Если вычет превышает сумму страховых взносов? / В помощь бухгалтеру / Консультации специалистов /
Несмотря на то, что срок представления работодателями налоговой декларации по единому социальному налогу и расчета по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование истекает 30 марта, многие бухгалтеры уже приступили к подготовке отчетности за 2004 год. В связи с этим полезно будет учесть, какие требования предъявляют налоговых органов, в частности, при камеральных проверках отчетности.
Наиболее часто выявляются такие нарушения, как неполная уплата страховых взносов на ОПС, либо превышение сумм налогового вычета при исчислении ЕСН над суммой уплаченных страховых взносов. Напомним, что п. 2 ст. 243 НК РФ гласит, что “сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащего уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиком на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащего уплате в федеральный бюджет за тот же период”. На основании абз. 4 п. 3 ст. 243 “в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи”.
О том, какие требования при несоблюдении налогоплательщиков вышеуказанных требований может предъявить налоговый инспектор в ходе камеральной проверки отчетности и что в результате предстоит сделать налогоплатильщику, можно узнать из нижеприведенного письма.
О камеральных проверках отчетности по ЕСН
ПИСЬМО МНС России от 21.10.04г. № 05-3-06/235
В ходе проведения камеральных налоговых проверок осуществляется контроль за полнотой уплаты налогоплательщиками единого социального налога в федеральный бюджет при наличии положительной разницы между начисленными и фактически уплаченными суммами страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В случае, если камеральной налоговой проверкой установлен факт неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, производится доначисление единого социального налога в части, зачисляемой в федеральный бюджет.
Если по итогам налогового периода сумма примененного налогового вычета при исчислении единого социального налога в федеральный бюджет превысила сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, то абзацем четвертым п. 3 ст. 243 ННК РФ такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате в федеральный бюджет.
Указанное нарушение является основанием для привлечения налогоплательщика единого социального налога к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, по итогам налогового периода. В частности, меры налоговой ответственности, установленной ст. 122 Кодекса, могут быть применены по итогам камеральной проверки налоговой декларации по единому социальному налогу с 15 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Перерасчет к уменьшению единого социального налога в федеральный бюджет, ранее доначисленного по результатам камеральной проверки налоговой декларации по этому налогу на основании абз. 4 п. 3 ст. 243 НК РФ, производится на основании решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по единому социальному налогу за соответствующий налоговый период по результатам камеральной проверки представленной налогоплательщиком уточненной декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. В указанной декларации отражается вся сумма уплаченных страховых взносов, относящаяся к начисленным за налоговый период, и нулевые значения разницы между этими показателями.
Также налогоплательщику необходимо представить документы, подтверждающие, что отраженные им в декларации уплаченные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, относятся к соответствующему расчетному периоду.
Напомним, что ст. 122 НК РФ предусмотрено, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Если указанные деяния совершены умышленно, штраф составит 40%.
Заметим, что до сих пор Минфином России не обнародована новая форма декларации по ЕСН. Как сообщили специалисты отдела работы с налого-плательщиками и СМИ УМНС России по НСО, в настоящее время Приказ об утверждении новой формы декларации за 2004 г. проходит стадию необходимых согласований, а это значит, что появится он не раньше марта. А между тем, по старой форме отчитаться за истекший год невозможно - она существенно отличается от форм, по которым рассчитывались авансовые платежи. В связи с этим налоговые органы принимают декларации по ЕСН, заполненные по старой форме, только в исключительных случаях, например, в связи с ликвидацией организации, при этом такой организации все равно придется сдать уточненную декларацию.
При исчислении и уплате авансовых платежей по налогу в текущем году следует учесть разъяснение МНС России, данное в письме от 03.11.04г. № 05-3-?06/336. Оно гласит следующее.
В связи с вступлением в силу с 2005 г. Федерального закона от 20.07.04г. № 70-?ФЗ “О внесении изменений в гл. 24 ч. II Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации” считаем, что ограничение по сумме налогового вычета следует соотносить с суммой налога в федеральный бюджет, исчисленной по ставке 20%.
Применение регрессивных ставок. Право или обязанность?
Не менее актуальным является вопрос о том, обязательно ли применение регрессивных ставок по ЕСН, в т.ч. - по взносам в ПФР. Согласно Разъяснениям МНС России, например, от 29.04.04. № 05-?1-?05/265@ и от 21.10.04г. № 05-?04-?09/268 применение регрессии является правом налогоплательщика, а не обязанностью.
Так, налоговое ведомство в Письме от 21.10.04г. разъяснило, что в соответствии с п. 2 ст. 241 НК РФ в редакции, действующей до введения в действие Федерального закона от 20.07.04г. № 70-?ФЗ, в случае, если на момент уплаты авансовых платежей по единому социальному налогу налогоплательщиками, указанными в пп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляет сумму менее 2500 руб., налог уплачивается по максимальной ставке, предусмотренной п. 1 вышеназванной статьи, независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо. Налогоплательщики, у которых налоговая база удовлетворяет указанному критерию, не вправе до конца налогового периода использовать регрессивную шкалу ставки налога.
Таким образом, исходя из нормы, действующей до 01.01.05г., иные налогоплательщики, у которых налоговая база не удовлетворяет критерию, указанному в вышеназванной статье НК РФ, а именно, если в среднем на одно физическое лицо в месяц она составляет сумму 2500 руб. и более, а также исходя из положений статьи 56 НК РФ, вправе не использовать регрессивную шкалу ставок единого социального налога.
Отказ от применения регрессии означает, что и налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование налогоплательщик исчисляет по максимальным ставкам и тарифам, включая налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы и одновременно осуществляющих виды деятельности, облагаемые по общепринятой системе.
В указанном Письме разъясняется, что применение налогоплательщиком ставки единого социального налога без регрессии, при наличии обстоятельств для ее применения, не приведет к возникновению налогового правонарушения.
Необходимо отметить, что НК РФ не возлагает на налоговые органы обязанности по проверке действий налогоплательщика по исчислению налогов, в случае, если эти действия не приведут к налоговым правонарушениям.
Налоговые органы в случае, если налогоплательщиком не заявлена регрессивная ставка налога, а применена полная ставка для соответствующей категории плательщика, не проверяют размер примененной ставки единого социального налога.
Но так было до этого года. Федеральный закон № 70-ФЗ с 01.01.05г. исключил положение, установленное п. 2 ст. 241 НК РФ, которым устанавливалось условие применения регрессии. Таким образом, одновременно снимаются все дополнительные условия, которые ограничивали доступ налогоплательщика к регрессивной шкале. Сама шкала вместо четырех-стала трехступенчатой. Пониженные ставки станут доступны многим предприятиям, а их бухгалтерам не придется заниматься расчетом средней налоговой базы на одного работника, как это было до 2005 г. И самое главное - существенно снижена ставка ЕСН - с 35,6 до 26%.
Указанная налоговая ставка применяется организациями в отношении выплат, произведенным физическим лицам нарастающим итогом с начала года в размере до 280 тыс. руб. (на каждое физическое лицо).
В связи со снижением ставки ЕСН изменился и порядок распределения налога между федеральным бюджетом и внебюджетными фондами.
С этого года отменены ограничения по доступу к регрессивным ставкам с одновременным повышением порога их применения. Регрессивная шкала ставок будет применяться в случае, если налоговая база превысит 280 тыс. руб. (вместо действовавшего порога в 100 тыс. руб.). При этом регрессивные ставки ЕСН составляют:
при величине выплат от 280001 руб. до 600 тыс. руб. - 10%;
свыше 600 тыс. руб. - 2 %.
Одновременно с изменение ставок ЕСН изменились и размеры страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Тарифная шкала станет гораздо проще, т.к. пол работника теперь на тарифы не влияет. Максимальный размер остался прежним и составляет 14%. При этом физические лица делятся на 2 категории:
до 1966 года - по этой категории страховые взносы целиком направляются на финансирование страховой части пенсии, они не будут получать при достижении пенсионного возраста накопительную часть пенсии;
1967 года и моложе. Для этой категории лиц страховые взносы направляются на финансирование как страховой, так и накопительной части трудовой пенсии, а соотношение между этими частями по максимальному тарифу будет следующим: 10% и 4% - в 2005-2007 гг.; 8% и 6% - с 2008 г.
При начислении страховых взносов в ПФР применяется регрессивная шкала ставок в порядке, аналогичном ЕСН.
В связи с этим отменено ограничение по доступу к пониженным ставкам по ЕСН и страховым взносам, а применение регрессии при исчислении ЕСН и страховых взносов на обязательное страхование становится обязательным. Об этом сообщается в Письме ФНС России от 01.02.05г. № ММ-?6-?05/72@/.
Приводим Письмо ФНС России полностью.
О применении регрессивной шкалы ставок ЕСН и тарифов страховых взносов на ОПС
Письмо ФНС России от 01.02.05г. № ММ-?6-?05/72@/
В связи с запросами налоговых органов о порядке применения регрессивной шкалы ставок единого социального налога и тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Федеральная налоговая служба разъясняет следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 20.07.04г. № 70-ФЗ “О внесении изменений в гл. 24 ч. II Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации” с 01.01.05г. п. 2 ст. 241 НК РФ, которым устанавливалось условие применения регрессии, утратил силу.
Учитывая изложенное, с 01.01.05г. налогоплательщики при исчислении единого социального налога и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование применяют ставки, установленные ст. 241 НК РФ, и тарифы, установленные ст. 22 и 33 Федерального закона от 15.12.01г. №167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”, в обязательном порядке.
Таким образом с 01.01.05г. применение регрессивных ставок ЕСН и страховых взносов на ОПС становится обязательным при выплатах физическим лицам свыше 280 тыс. руб.
/Эпиграф (Новосибирск), 11.02.2005/
Рассчитываем ЕСН в 2005 году
Евгений Токарев, аудитор департамента аудиторских услуг ООО "БДО Юникон Северо-Запад"
Приступая к расчету ЕСН в 2005 г., бухгалтерам организаций необходимо проверить, какие изменения были внесены в главу 24 "Единый социальный налог" Налогового кодекса РФ. Главные изменения были внесены Федеральным законом от 20.07.2004 №70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации", вступившим в силу с 1 января 2005 г. Остановимся на них подробнее. (В 2004 г. было принято еще несколько законов, внесших изменения в главу 24 НК РФ: Федеральный закон от 29.06.2004 №58-ФЗ; Федеральный закон от 22.08.2004 №122-ФЗ.) 1.Основное изменение коснулось ставок налога. Снижен размер базовых налоговых ставок для всех категорий налогоплательщиков, в частности для организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями. Максимальная налоговая ставка ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам (далее -- "обычные налогоплательщики"), при налоговой базе до 280 000 рублей составляет 26% вместо 35,6%. При этом изменилась структура ЕСН по платежам. Теперь из 26% подлежат уплате: -- 20% (вместо 28%) -- в федеральный бюджет; -- 3,2% (вместо 4,0%) -- в фонд социального страхования РФ; -- 0,8% (вместо 0,2%) -- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; -- 2,0% (вместо 3,4%) -- в территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Для налогоплательщиков -- сельскохозяйственных производителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, ставка налога составляет 20% вместо 26,1%. Для индивидуальных предпринимателей ставка налога составляет 10% вместо 13,2%. Для адвокатов ставка налога составляет 8% вместо 10,6%. 2. Следующее изменение затронуло регрессивную шкалу налогообложения. Число уровней сократилось с четырех до трех: 1-й уровень -- до 280 000 рублей, 2-й уровень -- от 280 001 рубля до 600 000 рублей, 3-й уровень -- свыше 600 001 рубля. Как видно, минимальная налоговая база, с которой применяется регрессивная шкала, увеличилась со 100 000 рублей до 280 000 рублей. Теперь регрессивная шкала налогообложения применяется, если средняя заработная плата работника в течение года составит 23 333 рубля (до 01.01.2005 средняя заработная плата для применения регрессивной шкалы составляла 8 333 рубля). Теперь для "обычных налогоплательщиков" применяются следующие ставки ЕСН: -- для доходов работников от 280 001 рубля до 600 000 рублей ставка налога с суммы, превышающей 280 000 рублей, составляет 10%; -- для доходов свыше 600 000 рублей ставка налога с суммы, превышающей 600 000 рублей, составляет 2%.
/dp.ru, 17.02.2005/
|
|