Организациям, имеющим на балансе объекты социально-культурной сферы, для применения льготы по налогу на имущество в отношении таких объектов недостаточно их использования по целевому назначению. То есть исключительно для нужд образования, здравоохранения, социального обеспечения. Кроме выполнения этого условия надо, чтобы деятельность в указанных областях была отражена в уставе организации. Таков смысл приложения к письму ФНС России от 11.01.05 N 21-4-04/9 - письма Минфина России от 20.10.04 N03-06-01-04/65, которое направлено нижестоящим налоговым органам.
Как определить объект
Письмо разъясняет возможность отнесения домов отдыха, пансионатов, детских лагерей и других подобных объектов к объектам социально-культурной сферы, используемые для нужд образования, здравоохранения и социального обеспечения. Заметим, что организации в отношении таких объектов освобождены от уплаты налога на имущество (п. 7 ст. 381 НК РФ). Специалисты ФНС отмечают, что глава 30 Налогового кодекса понятия объектов социально-культурной сферы не содержит, но перечень таких объектов определен главой 25 НК РФ (ст. 275.1 НК РФ).
Однако в силу пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса он может использоваться исключительно для целей исчисления прибыли, но не для расчета налога на имущество. Таким образом, для целей налога на имущество понятие объектов социально-культурной сферы отсутствует. И авторы письма в поисках определения обращают внимание на документы, относящиеся к социальной сфере.
Но в перечисленных ниже документах дома отдыха, пансионаты и детские оздоровительные лагеря либо не упомянуты, либо их предназначение не соответствует названию. Так, не относят эти объекты к социальным и Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, и Федеральный закон "О физической культуре и спорте", и Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".
Указанные объекты поименованы в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОК 029-2001), утвержденном постановлением Госкомстата России от 06.11.01 N 454-ст. Но и в этом документе детские лагеря, пансионаты и дома отдыха отнесены в группировку 55 "Деятельность ресторанов и гостиниц". Как видно, такая классификация еще больше вводит в заблуждение относительно определения объектов социально-культурной сферы.
Поэтому авторы письма пришли к выводу, что нельзя однозначно отнести дома отдыха, пансионаты и детские оздоровительные лагеря к имуществу, используемому для целей образования, здравоохранения и социального обеспечения.
Условия освобождения
В итоге, так и не определив объект для применения льготы, налоговые специалисты делают следующий вывод. Для освобождения от налога на имущество недостаточно использования объектов социально-культурной сферы исключительно для нужд образования, здравоохранения и социального обеспечения. Должно выполняться еще одно условие. Применение льготы по налогу на имущество по объектам социально-культурной сферы возможно в случае, если деятельность в области здравоохранения, образования, культуры, искусства и в подобных областях поименована в уставе организации. В качестве примера имущество лагерей оздоровительного типа можно квалифицировать как имущество, используемое для нужд здравоохранения. Следовательно, для освобождения от налога на имущество помимо использования оздоровительного лагеря строго по целевому назначению деятельность в области здравоохранения должна быть указана в уставе.
Таким образом, очевидно, что налоговики уже сейчас ограничивают применение льготы, установленной пунктом 7 статьи 381 Налогового кодекса, срок действия которой истечет в последний день этого года. Что же в этой ситуации посоветовать налогоплательщику? Вариантов два.
Либо строго следовать положениям Налогового кодекса, согласно которому для применения льготы достаточно использования имущества исключительно для нужд образования, социального обеспечения, образования. И готовиться к спорам с налоговиками. Либо внести изменения в устав.
/Учет, налоги, право, 27.01.2005/
|