Без регистрации нет налога / В помощь бухгалтеру / Консультации специалистов /
В ходе административной реформы, когда появилась трехступенчатая система исполнительной власти, в системе Министерства юстиции РФ была создана Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация). В регионах, в том числе и в Саратовской области, были образованы Главные управления ФРС. В компетенции ГУ ФРС остались практически те же вопросы, которыми прежде занималось упраздненное Главное управление Министерства юстиции РФ по Саратовской области. Осуществление контроля с сфере адвокатуры и нотариата, саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, и чего только ещё нет... А нас прежде всего заинтересовали изменения, которые могут произойти с 1 января будущего года в ещё одной важной сфере деятельности ГУ ФРС - регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Наши вопросы обращены к руководителю ГУ ФРС по Саратовской области Сергею Константиновичу ТИМОШИНУ. - Во время приватизации предприятий земля была в бессрочном постоянном пользовании. Затем государство сказало: юридические права на недвижимость надо подтвердить в соответствии с новым российским законодательством. Фактически все население, как в период обмена паспортов, вновь вынудили встать в очереди за справками, выписками, копиями документов. Не многовато ли испытаний? - Вы же понимаете, что право собственности от права пользования, хотя бы бессрочного и постоянного, отличается кардинально. И главное, никто не заставляет выкупать земельные участки -ими можно по-прежнему пользоваться, оформив аренду.
Нынешний закон о вступлении в силу Земельного кодекса предусматривает переоформление права бессрочного пользования на земельный участок в собственность или аренду до 1 января 2006г. - А что будет после 1 января? - Госдума планирует рассмотреть проект закона "О внесении изменений в федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса России", который позволят перенести срок выкупа земли под приватизированными предприятиями еще на 2 года.
Поправки уже одобрили администрация президента и правительство. В последнем варианте законопроекта стоимость выкупа земли под предприятиями устанавливается на уровне 5% от кадастровой стоимости по всей России, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, где стоимость выкупа в 4 раза выше, а ставок аренды - на уровне 3% (сейчас 1, 5%) в год. Ранее Владимир Путин уже высказывался против того, чтобы заставлять предпринимателей выкупать землю под приватизированными предприятиями. По оценке Минэкономразвития, пока землю выкупили около 10% предприятий. Если закон примут, то российский бизнес должен будет заплатить государству не $100 млрд., а $8, 5 млрд., из них большую часть - $5, 1 млрд. компании Москвы и Санкт-Петербурга. Но даже если этот законопроект не успеют принять до Нового года, жизнь не остановится. Для нас особенно актуальна регистрация прав на земли сельскохозяйственного назначения. - Да, проблемы в этой сфере, как нам пишут и звонят читатели, сейчас обострились до предела - люди пытаются решить их в самый последний момент, но сталкиваются с массовым наплывом таких же "друзей по несчастью"...
- Там, где главы районных администраций были в своё время порасторопнее, земельные доли давно были хотя бы привязаны к местности - конечно, не точно, никто колышки не забивал, но примерное месторасположение документально подтверждено. Это в основном в районах саратовского Черноземья - Балашовский, Романовский, Турковский районы. А вот в Заволжье и даже, как ни странно, в районах по берегу Волги - в Воскресенском, Вольском - не было и этого, и землю в натуре лишь начали делить. Реально ли за пару месяцев проделать такой объём работы, которые не смогли сделать за несколько лет?
- Почему-то каждый год мы как будто впервые начинаем жить. Почему так мало было сделано раньше и почему вдруг такая спешка?
- Ответ простой - налоги. На нынешнем этапе реформы местного самоуправления налог на землю становится одним из основных источников бюджетов муниципальных образований. Если суммарная кадастровая стоимость всех российских земель составляет 23, 5 трлн. руб. (как заявил глава Федерального агентства кадастра объектов недвижимости Михаил Мишустин), то сбор имущественных налогов в 2006-2011гг прогнозируется (по данным Минэкономразвития) в размере 1, 3 трлн. руб.
Губернатор П. Л. Ипатов назвал цифру, которая должна поступить в бюджеты вновь созданных областных муниципальных образований в 2006 г - это 100 млн. руб. Для того, чтобы обеспечить поступление этих средств, и разворачивается работа по оформлению прав на земельные участки.
- Значит, вместо поддержки сельскохозяйственного производителя в очередной раз его будут грабить - из кармана крестьян вытрясут 100 млн. руб....
- Не заставляйте меня, как государственного служащего, обсуждать политику государства.
- Постоянно слышны нарекания - приходится собирать массу документов, много посетителей в Регистрационной службе, уходит масса времени на оформление права собственности...
- Собственность - это не только благо, но и бремя. Если говорить о нашей службе по регистрации прав, то каждый регистратор может за сутки обработать от 14 до 18 пакетов документов - это уже предел возможностей при весьма напряжённой работе. Ведь при 8-часовом рабочем дне на каждый комплект документации будет затрачено от 27 до 34 минут - за это время нужно каждый документ прочитать, занести данные в компьютер, провести ответственную экспертную оценку, распечатать бланки документов и заверить их.
При этом, естественно, есть документы качественные, требующие меньше времени на обработку, а есть те, которые не соответствуют установленным требованиям - в этом случае нужно объяснить эти недостатки и методы их устранения. Основная же проблема (по затратам и по времени) связана не с работой нашего регистрирующего учреждения, а со сбором первичных документов в других организациях, нам не подведомственных.
Насколько я знаю, самые большие нарекания вызывает работа земельных комитетов администраций муниципальных образований. Они даже не знают (а значит, мы не можем работать на основе их данных), сколько земельных долей в районе, сколько их владельцев обратились за регистрацией. В результате в разных властных структурах цифры совсем разные. К примеру, вы думаете, кто-нибудь знает точно, сколько в Саратовской области пахотной земли? Нет. Причём погрешность в измерениях сотни тысяч гектар! У соседей, в Самарской области картина гораздо радужнее... Обращаясь к жителям села, хочу все же проинформировать - и после 1 января мы будем принимать документы на регистрацию прав на земельные участки. Эту работу нужно проделать быстро и качественно, мы, со своей стороны, готовы сделать для этого всё. - А с приватизацией жилья нужно торопиться?
- С 1 января 2006г закон "О приватизации жилищного фонда в России" утрачивает силу. Приватизация жилья, то есть бесплатная передача квартиры из собственности муниципалитета или государства в собственность человека, длящаяся в нашей стране уже 14 лет, завершается. А это значит, что те, кто не успел приватизировать, потеряют право приобретения этих помещений в собственность бесплатно. Естественно, это не означает, что они будут выселены. Но они не смогут продать, подарить, завещать занимаемые ими помещения. Для государственной регистрации права собственности на жилые помещения необходимо обратиться в Главное управление Федеральной регистрационной службы по Саратовской области и предъявить документ, удостоверяющий личность (паспорт и т. д. ), квитанцию об оплате госпошлины, договор на приватизацию жилого помещения, техническую характеристику и план объекта недвижимости, выданные органом, осуществляющим технический учёт объектов недвижимости, справку ДЕЗа о лицах, зарегистрированных в данном жилом помещении, заявления об отказе от приватизации лиц, не желающих воспользоваться своим правом на приватизацию жилья, если такие есть.
Тем не менее хочу обратить внимание читателей - вполне вероятно, что приватизация жилья всё же будет продлена -такая инициатива в Госдуме рассматривается. Действительно, если за 14 лет приватизации оформлено в собственность 58-61% жилищного фонда, то наивно было предполагать, что остальное будет сделано за несколько месяцев. Особенно большая проблема со зданиями, относящимися к федеральной собственности. Ведь перед их приватизацией сначала следует пройти непростую процедуру передачи их в собственность муниципальную.
- Значит, как и каждый декабрь, очередь на оформление возрастёт многократно?
- Это объективно. Я уже говорил о нагрузке на каждого регистратора. Добавлю, что сейчас в стране 25 тысяч регистраторов - а по нормативам их нужно 98 тысяч человек! Причём не просто "девочек за компьютером", а специалистов с высшим юридическим образованием, с опытом работы, внимательных и усидчивых. Это, как говорят, "штучные" люди. Кстати, и места для работы не хватает. Сейчас в городе Саратове мы занимаем в двух зданиях примерно 3 тыс. кв/м, а по нормативам полагается уже сейчас 5, 5 тыс. кв/м, а в перспективе - 8 тыс. кв/м.
- Хочу ещё спросить о бюро технической инвентаризации (БТИ), хотя они вам и не подведомственны. Сейчас их в области три, все они независимы друг от друга и, как слышал, их междоусобная война не завершена.
- Войны нет, это преувеличение. А трения переходного периода, наверное, неизбежны. В основном они связаны с владением архивом и доступом к нему. Для нас, как регистрирующей службы, важно, чтобы архив был един и сведения в нём были непротиворечивы, не имели погрешностей. Уверен, что при здравом подходе заинтересованных руководителей это будет реализовано. Например, в Ростовской области не 3, а примерно 20 БТИ, и они друг другу не мешают.
/Земское обозрение (Саратов), 14.12.2005/
|
|