БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В ОТДЕЛЬНЫХ СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Налог на рекламу (отменен с 01.01.2005г.)
Налог на рекламу относится в соответствии со статьей 21 закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» к местным налогам. В нашем примере организация зарегистрирована и дает рекламное объявление в Москве. Налог на рекламу в городе Москве взимается в соответствии с законом города Москвы от 21.11.2001 № 59 «О налоге на рекламу». Согласно статье 3 выше названного закона организация, место нахождения которой г. Москва, признается плательщиком налога на рекламу в случае, если она являются рекламодателем, то есть приобретает рекламные услуги или сама изготавливает рекламу. В соответствии со статьей 4 выше названного закона объектом налогообложения по налогу на рекламу является стоимость рекламных услуг. При этом, ставка налога на рекламу равна 5%, а налоговый период устанавливается как квартал (статьи 7, 8 закона г. Москвы от 21.11.2001 № 59). Сумма налога на рекламу исчисляется исходя из установленной налоговой ставки и стоимости рекламных услуг (работ), определяемой исходя из фактически произведенных расходов в действующих ценах и тарифах без налога на добавленную стоимость. В нашем примере организацией было дано рекламное объявление в журнале, стоимость услуги 11.800 руб. (в т. ч. НДС 1.800 руб.). Сумма оплачена в июне полностью. Услуга оказана в июле. Таким образом, стоимость рекламной услуги в нашем примере составила 10.000 рублей.
Общепринятая система налогообложения
Если организация работает по общепринятой системе налогообложения, то в данной ситуации она обязана исчислить и уплатить налог на рекламу. Согласно статье 9 закона г. Москвы от 21.11.2001 № 59 сумма налога на рекламу определяется плательщиком на основании бухгалтерского учета самостоятельно. При этом начисление налога производится рекламодателем за тот налоговый период, в котором фактически произведены расходы на рекламу. В нашем случае расходы были произведены фактически в июле. Организация ведет бухгалтерский учет. Следовательно, в июле будет исчислен налог на рекламу в сумме 500 руб.(10000х5%). Сумма 500 руб. согласно пункту 6 статьи 9 закона г. Москвы от 21.11.2001 № 59 должна быть отнесена в бухгалтерском и налоговом учете организацией на прочие расходы, связанные с производством и реализацией в июле 2004 года. Таким образом, организация, применяющая общепринятый налоговый режим уплатит в бюджет налог на рекламу в сумме 500 рублей. Эта сумма налога будет отражена в налоговой декларации по налогу на рекламу за третий квартал 2004 года. Уплатить ее организация обязана не позднее 20 октября 2004 года (пункт 5 статьи 9 закона г. Москвы от 21.11.2001 № 59). При этом она обязана подать декларацию по налогу на рекламу в срок не позднее 20 октября.
Упрощенная система налогообложения
В случае, если организация применяет упрощенную систему налогообложения, она все равно обязана уплатить налог на рекламу согласно положениям приведенного выше закона города Москвы от 21.11.2001 № 59 «О налоге на рекламу». Как уже упоминалось выше организации – упрощенцы могут не вести бухгалтерский учет. Однако учет расходов на рекламу в какой-либо другой форме им вести необходимо. Итак, организация в июле месяце произвела расходы на рекламу и исчислила по данным своего учета налог на рекламу в сумме 500 руб.(10000х5%). Эта сумма налога будет отражена в налоговой декларации по налогу на рекламу за третий квартал 2004 года. Уплатить ее организация обязана не позднее 20 октября 2004 года (пункт 5 статьи 9 закона г. Москвы от 21.11.2001 № 59). При этом она обязана подать декларацию по налогу на рекламу в срок не позднее 20 октября. При этом она обязана подать декларацию по налогу на рекламу в срок не позднее 20 октября. Что касается отнесения суммы налога на рекламу на расходы при исчислении единого налога, то здесь необходимо учитывать тот факт, что при применении данного налогового режима организация сама выбирает объект налогообложения из двух возможных вариантов. Рассмотрим оба варианта.
Вариант 1 Организация в качестве объекта налогообложения выбрала доходы. В этом случае она вообще не учитывает при исчислении единого налога расходы, понесенные ей в процессе хозяйственной деятельности. Таким образом, организация уплатит налог на рекламу и не учтет его в качестве расходов.
Вариант 2 Организация в качестве объекта налогообложения выбрала доходы, уменьшенные на величину расходов. В соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ такая организация при исчислении единого налога уменьшает полученные доходы на сумму уплаченного ею налога на рекламу. Будем считать, что организация уплатила налог на рекламу в сумме 500 рублей 10 сентября. В таком случае она имеет право принять эту сумму в качестве расходов для исчисления единого налога 10 сентября 2003 года. Ведь расходы признаются упрощенцем только после их оплаты.