Порядок учета затрат по статьям расходов / Бухгалтерский учет на малых предприятиях / Бухгалтерский учет в отдельных сферах деятельности /
При организации учета использования в производстве материалов, строительных конструкций, изделий и деталей, топливно-энергетических и других видов материальных ресурсов важной задачей является обеспечение контроля за их экономным и рациональным использованием, а также соблюдением установленных норм и нормативов их расходов.
Основанием для списания строительных материалов на производство являются следующие документы и показатели: • производственные нормы расхода основных строительных материалов, разрабатываемые строительной организацией и утверждаемые ежегодно ее руководителем. Сборники нормативных показателей расхода материалов на основные виды строительных, монтажных и специальных строительных работ введены в действие Госстроем России. Перечень действующих сборников приведен в его Письме от 15.01.98 г. № ВБ-20-8/12(40); • объемы строительно-монтажных работ, зафиксированные в журнале учета выполненных работ по форме № КС-ба и приведенные в акте о приемке выполненных работ по форме № КС-2. • ежемесячный отчет начальника строительного участка (производителя работ) о расходе основных материалов в строительстве в сопоставлении с производственными нормами Этот отчет следует делать по форме № М-29, Инструкция по заполнению которой утверждена Приказом ЦСУ СССР от 24.11. 82 г. N 613
Учет расходов на оплату труда рабочих ведется в соответствии с действующим законодательством и принятыми строительной организацией формами и системами оплаты труда.
Расходы по оплате труда рабочих относятся на затраты по отдельным объектам учета по прямому признаку на основании документов, определяющих затраты труда. В случае невозможности отнесения некоторых видов надбавок, доплат, стимулирующих выплат по прямому признаку распределение их по объектам производится пропорционально суммам оплаты без надбавок, доплат, стимулирующих и компенсирующих выплат.
В состав данных затрат не включаются расходы на оплату труда рабочих вспомогательных производств, обслуживающих и прочих хозяйств строительной организации; рабочих, занятых обслуживанием и эксплуатацией строительных машин и механизмов; рабочих, занятых на некапитальных работах (включая работы по возведению временных зданий и сооружений) и других работах, осуществляемых и относимых на счет накладных расходов (благоустройство строительных площадок, подготовка объекта стройки к сдаче и др.); рабочих, занятых погрузкой, разгрузкой и доставкой материалов до приобъектного склада, включая их разгрузку с транспортных средств на приобъектном складе (относятся на стоимость материалов). Расходы по содержанию и эксплуатации строительных машин и механизмов (собственных и арендованных) учитываются на счете 25 «Общепроизводственные расходы» по видам или группам машин и механизмов и ежемесячно списываются на соответствующие счета учета их использования (производства и т.д.).
Суммы арендной платы или лизинговые платежи за пользование строительными машинами и механизмами и другие платежи по услугам, связанным с производством строительных работ, отражаются в себестоимости этих работ по рассматриваемой статье расходов соответственно в элементах «Прочие затраты» и «Материальные затраты».
Суммы арендной платы (за аренду отдельных машин и механизмов) и других платежей по услугам, не связанным непосредственно с производством строительных работ, относятся на соответствующие счета по учету этих затрат («Вспомогательные производства», «Материалы», «Накладные расходы» и др.).
К накладным расходам, учитываемым на счете 26 «Общехозяйственные расходы», относятся административно-хозяйственные расходы, расходы на обслуживание работников строительства, на организацию работ на строительных площадках и прочие накладные расходы. Состав накладных расходов определяется сметой. Накладные расходы основного производства в строительных структурных подразделениях ежемесячно распределяются пропорционально прямым затратам на счета учета строительных работ в дебет счета 20 «Основное производство».
Накладные расходы основного производства в структурных подразделениях механизации ежемесячно распределяются пропорционально прямым затратам на счета учета строительных работ (выполненных для заказчиков по договорам на строительство) в дебет счета 20 «Основное производство» и работ по эксплуатации строительных машин и механизмов - в дебет счета 25 «Общепроизводственные расходы».
В дальнейшем порядок распределения накладных расходов по объектам учета (договорам, проектам, объектам строительства, видам работ и т.п.) как на счете 20, так и на счете 25 определяется строительной организацией. Расходы могут распределяться по объектам учета пропорционально прямым затратам на оплату труда рабочих, договорной стоимости выполненных работ, количеству отработанных машиносмен (в структурных подразделениях механизации) и другими методами. Для распределения накладных расходов основного производства по установленной методике необходимо: • определить процент как отношение суммы накладных расходов к общей сумме прямых затрат основного производства и некапитальных затрат (без учета затрат по возведению временных нетитульных зданий и сооружений); • по начисленному проценту, умноженному на сумму прямых затрат, учтенных на счете 20, определить по каждому счету сумму накладных расходов, которую следует отнести на каждый из этих счетов; • по принятой в организации методике, являющейся элементом учетной политики, распределить общую сумму накладных расходов, приходящуюся на каждый счет, по объектам учета.
В строительных организациях, осуществляющих учет затрат на производство строительных работ методом их накопления за определенный период, постоянные накладные расходы, приходящиеся на основное производство, могут сразу списываться на счет учета реализации (в дебет счета 90-2 «Себестоимость продаж»). В данном случае смету накладных расходов необходимо вести в составе постоянных расходов. Накладные расходы, приходящиеся на вспомогательные производства, распределяются по их видам пропорционально прямым затратам, а внутри производств - по видам выпускаемой продукции и оказываемым услугам в соответствии с принятыми в строительной организации методами. Расходы могут распределяться по видам производств и работам, а также услугам пропорционально прямым затратам, затратам на оплату труда рабочих, их численности, количеству оказанных услуг и другими методами.
Таким образом, себестоимость выпускаемой во вспомогательных производствах продукции и оказываемых услуг формируется в полном объеме затрат, связанных с их производством, и в случае реализации их на сторону выявляется реальный финансовый результат. Это очень важно при различном режиме налогообложения прибыли, получаемой от реализации продукции и услуг.
Для распределения накладных расходов вспомогательных производств по установленной методике необходимо: • определить процент как отношение суммы накладных расходов вспомогательного производства к общей сумме прямых затрат, учтенных на счете 23 «Вспомогательные производства»; • по исчисленному проценту, умноженному на сумму прямых затрат, приходящихся на каждый вид производства, определить по каждому виду сумму накладных расходов; • по принятой в организации методике распределения накладных расходов распределить их по видам продукции, работ и услуг.
При составлении смет накладных расходов следует иметь в виду, что в случае если при составлении и подписании договора на строительство между генподрядчиками и субподрядчиками учтены услуги, оказываемые первыми последним, то на стоимость этих услуг субподрядчик (в возмещение этих расходов) производит отчисления генподрядчику от стоимости выполненных собственными силами работ. Стоимость и виды таких расходов (к ним могут относиться: административно-хозяйственные расходы, связанные с обеспечением технической документацией и осуществлением координации работ, с приемкой от субподрядчика выполненных работ и сдачей их заказчику, материально-техническим обеспечением субподрядчика; затраты по пожарно-сторожевой охране, проведению мероприятий по охране труда; расходы по обеспечению субподрядчика временными нетитульными сооружениями и др.) определяются в особых условиях к договорам на строительство, заключаемым этими организациями.
Ежемесячно для правильного определения себестоимости выполненных работ субподрядчик относит оговоренные договором суммы отчислений в дебет счета 26 и кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». При расчетах за сданные объекты или выполненные работы субподрядчиком на сумму отчислений делается бухгалтерская запись по дебету счета 76 и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».
|
|