Общие положения
Вмененный доход – потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.
Базовая доходность – условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода. Корректирирующие коэффициенты базовой доходности – это коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога.
Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика.
Налоговая база рассчитывается как произведение базовой ДОХОДНОСТИ по определенному виду деятельности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Базовая доходность корректируется (умножается) на корректирующие коэффициенты K1, К2.
Корректирующий коэффициент К2 применяется для кооректировки величины базовой доходности.
Корректирующий коэффициент К2 определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных статьей 346.27 НК РФ.
Значения корректирующего коэффициента К2 определяются для всех категорий налогоплательщиков представительными органами муниципальных районов, городских округов, законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на период не менее чем календарный год и могут быть установлены в пределах от 0,005 до 1 включительно.
Значения корректирующего коэффициента К2 округляются до третьего знака после запятой. При этом, по мнению Департамента налоговой политики Минфина России, выраженного в письме Минфина России от 22 января 2003 г. № 04-05-12/02, субъекты Российской Федерации при определении указанного коэффициента по тому виду деятельности, который переводится на уплату единого налога на вмененный доход, вправе предусмотреть дифференцированную шкалу значений по каждой из особенностей ведения предпринимательской деятельности (например, для розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, для места осуществления деятельности в городе и селе и т.д.).
К особенностям места ведения предпринимательской деятельности относятся территориальные факторы, потенциально влияющие на величину вмененного дохода. Такими факторами, помимо перечисленных в таблице, может быть, например тип населенного пункта (село или город, месторасположение (центр города или его окраина) и т.п.
К1 - устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, рассчитываемый как произведение коэффициента, применяемого в предшествующем периоде, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году, который определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 25.12.2002 № 1834-р Минэкономразвития России ежегодно, не позднее 20 ноября, должно публиковать в «Российской газете» согласованный с Минфином России единый на всей территории Российской Федерации коэффициент-дефлятор на следующий год. На 2009 год коэффициент-дефлятор установлен в размере 1,538 Приказом Минэкономразвития РФ от 12.11.2008 №395.
Переход на уплату единого налога на вмененный доход является обязательным. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
- оказание бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению;
- оказание ветеринарных услуг;
- оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
- оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;
- оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, , предназначенных для оказания таких услуг.
- розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли. Для целей настоящей главы розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;
- розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети;
- оказание услуг общественного питания (за исключением оказания услуг общественного питания учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения), осуществляемых при использовании зала обслуживания посетителей площадью не более 150 квадратных метров каждому объекту организации общественного питания. Для целей настоящей главы оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;
- оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;
- распространение и (или) размещение наружной рекламы;
- распространения и (или) размещения рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах;
- оказания услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров;
- оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов), а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;
- оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети, а также для размещения объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов) и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей.
В ситуации, когда индивидуальный предприниматель на основании заключенного с другим предпринимателем гражданско-правового договора осуществляет деятельность, подпадающую под действие законодательства о едином налоге на вмененный доход, он является самостоятельным плательщиком единого налога на вмененный доход с вознаграждения, выплаченного за выполненную работу.
С 2009 года на уплату единого налога на вмененный доход не переводятся:
1) организации и индивидуальные предприниматели, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек. Среднесписочная численность сотрудников определяется в соответствии с Порядком заполнения и предоставления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения (форма № П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников»), утвержденным Постановлением Росстата от 20.11.2006 № 69. В общую численность организации при расчете среднесписочной численности включаются также работники ее филиалов, представительств и иных обособленных подразделений (Письмо Минфина РФ от 10.11.2008 № 03-11-02/126). Кроме того, необходимо учитывать работников, которые заняты в видах деятельности, не подлежащей переводу на ЕНВД (Письмо Минфина РФ от 29.10.2008 № 03-11-04/3/485).
До 2010 года независимо от среднесписочной численности работников ЕНВД могут применять организации потребительской кооперации, а также общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы (ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 155-ФЗ);
2) организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Указанное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с указанным Законом;
3) индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с главой 26.2 НК РФ на упрощенную систему налогообложения на основе патента по видам предпринимательской деятельности, которые по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга переведены на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Законодательными актами субъектов с 1 января 2009 года должен быть предусмотрен перечень видов деятельности, по которым разрешается применение упрощенной системы налогообложения на основе патента. Если индивидуальный предприниматель не подал заявление на получения патента, он обязан уплачивать ЕНВД;
4) учреждения образования, здравоохранения и социального обеспечения в части предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания, если оказание услуг общественного питания является неотъемлемой частью процесса функционирования указанных учреждений и эти услуги оказываются непосредственно этими учреждениями;
5) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, указанные в подпунктах 13 и 14 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ, в части оказания услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование автозаправочных станций и автогазозаправочных станций.
Если по итогам налогового периода налогоплательщиком допущено несоответствие требованиям, перечисленным в пункте 1 и 2, он считается утратившим право на применение системы налогообложения, установленной настоящей главой, и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, в котором допущено несоответствие указанным требованиям.
Если налогоплательщик, утративший право на применение системы налогообложения, установленной настоящей главой, осуществляет виды предпринимательской деятельности, переведенные решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на уплату единого налога, без нарушения требований, установленных пунктами 1 и, то он обязан перейти на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности с начала следующего налогового периода по единому налогу, то есть с начала квартала, следующего за кварталом, в котором налогоплательщиком устранены несоответствия установленным требованиям.
Уплата единого налога на вмененный доход, аналогично уплате единого налога при упрощенной системе налогообложения не лишает работников предприятия или индивидуального предпринимателя, применяющего специальные режимы налогообложения, права на получение пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) (Закон № 190-ФЗ).
При этом, как и при упрощенной системе налогообложения, пособие выплачивается за счет следующих источников:
- средств Фонда социального страхования Российской Федерации - в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом;
- средств работодателей - в части суммы пособия, превышающей один минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.
Это связано с тем, что часть налогов, уплачиваемых при применении специальных налоговых режимов, по установленным нормативам подлежит перечислению органами федерального казначейства в бюджет ФСС РФ. При уплате единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в бюджет ФСС РФ в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 146 Бюджетного кодекса РФ распределяется 5% от уплаты единого налога на вмененный доход.
На территории города Москвы единый налог на вмененный доход вводится Законом г. Москвы от 29.10.2008 N 53 только для предпринимательской деятельности по распространению наружной рекламы с использованием рекламных конструкций.
|