Н.В. Голубева, советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
Об освобождении от уплаты земельного налога за земли, на которых расположены объекты недвижимого имущества, отнесенные к федеральной собственности
На основании решения главы Администрации города организации ОАО "Аэропорт" выдан государственный акт на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком для эксплуатации взлетно-посадочной полосы аэропорта. Согласно Уставу ОАО "Аэропорт", зарегистрированному Регистрационной палатой Администрации города, общество является юридическим лицом. Основные виды деятельности общества - выполнение авиаперевозок пассажиров, почты и грузов; осуществление эксплуатации аэродрома, аэровокзала, средств хранения и заправки ГСМ; обеспечение приема и выпуска воздушных судов; управление воздушным движением в зоне аэропорта; обслуживание пассажиров. Комитетом по управлению государственным имуществом области ОАО "Аэропорт" выдано свидетельство о внесении в реестр федерального имущества находящихся в федеральной собственности акций ОАО "Аэропорт". Таким образом, ОАО "Аэропорт" имеет на балансе государственное имущество, которому как объекту учета присвоен реестровый номер и выдано свидетельство о внесении в реестр федерального имущества. В состав вышеуказанного имущества согласно документам, представленным в Комитет на получение свидетельства о внесении в реестр федерального имущества, входят объекты недвижимого имущества. Может ли организация ОАО "Аэропорт" претендовать на льготу по земельному налогу?
При определении вышеуказанной льготы по земельному налогу следует руководствоваться п. 12 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1), в соответствии с которым от уплаты земельного налога полностью освобождаются государственные предприятия связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны Российской Федерации, государственные предприятия водных путей и гидросооружений Минтранса России, предприятия, государственные учреждения и организации морского и речного транспорта, в том числе за земли, покрытые водой, и искусственно созданные территории при строительстве гидротехнических сооружений, за земли, занятые федеральными автомобильными дорогами общего пользования, аэродромами, аэропортами и ремонтными заводами гражданской авиации, сооружениями и объектами аэронавигации, отнесенными к федеральной собственности.
Таким образом, организации освобождаются от уплаты земельного налога за земли, занятые аэродромами, аэропортами и ремонтными заводами гражданской авиации, сооружениями и объектами аэронавигации, отнесенными к федеральной собственности.
Пунктом 2.1.20 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, определены объекты и предприятия, находящиеся в федеральной собственности, к которым, в частности, относятся объекты, предприятия, системы и средства управления воздушным движением аэропортов и авиапредприятий, связанных с обеспечением единой системы управления воздушным движением нижнего и верхнего воздушного пространства; аэродромы федерального значения (классов А, Б, В, Г, Д в соответствии с принятой классификацией).
Согласно ст. 40 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ВК РФ) аэропортом является комплекс сооружений, включающий аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников, а аэродром - это участок земли или поверхности воды с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, который предназначен для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
Поскольку ОАО "Аэропорт" отвечает требованиям ст. 40 ВК РФ, предъявляемым к основным видам деятельности, и к тому же имеет на балансе государственное имущество, которому как объекту учета присвоен реестровый номер и выдано свидетельство о внесении в реестр федерального имущества, общество освобождается от уплаты земельного налога в соответствии с п. 12 ст. 12 Закона N 1738-1 за земельные участки, на которых расположены вышеназванные объекты недвижимого имущества, отнесенные к федеральной собственности.
Об освобождении от уплаты земельного налога земель общего пользования в населенных пунктах
В соответствии с п. 9 ст. 12 Закона N 1738-1 земли общего пользования населенных пунктов освобождаются от уплаты земельного налога. При этом читателям журнала следует иметь в виду, что данным Законом льгота предусмотрена в отношении земельных участков, отнесенных к землям общего пользования, а не в отношении так называемых мест общего пользования. Норма по полному освобождению земель общего пользования населенных пунктов от уплаты земельного налога отражена и в подпункте 21 п. 5 инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Инструкция МНС России N 56).
Поскольку понятие "земли общего пользования" Законом N 1738-1 не определено, то для целей налогообложения необходимо использовать понятие, определенное земельным законодательством. Понятие "земельные участки общего пользования" предусмотрено в Земельном кодексе Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ЗК РФ) для земель поселений. В отношении земель вне городской черты понятие "земли общего пользования" не применяется. Согласно п. 12 ст. 85 ЗК РФ к земельным участкам общего пользования относятся не подлежащие приватизации земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами.
Земельные участки из состава земель общего пользования служат удовлетворению потребностей всех граждан, проживающих в данном населенном пункте. Поэтому пользование землями общего пользования в основном осуществляется жителями бесплатно. На землях общего пользования разрешается возведение капитальных строений и сооружений в соответствии с целью использования этих земель, а также временных строений и сооружений облегченного типа (палатки, киоски, притротуарные стоянки автомобилей). Порядок использования территорий общего пользования определяется органами местного самоуправления в пределах административных границ, так как земли городов входят в состав муниципальной собственности и находятся в ведении администрации города (поселка) (Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Законом N 1738-1 не предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога за земли общего пользования населенных пунктов как предприятий жилищно-коммунального хозяйства, так и предприятий и организаций, обслуживающих жилищно-коммунальное хозяйство.
Поэтому предприятия и организации по эксплуатации водопроводных, тепловых и газовых распределительных сетей и распределению воды, тепла и газа на коммунально-бытовые нужды и населению, организации по эксплуатации канализационных сетей и организации других подотраслей коммунального хозяйства подлежат обложению земельным налогом на общих основаниях как за земли, предоставленные для осуществления их деятельности, так и за земли, занятые их строениями и сооружениями (водозаборными узлами, станциями перекачки, котельными, очистными сооружениями, коллекторами и другими сооружениями, кроме подземных и внутренних водопроводных, канализационных, тепловых и газовых трубопроводов).
Об исчислении земельного налога за земли, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства
Земельный участок, выделенный гражданину для ведения личного подсобного хозяйства, расположен в сельском населенном пункте. На этом земельном участке был построен дом. Однако дом сгорел. На месте сгоревшего дома был построен хозблоксарай. Как должны облагаться земельным налогом граждане при начислении им налоговыми органами земельного налога?
В соответствии со ст. 1 и 3 Закона N 1738-1 использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей в расчете на год. При этом ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Статьей 6 Закона N 1738-1 установлено, что земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района.
Законом N 1738-1 не предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога граждан в случае уничтожения их жилых домов в результате пожаров или других стихийных бедствий. Согласно ст. 15 Закона N 1738-1 основанием для установления земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования земельным участком.
В связи с этим если в приведенном в вопросе случае у гражданина имеются документы, подтверждающие, что земельный участок ранее до пожара был занят личным подсобным хозяйством и владелец не менялся, то земельный налог должен начисляться налоговыми органами собственнику этого земельного участка в соответствии с частью первой ст. 6 Закона N 1738-1, согласно которой, как указывалось выше, земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района.
Об уплате земельного налога физическими лицами
Освобождаются ли от уплаты земельного налога в соответствии с Законом N 1738-1 дети-сироты, находящиеся под опекой?
В соответствии со ст. 1 и 15 Закона N 1738-1 собственники земли, землевладельцы и землепользователи облагаются ежегодным земельным налогом. Основанием для установления земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования земельным участком.
Документом, удостоверяющим право пользования земельным участком в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", является свидетельство о государственной регистрации прав. Правоудостоверяющими документами на землю являются также выданные ранее свидетельства на право собственности на землю, государственный акт на право пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей.
Статьей 12 Закона N 1738-1 установлен перечень лиц, полностью освобождаемых от уплаты земельного налога. Однако освобождение от уплаты земельного налога детей-сирот, находящихся под опекой (если земельный участок выделен именно им и они имеют правоудостоверяющий документ на этот земельный участок), ст. 12 Закона N 1738-1 не предусмотрено.
Вместе с тем органы местного самоуправления вправе в соответствии со ст. 14 Закона N 1738-1 устанавливать отдельным категориям налогоплательщиков (в том числе детям-сиротам, находящимся под опекой) дополнительные льготы по земельному налогу в пределах сумм земельного налога, остающихся (находящихся) в их распоряжении.
На основании ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" с 2003 года сумма земельного налога зачисляется в региональные и местные бюджеты. Поэтому органы местного самоуправления могут предоставлять льготу в отношении всей суммы земельного налога, в том числе и детям-сиротам, находящимся под опекой.
Об освобождении от уплаты земельного налога отдельных категорий физических лиц
Имеют ли право на льготу по земельному налогу ветераны Великой Отечественной войны, проработавшие в тылу с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, ветераны труда, пенсионеры по старости?
Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" установлено, что лицам, проработавшим в тылу в период с 12 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденным орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (ВОВ), предоставляются льготы по пенсионному обеспечению и налогообложению в соответствии с законодательством.
Согласно п. 3 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Законом N 1738-1 установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Согласно ст. 12 этого Закона от уплаты земельного налога полностью освобождаются участники ВОВ, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников ВОВ; инвалиды I и II групп, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику, и некоторые другие категории граждан. Статья 12 Закона N 1738-1 содержит исчерпывающий перечень физических лиц, освобожденных на федеральном уровне от уплаты земельного налога.
Вместе с тем Законом N 1738-1 не предусмотрено освобождение от уплаты земельного налога ветеранов ВОВ, проработавших в тылу с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, ветеранов труда и пенсионеров по старости. Налоговые органы не имеют права устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу.
Земельный налог отнесен законодательством Российской Федерации к местным налогам, и в соответствии со ст. 13 и 14 Закона N 1738-1 органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать отдельным категориям налогоплательщиков дополнительные льготы по земельному налогу в пределах сумм налога, остающихся (находящихся) в их распоряжении. В связи с этим по вопросу установления льгот по земельному налогу ветеранам ВОВ, проработавшим в тылу с 22 июня 1941 года по 9 мая 1995 года, ветеранам труда и пенсионерам по старости следует обращаться в администрации городов соответствующих субъектов Российской Федерации.
О документах, служащих основанием для предоставления инвалидам льготы по земельному налогу
В соответствии со ст. 12 Закона N 1738-1 от уплаты земельного налога полностью освобождаются инвалиды I и II групп.
Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. При этом ограничение жизнедеятельности связано с полной или частичной утратой лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством РФ.
Согласно порядку признания граждан инвалидами, утвержденному постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 N 965, признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми соответствующими министерствами. Медико-социальная экспертиза гражданина производится в учреждении по месту его жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения.
Основаниями для признания гражданина инвалидом являются:
- нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
- ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
- необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина.
Датой установления инвалидности считается день поступления в учреждение заявления гражданина о признании его инвалидом с прилагаемыми к нему документами.
Инвалидность I группы устанавливается на два года, II и III групп - на один год. Лицу в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид" на срок один год, два года или до достижения им возраста 18 лет в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми соответствующими министерствами. Лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации.
Таким образом, льгота, предусмотренная ст. 12 Закона N 1738-1, предоставляется на основании вышеуказанной справки, а также соответствующих удостоверений, в которых в установленном порядке приводится группа инвалидности.
В соответствии с подпунктом 7 п. 5 Инструкции МНС России N 56 льгота инвалидам I и II групп предоставляется на основании удостоверения инвалида, пенсионного удостоверения или справки врачебно-трудовой экспертной комиссии.
Инвалидам ВОВ и инвалидам боевых действий льгота предоставляется на основании удостоверения инвалида ВОВ либо удостоверения инвалида о праве на льготы, выданных в соответствии с постановлением Совмина СССР от 23.02.1981 N 209.
Участникам ВОВ, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льгота предоставляется на основании удостоверений ветерана ВОВ единого образца, бланк которого утвержден постановлением Правительства РФ от 05.10.1999 N 1122 "Об удостоверениях ветерана Великой Отечественной войны".
/Налоговый вестник, 19.04.2005/
|