Управление ФНС по г. Москве отрапортовало, сколько налогов доначислили и взыскали столичные инспекторы в первом квартале текущего года. Сотрудники отделов выездного, камерального контроля заслужили от начальства неодинаковые оценки. Первые стали работать значительно лучше, вторые же – не на высоте.
В три раза больше дополнительных налогов, пеней и штрафов начислено по итогам выездных ревизий. Так, в январе–марте 2007 года «выездники» отразили в решениях по проверкам только 9076 млн рублей. А в первом квартале 2008 года – уже 26 229 млн. Правда, таким ошеломительным успехом они во многом обязаны одному-единственному налогоплательщику – ООО «Эльдорадо». На него пришлось 15 142 млн, то есть больше половины всех доначислений по Москве. Соответственно сотрудники ИФНС № 28, где зарегистрирована эта компания, стали по этому показателю бесспорными лидерами среди столичных инспекторов.
Вдвое увеличилась сумма платежей, взысканных по результатам выездных ревизий. В первом квартале прошлого года этот показатель достигал всего лишь 2340 млн, а сейчас планку подняли почти до 4 млрд рублей. Особо отличились инспекции № 6, 26, 32, 45 и 47. Им удалось взыскать в девять раз больше, чем в январе–марте 2007 года. Однако если сравнить долю взысканий от общей суммы доначислений, то картина для налоговиков выглядит менее радужно. В этом году процент взыскания упал до отметки 15, тогда как в 2007 году составлял без малого 26 процентов. Но, по мнению чиновников, «вина» лежит все на том же «Эльдорадо». Оно не смирилось и в настоящий момент обжалует решение по проверке в столичном Управлении ФНС. По этой причине исполнение решения о взыскании приостановлено, деньги в бюджет до сих пор не поступили. Без учета этой злополучной компании доля взыскания составила бы целых 36 процентов.
На треть сократились доначисления по итогам камеральных ревизий. За первые три месяца 2008 года «камеральщики» доначислили 5109 млн рублей. Прошлогодний показатель был заметно выше – 7209 млн.
На 12 процентов уменьшилась сумма платежей, взысканных по итогам «камералок». В первом квартале 2007 года компании и физические лица принудительно пополнили казну на 3441 млн рублей, а в январе, феврале и марте 2008-го – только на 3017 млн. Отрицательную динамику продемонстрировала каждая вторая московская ИФНС. Но хуже всех в глазах начальства выглядят инспекции № 5, 10, 23 и 47. Они «недобрали» более 80 процентов от старого показателя. Зато удельный вес взысканных платежей от суммарных доначислений увеличился на 11 процентов (в 2007 году – 48 процентов, в 2008-м – 59). Тем не менее чиновники из московского УФНС недовольны работой по принудительному взысканию. Они полагают, что инспекторы пренебрегают обеспечительными мерами. Следовало бы чаще приостанавливать операции по банковским счетам.
В Москве увеличилась плата за квотирование
Тамара Карамазова, корреспондент «УНП»
С первого квартала 2008 года действует новый размер прожиточного минимума – 7288 рублей (ранее – 6224 рублей). Его утвердило правительство Москвы постановлением от 13.05.08 № 392-ПП. Соответственно выросла плата за несоблюдение условий квотирования, которая составляет месячную величину прожиточного минимума для трудоспособного населения (п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 22.12.04 № 90).
Но пересчитывать ничего не надо, новая ставка действует только с мая. Несмотря на то, что новый размер прожиточного минимума установлен задним числом. В этом нас заверили в Центре по квотированию рабочих мест правительства Москвы.
Напомним, нормы квотирования распространяются на все компании со среднесписочной численностью более 100 человек. Если компания не соблюдает условия квотирования, ей приходится за это платить. Квота составляет сейчас 4 процента от численности сотрудников – столько рабочих мест должно быть отведено для инвалидов, несовершеннолетних и выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 20 лет, ищущих работу впервые. Причем количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не может составлять менее 2 процентов.
Жаловаться в столичный арбитраж станет удобнее
Татьяна Васильева, обозреватель «УНП»
Новое здание Московского арбитражного суда уже построено, ведутся отделочные работы, рассказал нам председатель суда Олег Свириденко. Оно находится в двух шагах от метро «Тульская» – на улице Большая Тульская, д. 17. Занимаемая судом площадь увеличится почти в три раза – с 17,5 тыс. до 56 тыс. кв. метров. Поэтому новое здание станет удобнее не только для судей, которые получат просторные кабинеты. Но и для посетителей оборудуют специальные комнаты отдыха, в которых можно будет с комфортом – насколько это возможно в преддверии судебного разбирательства, к примеру, с налоговиками – дожидаться начала заседания.
Предполагается, что ряд отделов суда начнет перебираться в новое здание уже в сентябре. Однако вплоть до нового года судебные слушания и прием заявлений и исков будут проходить по старому адресу – на улице Новая Басманная, д. 10.
Областное ГУВД в июне–июле проведет массовые проверки компаний на предмет соблюдения правил найма иностранцев, посулил начальник Управления организации деятельности участковых уполномоченных милиции ГУВД по Московской области Геннадий Яковлев. Причем милиция собирается заняться этим без участия сотрудников миграционной службы. Две «пробные» проверки в начале июня были проведены в Люберецком районе – посетив всего две компании, оперативники обнаружили, по их словам, 200 незаконных иностранных рабочих. Несмотря на то что у большинства из них были разрешения на работу, при ближайшем рассмотрении, как говорят милиционеры, выяснилось, что больше половины документов просрочены.
По словам представителя ГУВД по Московской области Яны Трегубовой, «материалы по нарушениям набираются нашими сотрудниками и потом направляются в территориальные подразделения миграционной службы области. Решения о привлечении к административной ответственности будут принимать органы ФМС».
НОВОСТИ
Арендную плату в Москве назначат независимые оценщики
Татьяна Васильева, обозреватель «УНП»
Ставки платы за аренду городской земли будут зависеть не только от кадастровой стоимости, но и от отчета независимого оценщика.
Такие поправки разработали в Управлении экономики городского землевладения, сообщил руководитель управления Александр Паршин: предлагается их внести в постановление правительства Москвы от 25.04.06 № 273-ПП «О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве». Если оценочная стоимость участка окажется ниже кадастровой, компания сможет сэкономить на аренде. Правда, пока это распространится только на участки, которые будут сданы в аренду по итогам аукционов – в первую очередь это участки, находящиеся в собственности города, но расположенные за его границами.
Еще одно предложение от управления – заставить застройщиков быстрее строить. Предполагается, что для них арендная плата будет повышена с 1,5 до 2,5 процента от кадастровой стоимости. Далее арендная плата будет повышаться в два раза ежегодно, пока строительство не будет закончено и здание не начнут эксплуатировать.
Проект с поправками уже одобрен депутатами Мосгордумы. «Я выслушал все предложения, и меня они удовлетворяют, – заявил председатель Комиссии по экономической политике и предпринимательству Мосгордумы Александр Ковалев. – Посовещавшись с членами комиссии, мы решили в целом одобрить представленный документ».
Оригинальный довод придумали налоговики, чтобы три года не возвращать ОАО «Опытный химико-металлургический завод “ГИРЕДМЕТА”» (г. Подольск) переплату по земельному налогу. Инспекторы посчитали, что вся Московская область является курортной зоной города Москвы, а значит, компания должна платить за землю по «курортным» ставкам. Счастье, что суд внял голосу разума и встал на сторону налогоплательщика.
Марина Коснова, корреспондент «УНП»
Началось все с того, что еще в 1995 году местные депутаты ввели повышающие коэффициенты, которые компании должны были использовать при расчете земельного налога (ст. 9 Закона Московской области от 16.06.95 № 18/95-ОЗ «О плате за землю в Московской области»). Так, в Подольске компании должны были использовать коэффициент 2,5. Однако в 2005 году эта норма была отменена определением Верховного суда РФ от 16.02.05 № 4Г04-57 как противоречащая Федеральному закону «О плате за землю». По этому закону для таких городов, как Подольск, коэффициент был гораздо ниже – 2,2.
Однако инспекторы из областного МРИ ФНС № 5 предпочли решение Верховного суда «не заметить» и требовали платить по-старому. Не смутило их даже официальное письмо от областного подмосковного налогового управления, в котором говорилось, что для городов с численностью более 100 тыс. человек (к которым Подольск и относится) должен использоваться повышающий коэффициент 2,2, а не 2,5 (письмо УФНС России от 17.02.06 № 19-47-И/0188).
Между тем компания, подсчитав, что благодаря местному нормотворчеству переплатила в бюджет 3 165 660 рублей, подала уточненную декларацию – с требованием зачесть деньги в счет будущих платежей.
Для налоговой все Подмосковье – один сплошной курорт
Инспекторы отказались. Они не стали спорить с тем, что областные думцы приняли действительно ошибочный закон. Фантазия подсказала им свежий довод, чтобы не возвращать деньги. Они рассудили так: согласно закону «О плате за землю», повышенные коэффициенты установлены для курортных районов и зон отдыха. А так как москвичи любят отдыхать в Подмосковье, то всю область можно считать… курортом. Инспекторов не смутило даже то, что территория металлургического завода, мягко говоря, не тянет на курорт. Мол, четкого определения, что такое «зона отдыха», закон не дает, так что при желании можно хорошо отдохнуть и в сталелитейном цеху. А следовательно, компания должна была использовать коэффициент 2,5 не потому, что он был прописан в областном законе, а потому, что так положено по федеральному законодательству.
Суд воспротивился отдыху на заводе
Поняв, что зачета не будет, компания обратилась в Арбитражный суд Московской области. Интересно, что даже на суде инспекторы отчаянно доказывали, как хорошо можно отдохнуть на заводе. Но суд встал на сторону компании. Да, закон «О плате за землю» и не расшифровывает, что является «зоной отдыха» или «курортом». Но территория металлургического комбината к ней точно не относится. Это следует из Федерального закона от 23.02.95 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздровительных местностях и курортах» и постановления правительства Москвы от 22.08.2000 № 658.
Своим решением (от 13.03.08 № А41-К2-19794/07) судьи обязали инспекцию зачесть переплаченные компанией деньги. Как рассказал «УНП» Евгений Семин, заместитель генерального директора по правовым вопросам ОАО «ОХМЗ “ГИРЕДМЕТА”», буквально на днях инспекция наконец произвела зачет.
Подтвердить добросовестность стоит в Москве 9600 рублей
Дмитрий Агапов, корреспондент «УНП»
Пока налоговики вырабатывают новые методики разоблачения однодневок и «буферных фирм», на рынке стали появляться организации, готовые документально засвидетельствовать благонадежность компании. Московская торгово-промышленная палата, которая предлагает всем стать обладателем красивого сертификата, из которого следует, что компания включена в Реестр надежных предприятий Москвы. Стоимость услуги по столичным меркам не так уж и высока – 9600 рублей.
В самой палате нам рассказали, что подходят к делу со всей серьезностью, у недобросовестных компаний получить такой сертификат не получится. Так, чтобы ненароком не подтвердить «надежность» однодневки, МТПП установила минимальный срок «жизни» для желающей войти в реестр компании – два года. Тем, кто проработал дольше, необходимо представить внушительный пакет документов. Копию устава, справку из налоговой об отсутствии задолженности, бухотчетность за четыре последних квартала, информацию о банковских счетах с указанием, блокировались ли они когда-либо по запросу инспекции и др. Кроме того, компанию ждет визит сотрудников Бюро экономической безопасности. Наконец, сотрудники МТПП обратятся за заключением в Управление по налоговым преступлениям ГУВД по г. Москве. Затем каждый год компании предстоит подтверждать статус «надежного предприятия», тоже, кстати, за деньги – понадобятся 4800 рублей.
Всего за 2008 год в «надежные» записалось пока только 15 компаний, но в МТПП не теряют оптимизма – мол, проект курирует правительство Москвы. А в столичных ИФНС, как мы выяснили, пока мало кто знает об этом реестре. Только в ИФНС № 23 «что-то слышали», но считают, что для налоговых споров этот сертификат значения не имеет. В опрошенных нами компаниях, которые в реестр вошли, рассказали, что вошли в реестр не столько чтобы доказать свою добросовестность налоговикам, сколько для того, чтобы повысить шансы на выигрыш в городских тендерах.
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
Налоговые проверки
На вопросы отвечает Максим Иванов (УФНС России по Московской области)*
Штраф за просрочку декларации считают с суммы налога к доплате
– Мы опоздали со сдачей годовой декларации по налогу на прибыль. В результате нас оштрафовали. Причем штраф инспекторы рассчитали как 5 процентов от общей суммы начисленного за год налога. То есть без учета перечисленных в течение года авансов. Насколько это правомерно?
– Инспекторы не правы. При расчете суммы штрафа они должны были применить пункт 1 статьи 119 Налогового кодекса. А в нем есть оговорка, что 5-процентный штраф нужно исчислять с суммы налога к доплате, то есть за минусом ранее перечисленных платежей. То есть в вашем конкретном случае – с суммы начисленного за год налога за минусом уплаченных в течение года авансов.
– Выходит, инспекторы должны были рассчитать штраф от суммы, указанной в декларации по налогу на прибыль в строке 270 «Сумма налога к доплате»?
– Да, все верно. Исходя из суммы к доплате в бюджет.
– Такой порядок расчета штрафа применяется в отношении всех налогов, которые рассчитываются нарастающим итогом?
– Да, конечно. Но при условии, что период задержки сдачи декларации, как в вашем случае, составляет до 180 дней. Если декларация представлена позднее, то штраф рассчитывают исходя из норм пункта 2 статьи 119 Налогового кодекса. То есть от всей суммы налога к уплате.
– Но ведь и в первом, и во втором случае происходит доплата налога.
– Вы правы. Однако буквальное прочтение пункта 2 позволяет сделать вывод, что при сдаче декларации по истечении 180 дней штраф нужно исчислять от суммы налога к уплате. Вместе с тем судебная практика поддерживает вашу позицию и нередко приходит к выводу, что штраф в этом случае также нужно рассчитывать от суммы налога к доплате. К такому выводу, в частности, пришел Федеральный арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 16.05.07 № Ф09-3535/07-С2.
Оштрафовать главбуха за несдачу декларации могут в течение года
– Нас оштрафовали за нарушение сроков сдачи декларации. В инспекции мне сказали, что для получения акта главному бухгалтеру нужно будет иметь при себе доверенность и паспорт. Это действительно так?
– Да, все верно. Получить акт камеральной проверки может либо законный представитель компании, то есть руководитель, который имеет право действовать от имени организации без доверенности, либо ее уполномоченный представитель, например главный бухгалтер, действующий от имени компании по доверенности. Поэтому, чтобы подтвердить свои полномочия, бухгалтеру нужно иметь при себе доверенность и паспорт.
– В налоговой сказали, что наложат еще административный штраф. На кого его выпишут: на главбуха или на директора компании?
– Как правило, такой штраф налагают на главного бухгалтера. Ведь именно он отвечает за правильное составление и своевременное представление налоговой отчетности.
– А может налоговый инспектор составить протокол об административном правонарушении без моего присутствия и выслать его по почте?
– По общему правилу протокол должны составлять в вашем присутствии. Но если инспектор письменно вызовет вас для дачи пояснений, составления акта и протокола, а вы этот вызов проигнорируете, то протокол могут составить и без вас.
– Есть ли предельные сроки для привлечения бухгалтера к административной ответственности за опоздание с отчетностью?
– Да. Привлечь к ответственности могут в течение одного года с момента совершения административного нарушения. Основание – пункт 1 статьи 4.5 Кодекса об административных правонарушениях.
Требовать документы за пределами проверки инспекторы не вправе
– У нас в инспекции налоговики часто нарушают трехмесячный срок, который отведен для проведения камеральной проверки. Причем нередко требуют представлять дополнительные документы уже по истечении трех месяцев со дня подачи декларации. Обязаны ли мы выполнять эти требования?
– Нет. Крайним сроком, когда инспекция вправе выставить вам такое требование, является последний день проведения камеральной проверки. Требования, выставленные за пределами этих сроков, вы исполнять не обязаны.
– А чем это установлено?
– Статьей 88 Налогового кодекса. В ней прямо сказано, что срок камеральной проверки не может превышать трех месяцев. Считается он с даты, когда вы сдали налоговую отчетность. Запрашивать дополнительные документы инспекторы вправе только в течение срока, отведенного для проверки.
Телефоны уволенных сотрудников представлять проверяющим не обязательно
– При проверке ЕСН и НДФЛ инспекторы попросили нас передать им список телефонов уволенных сотрудников. Должны ли мы представлять такую информацию?
– Инспекторы письменно запросили такие сведения?
– Нет, пока это только устное требование.
– Представлять документы вы обязаны только по письменному требованию инспекторов. И то если только эти документы связаны с деятельностью компании. Проверяющие вправе запросить у вас трудовые договоры с работниками, справки по форме 2-НДФЛ. А там, в частности, есть контактная информация работников. Поэтому, если в требовании налоговики просят представить трудовые договоры и справки, вы не вправе отказаться от представления таких документов.
– А должны ли мы как-то систематизировать эту информацию? Нам проверяющие дали шаблон таблицы, чтобы по нему мы сообщили им об уволенных сотрудниках.
– Нет. Вы вправе, но не обязаны систематизировать такую информацию для инспекторов. Ведь они могут получить все необходимые сведения самостоятельно из представленных вами документов.
Хранить документы налогового учета нужно комплексно
– Сколько времени нужно хранить документы, необходимые для исчисления налогов?
– Четыре года. Это закреплено в подпункте 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса.
– Договор с контрагентом у нас был заключен в прошлом году, а акты выполненных работ подписаны в текущем. С какого момента считать срок: с даты, указанной в договоре или в акте?
– Если договор датирован одним годом, а акт выполненных работ по нему – другим, то нужно ориентироваться на дату в акте. Но вам необходимо обеспечить сохранность полного комплекта документов по сделке, в том числе договора.
– Хранить документы бухгалтерского учета нужно не менее пяти лет. Может ли инспектор оштрафовать нас по статье 120 Налогового кодекса, если мы уничтожим эти документы по истечении четырех лет, когда для налогового учета они будут уже не нужны?
– Оштрафовать могут только в том случае, если из-за отсутствия таких документов инспектор не сможет проверить правильность расчета налогов. Оговорюсь, что при этом проверяемый период не может превышать трех календарных лет, предшествующих году проведения выездной налоговой проверки. Это зафиксировано в пункте 4 статьи 89 Налогового кодекса.
* Максим Иванов, заместитель начальника отдела контрольной работы УФНС России по Московской области.
СПРАВКИ ДАЕМ
Пособие по уходу за ребенком платят раз в месяц
«…Зарплату у нас в компании выплачивают 7-го числа. При этом 20-го числа мы перечисляем аванс. Нужно ли выплачивать пособие по уходу за ребенком в дни выплаты аванса?..»
Из письма главного бухгалтера Жанны Ереминой, г. Москва
Отвечала Екатерина Бреева, заместитель начальника правового отдела Московского регионального отделения ФСС России
Нет, Жанна, не нужно. Пособие по уходу за ребенком перечисляют в сроки, установленные в компании для выдачи зарплаты. Это следует из пункта 47 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей (утверждено постановлением Правительства РФ от 30.12.06 № 865). Но в отличие от зарплаты, которую компания должна выдавать не реже чем каждые полмесяца, пособие по уходу за ребенком платят раз в месяц. Поэтому выплатить его сотруднице за июль надо вместе с зарплатой за июнь, то есть 7 июля.
Налоговики требуют включать таможенные платежи в первоначальную стоимость
«…Мы купили за границей за валюту новое производственное оборудование. При ввозе его в страну заплатили таможенные пошлины. Как учесть эти расходы в налоговом учете – включить их в стоимость оборудования или единовременно в составе прочих затрат?..»
Из письма главного бухгалтера Виктории Терехиной, г. Москва
Отвечала Светлана Князева, эксперт «УНП»
Налоговый кодекс сейчас допускает два варианта учета таких затрат: либо в первоначальной стоимости имущества (п. 1 ст. 257 НК РФ), либо в составе прочих расходов (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ). Тем не менее, Виктория, безопаснее таможенные платежи все-таки включать в стоимость оборудования.
Дело в том, что на этом настаивают чиновники и налоговой службы, и финансового министерства (письмо УФНС России по г. Москве от 14.12.07 № 20-12/119722@, письмо Минфина России от 01.06.07 № 03-03-06/2/101). Если выбрать такой вариант, то первоначальная стоимость оборудования будет складываться из его фактической цены, указанной в договоре купли-продажи. А также перечисленных таможенных платежей, рассчитанных на основании таможенной декларации и других расходов, связанных с его приобретением. Учитывая, что оборудование вы купили за иностранную валюту, его стоимость в валюте пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату ввода объекта в эксплуатацию. А таможенные платежи – по курсу на дату перечисления в бюджет (письмо УФНС России по г. Москве от 18.03.08 № 20-12/025130@).
Из-за отсутствия военного билета отказывать в приеме на работу нельзя
«…У кандидата в сотрудники нет военного билета. Вправе ли мы взять его на работу без этого документа?..»
Из письма бухгалтера Анастасии Ефимовой, г. Москва
Отвечала Юлия Беседа, начальник отдела – главный государственный инспектор труда Госинспекции труда в г. Москве
Конечно, Анастасия. Однако вам необходимо выяснить причины отсутствия у сотрудника таких документов.
В целях организации военного учета при приеме сотрудника на работу кадровикам компании предписано проверять у него наличие в паспорте отметок о его отношении к воинской обязанности. А также наличие и подлинность основных документов воинского учета, подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства, наличие мобилизационных предписаний. Основание – пункт 30 раздела III Положения о воинском учете (утверждено постановлением Правительства РФ от 27.11.06 № 719).
Если у сотрудника нет документов воинского учета или в них имеются неточности, исправления, эту информацию в течение двух недель нужно направить в военный комиссариат (п. 32 Положения о воинском учете).
Затраты на уничтожение просроченных продуктов обоснованны
«…Продаем продукты питания. По некоторым из них срок годности истекает до их реализации, и мы их уничтожаем. Можно ли включать в расходы стоимость такой продукции?..»
Из письма бухгалтера Марии Сориной, г. Москва
Отвечала Инна Михайлова, эксперт «УНП»
Да, Мария, расходы в виде стоимости такой продукции, а также затраты, связанные с ее уничтожением, можно учесть при расчете налога на прибыль в составе прочих расходов на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. Аналогичного мнения придерживаются и налоговики (письмо УФНС России по г. Москве от 18.04.08 № 20-12/037680).
Продукты питания по истечении сроков годности считаются непригодными для использования по назначению, и их продажа запрещена (п. 4, 5 ст. 5 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей»). Такая продукция должна быть изъята из оборота и впоследствии утилизирована или уничтожена. По сути, ликвидация продукции напрямую не направлена на извлечение дохода. Вместе с тем такие расходы обусловлены требованием законодательства и непосредственно связаны с торговой деятельностью компании, направленной на получение прибыли. А значит, их можно признать в налоговом учете. Правда, чтобы просроченные продукты уничтожить, по мнению налоговиков, нужно заключение экспертизы о том, что продукция не соответствует установленным требованиям.
Мы считаем, что в вашем случае экспертиза не требуется и достаточно результатов инвентаризации. Ведь истечение срока годности пищевой продукции само по себе уже говорит о ее недоброкачественности. Поэтому она подлежит утилизации или уничтожению без проведения экспертизы (п. 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.09.97 № 1263).
Прицеп приравнялик обособленному подразделению
«…На летний период, чтобы увеличить число покупателей, мы получили разрешения на торговлю через прицепы в разных районах города. Срок действия разрешений составляет три месяца. Нужно ли нам сообщать в инспекцию о создании обособленных подразделений?..»
Из письма главного бухгалтера Романа Аронова, г. Москва
Отвечал Максим Фомин, эксперт «УНП»
Ведение деятельности больше месяца по адресу, который отличается от местонахождения, указанного в учредительных документах компании, налоговики рассматривают как деятельность через обособленное подразделение (письмо УФНС России по г. Москве от 01.04.08 № 09-14/031347). Поэтому, Роман, надо сообщить в ИФНС о создании подразделений.
С логикой чиновников не поспоришь. Ведь в пункте 2 статьи 11 Налогового кодекса не сказано, что обособленное подразделение должно быть расположено именно в здании. Следовательно, им может быть любой территориально обособленный от компании объект, в котором созданы рабочие места на срок больше одного месяца, в том числе и прицеп. Адрес размещения прицепа указывают в разрешении на размещение нестационарного объекта мелкорозничной сети (постановление правительства Москвы от 24.10.06 № 842-ПП). По местонахождению каждого из прицепов надо будет встать на налоговый учет (п. 1 ст. 83 НК РФ). А в инспекцию по местонахождению компании направить сообщение о создании обособленного подразделения по форме № С-09-3 (п. 2 ст. 23 НК РФ).
Сумму штрафа за нарушение договора можно учесть в расходах
«…Мы нарушили сроки поставки, поэтому согласны заплатить покупателю штраф за нарушение условий договора. Как правильно оформить документы, чтобы признать такие расходы в налоговом учете?..»
Из письма главного бухгалтера Светланы Темцовой, г. Москва
Отвечала Марина Астахова, эксперт «УНП»
К сожалению, Светлана, Налоговый кодекс конкретно не перечисляет, какими документами обосновывать такие расходы (подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ). По логике, это должны быть документы, подтверждающие, что компания признает свою вину в нарушении договора и готова заплатить штраф полностью или в меньшем размере. К ним можно отнести непосредственно сам договор, двухсторонний акт, письмо должника о подтверждении своей готовности заплатить штраф или любой другой документ, подтверждающий нарушение обязательств, и размер признанного штрафа (письмо УФНС России по г. Москве от 18.03.08 № 20-12/025119).