Сортировать запросы не нужно / В помощь бухгалтеру / Консультации специалистов /
Попытка разделить между Минфином и ФНС России полномочия по информированию налогоплательщиков не увенчалась успехом - бизнесмены по-прежнему могут получить ответы на любые вопросы по налоговому законодательству в региональных управлениях ФНС России. К такому выводу мы пришли, опросив налоговиков из регионов и представителей Минфина России.
Напомним, что в результате административной реформы вопросы разъяснения налогового законодательства отошли к компетенции Минфина (ст. 34.2 НК РФ), а ФНС России оставили право информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах (ст. 32 НК РФ). Представители Минфина и ФНС России неоднократно комментировали эту норму так. Налоговики могут указать, какой статьей кодекса регулируется порядок уплаты налога. А отвечать на запросы, связанные со спорными ситуациями, могут только специалисты Минфина. Соответственно налогоплательщики должны были научиться правильно адресовать запрос, так как ошибки чреваты потерей времени.
Однако в начале февраля было обнародовано письмо ФНС России от 26.01.05 N ШС-6-01/58, которое призвало региональные управления при получении запросов, требующих трактовки норм кодекса, не отказывать налогоплательщикам. Получается, что сортировать запросы больше не нужно?
"Нет, нужно, - уверен начальник отдела по работе с налогоплательщиками и СМИ Управления ФНС России по Орловской области Виктор Дворниченко. - На наш взгляд, никаких новых подходов в названном письме нет. Поэтому, если мы получаем запрос по спорной ситуации, мы по-прежнему сообщаем налогоплательщику, что ответ находится не в нашей компетенции, и советуем обратиться в Минфин". А вот липецкие налоговики прочли документ иначе. "До выхода письма мы четко разделяли запросы на простые и спорные. На первые отвечали сами, авторов вторых адресовали в Минфин. Теперь же мы готовы принимать любые запросы", - заявила нам Людмила Дедова, начальник отдела организации работы с налогоплательщиками и СМИ Управления ФНС России по Липецкой области.
"Мы и раньше никому не отказывали. Ответ на сложные запросы мы получали в Минфине, а потом пересылали документ налогоплательщику", - сказала заместитель начальника профильного отдела Управления ФНС России по Новгородской области Татьяна Стрелкова. А начальник отдела курского регионального налогового управления Татьяна Хмелевская сообщила, что управление самостоятельно отвечало и отвечает на все запросы: "Ясности никакой не было, а оставить налогоплательщиков без информации мы не могли. Письмо доказало, что мы были правы".
С подобным подходом согласились и в Минфине. "Налогоплательщик может послать любой запрос в региональное управление и получить ответ. При этом чиновник управления может сам ответить на сложный вопрос, а может обратиться за ответом в вышестоящую инстанцию", - так нам прокомментировал ситуацию начальник отдела контроля и координации ФНС России, анализа и общих вопросов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Сергей Разгулин.
/Учет, налоги, право, 22.02.2005/
|
|