С 1 сентября в Подмосковье поднялась ставка налога на игорный бизнес. В соответствии с Законом Московской области от 21.07.05 № 187/2005-ОЗ за один автомат придется заплатить 5500 рублей в месяц. Однако жить по новым ставкам азартному бизнесу недолго: с 1 января 2006 года за «однорукого бандита» придется выложить уже 7500 рублей. Это как раз тот максимум, который предусматривает Налоговый кодекс.
Отделяйте агента от клиента
На сумму своего вознаграждения агент выставляет отдельный счет-фактуру. Об этом сообщает письмо УФНС России по Московской области от 16.08.05 № 21-29-И/ 0215. Авторы разъясняют порядок оформления счетов-фактур при осуществлении посреднических операций. Ссылаясь на постановление Правительства РФ от 02.12.2000 № 914, специалисты управления отмечают, что агент не регистрирует в книге покупок полученный от продавца счет-фактуру. Однако показатели из этого документа переносит в счет-фактуру, выставляемый на имя принципала. А на свои услуги по агентскому договору выписывает отдельный документ.
Банки в ответе не нуждаются
Банки могут спокойно работать с новыми счетами клиентов. Дожидаться разрешения из налоговой не нужно. Об этом говорит письмо УФНС России по г. Москве от 03.08.05 № 09-14/55000. Дело в том, что банковский счет открывается организациям и предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет (ст. 86 НК РФ). Банк в течение пяти дней должен известить инспекторов об открытии счета. Однако ждать ответа банк уже не обязан. Как напоминают авторы письма, ранее операции запрещались до получения подтверждения от налоговой инспекции - такое требование содержал Указ Президента РФ о мерах по повышению собираемости налогов (от 18.08.96 № 1212). Однако документ утратил силу еще в феврале этого года.
События
Наказание бездействием
Временная приостановка работы не спасет от выплаты зарплаты Подмосковные власти спешат внести новый вид административного наказания, недавно одобренный на федеральном уровне, в областное законодательство. Теперь организациям или предпринимателям, которые будут вынуждены приостановить деятельность по решению суда, придется позаботиться о своих подчиненных. Соответствующий законопроект Московская областная дума приняла за основу на заседании 14 сентября.
Расскажем все по порядку. Депутаты решили внести поправки в Закон Московской области об охране труда (от 06.11.01 № 170/2001-ОЗ). Этот закон определяет права и обязанности работодателя по охране труда, а также утверждает гарантии работающих на предприятии сотрудников. Для подчиненных положено создавать безопасные и комфортные условия. Работник вправе отказаться от своих трудовых заданий, если это угрожает его здоровью или жизни. К примеру, если сварщикам не выдается специальная защитная каска, начальство не может требовать от них выполнения работ. А за вынужденный простой рабочим положено выплачивать среднюю зарплату.
В противном случае не исключен вариант, что работник обратится в трудовую инспекцию. А нарушения трудового законодательства в сфере прав на достойные условия труда чреваты административными наказаниями.
Между тем с 12 августа этого года вступил в силу Федеральный закон от 09.05.05 № 45-ФЗ. Он дополнил КоАП РФ новым видом наказания - административное приостановление деятельности. На срок до 90 дней прекращается работа, угрожающая жизни и здоровью людей, а также при возникновении техногенных катастроф, радиационных аварий или возникновении эпидемий (п. 1 ст. 3.12 КоАП РФ). Кроме того, суд может приостановить деятельность организации в случае совершения административного нарушения в области природоохранного законодательства и в сфере противодействия терроризму и отмыванию преступных доходов.
Подмосковные парламентарии предлагают предусмотреть в законе № 170/2001-ОЗ обязательства работодателей, подвергнувшихся подобному наказанию. На то время, пока организация простаивает в связи с приостановлением деятельности, за подчиненным придется сохранять должность и средний заработок. Причем начальство может перевести сотрудника и на другую работу, но с зарплатой не ниже, чем на прежнем месте.
«Административное приостановление деятельности не должно отражаться на сотруднике! Мы предлагаем установить гарантии в сфере охраны труда при применении данного вида наказания», - пояснили корреспонденту «УНП» в областной думе. Кроме того, законопроект приводит нормативную базу области в соответствие с федеральным законодательством. «Мы обязаны предусмотреть этот вид наказания», - отмечают в думе.
Как сообщили нам в пресс-службе парламента, последнее, третье чтение законопроекта состоится 28 сентября. «Документ с большой долей вероятности будет принят», - уверили нас. Роксана АХМЕДОВА
Столице готовят патент и «вмененку»
Возможно, с нового года в Москве увеличится количество видов деятельности, подпадающих под ЕНВД. Как сообщили корреспонденту «УНП» в правительстве Москвы, столичные власти не исключают перевода на «вмененку» розничной торговли, осуществляемой в помещениях без торговых залов и через нестационарную торговую сеть, а также деятельности по сдаче в аренду мест на рынках. Кроме того, для предпринимателей-одиночек может быть введена патентная система. Заметим, что последние два новшества своим появлением обязаны поправкам, внесенным в главы НК РФ об «упрощенке» и «вмененке» Федеральным законом от 21.07.05 № 101-ФЗ.
По словам чиновников, сейчас по поручению мэра столицы над соответствующими законопроектами работают Департамент поддержки и развития малого бизнеса и Департамент потребительского рынка и услуг правительства Москвы. Специалисты должны оценить экономические последствия введения «вмененки». Если прогноз окажется благоприятным для бюджета столицы, законопроектам будет дан ход.
Напомним, что базовая доходность для розницы, не имеющей торговых залов, составляет 9 тыс. рублей в месяц за одно место, для сдачи «точек» на рынках - 6 тыс. рублей в месяц за одно сданное место.
При этом «магазинной» московской рознице ЕНВД по-прежнему «не светит». Как сообщили чиновники, эта идея уже неоднократно просчитывалась и каждый раз отметалась - слишком невыгодно для столичного бюджета. «Даже если мы установим максимальное значение корректирующего коэффициента К2, бюджет все равно понесет потери. А налоги, которые платят магазины, являются весьма существенной статьей доходов», - пояснили нам в правительстве. Кстати, несмотря на то, что «вмененка» для наружной рекламы тоже не принесла городской казне особых доходов, отказываться от нее в будущем году власти пока не собираются: «Здесь мы на какой-то исключительный экономический эффект и не рассчитывали».
Кроме того, по словам чиновников, в столице может быть введено еще одно новшество - патент для предпринимателей, не имеющих наемных работников. Налоговый кодекс разрешает применять новую систему для 58 видов работ и услуг (среди них - пошив одежды, фотоуслуги, работа тренера). «Мы постараемся, чтобы как можно больше видов деятельности можно было осуществлять на основании патента», - заверили нас в московском правительстве. Если это произойдет, московский предприниматель-одиночка сможет купить «налоговую индульгенцию» на квартал, полгода, девять месяцев или год. Цена годового патента - 6 процентов от потенциально возможного дохода, который устанавливается властями субъекта. Треть стоимости оплачивается не позднее 25 дней с момента оформления документа, две трети - по окончании действия патента. Андрей КРЫЛОВ
Статус «любимого» обязывает...
Более жесткие критерии оценки кредитных организаций, претендующих на статус уполномоченного банка правительства Москвы, утвердило постановление городских властей от 30.08.05 № 665-ПП. Звание «уполномоченного банка» дает право участвовать в реализации городских программ и проектов (в частности, кредитовании малого бизнеса). Как и прежде, желающие стать «любимым» банком столицы должны подать заявление в департамент финансов Москвы, прикрепив к нему пару десятков документов - список утвержден свежим постановлением. Но чтобы заявление приняли к рассмотрению, банк должен отвечать определенным требованиям.
«Мы слегка приподняли планку», - заявили нам в городском Департаменте финансов. Теперь претендент на звание «уполномоченного» должен иметь не менее 10 млн евро собственных средств вместо прежних 100 млн рублей. А необходимая сумма активов увеличилась в три раза - с 500 млн до 1,5 млрд рублей. Установлен и норматив достаточности капитала (отношение общей суммы собственных средств к активам банка) - не менее 11 процентов. Кроме того, в департаменте нам подчеркнули, что «банк обязательно должен заниматься благотворительностью в пользу города».
В правительстве Москвы считают, что столь жесткие требования оправданны: «Если банки привлекают крупного клиента, такого как московское правительство, они получают хорошую прибыль. Естественно, среди них должны быть только проверенные банки, отвечающие критериям, установленным столичными властями». Инна ЗУБАРЕВА
Куда платить неучтенным?
Если фирма меняет место жительства, она неизбежно становится заложником обстоятельств. Постановка на учет в инспекции по месту новой прописки может затянуться, а по прежнему местонахождению организация уже не числится. Что делать, если сроки сдачи отчетности поджимают? Можно ли предприятиям в такой ситуации производить платежи со своих расчетных счетов и куда «подвешенным» налогоплательщикам носить декларации, объясняет письмо УФНС России по г. Москве от 29.08.05 № 09-14/60943.
Для начала авторы поясняют, что снятие с учета в одном регионе с последующей постановкой в другом никак не влияет на правоспособность фирмы. Гражданские права у организации может «отнять» только исключение из реестра (п. 3 ст. 49 ГК РФ).
Так что, утешают московские налоговики, в период изменения местонахождения организация вправе осуществлять хозяйственную деятельность в обычном режиме.
Однако точно так же никто не освобождает организацию и от обязанностей по уплате налогов. Причем, констатируют авторы, налоги нужно платить по месту учета налогоплательщика. Вот только перед кем отчитываться организации во время «переустановки»?
Ситуация усугубляется еще и тем, что карточка «Расчеты с бюджетом» открывается только после завершения всех процедур постановки по новому месту учета. И поэтому подача декларации без соответствующего свидетельства чревата неопознанностью уплаченных сумм. Между тем разбираться, кому принадлежат невыясненные платежи, налоговики умеют только в соответствии с рекомендациями, утвержденными приказом ФНС России от 12.05.05 № ШС-3-10/201. А там подразумевается, что хоть какая-то прописка у налогоплательщика есть.
Авторы по шагам разбирают ситуацию «переустановки», чтобы решить: куда послать отчетность фирмы. Приведем логику письма. Прежняя инспекция снимает с учета на основании выписки из Единого государственного реестра юрлиц (ЕГРЮЛ). В этой бумаге как раз и содержатся сведения об изменении местонахождения организации. И снятие с учета должно произойти не позднее рабочего дня, когда соответствующие изменения внесены в ЕГРЮЛ. Во всяком случае так предписывают Методические указания по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и постановки на учет, утвержденные приказом ФНС России от 20.12.04 № САЭ-3-09/165. Причем снимут налогоплательщика с учета с того числа, которым датировано изменение в ЕГРЮЛ.
По идее не позже одного дня после снятия с учета в инспекцию по месту будущей «прописки» посылаются все необходимые сведения для постановки на учет. Как только «новая» инспекция их получит, в течение одного рабочего дня она обязана зафиксировать вновь прибывшего налогоплательщика.
И опять-таки датой постановки на учет будет дата внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении местонахождения организации, отмечают авторы письма. После постановки организации по месту нового учета будет открыта карточка для расчетов с бюджетом. В конечном итоге организация будет поставлена на учет в тот же день, что и снята. И раз уж карточка по расчетам с бюджетом будет заведена именно в новой инспекции, авторы письма делают однозначный вывод - платить следует по новому месту. Александр ШАХОВ
Очередникам подтвердили льготу
Как правильно рассчитывать налог на земельный участок, приобретенный «до» и «после» 1 января 2005 года, объяснило УФНС России по Московской области в письме от 22.08.05 № 19-46-И0873. Разъяснение подоспело вовремя, так как до 15 сентября нужно было уплатить первую часть налога на земельный участок, а до 15 ноября - оставшуюся часть (Закон РФ от 11.10.91 № 1738-1 «О плате на землю»).
Авторы письма разделяют граждан на тех, кому участок под индивидуальное строительство был предоставлен, и на тех, кто этот участок купил под эти цели. Кроме того, установлен разный порядок уплаты налога на земельные участки, приобретенные или предоставленные «до» и «после» 1 января 2005 года. Связано это с тем, что с 1 января 2005 года вступили в силу поправки к закону «О плате за землю»*.
Итак, разберемся сначала с гражданами, которые купили участок до 1 января 2005 года. До этой даты никакого ограничения по срокам строительства не было. Поэтому владельцы таких участков платят налог в размере 100 процентов от ставки вплоть до регистрации построенного объекта. После того как объект зарегистрирован, налог с участка взимается как за земли, занятые жилищным фондом. Это 3 процента от ставки земельного налога, но не менее 10 рублей за квадратный метр (ст. 8 закона «О плате за землю»).
Если участок был куплен под собственное строительство после 1 января 2005 года, то налог платится по-иному. В течение десяти лет (пока идет стройка) по полной ставке, в последующие годы вплоть до регистрации - в двукратном размере. И лишь после регистрации налог можно будет платить по сниженной до 3 процентов ставке. Как видим, таким землевладельцам совсем невыгодно затягивать стройку более чем на 10 лет.
Иначе обстоит дело с теми, кто получил участок под строительство жилья (это, например, очередники). Так, если земля получена в этом году, то, согласно уже упоминавшимся поправкам к закону «О плате за землю», налог платится по сниженной ставке (до тех же 3 процентов). Причем независимо от того, построен ли объект и зарегистрирован ли он.
Такое же правое есть и у тех, кто получил землю до 1 января 2005-го. Здесь авторы письма рекомендуют пользоваться определением Верховного суда от 13.02.03 № 78-ВПР03-3. Там суд указал, что попытки налоговиков заставить граждан платить налог в полном размере вплоть до регистрации построенного жилья неправомерны.
Следовательно, граждане, которые получили участок до 2005 года, должны платить налог в размере 3 процентов от ставки. Причем в письме особо оговаривается - те, кто в течение 2000-2004 годов ошибочно платил завышенный налог, могут вернуть переплату. Елена МИНАЕВА • Внесены Федеральным законом от 20.08.04 № 116-ФЗ.
ЕНВД для салонов связи
Подпадает ли под «вмененку» прием платежей от абонентов, который предприниматель ведет по договору поручения с оператором сотовой связи? Этот вопрос рассмотрен в опубликованном на прошлой неделе письме УФНС России по Московской области от 22.08.05 № 18-16-И/0325.
Вообразим ситуацию. Предприниматель Звонков владеет небольшим магазином по продаже сотовых телефонов и платит ЕНВД. Для привлечения клиентов Звонков заключает договор поручения с оператором сотовой связи и начинает подключать абонентов и принимать платежи. Нужно ли предпринимателю вести раздельный учет или деятельность по обслуживанию абонентов тоже будет подпадать под «вмененку»?
Подмосковные налоговики настаивают на раздельном учете, и с таким выводом сложно поспорить. Правда, путь фискалов к правильному ответу может запутать налогоплательщика. Практически все письмо № 18-16-И/0325 посвящено доказательству очевидного факта: прием платежей по договору поручения не является товаром. Нет товара - нет розницы, а значит, нет и ЕНВД. Заметим, что прием платежей под «вмененку» действительно не подпадает, но по другой причине.
Розница - не только торговля товарами, но и оказание услуг покупателям за наличный расчет (ст. 346.27 НК РФ). Прием платежей не имеет материального выражения, его, грубо говоря, нельзя подержать в руках. Следовательно, мы имеем дело не с продажей товара, а с оказанием услуги (п. 5 ст. 38 НК РФ). Чтобы понять, есть ли розница, надо ответить на вопрос: оказывает ли Звонков покупателю услугу за наличный расчет? Ответ отрицательный: договор поручения подразумевает, что предприниматель принимает платеж не от своего имени, а от имени оператора сотовой связи (ст. 971 ГК РФ). Значит, вознаграждение, которое Звонков получает от оператора, подлежит налогообложению в общеустановленном порядке или по правилам «упрощенки». Илья ВАСИЛЬЕВ