Уплата налогов - как основная обязанность налогоплательщиков - контролируется налоговыми органами на основании данных лицевых счетов. "Забывчивым" налогоплательщикам налоговая инспекция сначала направляет требования о добровольной уплате задолженности. Ес-ли же в срок, указанный в требовании, задолженность не будет погашена, то инспекция направляет в банк инкассовое поручение о бесспорном взыскании налогов и пени. Вообще-то информация о состоянии расчетов с бюджетом содержится и в бухгалтерском учете налогоплательщика. О наличии у организации задолженности перед бюджетом свидетельствует кредитовый остаток по счету 68 "Расчеты с бюджетом", а дебетовое сальдо показывает сумму переплаты по налогам и сборам. Однако в ряде случаев налогоплательщик может и не знать о возникшей задолженности: например, если в платежном документе ошибочно указаны КБК, если по каким-либо причинам не получено требование. Чтобы своевременно выявлять ошибки, допущенные как налогоплательщиком, так и налоговым органом, бухгалтерии целесообразно постоянно контролировать состояние расчетов с бюджетом.
Порядок проведения такой сверки определен Регламентом организации работы с налогоплательщиками. В обязательном порядке сверка расчетов с бюджетом проводится: - по инициативе самого налогоплательщика; - с крупнейшими налогоплательщиками; - при переходе налогоплательщика из одной инспекции в другую; - при ликвидации или реорганизации юридического лица. Сверка расчетов необходима также для получения подтверждающей отсутствие задолженности справки о состоянии расчетов с бюджетом. Не избежать этой процедуры и при возврате или зачете образовавшейся переплаты. Кстати, налоговый орган в соответствии с правом, предоставленным ему Налоговым кодексом РФ, должен убедиться в фактическом наличии, переплаченной суммы. Заявление о проведении сверки расчетов с бюджетом налогоплательщик подает в налоговый орган в произвольной форме, под заявлением должна стоять подпись руководителя, а также обязательно указаны наименование организации и виды налогов, расчеты по которым следует проверить. Желательно указать в заявлении ИНН, КПП и контактный телефон. Получив заявление, сотрудник отдела работы с налогоплательщиками составляет акт по форме 23-а (краткая), утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 4 апреля 2005 года. В акте отражается состояние расчетов с бюджетом по каждому налогу на дату сверки. Суммы задолженности и переплаты по налогам, пеням и штрафам указываются отдельно по каждому КБК. В составе задолженности выделяются суммы отсроченных (рассроченных) платежей, приостановленных к взысканию и реструктурированной задолженности. В акте приводится сумма денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщиков.
Кроме того, в справочных строках фиксируется остаток подтвержденных налоговым органом (признанных судом), но невозмещенных сумм НДС при налогообложении по нулевой ставке, а также суммы невыясненных платежей. Если сведения налогового органа, содержащиеся в акте по форме 23-а, совпадают с данными налогоплательщика, на этом процедура сверки заканчивается. Срок сверки расчетов не должен превышать 10 дней.
Составленный акт подписывают представители налогоплательщика и отдела работы с налогоплательщиками. Один экземпляр акта передается налогоплательщику, другой остается в налоговой инспекции. При выявлении расхождений срок сверки увеличивается до 15 дней. Данные налогового органа инспектор сверяет с первичными документами налогоплательщика - платежными документами с отметкой банка, налоговыми декларациями, решениями суда и другими документами. В случае несоответствия данных налоговый инспектор составляет акт по форме 23 (полная) отдельно по каждому налогу, по которому выявлены расхождения.
В этом акте указывается сальдо расчетов по налогу на начало периода, суммы налогов, пени и штрафов, начисленных к уплате (к уменьшению) за сверяемый период, суммы налоговых платежей, уплаченных или возвращенных из бюджета, и сальдо расчетов по налогу на конец периода. В акте указываются данные как налогового органа, так и налогоплательщика, а также разница между этими данными. Выявленные расхождения отражаются отдельной строкой. КРОМЕ ТОГО, приводятся причины возникновения расхождений и предложения налогового органа по их устранению.
После этого акт подписывается сотрудником налоговой инспекции и представителем организации. После исправления ошибок, допущенных налоговой инспекцией, составляется новый акт по форме 23-а с учетом изменений, внесенных в лицевые счета налогоплательщика. На составление нового акта инспектору дается не более 3 дней. После подписания акта один экземпляр передается организации, а другой остается в налоговой инспекции. Если ошибки выявлены в данных налогоплательщика, налоговый орган направляет ему уведомление с перечнем ошибок, обнаруженных при сверке.
На основании уведомления налогоплательщик исправляет их. При переходе организации в другую налоговую инспекцию акт сверки составляется в трех экземплярах: первый - для налогоплательщика, второй - для налогового органа по новому месту постановки на учет, а третий остается в инспекции по месту проведения сверки. Если представитель налогоплательщика не явился для проведения сверки, один экземпляр акта по форме 23-а отправляют организации по почте. В налоговый орган по новому месту постановки на учет направляется акт, подписанный в одностороннем порядке. К нему прилагаются уведомления, подтверждающие, что налоговая инспекция приглашала организацию для проведения сверки расчетов и отправляла ей акт сверки по почте.
Инспекция ФНС России по г. Иванову
/Частник (Иваново), 28.09.2005/
|