Земельный налог и налог на имущество физлиц / В помощь бухгалтеру / Консультации специалистов /
Земельный налог и налог на имущество физических лиц на основании статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) относятся к местным налогам. Эти виды налогов устанавливаются Кодексом и нормативными правовыми актами о налогах представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях этих муниципальных образований. В соответствии со статьей 12 Кодекса, при установлении местных налогов, представительными органами муниципальных образований определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.
Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Кодексом. Представительными органами муниципальных образований в порядке и пределах, которые предусмотрены Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Исходя из норм Кодекса, представительные органы муниципальных образований осуществляют свои полномочия по земельному налогу в соответствии с главой 31 "Земельный налог" Кодекса, налогу на имущество физических лиц - в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 "О налоге на имущество физических лиц" (далее - Закон Российской Федерации № 2003-1). Сейчас идет последний год существования старой системы налогообложения земельных участков в зависимости от площади земельного участка. Результаты функционирования этой системы таковы: в 2003 году в Калужской области поступления от земельного налога составили 256,3 млн. рублей, в 2004 году - 266,4 млн. рублей. Со следующего года в соответствии с главой 31 "Земельный налог" Кодекса земельный налог будет взиматься от кадастровой стоимости земельных участков.
Переход на налогообложение от кадастровой стоимости позволит облагать земельные участки налогом в зависимости от их действительной ценности. В связи с этим особенно остро встает вопрос с изменением порядка администрирования земельного налога. Кодексом предусмотрено, что органы, осуществляющие ведение земельного кадастра, представляют в налоговые органы сведения об имеющихся земельных участках и об их кадастровой стоимости; а органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним - сведения о правообладателях. Самое важное, чтобы в налоговые органы поступила информация обо всех земельных участках, подлежащих налогообложению.
В налоговые органы информация должна поступать в электронном виде. Земельный налог будет исчислен только в отношении тех земельных участков, информация о которых будет представлена в налоговые органы и только, в отношении которых будет определена кадастровая стоимость. Учитывая проводимую реформу органов местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от 21.07.2005) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), с 1 января 2006 года в Калужской области вместо ныне действующих 45 муниципальных образований будут действовать 319. Таким образом предполагается, что земельный налог будут вводить в действие на своих территориях 24 муниципальных района, 15 МО городских поселений, 264 МО сельских поселения и 2 городских округа в соответствии с Кодексом и решениями о налогах соответствующих Районных Собраний, Городских Дум (Поселковых Дум) и Сельских Дум. Однако Законом Калужской области от 5 апреля 2005 года № 54-03 дата выборов Глав вновь образованных муниципальных образований назначена на 16 октября текущего года. Кроме того, руководству МО необходимо будет принять, зарегистрировать и опубликовать Уставы МО.
На это уйдет достаточно много времени и есть опасения, что вновь образованные муниципальные образования просто не успеют до 1 декабря 2005 года принять и опубликовать свои решения о введение в действие "нового" земельного налога, как этого требует статья 5 Кодекса. Сложность работы по подготовке таких решений заключается в том. что муниципальным образованиям придется разобраться с кадастровой оценкой земельных участков совместно с территориальными органами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимости). Кроме того, им необходимо будет определить размеры налоговых ставок в пределах установленных статьей 394 Кодекса, а также порядок и сроки уплаты земельного налога (авансовых платежей), установить налоговые льготы. основания и порядок их применения (ст. 387 Кодекса). Похожая ситуация и в других субъектах России.
Поэтому Федеральная налоговая служба через Полномочных Представителей Президента Российской Федерации направила в адрес Губернаторов письма с предложением об оказании необходимой помощи и содействия действующим органам местного самоуправления в скорейшей разработке и принятии нормативно-правовых актов по введению земельного налога, не дожидаясь выборов должностных лиц местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований. Аналогичные письма были направлены Управлением ФНС России по Калужской области Главам администраций ныне действующих муниципальных образований. Направление писем связано с тем, что в этой ситуации выход предлагает Федеральный закон от 29 ноября 2004 года № 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российское Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее -Федеральный закон № 141-ФЗ). Согласно пункта 6 статьи 8 указанного Федерального закона, на территориях вновь образованных в соответствии со статьей 85 Федерального захона№ 131-ФЗ ч).Муниципальных образований до 1 января 2006 года полномочия по установлению и введению в действие земельного налога осуществляются представительными органами местного самоуправления ныне действующих муниципальных образований и применяются в 2006 году на территориях соответствующих муниципальных образований. Таким образом, в Калужской области на территориях 24 муниципальных районов, в которых до 1 января 2006 года применялись нормативные правовые акты районов о местных налогах и не принимаются нормативные правовые акты представительными органами муниципальных образований, входящих в состав этих муниципальных районов (а их 21), а также вновь образованными представительными органами, которые не успевают принять и официально опубликовать свои нормативные правовые акты о местных налогах до 1 декабря 2005 года, применяются нормативные правовые акты представительных органов таких районов, принятые о земельном налоге в соответствии с главой 31 Кодекса и о налоге на имущество физических лиц - в соответствии с Законом Российской Федерации № 2003-1.
Нормативные правовые акты о местных налогах представительных органов муниципальных образований, которые приобретают в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ статус городских округов (г.Калуга и г.Обнинск), в 2006 году будут применяться на всей территории соответствующих городских округов. Что касается уплаты земельного налога физическими лицами за текущий 2005 год, то следует отметить, что оплата земельного налога будет производиться в соответствие с Законом РФ " О плате за землю", нормативно-правовыми актами местных органов самоуправления. Земельный налог уплачивается плательщиками на основании налоговых уведомлений, направленных налоговыми органами в сроки, установленные нормативно -правовыми актами местных органов самоуправления. Так, по МО "Город Калуга" уплата налога производится равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября.
По желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты. В отличие от прошлого года в 2005 году применяются действовавшие в 2004 году размеры ставок земельного налога (за исключением земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения), увеличенные на коэффициент 1,1. Ежегодно налоговыми инспекциями области на основании сведений об инвентаризационной стоимости имущества, представленных органами Учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Калужской области ("Калужский регистрационный центр"), а также органами технической инвентаризации, производится исчисление гражданам налога на имущество физических лиц. Под налогообложение подпадают жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Ставки налога ежегодно устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Ставки налога могут быть дифференцированы по типам использования имущества. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах: Стоимость имущества Ставка налога До 300 тыс. рублей До 0,1 процента От 300 тыс. рублей до 500 тыс. руб. От 0,1 до 0,3 процента Свыше 500 тыс. рублей От 0,3 до 2,0 процента По МО "Город Калуга" уплата налога производится также равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. По желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты.
Граждане, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года. При начислении налога на имущество физических лиц налоговые органы также сталкиваются с тем, что передаваемые регистрирующими органами сведения содержат данные о владельцах не соответствующие действительности.
Сохраняется проблема установления адреса налогоплательщиков в связи со сменой их места жительства. Кроме того, перед налоговыми органами остро стоит проблема неучтенных строений. Имеются случаи, когда владельцы вновь построенного жилья всеми силами стараются уклониться от технической инвентаризации своих строений и государственной регистрации прав на объект недвижимости. При выявлении таких лиц налоговые органы совместно с местными органами самоуправления и прокуратурой проводят работу по привлечению граждан к налогообложению.
/Наша жизнь (с. Перемышль, Калужская обл.), 24.09.2005/
|
|