Вопросы обложения ЕНВД при размещении наружной рекламы / В помощь бухгалтеру / Консультации специалистов /
1. Подлежит ли деятельность организации по распространению рекламы, изготовленной при помощи ручного труда художников, обложению единым налогом на вмененный доход (ЕНВА) или указанная деятельность подпадает под общий режим налогообложения?
Со вступлением в силу с 1 января 2005 г. изменений, внесенных Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ в главу 26(3) НК РФ, под обложение ЕНВА подпадает деятельность по распространению и (или) размещению наружной рекламы (подп. 7 п. 2 ст. 346(26) НК РФ).
В соответствии со ст. 346(29) НК РФ объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц.
В соответствии со ст. 53 НК РФ налоговая база представляет .собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Однако в новом варианте главы 26(3) НК РФ физический показатель и базовая доходность определены только для:
* распространения и (или) размещения печатной и (или) полиграфической наружной рекламы (площадь информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы (в квадратных метрах); доходность - 3000 руб.);
* распространения и (или) размещения посредством световых и электронных табло наружной рекламы (площадь информационного поля световых и электронных табло наружной рекламы (в квадратных метрах); доходность - 4000 руб.).
Таким образом, законодатель определил конкретные способы распространения рекламы, которые подпадают под обложение ЕНВД.
В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 6 ноября 2001 г. N454-ст, полиграфическая деятельность включает: "печатание журналов и других периодических изданий, книг и брошюр, нот, карт, атласов, плакатов, рекламных каталогов, проспектов и других рекламных изданий, почтовых, гербовых и акцизных марок, документов на право собственности, чеков и других ценных бумаг, журналов учета, альбомов, записных книжек, блокнотов, ежедневников, еженедельников, бланков и другой коммерческой печатной продукции, личных бланков и других печатных материалов, изготовленных высокой печатью, офсетной печатью, глубокой печатью, флексографской печатью, трафаретной печатью, а также с применением других печатных машин, множительных машин, печатающих устройств компьютеров (ЭВМ), машин для тиснения, фото- и термокопировальных аппаратов".
Деятельность по распространению печатной и (или) полиграфической рекламы основывается на изготовлении рекламных элементов при помощи специальной (печатной и полиграфической) техники. Одновременно распространение рекламы, изготовленной с использованием труда художников, очевидно, не относится к распространению рекламы посредством световых табло.
Установленный НК РФ перечень является исчерпывающим и не позволяет отнести к видам деятельности, подпадающим под обложение ЕНВД, распространение рекламы иным способом.
Между тем организация может размещать наружную рекламу на основании технического проекта, в соответствии с которым допускается размещение рекламных элементов, выполненных на тканевой основе. Изготовление рекламных элементов на тканевой основе осуществляется ручным способом с использованием труда художников.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики, объект налогообложения и налоговая база.
Аналогия закона в налоговом праве недопустима, следовательно, для деятельности по распространению рекламы, изготовленной при помощи ручного труда художников, единый налог на вмененный доход не установлен, поскольку налоговая база для этого вида деятельности законом не определена.
По нашему мнению, деятельность организации по распространению рекламы, изготовленной при помощи ручного труда художников, не подлежит обложению ЕНВД и подпадает под общий режим налогообложения.
2. Облагается ли единым налогом на вмененный доход деятельность по распространению социальной рекламы?
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
На практике, например, организация может заключить с администрацией города договор, согласно которому она обязана будет размещать социальную информацию праздничного характера только на отдельно стоящих рекламоносителях и растяжках в рамках общегородских мероприятий, посвященных знаменательным датам, в сроки и по адресам в соответствии с утвержденной адресной программой.
В соответствии со ст. 18 Закона о рекламе социальная реклама представляет общественные и государственные интересы и направлена на достижение благотворительных целей.
Осуществляемая на безвозмездной основе деятельность юридических и физических лиц по производству и распространению социальной рекламы, передаче своего имущества, в том числе денежных средств, другим юридическим и физическим лицам для производства и распространения социальной рекламы признается благотворительной деятельностью и пользуется предусмотренными законодательством льготами.
Таким образом, так называемая социальная реклама не является рекламой в собственном смысле этого слова, поскольку не призвана формировать или поддерживать интерес к физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
По нашему мнению, хотя социальная реклама и поименована в Законе о рекламе как вид рекламы, деятельность по распространению социальной рекламы не облагается единым налогом на вмененный доход.
3. Подпадает ли деятельность рекламораспространителя по распространению наружной рекламы о себе (самореклама) под обложение единым налогом на вмененный доход?
Организация может заниматься распространением наружной рекламы не только о третьих лицах, но и о себе.
В соответствии со ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Согласно ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Деятельность рекламораспространителя по распространению наружной саморекламы не связана с получением прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Соответственно, указанная деятельность не является предпринимательской (ст. 34628 НК РФ) и, следовательно, лицо, осуществляющее эту деятельность, не является плательщиком единого налога на вмененный доход.
По нашему мнению, деятельность рекламораспространителя по распространению наружной рекламы о себе самом не подпадает под обложение ЕНВД.
4. В соответствии со ст. 14 Закона о рекламе распространение наружной рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях допускается при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления.
Какой именно момент следует считать датой начала деятельности по распространению наружной рекламы:
* момент получения разрешения на размещение наружной рекламы и какого именно;
* установки рекламного элемента (шита, растяжки и т.п.);
* нанесения рекламного изображения, за который будет уплачиваться вознаграждение, на рекламный элемент (щит, растяжка и т.п.);
* нанесения рекламного изображения, за который будет уплачиваться вознаграждение, на рекламный элемент (щит, растяжка и т.п.) при имеющемся разрешении и всех согласованиях;
* иной момент?
По нашему мнению, датой начала деятельности по распространению наружной рекламы должен считаться момент установки рекламного элемента (щит, растяжка и т.п.) при имеющемся согласованном со всеми заинтересованными инстанциями разрешении и заключенном договоре с соответствующим муниципальным и городским учреждением (либо предприятием, в зависимости от субъекта Российской Федерации).
К примеру, в г. Москве разрешения на распространение наружной рекламы, предусмотренные ст. 14 Закона о рекламе, выдает районная Управа (п. 2.4 Правил размещения средств наружной рекламы и информации в Г. Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 22 января 2002 г. N 41 - ПП "О перспективах развития и правилах размещения средств наружной рекламы, информации и оформления города").
Размещение средств наружной рекламы и информации осуществляется на основании разрешения на распространение наружной рекламы, предусмотренного ст. 14 Закона о рекламе, и договора с Комитетом рекламы, информации и оформления города Москвы, если сумма оплаты по договору превышает 2 млн руб. в год, или с государственным унитарным предприятием г. Москвы "Городская реклама и информация", если сумма оплаты по договору не превышает 2 млн руб. в год (п. 1.5 указанных Правил).
В соответствии с п. 5.1, 5.10 Правил размещения и эксплуатации объектов наружной рекламы в г. Ростове-на-Дону, утвержденных Постановлением Мэра г. Ростова-на-Дону от 26 мая 1999 г. N 1167, размещение наружной рекламы на территории города осуществляется при наличии оформленной в установленном порядке разрешительной документации, в состав которой входят:
* разрешение на размещение средства наружной рекламы и информации;
* технический паспорт рекламного места;
* договор на размещение средства наружной рекламы и информации.
5. Какой орган местного самоуправления должен выдавать разрешение на размещение наружной рекламы на административной границе муниципальных образований, если невозможно установить точную принадлежность территории? Какой орган уполномочен определить точную принадлежность территории на административной границе муниципальных образований, с тем, чтобы в этот орган могла обратиться организация, осуществляющая подобную деятельность?
В соответствии со ст. 14 Закона о рекламе распространение наружной рекламы в городских, сельских поселениях и на других территориях допускается при наличии разрешения соответствующего органа местного самоуправления, согласованного с соответствующим органом управления автомобильных дорог, а также с органом милиции, уполномоченным осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, - в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог - за пределами территорий городских и сельских поселений.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения.
Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 11 - 13 данного Закона.
Таким образом, вся территория Российской Федерации поделена на муниципальные образования и разрешение на размещение наружной рекламы за пределами территорий городских и сельских поселений выдается тем органом местного самоуправления, на чьей территории будет установлен рекламный элемент.
Например, в Москве границы муниципальных образований установлены Законом г. Москвы от 15 октября 2003 г. N 59 "О наименованиях и границах внутригородских муниципальных образований в городе Москве".
Однако установить границу вплоть до одного метра вряд ли представляется возможным.
Более того, в настоящее время во многих субъектах Российской Федерации границы муниципальных образований законодательно не установлены (например, Ростовская область).
Можно порекомендовать организации, имеющей намерение заняться размещением наружной рекламы, спровоцировать экономический спор и обжаловать действия (бездействие) органов местного самоуправления в арбитражный суд, где принадлежность территории будут доказывать пограничные муниципальные образования. Специального органа, который может решить вопрос о принадлежности территории конкретному муниципальному образованию и в который может обратиться такая организация, не существует.
6. Подлежит ли уплате единый налог на вмененный доход в случаях, если по отдельному рекламному элементу предпринимательская деятельность по размещению наружной рекламы не осуществляется и доходы не получаются; в том числе если деятельность приостановлена и щит не используется (например, в связи с реконструкцией и консервацией)? Какими оправдательными документами может быть подтвержден факт приостановления .предпринимательской деятельности по размещению наружной рекламы по отдельному рекламному элементу?
При ответе на настоящий вопрос необходимо исходить из правовой и экономической природы единого налога на вмененный доход как промыслового налога, уплата которого не связывается с фактом получения дохода.
В соответствии со ст. 346(28) НК РФ налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.
С 1 января 2005 г. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности будет применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении такого вида предпринимательской деятельности, как распространение и (или) размещение наружной рекламы (ст. 346(26) НК РФ).
Таким образом, законом установлено, что единый налог на вмененный доход уплачивается в том случае, если налогоплательщик осуществляет соответствующую предпринимательскую деятельность. При этом факт ведения такой деятельности, базовая доходность и физические показатели определяются по каждому отдельному рекламному элементу.
По нашему мнению, необходимо различать две ситуации.
Первая ситуация, когда рекламный элемент (щит и пр.) не используется по обстоятельствам, имеющим субъективный характер, - нет клиентов либо принято решение о его временной консервации. В этом случае единый налог подлежит уплате, поскольку сохраняется объект налогообложения.
Вторая ситуация, когда рекламный элемент (щит и пр.) не используется по обстоятельствам, имеющим объективный характер, - реконструкция, ремонт, а клиенты подписывают предварительные договоры на размещение наружной рекламы. В данном случае единый налог уплате не подлежит. Следует учитывать, что не всякие работы влекут невозможность осуществления деятельности по размещению наружной рекламы на конкретном рекламном элементе, в связи с чем необходимо учитывать характер таких работ.
По нашему мнению, документы, которые могут подтвердить такие обстоятельства, - это, прежде всего, договоры подряда, из предмета которых очевидно, что предпринимательскую деятельность по размещению наружной рекламы осуществлять объективно невозможно.
/Финансовый курьер, 14.12.2004/
|
|