом, подлежащим уплате по истечении налогового периода. Он уплачивается налогоплательщиками не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за соответствующий налоговый период на основании пункта 2 статьи 346.10 Налогового кодекса РФ, то есть не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В случае, если сумма единого налога (авансового платежа по налогу), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода, меньше суммы платежа по налогу, исчисленного по итогам предыдущего отчетного периода, у налогоплательщика отсутствует обязанность по уплате налога.

Организации уплачивают ЕСХН по своему местонахождению, то есть там, где они проходили государственную регистрацию. А индивидуальные предприниматели - по месту своего жительства, где они постоянно или преимущественно проживают, как того требует пункт 4 статьи 346.9 Налогового кодекса РФ.

Законодательством РФ, в частности статьей 346.8 Налогового кодекса РФ, установлен фиксированный размер налоговой ставки в размере 6% от налоговой базы, не подлежащий изменению в течение налогового периода по единому сельскохозяйственному налог.

Налогоплательщик может уменьшить налоговую базу на сумму убытка, который получен по итогам предыдущих налоговых периодов, в соответствии с пунктом 5 статьи 346.6 Налогового кодекса РФ. Под убытком понимается превышение расходов над доходами.

В соответствии с пунктом 6 статьи 346.9 Налогового кодекса РФ суммы единого сельскохозяйственного налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Отчетность по ЕСХН

Налоговая декларация по ЕСХН подастся организациями по месту своего учета. Индивидуальные предприниматели предоставляют декларацию по месту жительства.

Налогоплательщики представляют налоговые декларации по итогам отчетного периода - не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода, а по итогам налогового периода - не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Приказом Минфина РФ от 22.06.2009 N 57н утверждена форма налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу.

Декларация представляется в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронном виде вместе с документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации.

Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших, представляют Декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Днем представления Декларации в налоговый орган считается:
- дата получения в налоговом органе при ее представлении лично или через представителя;
- дата отправки почтового отправления с описью вложения при ее отправке по почте;
- дата отправки по телекоммуникационным каналам, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи, при ее передаче по телекоммуникационным каналам связи.

Декларация заполняется рукописным или машинописным способами, чернилами черного либо синего цвета.

Возможна распечатка Декларации на принтере.

Не допускается исправление ошибок с помощью корректирующего или иного аналогичного средства.

Не допускается скрепление листов Декларации, приводящее к порче бумажного носителя.

Каждому показателю Декларации соответствует одно поле, состоящее из определенного количества ячеек. В каждом поле указывается только один показатель.

Исключение составляют показатели, значением которых является дата. Таким показателям в утвержденной форме соответствуют три поля: день, месяц и год, разделенные знаком "." (точка).

В верхней части каждой страницы Декларации указываются идентификационный номер налогоплательщика (далее - ИНН) и код причины постановки на учет (далее - КПП) организации в соответствии с пунктом 3.2 данного Порядка.

Страницы Декларации имеют сквозную нумерацию, начиная с титульного листа, вне зависимости от наличия (отсутствия) и количества заполняемых разделов. Порядковый номер страницы проставляется в определенном для нумерации поле.

Например, показатель "Номер страницы" (показатель "Стр."), имеющий три ячейки, записывается следующим образом: для первой страницы - 001, для второй - 002.

Заполнение полей Декларации значениями текстовых, числовых, кодовых показателей осуществляется слева направо, начиная с первой (левой) ячейки.

Показатель "Код по ОКАТО", под который отводится одиннадцать ячеек, отражается начиная с первой ячейки. Незаполненные ячейки (справа от значения кода) заполняются нулями. Например, для кода ОКАТО 12445698 в поле "Код по ОКАТО" записывается одиннадцатизначный код 12445698000.

Все значения стоимостных показателей указываются в полных рублях. Значения показателей менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.

Заполнение текстовых полей Декларации осуществляется заглавными печатными символами.

В случае отсутствия данных для заполнения показателя ставится прочерк. При этом прочерк представляет собой прямую линию, проведенную посередине ячеек по всей длине показателя или по правой части показателя при его неполном заполнении. Например: при указании ИНН организации "5024002119" в зоне из двенадцати ячеек показатель заполняется следующим образом: ИНН 5024002119--.

При распечатке на принтере Декларации, заполненной машинным способом, допускается отсутствие обрамления ячеек и прочерков для незаполненных ячеек. Расположение и размеры зон значений показателей не должны изменяться. Печать знаков должна выполняться шрифтом Courier New высотой 16 - 18 пунктов.

Порядок заполнения титульного листа

Титульный лист заполняется налогоплательщиком, кроме раздела "Заполняется работником налогового органа".

При заполнении данной страницы указываются:
1) для российской организации:
ИНН и КПП по месту нахождения организации согласно Свидетельству о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации по форме N 12-1-7, утвержденной Приказом МНС России от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309 "Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 декабря 1998 г., регистрационный номер 1664; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1999, N 1; Российская газета, N 5 - 6, 14 января 1999 г., N 11, 21 января 1999 г.) (далее - Приказ МНС России от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309), или согласно Свидетельству о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации по форме N 09-1-2, утвержденной Приказом МНС России от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 марта 2004 г., регистрационный номер 5685; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2004, N 15; Российская газета, N 64, 30 марта 2004 г.) (далее - Приказ МНС России от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178), или согласно Свидетельству о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации по форме N 1-1-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-09/826@ "Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 декабря 2006 г., регистрационный номер 8683; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007, N 6; Российская газета, N 4, 12 января 2007 г.) (далее - Приказ ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-09/826@);
2) для иностранной организации:
ИНН и КПП по месту нахождения отделения иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации, - на основании Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе по форме N 2401ИМД, утвержденной Приказом МНС России от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124 "Об утверждении Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 июня 2000 г., регистрационный номер 2258; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2000, N 25) (далее - Приказ МНС России от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124) или Информационного письма об учете в налоговом органе отделения иностранной организации по форме N 2201И, утвержденной Приказом МНС России от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124;
3) для индивидуального предпринимателя:
ИНН в соответствии со Свидетельством о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации по форме N 12-2-4, утвержденной Приказом МНС России от 27 ноября 1998 г. N ГБ-3-12/309, или по форме N 09-2-2, утвержденной Приказом МНС России от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178, или в соответствии со Свидетельством о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации по форме N 2-1-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-09/826@;
4) для организаций - крупнейших налогоплательщиков, представляющих Декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков:
ИНН и КПП по месту нахождения организации согласно Свидетельству о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации по форме N 09-1-2, утвержденной Приказом МНС России от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178, или Свидетельству о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации по форме N 1-1-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. N САЭ-3-09/826@;
КПП по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика согласно Уведомлению о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика по форме N 9-КНУ, утвержденной Приказом ФНС России от 26 апреля 2005 г. N САЭ-3-09/178@ "Об утверждении формы N 9-КНУ "Уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 мая 2005 г., регистрационный номер 6638; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2005, N 23).

При заполнении титульного листа указывается:
1) номер корректировки.

При представлении в налоговый орган первичной Декларации по реквизиту "Номер корректировки" проставляется "0--". При представлении уточненной Декларации указывается номер корректировки, отражающий, какая по счету уточненная Декларация представляется в налоговый орган (например, "1--", "2--" и т.д.).

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган Декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в Декларацию и представить в налоговый орган уточненную Декларацию в порядке, предусмотренном статьей 81 Кодекса.

При обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган Декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в Декларацию и представить в налоговый орган уточненную Декларацию в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ.

Уточненная Декларация представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в том налоговом периоде, за который вносятся соответствующие изменения. При перерасчете налоговой базы и суммы налога не учитываются результаты налоговых проверок, проведенных налоговым органом за тот налоговый период, по которому налогоплательщиком производится перерасчет налоговой базы и суммы налога;
2) код налогового периода, за который представляется Декларация, в соответствии с Приложением N 1 к настоящему Порядку;
3) отчетный год, за который представляется Декларация;
4) код налогового органа, в который представляется Декларация, согласно документам о постановке на учет в налоговом органе, поименованным в пункте 3.2 данного Порядка;
5) код вида места представления Декларации налогоплательщиком в налоговый орган согласно Приложению N 2 к настоящему Порядку;
6) наименование российской организации, соответствующее наименованию, указанному в учредительных документах (при наличии в наименовании латинской транскрипции таковая указывается), либо наименование отделения иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации, а в случае подачи Декларации индивидуальным предпринимателем - его фамилия, имя, отчество <*> (полностью, без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность);
7) код вида экономической деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД);
8) номер контактного телефона налогоплательщика;
9) количество страниц, на которых составлена Декларация;
10) количество листов подтверждающих документов или их копий, включая документы или их копии, подтверждающие полномочия представителя налогоплательщика, приложенных к Декларации.

В разделе титульного листа "Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящей декларации, подтверждаю" указывается:
1) в случае подтверждения достоверности и полноты сведений в Декларации руководителем организации-налогоплательщика или индивидуальным предпринимателем - "1"; в случае подтверждения достоверности и полноты сведений представителем налогоплательщика - "2";
2) при представлении Декларации налогоплательщиком-организацией по строке "фамилия, имя, отчество полностью" - построчно фамилия, имя, отчество <*> руководителя организации полностью. Проставляется личная подпись руководителя организации, заверяемая печатью организации, и дата подписания;
3) при представлении Декларации налогоплательщиком - индивидуальным предпринимателем проставляется только его личная подпись в месте, отведенном для подписи, а также дата подписания Декларации;
4) при представлении Декларации представителем налогоплательщика - физическим лицом по строке "фамилия, имя, отчество полностью" указываются построчно фамилия, имя, отчество <*> представителя налогоплательщика полностью. Проставляется личная подпись представителя налогоплательщика, дата подписания, а также указывается наименование документа, подтверждающего полномочия представителя налогоплательщика;
5) при представлении Декларации представителем налогоплательщика - юридическим лицом по строке "фамилия, имя, отчество полностью" указываются построчно полностью фамилия, имя, отчество <*> физического лица, уполномоченного в соответствии с документом, подтверждающим полномочия представителя налогоплательщика - юридического лица, удостоверять достоверность и полноту сведений, указанных в Декларации.

В поле "наименование организации - представителя налогоплательщика" - наименование юридического лица - представителя налогоплательщика. Проставляется подпись лица, сведения о котором указаны по строке "фамилия, имя, отчество полностью", заверяемая печатью юридического лица - представителя налогоплательщика, и дата подписания.

В поле "Наименование документа, подтверждающего полномочия представителя" указывается наименование документа, подтверждающего полномочия представителя налогоплательщика.

Раздел "Заполняется работником налогового органа" содержит сведения о представлении Декларации (код способа представления Декларации в , , ,, , , , ,, соответствии с Приложением N 3 к настоящему Порядку; количество страниц Декларации; количество листов подтверждающих документов или их копий, приложенных к Декларации; дату представления Декларации; номер, под которым зарегистрирована Декларация; фамилию и инициалы имени и отчества <*> работника налогового органа, принявшего Декларацию; его подпись).
<*> Отчество указывается при наличии.

Порядок заполнения Раздела 1 "Сумма единого сельскохозяйственного налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика"

По коду строки 001 указывается код бюджетной классификации Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией, по которому подлежит зачислению сумма единого сельскохозяйственного налога (по которому исчислена к уплате сумма авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу).

По коду строки 002 указывается код Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления ОК 019-95 по месту нахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).

По коду строки 003 указывается сумма авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу, исчисленная к уплате в бюджет по итогам отчетного периода, исходя из налоговой ставки и налоговой базы за полугодие.

По коду строки 004 указывается сумма единого сельскохозяйственного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода с учетом уплаченной суммы авансового платежа за полугодие (код строки 050 Раздела 2 - код строки 003). Данный показатель указывается, если значения показателя по коду строки 050 Раздела 2 больше значения показателя по коду строки 003.

По коду строки 005 указывается сумма единого сельскохозяйственного налога к уменьшению за налоговый период (код строки 003 - код строки 050 Раздела 2). Данный показатель указывается, если значение показателя по коду строки 050 Раздела 2 меньше значения показателя по коду строки 003.

Сведения, указанные в Разделе 1 Декларации, подтверждаются по строке "Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю" подписью лица из числа лиц, указанных в пункте 3.4 данного Порядка, и проставляется дата подписания данного раздела.

V. Порядок заполнения Раздела 2 "Расчет единого сельскохозяйственного налога"

По коду строки 010 указывается сумма полученных налогоплательщиком за налоговый период доходов, учитываемых при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу в соответствии с пунктом 1 статьи 346.5 НК РФ.

К таким доходам относятся:
доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 Кодекса;
внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 Кодекса.

Не учитываются в составе доходов:
доходы, указанные в статье 251 НК РФ;
доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ, в порядке, установленном главой 25 НК РФ;
доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ, в порядке, установленном главой 23 Кодекса.

Отчество указывается при наличии.

По коду строки 020 указывается сумма произведенных налогоплательщиком за налоговый период расходов, учитываемых при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу в соответствии с пунктами 2 - 4.1, 5 статьи 346.5 Кодекса.

По коду строки 030 указывается налоговая база по единому сельскохозяйственному налогу за налоговый период (код строки 010 - код строки 020). Данный показатель указывается, если значение показателя по коду строки 010 больше значения показателя по коду строки 020.

Если в налоговом периоде получен убыток (отрицательная разница между доходами и расходами, указанными по кодам строк 010 и 020), то налоговая база признается равной нулю.

По коду строки 040 указывается сумма убытка, на которую налогоплательщик фактически уменьшил налоговую базу по единому сельскохозяйственному налогу за истекший налоговый период, указанную по коду строки 030 (в пределах суммы убытков, полученных по итогам предыдущих налоговых периодов, которые не были перенесены на начало истекшего налогового периода, указанных по коду строки 010 Раздела 2.1 Декларации).

По коду строки 050 указывается сумма единого сельскохозяйственного налога, исчисленная исходя из налоговой ставки и налоговой базы за налоговый период, уменьшенной на сумму убытка, полученного в предыдущем (предыдущих) налоговом (налоговых) периоде (периодах) ((код строки 030 - код строки 040) x 6 / 100).

Сведения, указанные в Разделе 2 Декларации, подтверждаются по строке "Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю" подписью лица из числа лиц, указанных в пункте 3.4 настоящего Порядка, и проставляется дата подписания данного раздела.

VI. Порядок заполнения Раздела 2.1 "Расчет суммы убытка, уменьшающей налоговую базу по единому сельскохозяйственному налогу за налоговый период"

Раздел 2.1 Декларации заполняется налогоплательщиком, получившим по итогам предыдущего (предыдущих) налогового (налоговых) периода (периодов) убытки.

Налогоплательщик вправе осуществлять перенос убытка на будущие налоговые периоды в течение 10 лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток. Налогоплательщик вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка. Убыток, не перенесенный на следующий год, может быть перенесен целиком или частично на любой год из последующих девяти лет. Если налогоплательщик получил убытки более чем в одном налоговом периоде, перенос таких убытков на будущие налоговые периоды производится в той очередности, в которой они получены.

По коду строк 010 - 110 указывается сумма убытков, полученных по итогам предыдущих налоговых периодов, которые не были перенесены на начало истекшего налогового периода, в том числе с разбивкой по годам их образования (соответствуют значению показателей по кодам строк 130 - 230 Раздела 2.1 Декларации за предыдущий налоговый период).

По коду строки 120 указывается сумма убытка за истекший налоговый период ((код строки 020 - код строки 010) Раздела 2). Данный показатель указывается, если значение показателя по коду строки 010 Раздела 2 меньше значения показателя по коду строки 020 Раздела 2.

По коду строки 130 указывается сумма убытков на начало следующего налогового периода, которые налогоплательщик вправе перенести на будущие налоговые периоды (код строки 010 - код строки 040 Раздела 2 + код строки 120).

Значение показателя по коду строки 130 переносится в Раздел 2.1 Декларации за следующий налоговый период и указывается по коду строки 010.

По кодам строк 140 - 230 указываются суммы убытков, которые не были перенесены при уменьшении налоговой базы за истекший налоговый период, по годам их образования (сумма убытка истекшего налогового периода указывается последней в перечне лет, за которые получены убытки). Сумма значений показателей по кодам строк 140 - 230 соответствует значению показателя по коду строки 130.

Значения показателей по кодам строк 140 - 230 переносятся в Раздел 2.1 Декларации за следующий налоговый период и указываются по кодам строк 020 - 110.

Сведения, указанные в Разделе 2.1 Декларации, подтверждаются по строке "Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю" подписью лица из числа лиц, указанных в пункте 3.4 данного Порядка, и проставляется дата подписания данного раздела.

Приложение N 1 к Порядку заполнения налоговой декларации

КОДЫ НАЛОГОВЫХ ПЕРИОДОВ

Код

Наименование

34

Календарный год                                          

50

Последний налоговый период при реорганизации (ликвидации)
организации (при прекращении деятельности в качестве
индивидуального предпринимателя), при переходе на иной режим
налогообложения

Приложение N 2 к Порядку заполнения налоговой декларации

КОДЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ
ПО МЕСТУ НАХОЖДЕНИЯ (УЧЕТА)

Код

Наименование

120

По месту жительства индивидуального предпринимателя

210

По месту нахождения российской организации

213

По месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика

331

По месту осуществления деятельности иностранной организации через
отделение иностранной организации

Приложение N 3 к Порядку заполнения налоговой декларации

КОДЫ СПОСОБОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ

Код

Наименование

01

На бумажном носителе (по почте)

02

На бумажном носителе (лично)

03

На бумажном носителе с дублированием на съемном носителе (лично)

04

По телекоммуникационным каналам связи с ЭЦП

05

Другое

06

На съемном носителе с ЭЦП (лично)

07

На съемном носителе с ЭЦП (по почте)

08

На бумажном носителе с дублированием на съемном носителе (по
почте)

09

На бумажном носителе с использованием штрих-кода (лично)

10

На бумажном носителе с использованием штрих-кода (по почте)

РАЗМЕСТИТЬ БЕСПЛАТНО:
на 26.08.2023
USD94,7117+0,3110
EUR102,2586-0,2133
БВК98,1078+0,0751
Все валюты


ПОГОДА НА
Россия, Московская обл., Москва
днем
ночью

(прогноз)
Погода в России и за рубежом
КОНВЕРТОР ВАЛЮТ
Конвертор валют
ВИДЕО
Страховые взносы нанесут тяжелый ущерб МБ...
Просмотр:   видео для модема    видео для выделенной линии  
Все видеосюжеты
ВАШЕ МНЕНИЕ
Как Вы относитесь к обязательной вацинации?
 За
 Против
 Затрудняюсь ответить
Предложите опрос
 
Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности