О комфортных условиях на рабочем месте мечтает каждый сотрудник. Например, перекусить без отрыва от производства или подышать свежим воздухом. Но многие работодатели не желают идти навстречу трудовому народу. Причина тому - боязнь, что такую заботу налоговики не примут в состав расходов. Однако если все сделать с умом, то все добрые дела можно списать в уменьшение налога на прибыль. Главной проблемой для списания стоимости предметов бытовой техники в расходы является экономическая обоснованность таких затрат. Только при выполнении этого условия они учитываются как расходы на обеспечение нормальных условий труда (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Правда, из этого не следует, что можно смело покупать любую бытовую технику, аквариумы и цветы в горшках, дабы скрасить суровые трудовые будни. Если вы хотите отнести «бытовые» затраты к расходам по налогу на прибыль, необходимо обратиться к Трудовому кодексу, строительным и санитарным нормам и правилам.
Трудовой кодекс в подмогу
Обосновать расходы поможет Трудовой кодекс. По статье 163 ТК РФ работодатель обязан обеспечить работникам нормальные условия труда. Причем безопасность и условия работы должны соответствовать требованиям охраны и гигиены труда (ст. 22 ТК РФ). К ним можно отнести, например, обеспечение сотрудников питьевой водой, нормальной вентиляцией воздуха и температурой в помещении. Это и будет обоснованием покупки кулера с питьевой водой или кондиционера. Кроме этого статья 223 ТК РФ обязывает работодателя оборудовать санитарно-бытовые помещения. Сюда входит, например, комната для приема пищи. Естественно, без необходимого оборудования такое помещение функционировать не сможет. Но здесь главное не переборщить с бытовой техникой, поскольку эта статья кодекса ссылается на специальные нормы.
Бесспорные расходы
Прежде чем оснастить комнату для приема пищи бытовыми приборами, нужно разобраться, в каком случае ее вообще нужно оборудовать. Это помещение необходимо, если в смену на предприятии работает меньше 30 человек (п. 2.49 Строительных норм и правил (СНиП) 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания», утвержденных постановлением Госстроя России от 30.12.87 № 313). Если работников больше 200 человек, необходима столовая. Но нас интересует именно комната для приема пищи. В ней должны быть умывальник, стационарный кипятильник, электрическая плита и холодильник (п. 2.52 СНиП 2.09.04-87). С учетом сегодняшнего дня место кипятильника и электрической плиты вполне могут занять электрический чайник и микроволновка. Не будет проблем с учетом расходов на покупку кондиционеров. Трудно сейчас представить организацию, которая не использует персональные компьютеры. Однако, наверное, мало кто знает, что помещения, где установлена такая техника, нужно проветривать каждый час. Это требование пункта 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН) 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.03 № 118. Поэтому, если в помещении отсутствуют окна или проветривание создает некомфортные условия для работников, вполне уместно списание стоимости кондиционера на расходы. Кондиционер также необходим и в помещениях копировально-множительного производства (п. 5.1 СанПиН 2.2.2.1332-03 «Гигиенические требования к организации работы на копировально-множительной технике», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.03 № 107). Таким образом, вывод напрашивается сам собой. Если расходы направлены на обеспечение санитарно-бытового обслуживания сотрудников, их можно учесть при расчете налога на прибыль. Но нужно учитывать требования, установленные перечисленными документами.
Цель оправдывает средства
Однако не для всех «бытовых» расходов есть нормы. А что делать, если организации потребовался, например, телевизор или пылесос? В такой ситуации обосновать покупку необходимой техники поможет грамотно составленный приказ руководства. Если руководитель в своем распоряжении указал, что телевизор будет установлен в комнате отдыха, шансы на признание расходов равны нулю (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.08.02 по делу № КА-А41/5338-02). А если в документе руководства будет другая запись, то отстоять расходы можно. Например, что телевизор необходим для просмотра презентаций или образцов товаров, которые высылают контрагенты на магнитных носителях. Покупку пылесоса можно обосновать требованием по уборке помещений. А если в штате организации есть должность уборщика, то с признанием расходов трудностей не возникнет. Здесь можно сослаться на статью 163 ТК РФ, где сказано, что работодатель должен обеспечить сотрудника инструментами, необходимыми для работы. Ю.Б. Мельникова, ведущий консультант отдела налогообложения и налоговых споров департамента правового консультирования АКГ «РБС»