Столичное УФНС направило подчиненным обзор выявленных инспекциями во втором квартале этого года схем ухода от налогов (копия документа есть в редакции). Налоговики не утруждали себя выяснением всех особенностей работы компаний. При описании схем приводятся только те обстоятельства, которые, по мнению контролеров, свидетельствуют о том, что организации уклонялись от уплаты налогов.
Заметим, что приведенные в обзоре схемы в последнее время применяются все реже. Некоторые и вовсе устарели в силу изменения законодательства. Например, популярная в прошлом страховая схема экономии на ЕСН и НДФЛ, когда работники получали зарплату под видом ежемесячных выплат по договорам добровольного страхования жизни. О раскрытии этой схемы отрапортовала ИФНС № 15.
В этой стандартной ситуации и способы доказательств были незамысловатые. В другом же случае налоговики применили весьма неординарный прием - опросили сторонние организации о том, сколько в проверяемой компании могло бы работать человек, и на основе этих данных доначислили налоги.
А были ли работники?
Инспекторы МИФНС № 49 посчитали, что казино недоплатило почти 1,3 млн рублей ЕСН и взносов на ОПС, а все потому, что в компании, по расчетам налоговиков, должно было работать в четыре раза больше людей, чем официально числилось. В казино в разные периоды было зарегистрировано 15-20 игровых столов. По документам компании общее число сотрудников, обслуживавших это оборудование, варьировалось от 16 до 35 человек. Из пояснений, полученных от других казино, следовало: за смену для организации игры на одном столе необходимо 2-4 человека. Путем нехитрых арифметических вычислений налоговики пришли к неожиданному для компании выводу: обслуживать 15-20 игровых столов должны 80-120 человек (с учетом времени отдыха и отпусков). И доначислили налог (видимо, исходя из средней зарплаты «недостающих» работников).
Вероятно, инспекторы даже и мысли не допускали, что игровые столы могли работать не одновременно, да и правила по обслуживанию посетителей в игорных заведениях могут различаться. Вряд ли ошибемся, если предположим, что проверяющие так и не установили имена этих виртуальных сотрудников и сам факт получения ими неофициальных выплат. По крайней мере в обзоре об этом ни слова не сказано.
Необоснованная выгода на службе налоговиков
Ряд упомянутых в документе схем - яркие примеры того, как налоговики трактуют в свою пользу постановление Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 12.10.06 № 53 о необоснованной налоговой выгоде. Так, ИФНС № 17 отчиталась о том, что пресекла схему неправомерного возмещения экспортного НДС. При этом налоговики не привели в обзоре прямых доказательств незаконности действий компании. Указанные ими обстоятельства, как то «общая недобросовестность контрагентов», являются косвенными подтверждениями необоснованной выгоды.
Другой пример. Инспекторы из ИФНС № 31 установили: проверяемая компания (лизингодатель) зарегистрирована по массовому адресу и незадолго до момента совершения лизинговой сделки, все участники сделки - взаимозависимые компании, расчеты между ними проводились через один банк. То есть опять-таки обнаружили косвенные доказательства, перечисленные в постановлении Пленума ВАС РФ № 53. Но вывод был однозначный: поскольку компания показала убыток, значит, экономического смысла в ее деятельности нет. А единственная цель создания - минимизация налоговых платежей.
Ни одного свидетельства того, что судьи подержали инспекторов, в документе нет.
«Налогоплательщики стали грамотнее»
Евгения Золотарева, корреспондент «УНП»
Московские налоговики стали чаще проводить комплексные выездные ревизии компаний - сразу по нескольким налогам. Об этом свидетельствуют данные о результатах контрольной работы московских инспекций за первое полугодие, размещенные на сайте столичного УФНС (www.r77.nalog.ru).
НАПОМНИМ. Установка на комплексные ревизии вместо тематических проверок поступила из ФНС в регионы в конце прошлого года. Причина - поправки в статью 89 Налогового кодекса, внесенные Федеральным законом от 27.07.06 № 137-ФЗ. Согласно им, с этого года инспекторы могут посетить компанию с выездной проверкой не более чем два раза в год. Поэтому каждый такой визит налоговики должны стремиться использовать по максимуму, проверяя все платежи в бюджет. Исключение в силу своей сложности и важности составляет НДС - по нему ФНС по-прежнему рекомендует проводить тематические проверки.
Судя по отчету (см. таблицу), число выездных проверок в первом полугодии этого года увеличилось на 20,8 процента по сравнению с аналогичным периодом 2006 года, а доля результативных ревизий снизилась с 54 до 51 процента. Может показаться, что эти данные говорят о том, что налоговики стали чаще выезжать на предприятия. Это не так - на самом деле растет число проверенных налогов. Дело в том, что в статистике учитываются данные проверок не по числу предприятий, в которых побывали контролеры, а суммируются сведения по видам проверенных налогов. Так что увеличение показателя «число проверок» свидетельствует о том, что комплексных ревизий, в ходе которых контролируется сразу несколько налогов, стало больше. По итогам первого полугодия этого года доначисления (с учетом пеней и штрафов) в рамках выездных ревизий увеличились на 23,8 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года.
С камеральными проверками ситуация иная: их стало на 20,7 процента больше, зато доначисления падают - в первом полугодии они оказались на 22,9 процента меньше, чем за тот же период прошлого года. «С 2007 года по камеральным проверкам усложнилась процедура оформления результатов из-за необходимости составлять акт проверки и рассматривать возражения налогоплательщиков», - так объяснили «УНП» причину снижения доначислений в юридическом отделе одной из столичных ИФНС. Инспекторы утверждают, что теперь реже придираются к документам по формальным признакам, а в спорных моментах чаще обращают внимание на сложившуюся судебную практику в пользу компаний. И еще отдают должное налогоплательщикам: «Они стали грамотнее - это неоспоримый факт. Глупых ляпов не делают».
НОВОСТИ
Инспекторы предлагают «стучать» на работодателей
Яна Ким, корреспондент «УНП»
Столичные налоговики готовы выслушать любого человека, располагающего информацией о том, что на каком-то предприятии выплачиваются «серые» зарплаты. Установку активно работать с подобными жалобами инспекторы получили еще два года назад после ведомственного совещания по ЕСН. Правда, до сих пор, судя по статистике, работа по сигналам обиженных сотрудников не приносила ощутимого результата. Так, согласно отчету столичного УФНС об организации работы по ЕСН (копия документа есть в редакции), по жалобам граждан на теневые зарплаты в 2006 году было организовано всего 27 проверок, а в первом квартале этого года - 9.
Однако в московском УФНС этими показателями довольны и уверены, что сигналов на работодателей будет приходить больше. По словам налоговиков, если в прошлом году были лишь единичные жалобы, то в этом году за месяц поступает несколько десятков обращений (как по телефону, так и письменно). Как правило, жалуются граждане, которые считают, что были незаконно уволены, либо те, кому банки отказали в выдаче кредита из-за «серой» зарплаты. Нередки обращения женщин, недовольных суммой выплачиваемых алиментов. Правда, по словам налоговиков, эти жалобщики самые ненадежные: придя к компромиссу с супругом, они снимают претензии.
В управлении замечают, что заявления стали более полными: «Если раньше нам просто сообщали адрес организации, при этом не всегда правильно указывали ее наименование, то теперь нам известны полные реквизиты компании, юридический и фактический адреса», - говорят в управлении.
Получив подробные сведения о компании, контролеры не спешат сразу же выезжать на проверку: «В первую очередь для проверки мы выбираем крупные компании с наибольшим количеством нарушений. Если поступила единичная жалоба на теневые зарплаты в небольшой организации, при этом сведений о других нарушениях в этой компании у нас нет, то некоторое время мы просто наблюдаем за ней». Кроме того, налоговики стараются подкрепить обращения граждан их же свидетельскими показаниями. «Мы вызываем человека в инспекцию для того, чтобы он в присутствии должностных лиц ИФНС подтвердил написанное в жалобе. К сожалению, некоторые идут на попятную». Анонимные заявления без внимания не остаются - организации, по которым поступили такие жалобы, ставятся на контроль инспекторов. Если появится другая компрометирующая информация, проверка состоится.
Налоговики заверяют, что работодатели не узнают, от кого поступил сигнал. Более того, в УФНС обещают, что и с их стороны никаких преследований «раскаявшихся» работников не будет: «Несмотря на то что эти работники были соучастниками преступления - ухода от уплаты налогов, никаких мер по отношению к ним не применяем. Мы учитываем то, что они вовремя одумались, и ограничиваемся лишь рекомендациями задекларировать скрытые доходы. Никаких сведений в милицию об этих гражданах не передаем».
Подмосковным налоговикам не дают покоя расходы на бензин
Екатерина Савина, корреспондент «УНП»
По мнению подмосковных налоговиков, расходы на бензин при расчете налога на прибыль можно учесть только в пределах норм, утвержденных Минтрансом 29 апреля 2003 года (руководящий документ Р 3112194-0366-03). Этот противоречащий Налоговому кодексу вывод следует из письма УФНС России по Московской области от 10.07.07 № 24-17/0536. По нашим данным, такого же мнения придерживаются и в столичном УФНС, хотя здесь и не выпускали официальных разъяснений на этот счет.
В письме областного управления также сказано, что компания может применить повышающий городской коэффициент, если, к примеру, автомобиль, зарегистрированный в Подмосковье, совершает поездки в столице. Это позволит списать больше расходов на бензин. Расчет усложнится, если служебный транспорт в течение дня побывал в нескольких населенных пунктах. Тогда, по мнению налоговиков, нужно учитывать несколько коэффициентов - чем меньше жителей в поселении, тем ниже значение коэффициента.
Впрочем, не все компании придерживаются документа Минтранса (срок действия которого, кстати, истекает 1 января 2008 года) и разъяснений налоговиков. И на то есть законные основания - в подпункте 11 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса, который позволяет учесть расходы на бензин, ничего не говорится о необходимости соблюдать какие-либо нормативы. Как показал наш опрос, бухгалтеры столичных и подмосковных компаний ориентируются именно на кодекс: если в организации небольшой парк служебного автотранспорта и стоимость бензина составляет несущественную статью расходов, учитывают топливные расходы в полной сумме. При проверках инспекторы могут не обратить внимание на такое «нарушение», так как предпочитают разбираться с наиболее значимыми затратами.
В крупных же компаниях c собственным транспортным подразделением, у которых расходы на бензин существенны, предпочитают соблюдать нормы по расходам топлива. «Для собственного спокойствия мы применяем нормы Минтранса - сравниваем с ними наши фактические расходы, - говорит Елена Кожухова, главный бухгалтер ОАО «Останкинский завод напитков». - Обычно мы укладываемся в нормативы. Лишь изредка приходится часть расходов учитывать за счет собственных средств».
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
Проблемы применения ККТ
На вопросы отвечает
Анатолий Кленовский (правительство Московской области)*
Кассовый аппарат можно использовать до окончания нормативного срока
- Мы установили по кассовому аппарату срок полезного использования - пять лет и один месяц. Сейчас этот аппарат полностью самортизирован и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Можем ли мы продолжать применять ККМ, если такая модель уже исключена из реестра?
- Да, вы вправе применять аппарат до истечения нормативного срока его полезного использования (п. 5 ст. 3 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ. - Примеч. ред.). Напомню: для кассовых машин этот срок - на основании классификации основных средств - составляет не более семи лет.
- И то, что мы установили меньший срок полезного использования, в данном случае значения не имеет?
- Верно. Списание стоимости кассовой машины не означает, что данное основное средство выбыло из состава эксплуатирующихся объектов. Поэтому, несмотря на то, что модель ККМ сейчас исключена из реестра, вы можете применять ее до истечения максимального нормативного срока использования, то есть еще в течение двух лет.
«Вмененка» все еще не освобождает от обязанности применять ККТ
- Недавно в прессе снова появились сообщения о том, что плательщики ЕНВД в скором времени будут освобождены от обязанности применять ККТ. Это действительно так?
- Нет. В средствах массовой информации обсуждается лишь проект: действительно, на протяжении последних лет предпринимаются шаги для того, чтобы освободить плательщиков ЕНВД от обязанности использовать ККТ. Но пока эта инициатива, выдвинутая Минэкономразвития России, не находит поддержки ни в Минфине , ни в других заинтересованных ведомствах.
- Значит, плательщики ЕНВД по-прежнему должны применять ККТ?
- Да, конечно. До тех пор пока данная инициатива не будет принята законодателями, вы обязаны использовать ККТ.
Что считать неприменением кассовой техники?
- В Федеральном законе от 22.05.03 № 54-ФЗ установлена ответственность за неприменение ККТ. А что следует понимать под таким правонарушением? Его критериев в тексте закона я не нашел...
- Вы правы, в законе такого определения действительно нет. Поэтому Пленум Высшего арбитражного суда в постановлении от 31.07.03 № 16 разъяснил, что именно можно считать неприменением контрольно-кассовой техники. Когда решается вопрос о штрафе за неиспользование ККТ, налоговые органы руководствуются именно этими критериями.
- Не могли бы вы их привести?
- Прежде всего это ситуации, когда кассовую технику вообще не используют. Нарушением также является работа на машине, не зарегистрированной в налоговом органе или же не включенной в государственный реестр ККТ. Использование кассового аппарата с вышедшим из строя блоком фискальной памяти или вообще без такового также приравнивается к неприменению ККТ. К штрафу приведет использование машины с отсутствующей либо имеющей повреждения пломбой, свидетельствующие о возможном доступе к фискальной памяти. Если чек пробит на сумму меньшую, чем та, которая была получена от покупателя, это тоже считается неприменением ККТ.
За отсутствие голограммы не штрафуют
- Каковы сейчас требования по наличию на аппарате голограмм?
- Требования по применению голограмм для ККТ утверждены постановлением Правительства РФ от 30.07.93 № 745. ККТ допускается к использованию при наличии средств визуального контроля «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание». Первая голограмма наклеивается на ККМ на заводе-изготовителе, а вторая - центром техобслуживания ККТ и ежегодно заменяется.
- А предусмотрена ли ответственность за отсутствие таких голограмм на аппарате?
- Нет. Критерии неприменения ККТ вы найдете в постановлении Пленума Высшего арбитражного суда от 31.07.03 № 16. Среди них не названо отсутствие или повреждение голограммы.
Если кассовый аппарат в ремонте, надо попросить в ЦТО резервную машину
- У нас вышла из строя кассовая машина, и специалист ЦТО забрал ее в ремонт. Можем ли мы в такой ситуации не применять ККТ?
- Нет. Поломка машины не освобождает вас от обязанности применять ККТ. Специалист центра техобслуживания должен был на период ремонта установить вам резервную кассовую машину.
- Да, но ведь она должна быть зарегистрирована в налоговом органе. А это может занять в среднем около недели.
- Вы правы, постановка на учет необходима. Но по договоренности между ЦТО и налоговой инспекцией такая регистрация обычно происходит в день обращения.
Как купить кассовую технику?
- Мы готовимся открыть на территории Московской области сеть магазинов. Скажите, где можно приобрести недорогие кассовые аппараты?
- Продажей контрольно-кассовой техники занимаются либо заводы-изготовители, либо центры технического обслуживания.
- А какую модель вы нам порекомендуете?
- Раньше наиболее ходовыми были модели типа «Меркурий», сейчас им на замену пришли модификации «Штрих».
- А где можно получить информацию о центрах продажи ККТ?
- Можно обратиться в свою налоговую инспекцию либо в Министерство потребительского рынка и услуг Московской области по телефону 725-10-64.
- А какие документы ЦТО должен нам выдать, если мы покупаем кассовую машину за наличные?
- Вам должны выдать кассовый чек и приходно-кассовый ордер, как того требует закон № 54-ФЗ и пункт 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержден письмом ЦБ РФ от 22.09.93 № 40. - Примеч. ред.).
ЦТО сейчас работают без лицензии
- Наша компания планирует заняться техническим обслуживанием контрольно-кассовой техники. Нужно ли нам получать лицензию на этот вид деятельности?
- Нет, поскольку сейчас данный вид деятельности исключен из списка лицензируемых (ст. 17 Федерального закона от 08.08.01 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». - Примеч. ред.).
- Но насколько я знаю, ЦТО подлежат обязательной регистрации. Кто сейчас занимается их постановкой на учет?
- Как и прежде, центры технического обслуживания регистрируют органы власти субъекта Российской Федерации (Положение о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации, утверждено решением государственной межведомственной экспертной комиссии по ККТ от 06.03.95 № 2/18-95. - Примеч. ред.). На территории Московской области этим занимается региональное Министерство потребительского рынка и услуг.
* Анатолий Кленовский, начальник отдела организации контроля за применением контрольно-кассовой техники Министерства потребительского рынка и услуг Московской области.
СПРАВКИ ДАЕМ
Не учтенные в «упрощенке» расходы на основные средства можно признать и на общем режиме
«...С начала года мы работали по упрощенной системе с объектом налогообложения «доходы минус расходы». В июле размер выручки превысил допустимый предел, поэтому мы были вынуждены вернуться на общий режим налогообложения. Как нам теперь учесть затраты на покупку основных средств, которые мы приобрели и ввели в эксплуатацию, будучи на «упрощенке», но еще не успели полностью списать в расходы?..» Из письма главного бухгалтера Ольги Ефимовой, г. Москва
Отвечала Ольга Сергеева, эксперт «УНП»
Если следовать разъяснениям чиновников, то часть расходов на покупку таких основных средств вы должны были учесть при расчете налога по упрощенной системе за полугодие. По мнению специалистов Минфина России, стоимость основных средств, купленных при «упрощенке», должна учитываться в расходах после их оплаты и ввода объекта в эксплуатацию равными долями в течение года (письмо от 17.11.06 № 03-11-04/2/244).
Такого же мнения придерживаются и столичные налоговики (письмо УФНС России по г. Москве от 03.07.06 № 18-11/3/ 57644@). На наш взгляд, формулировка пункта 3 статьи 346.16 Налогового кодекса по-прежнему позволяет единовременно учесть такие расходы в периоде, когда объекты были оплачены и введены в эксплуатацию. Что касается равномерного списания, то такой механизм предусмотрен только для объектов, которые были приобретены до перехода на «упрощенку». Но важно принять во внимание стоимость основных средств - если она значительна, вам может быть даже выгоднее использовать трактовку, предложенную чиновниками. Ведь, если вы единовременно учтете крупные расходы при расчете налога по упрощенной системе, у вас может образоваться убыток, а он при переходе на общий режим не учитывается (п. 7 ст. 346.18 НК РФ). Если же действовать так, как описывают налоговики, и учитывать такие расходы в течение года равными долями, то на дату перехода на общий режим вы сможете сформировать остаточную стоимость по таким основным средствам. Тогда несписанные затраты на их приобретение вы сможете учесть при расчете налога на прибыль, начисляя амортизацию. Сделать это вам позволяет пункт 3 статьи 346.25 Налогового кодекса. Подтверждают это мнение и столичные налоговики (письмо от 29.03.07 № 18-12/028439@).
Чтобы филиалы сами платили ЕСН, нужно соблюсти три условия
«...Головной офис нашей компании расположен в Москве, а в ближайшее время мы намерены открыть несколько обособленных подразделений на территории разных районов Московской области. Как мы должны будем платить ЕСН по этим подразделениям?..» Из письма бухгалтера Виктории Ульяновой, г. Москва
Отвечала Марина Астахова, эксперт «УНП»
Порядок уплаты единого социального налога по каждому из обособленных подразделений будет зависеть от того, выделяется ли оно на отдельный баланс, будет ли у филиала расчетный счет и станет ли он начислять выплаты и иные вознаграждения в пользу работников. Дело в том, что обособленное подразделение может самостоятельно исполнять обязанности организации по уплате ЕСН и сдаче отчетов и деклараций по налогу только при выполнении всех вышеперечисленных условий. Если хотя бы одно из условий не выполняется, единый социальный налог должна платить сама головная организация по месту своего нахождения. Основание - пункт 8 статьи 243 Налогового кодекса. Аналогичной позиции по данному вопросу придерживаются и в столичном налоговом управлении (письмо УФНС России по г. Москве от 05.02.07 № 21-11/010069@).
Городские нормы расхода ГСМ существуют, но компании могут обойтись без них
«...При расчете налога на прибыль мы всегда учитывали затраты на ГСМ в пределах норм, установленных Минтрансом в руководящем документе № Р3112194-0366-03. Но недавно я узнала, что мы могли учесть эти расходы в большем размере, если бы применяли к нормам специальный городской коэффициент, установленный правительством Москвы. Так ли это? И где найти такие коэффициенты?..» Из письма главного бухгалтера Жанны Федоровой, г. Москва
Отвечала Инна Михайлова, эксперт «УНП»
К нормам расхода топлива, утвержденным Минтрансом России, действительно разработаны так называемые поправочные коэффициенты. Они, в частности, учитывают особенности расхода топлива при наличии в автомобиле кондиционера, частоту возникновения дорожных пробок, особенности расхода топлива в зимний период и т. п. Ранее подобные коэффициенты действительно содержались в распоряжениях правительства Москвы, но сейчас эти множители - с учетом особенностей разных регионов - разрабатывает и утверждает ОАО НИИ автомобильного транспорта (тел.: (495) 496-55-23).
Подчеркнем: вы не обязаны использовать как коэффициенты, так и сами нормы расхода ГСМ, утвержденные Минтрансом России, в целях расчета налога на прибыль. С этим согласны и специалисты Департамента транспорта и связи правительства Москвы. Более того, налоговое законодательство не требует нормировать расходы на ГСМ (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Главное, чтобы они были экономически обоснованы и документально подтверждены (ст. 252 НК РФ). Поэтому вы вправе учитывать расходы на автомобильное топливо в объеме фактических затрат. Экономически обосновать такие расходы вам помогут путевой лист, информация изготовителя о нормах расхода ГСМ, нормы расхода топлива для вашей компании, утвержденные приказом руководителя, и, наконец, только в случае их отсутствия непосредственно нормы Минтранса с учетом поправочных коэффициентов.
Недвижимость в другом регионе. Где платить налог на имущество?
«...Недавно наша компания приобрела в Подмосковье здание, которое планируется сдавать в аренду. Где мы должны платить налог на имущество и отчитываться по нему, если наша организация находится в Москве?..» Из письма главного бухгалтера Тимофея Обухова, г. Москва
Отвечала Алина Демидова, эксперт «УНП»
Платить налог на имущество вы должны по местонахождению недвижимости, исходя из ставки, установленной в статье 1 Закона Московской области от 21.11.03 № 150/2003-ОЗ «О налоге на имущество организаций в Московской области». Такой порядок установлен статьей 385 Налогового кодекса. Декларацию по такому имуществу вы также должны подавать в ту инспекцию, на подведомственной территории которой расположено ваше здание, то есть объект налогообложения (п. 1 ст. 386 НК РФ). При этом суммы налога по этому имуществу должны отражаться только в отчетности, которую вы представляете по месту его нахождения. Иначе налог по такому объекту начислят как в подмосковной инспекции, так и в московской, где состоит на учете ваша организация. Что приведет к завышению налога, необоснованному начислению пеней и необходимости подавать уточненную декларацию.
«...Недавно мы обнаружили несколько счетов-фактур, которые выставили покупателям в начале года, но не зарегистрировали в книге продаж. Как сейчас исправить эту ошибку?..» Из письма главного бухгалтера Валентины Задорожной, г. Коломна Московской обл.
Отвечала Елена Муравьева, заместитель руководителя УФНС России по Московской области
Ранее не учтенные счета-фактуры необходимо зарегистрировать в дополнительных листах книги продаж за те налоговые периоды, в которых документы были выставлены покупателям (п. 17 постановления Правительства РФ от 02.12.2000 № 914).
Вам также потребуется подать в налоговый орган уточненные декларации по НДС за эти налоговые периоды и при необходимости доплатить в бюджет сумму налога и пеней.