Налог на прибыль организаций: последние изменения / В помощь бухгалтеру / Консультации специалистов /
В конце 2005 года законодатель внес изменения в некоторые нормы гл. 25 “Налог на прибыль организаций” НК РФ.
Самые последние по времени поправки в гл. 25 приняты Федеральными законами от 29.12.04г. № 204-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую НК РФ” (далее - Закон № 204-ФЗ) и от 29.12.04г. № 202-ФЗ “О бюджете фонда социального страхования РФ на 2005 год”. Ряд поправок, вступивших в действие с 2005г., приняты летом прошлого года.
О том, что нового для налогоплательщиков внесли эти законы, прежде всего - в вопросы налогового учета доходов и расходов для целей налогообложения прибыли, мы беседуем с главным государственным налоговым инспектором отдела работы с налогоплательщиками и СМИ Управления ФНС России по НСО Ольгой Виленкиной.
- Ольга Яковлевна, какие изменения внесены Федеральным законом № 204-ФЗ и каких категорий налогоплательщиков они коснулись?
- Эти поправки затрагивают несколько категорий налогоплательщиков, это - медицинские организации, осуществляющие деятельность в системе обязательного медицинского страхования (ОМС); страховые организации (в том числе медицинские страховые организации); негосударственные пенсионные фонды; организации, которые осуществляют негосударственное пенсионное страхование своих сотрудников; организации, осуществляющие социальное страхование сотрудников и выплачивающие им пособия по временной нетрудоспособности за счет собственных средств.
Наиболее существенные поправки касаются доходов медицинских организаций. В ст. 251 НК РФ внесены изменения, касающиеся налогового учета средств, а также имущества (paбот, услуг), которые получают медицинские организации, осуществляющие медицинскую деятельность в системе. В соответствии с новой редакцией пп. 14 п. 1 ст. 251 средства, полученные медицинскими организациями от страховых организаций в рамках ОМС за оказание медицинских услуг застрахованным лицам, включаются в состав доходов, не подлежащих налогообложению. Данное положение распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.03г.
Кроме того, п. 1 ст. 251 НК РФ дополнен новым пп. 30, нормы которого также распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.03г. Им предусмотрено, что стоимость имущества, работ, услуг, полученных медицинскими организациями в рамках ОМС от страховых организаций за счет резерва предупредительных мероприятий, также включается в состав необлагаемых доходов.
- Какие изменения касаются налогового учета доходов и расходов организаций?
- Изменения, внесенные Законом № 204-ФЗ, коснулись и других статей НК РФ, в частности, ст. 294, которая определяет особенности формирования доходов и расходов страховых организаций. Кроме того, введена новая ст. 294.1 “Особенности определения доходов и расходов страховых организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование”.
Очень важная поправка внесена в п. 16 ст. 255 НК РФ. Она касается расходов на пенсионное обеспечение сотрудников. Как известно, этот подпункт определяет, что в случае, если работодатель осуществляет расходы по негосударственному пенсионному обеспечению своих сотрудников, эти отчисления включаются в состав расходов на оплату труда и уменьшают налоговую базу в пределах нормативов (12% от суммы расходов на оплату труда). Согласно новой редакции п. 16 эти средства будут уменьшать налоговую базу в составе расходов на оплату труда. Правда, при условии, что пенсионная схема, которую применяет работодатель, предусматривает учет пенсионных взносов на именных счетах участников HПФ.
На это следует обратить особое внимание. Как известно, есть две пенсионные схемы - так называемая “солидарная”, при которой организация-страхователь перечисляет средства на счет НПФ единой суммой, без разбивки по конкретным сотрудникам, и “именная”, когда платеж перечисляется на именной счет конкретного работника. Раньше организации в основном использовали солидарную схему. Теперь законодательно установлено требование о том, что расходы на негосударственное пенсионное обеспечение сотрудников могут быть признаны в налоговом учете только в случае использования именной схемы.
- Расскажите подробнее об изменениях, касающихся расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности и социальное страхование работников. В частности, как в гл. 25 НК РФ решен вопрос об учете двухдневных выплат для целей налогообложения прибыли?
- С 1 января вступил в силу Федеральный закон от 29.12.04г. № 202-ФЗ “О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2005 год” (далее - Закон № 202-ФЗ). В соответствии с п. 1 ст. 8 этого Закона меняется порядок выплаты пособий по временной нетрудоспособности в 2005г. Пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые два дня болезни работника работодатель будет оплачивать за счет собственных cpeдств. И только с третьего дня болезни работника выплачивать пособие начнет ФСС. Такой порядок действует до принятия федерального закона, который будет регулировать обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством и случай смерти.
Естественно, что налогоплательщиков волнует вопрос: смогут ли они признавать подобные расходы в целях налогообложения прибыли.
Законом № 204-ФЗ п. 1 ст. 264 дополнен пп. 48.1 и 48.2. Подпункт 48.1 позволяет работодателю признать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, расходы по выплате пособия по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) за первые два дня нетрудоспособности работника согласно законодательству РФ. То есть, с учетом установленного порядка исчисления пособия по временной нетрудоспособности и ограничения его максимального размера (12 480 руб.).
Например, работник, имеющий непрерывный стаж работы свыше 8 лет, в январе с.г. находился на больничном. Его средний дневной заработок для расчета пособия но временной нетрудоспособности составил 1500 руб. Пособие по временной нетрудоспособности, фактически выплаченное работодателем за счет собственных средств за первые 2 дня болезни данного работника составило 3 тыс. руб. (1500 ру6. х 2 дн.).
Размер среднедневного пособия с учетом установленного Законом № 202-ФЗ ограничения (12 480 руб. в месяц), стажа работника и количества рабочих дней в январе (15) составляет: 12 480 руб.: 15 дн. = 832 руб.
Сумма расходов на оплату пособия по временной нетрудоспособности за первые 2 дня болезни работника, которую налогоплательщик вправе признать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, равняется 1664 руб. (832 руб. х 2 дн.).
Таким образом, налогоплательщики налога на прибыль, не опасаясь, смогут списывать в расходы собственные затраты по оплате больничных за первые два дня нетрудоспособности (кроме случаев производственных травм и профзаболеваний) на основании пп.48.1 п.1 ст.264 НК РФ. Но только в части, не покрытой выплатами, произведенными страховыми организациями, в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности. Последняя оговорка законодателя, на мой взгляд, связана с возрастающим интересом организаций к договорам добровольного личного страхования работников на случай временной нетрудоспособности, вызванным желанием защитить себя от лишних трат.
- С 1 января изменилась ставка налога на прибыль. Как изменился расчет авансовых платежей по налогу на прибыль в I квартале? Как их платить - двумя или тремя платежными поручениями, и в каких суммах?
- В соответствии с поправками, внесенными в ст. 284 Федеральным законом от 29.07.04г. № 95-ФЗ (далее - Закон № 95-ФЗ), сумма налога, зачисляемая в федеральный бюджет, с 2005г. рассчитывается по ставке 6,5%, а не 5%, как было в прошлом году. А сумма налога, которая зачисляется в бюджеты субъектов РФ, определяется но ставке 17,5% вместо 17. Налоговая ставка для уплаты налога на прибыль в местный бюджет ст. 284 НК РФ не предусмотрена. Поэтому налог на прибыль будет уплачиваться не тремя, как раньше, а двумя платежными поручениями: в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ. При этом та часть налога на прибыль, которая должна поступить в местные бюджеты, будет распределяться непосредственно органами федерального казначейства.
Порядок исчисления авансовых платежей установлен в п. 2 ст. 286 НК РФ. При этом сумма авансовых платежей, которые уплачиваются в I квартале налогового периода (в данном случае 2005г.), равна сумме ежемесячных авансовых платежей, которые уплачивались в IV квартале предыдущего налогового периода (2004г.). Иными словами, авансовые платежи в I квартале года рассчитываются исходя из суммы налога на прибыль, уплачиваемого по итогам III квартала 2004 г. Поскольку изменение ставки налога не влияет на исчисление ежемесячных авансовых платежей в I квартале, налогоплательщик не должен корректировать их сумму. Они уплачиваются в тех же размерах, что и в IV квартале 2004 г. Что касается той части авансового платежа, которая в IV квартале приходилась на местный бюджет, то она складывается с суммой налога, причитающейся в региональный бюджет, и единой суммой перечисляется в консолидированный бюджет субъекта РФ.
Суммы квартальных авансовых платежей рассчитываются с учетом нового распределения сумм налога по уровням бюджета. Поэтому налогоплательщикам, уплачивающим в I квартале этого года ежемесячные авансовые платежи, нужно скорректировать суммы квартальных авансовых платежей.
- А если возникнет ситуация, что общие суммы авансовых платежей - начисленных по итогам I квартала и фактически перечисленных за этот же период, - совпадают, а суммы платежей по разным уровням бюджета различны, и при этом образовалась недоимка по налогу в федеральный бюджет и в такой же сумме переплата в бюджет субъекта РФ?
- Поскольку зачесть суммы недоимки и переплаты по налогу между разными уровнями бюджета нельзя, налогоплательщику по итогам I квартала надо сделать дополнительное перечисление в федеральный бюджет. Сумму образовавшейся переплаты в региональный бюджет можно будет зачесть при перечислении платежей по итогам следующего отчетного периода 2005 года.
- Как изменились ставки налога по отдельным видам доходов?
- Изменилась ставка налога на прибыль, который налоговый агент удерживает при выплате дивидендов. В соответствии с поправками, внесенными в ст. 284 НК РФ, с 01.01.05г. дивиденды облагаются по ставке 9% (ранее - по ставке 6%). Причем принципиальным при исчислении сумм налога, удерживаемых с доходов в виде дивидендов, является именно момент выплаты дохода. Дивиденды, выплачиваемые в 2005 году, облагаются по ставке 9% независимо от того, за какой налоговый период они начисляются.
Например, организация в течение 2004г. выплачивала учредителям промежуточные дивиденды по итогам I квартала, полугодия и 9 месяцев, облагая их по ставке 6%. Дивиденды по итогам 2004 г. будут выплачены в апреле 2005 года. При выплате дохода за прошедший год в текущем году организация обязана как налоговый агент удержать с учредителей налог на прибыль по ставке 9%.
По такой же ставке (9%) будут облагаться и промежуточные дивиденды, выплачиваемые в апреле 2005г. по итогам I квартала текущего года.
Кроме того, согласно п. 4 ст. 284, который с 01.01.05г. действует в новой редакции (введена Федеральным законом от 20.08.04г. № 107-ФЗ), по налоговой ставке 9% будут облагаться:
доход в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 01.01.07г.;
доход в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 01.01.07г.;
доход учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 01.01.07г.
Замечу, что изменения в налогообложении двух последних из перечисленных видов доходов вызваны введением в действие Федерального закона от 11.11.03г. № 152-ФЗ “Об ипотечных ценных бумагах”.
- С начала года бюджетная классификация РФ и Бюджетный кодекс действуют в новой редакции, внесенной Федеральным законом от 23.12.04г. № 174-ФЗ. В связи с этим возникает вопрос: как уплатить налог за прошлые налоговые периоды?
- Это важный момент, на который налогоплательщикам нужно обратить внимание. Дело в том, в новой бюджетной классификации, которая действует с этого года, предусмотрен специальный код бюджетной классификации для тех сумм налога, которые относятся к прошлым налоговым периодам в доле сумм налога на прибыль, зачисляемых в местный бюджет. Значение этого КБК 182 1 09 01000 03 1000 110, он предназначен для зачисления налога на прибыль в местный бюджет по расчетам за 2004г. и погашения задолженности прошлых лет.
Например, налогоплательщик подает уточненную декларацию за 2002 год. Естественно, эта декларация будет представлена по старой форме, в которой предусмотрено распределение сумм налога по трем уровням бюджета. В данном случае, если сумма налога уточняется (доплачивается), она должна быть распределена по трем уровням бюджета, исходя из ставок и требований законодательства, которые действовали в 2002 году.
Сказанное относится и к сумме налога на прибыль, уплачиваемой по налоговой базе переходного периода. Как известно, эта сумма определялась в 1 полугодии 2002г. и часть ее подлежала уплате в течение ряда последующих лет (для отдельных категорий налогоплательщиков вплоть до 2007г.). Эта сумма уплачивается в том размере и в те бюджеты, которые определены в 1 полугодии 2002г.
- Большинство налогоплательщиков уже отчитались за 2004 год и представили декларации по старой форме, в которой предусмотрены поля для семизначных кодов бюджетной классификации, действовавших до этого года. Появятся ли новые формы декларации?
- Подгонять старую форму под новые, 20-разрядные КБК, налогоплательщику необязательно. Налоговые органы сами корректировали КБК при обработке этих деклараций. В новой форме декларации несомненно, будут предусмотрены поля для новых КБК. По имеющейся у нас информации, новые формы декларации по налогу на прибыль вероятнее всего, появятся только после того, как в 25 главу будут внесены очередные изменения. Пока же организации могут отчитываться по налогу на прибыль за 2004 и 2005 г., используя прежнюю форму декларации, утвержденную приказом МНС России от 11.11.03г. № БГ-3-02/614. Такой порядок будет действовать до тех пор, пока Минфин России не примет новую декларацию по этому налогу. Заполнить старую форму налогоплательщику помогут разъяснения, которые даны в письме Минфина России от 25.02.05г. № 03-03-01-02/65. Этот документ УФНС России по НСО разослало в налоговые органы письмом от 05.03.05г. № МШ-09-07.1/03009@. Кстати, оно опубликовано в г. “Эпиграф”, №9.
В письме финансовое ведомство напоминает, что при заполнении старых форм следует учесть изменения, внесенные в 25-ю главу Налогового кодекса Федеральными законами от 29.07.04г. № 95-ФЗ, от 20.08.04г. № 107-ФЗ и от 29.12.04г. № 204-ФЗ.
Все налогоплательщики при заполнении деклараций за 2005 год проставляют прочерки в графах, которые предназначены для отражения сумм налога, перечисляемых в местный бюджет, с учетом того, что с этого года налог на прибыль перечисляется только в федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ. В листе 02 декларации по строкам 191 и 231 указываются налоговая база и ставка налога, уплачиваемого в бюджет субъекта РФ.
Письмо Минфина будет интересно тем налогоплательщикам, которые получали целевые средства (в частности, страховым организациям), совершали операции с ценными бумагами, выплачивали дивиденды. Кроме того, в документе изложены особенности заполнения декларации негосударственными пенсионными фондами.
Напомню, что представить декларацию налогоплательщикам, отчитывающимся ежемесячно, надо не позднее 28 числа следующего месяца. Остальные налогоплательщики должны подать декларацию не позднее 28 апреля.
- Спасибо за беседу.
/Эпиграф (Новосибирск), 26.03.2005/
|
|