По основным средствам, купленным в рассрочку, налоговики не дают зачесть НДС до полной оплаты имущества. Однако в начале этого года Минфин России официально высказал мнение, что даже при частичной оплате входной НДС все-таки можно возместить. Правда, только в отношении основного средства, купленного исключительно для сдачи в лизинг. А на днях специалисты Минфина России в беседе с корреспондентом «УНП» сообщили, что это правило должно работать для всех основных средств.
Сложности с получением вычета НДС по основным средствам, приобретенным с рассрочкой платежа, возникли в прошлом году. Причиной стало постановление Правительства РФ от 16.02.04 № 84. Этот документ внес изменения в пункт 9 Правил ведения журналов учета счетов-фактур, книг покупок и продаж. В него добавили следующий абзац.
Цитируем документ
«При приобретении основных средств и (или) нематериальных активов регистрация счета-фактуры в книге покупок производится в полном объеме после принятия на учет основных средств и (или) нематериальных активов».
Пункт 9 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 На его основании налоговые органы стали запрещать частичный зачет НДС по основным средствам*.
Полная оплата, и ни шагу назад
После таких правок налоговики, аргументируя запрет вычета НДС при частичной оплате основного средства, стали делать акцент на словосочетании «в полном объеме». И применять его к оплате основного средства.
Следуя их логике, счет-фактура может быть зарегистрирован в книге покупок только после полной оплаты основного средства. Поэтому и к вычету можно принять весь налог, указанный в счете-фактуре, только после окончательной оплаты, а не по частям. Ведь декларация по НДС составляется на основании данных книги продаж и покупок (п. 6 Порядка заполнения декларации, утвержденного приказом Минфина России от 03.03.05 № 31н).
Получается, что, если организация не зарегистрирует счет-фактуру после частичной оплаты в книге покупок, в декларацию этот НДС не попадет. Следовательно, фактически частичный вычет применить невозможно. Несмотря на то что все условия для зачета налога по статьям 171 и 172 НК РФ выполняются: имущество оприходовано и используется в облагаемой НДС деятельности, счет-фактура есть, оплата (хоть и частичная) тоже присутствует.
В споре рождается истина
В данной ситуации налицо противоречие в нормативных актах. Как же быть в этом случае налогоплательщику?
Сразу скажем, что с доводами чиновников можно поспорить. Постановление Правительства РФ № 914 устанавливает только порядок заполнения счетов-фактур, книг покупок и продаж. Для вычета же НДС достаточно выполнить условия, установленные Налоговым кодексом. А в статьях 171 и 172 НК РФ нет ни слова о том, что вычет возможен только после полной оплаты покупки. В отношении зачета НДС по основным средствам есть только один нюанс. Они должны быть приняты к бухгалтерскому учету (п. 1 ст. 172 НК РФ).
В бухучете актив признается основным средством при выполнении определенных условий. Во-первых, объекты должны использоваться в деятельности организации и приносить доход. Во-вторых, они должны быть куплены не для перепродажи. В-третьих, срок их полезного использования больше 12 месяцев (п. 4 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). Заметьте, и здесь нет условия о полной или частичной оплате основного средства.
Свет в окошке от Минфина
До недавнего времени вопрос вычета НДС при оплате основного средства в рассрочку «висел в воздухе». Но вот Минфин России выпустил документ, в котором сделал вывод о возможности принятия входного налога к вычету при частичной оплате (письмо от 08.02.05 № 03-04-11/27). Но не по всем основным средствам, а только по тем, которые организация сдает по договору лизинга. Итог такой. Если организация приобрела основное средство для получения лизингового дохода и оплачивает его по частям, вычет НДС идет по мере оплаты. Естественно, при соблюдении условий для возмещения налога.
По нашему мнению, позицию Минфина России можно применить не только к лизинговому имуществу, но и распространить на все основные средства. Для этого есть веская причина. Ведь имущество, переданное в лизинг, также относится к основным средствам, только учитывается обособленно, на отдельном счете. Но это не означает, что к нему не применяются правила учета основных средств.
Чтобы прояснить ситуацию, мы обратились в отдел косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России. И там подтвердили наши рассуждения. Вот что нам ответили. Если организация купила имущество с рассрочкой платежа и принимает его к учету на счет 01, к вычету входной налог она предъявляет по мере его оплаты поставщику.