Бухгалтерский учет и налоги
Портал информационной
поддержки ведения бухучета
в малом бизнесе

Расширенный поиск
ГлавнаяО проектеРекламаКонтактыГорячая линияРассылка
НОВОСТИВСЕГО 14855
10-04-2024 Регистрация в ОЭЗ - пошаговое руководство для стартапов и предприятий
Возможность создать бизнес на льготных условиях всегда привлекала предпринимателей. Безусловно, участие в Особой экономической зоне (ОЭЗ) открывает широкие перспективы для развития... »

03-04-2024 Бухгалтерский аутсорсинг: ключ к оптимизации бизнес-процессов
Рациональный подход к управлению финансами компании рождается из грамотного планирования и ответственности. Каждая организация нуждается в правильном ведении бухгалтерского учета, но не всегда... »

21-03-2024 Услуги для клиентов складских комплексов
Хозяева квартир не всегда желают размещать вещи в системах хранения, чтобы их не загромождать, а принимают решение воспользоваться услугами складских комплексов. Один из них разместился по адресу... »

[Все новости]
ПРЕСС-РЕЛИЗЫ
 17-04-2024 РЭО предложил освободить бизнес от НДС за сдачу продуктов малоимущим Российский экологический оператор предложил отменить налоги для предпринимателей, которые отдают продукты с истекшим сроком... »
17-04-2024 В Правительстве одобрили пакет законопроектов о фудшеринге Проект положительного заключения правительства на пакет законопроектов о введении в РФ механизма фудшеринга подготовлен и... »
15-04-2024 Основной вид экономической деятельности: как подтвердить Организации ежегодно должны подтверждать основной вид экономической деятельности. Сведения нужны, чтобы Социальный фонд... »
[Все пресс-релизы] Добавить
КАЛЬКУЛЯТОРЫ
КАДРЫ
Вакансии
Резюме
Нет ни одной записи!Нет ни одной записи!
[Поиск работы]
[Добавить вакансии]
[Поиск сотрудников]
[Добавить резюме]
[Профессиональные тесты]
ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА
В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
КАССОВЫЕ ОПЕРАЦИИ
Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций
Вверх / Основы бухгалтерского и налогового учета / Кассовые операции /

Наиболее распространенными нарушениями, которые выявляются в ходе проверки кассовых операций, являются:
- отсутствие первичных кассовых документов или оформление их с нарушением установленных требований;
- выплаты подотчетным лицам на основании документов, подтверждающих расходы, без оформления авансовых отчетов;
- несоблюдение установленного лимита расчетов наличными деньгами между юридическими лицами;
- арифметические ошибки при подсчете оборотов и остатков в учетных регистрах при ручном ведении учета;
- неполное оприходование денежной выручки, выразившееся в том, что кассиры оставляют в кассах организации небольшой размер денежных средств «на размен».

Ответственность за нарушение кассовой дисциплины регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). В соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в расчетах наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 до 5 тысяч рублей, на юридических лиц – от 40 до 50 тычяч рублей.

Таким образом, организация, нарушившая установленный лимит расчетов наличными денежными средствами, может быть оштрафована на сумму до 50 000 руб. За это же нарушение на руководителя организации может быть наложен административный штраф в размере от 4 000 до 5 000 руб.

Про индивидуальных предпринимателей в статье ничего не говорится, но и они связаны жесткой нормой. В примечании к ст. 2.4 КоАП РФ указано, что предприниматели несут административную ответственность как должностные лица, значит, не соблюдая лимит, они тоже рискуют подвергнуться штрафу от 4 000 до 5 000 руб.

Проверки соблюдения Порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью осуществляют кредитные организации (обслуживающие банки) не реже одного раза в два года (п. 2.14 Положения Банка России от 05.01.1998 № 14-П «О правилах организации налично-денежного обращения на территории Российской Федерации»). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.1 КоАП РФ, рассматривают налоговые органы (ст. 23.5 КоАП РФ).

Постановление по делу об административном правонарушении за некоторыми исключениями не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ).

При длящемся административном правонарушении этот срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Остановимся на этом вопросе поподробнее.

КоАП РФ не содержит понятия «длящееся правонарушение». Об этом говорят сами налоговики (Письмо ФНС России от 26.01.2005 № 22-3-11/073 «О применении ККТ»).
Верховный Суд РФ (в п. 14 Постановления от 24.03.2005 № 5) разъяснил, что длящимся является такое действие или бездействие, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением.

Как правило, суды подтверждают, что нарушение лимита остатка кассы к длящимся правонарушениям не относится. Поэтому если сроки привлечения к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ налоговым органом пропущены, то его «штрафное» постановление судьи отменяют (постановления ФАС Северо-Западного округа от 17.08.2007 № А56-50165/2006, от 06.06.2006 № А13-391/2006-08, Северо-Кавказского округа от 13.12.2005 № Ф08-5915/2005-2341А, Поволжского округа от 22.07.2004 № А65-25343/2003-СА2-9).

Таким образом, если в кассовых документах на какую-либо дату числится превышение лимита остатка кассы, то выявление контролерами указанного правонарушения по истечении двух месяцев после этой даты не сможет привести к наложению административного штрафа. Во всяком случае, «просроченное» взыскание можно попытаться оспорить в судебном порядке.

Кроме того, не является длящимся административным правонарушением неоприходование выручки в кассу. Следовательно, срок давности привлечения к ответственности за указанное нарушение исчисляется со дня получения выручки и неоприходования ее в кассу, а не со дня обнаружения данного нарушения. К такому выводу ВАС РФ пришел в Определении от 26.06.2008 № 5196/08. Позиция суда подтверждена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 07.10.2008.

Индивидуальный предприниматель обратился в суд с заявлением о пересмотре судебных решений, в которых суды признали правомерным привлечение его к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ за неоднократное неоприходование выручки в кассу. Этот факт был установлен налоговой инспекцией в ходе проверки соблюдения требований законодательства о применении ККТ. При этом постановление по делу об административном правонарушении налоговые органы вынесли спустя два с половиной месяца с момента проведения проверки. По общему порядку постановление о привлечении к административной ответственности должно быть вынесено в течение двух месяцев со дня совершения правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Суды признали решение налоговой инспекции законным исходя из того, что допущенное правонарушение является длящимся, поскольку может быть обнаружено контролирующими органами только в момент проверки. Поэтому срок давности привлечения к ответственности по данному случаю исчисляется со дня его обнаружения.

ВАС РФ с таким выводом не согласился и указал, что п. 24 Порядка ведения кассовых операций, утвержденного Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 № 40, предусматривает ежедневное оприходование денежных средств в кассу. Следовательно, моментом начала и окончания совершения административного правонарушения в данном случае является день получения выручки и неоприходование ее в кассу.

Много вопросов вызывает привлечение к административной ответственности за превышение предельного расчета наличными деньгами. Непонятно, кого штрафовать: покупателя или поставщика? Попробуем разобраться.

Ранее разъяснения по применению мер ответственности к нарушителям порядка работы с денежной наличностью, в частности, при превышении предельного расчета наличными деньгами, содержались в Письме ЦБ РФ от 24.11.1994 № 14-4/308. Департамент регулирования денежного обращения сообщил: п. 9 Указа Президента РФ от 23.05.1994 № 1006 «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей» не распространяется на юридические лица, получающие платеж. Меры финансовой ответственности за осуществление расчетов наличными деньгами сверх установленных предельных сумм применяются в одностороннем порядке к юридическому лицу, производящему платеж в адрес другого юридического лица.

Следует отметить, что данный документ в настоящее время не применяется, однако его неприменение не означает, что по рассматриваемому вопросу (об административной ответственности стороны, получающей платеж) позиция изменилась. Это подтверждено и арбитражной практикой, которой закреплено, что лицо, не осуществляющее платеж наличными денежными средствами как покупатель, а являющееся стороной, принимающей платеж, не может признаваться субъектом административной ответственности. Так, в Постановлении от 30.10.2003 № А55-4572/03-3 ФАС Поволжского округа отменил решение налоговиков о привлечении организации к ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ за нарушение предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, указав: субъектом административной ответственности за нарушение предельного размера расчетов наличными деньгами является лицо, осуществляющее платеж (ст. 15.1 КоАП РФ, Письмо ЦБ РФ № 14-4/308).

ИМНС России в данном деле привлекла к ответственности предприятие, которое в рассматриваемой сделке являлось продавцом, а не покупателем. Иными словами, оно не осуществляло расчеты и не могло быть привлечено к налоговой ответственности за данное административное правонарушение по этим основаниям. Аналогичные решения можно увидеть в постановлениях ФАС Московского округа от 22.05.2006 № КА-А40/4070-06, ФАС Поволжского округа от 02.10.2003 № А55-2614/03-31. Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что по ст. 15.1 КоАП РФ к ответственности могут быть привлечены только те организации или индивидуальные предприниматели, которые производят наличный платеж сверх лимита.

Продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники согласно ст. 14.5 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа:
- на граждан – в размере от 1 500 до 2 000 руб.;
- на должностных лиц – в сумме от 3 000 до 4 000 руб.;
- на юридических лиц – в пределах от 30 000 до 40 000 руб.

За неисполнение иных обязанностей, установленных Законом № 54-ФЗ (использование неисправной или неопломбированной ККТ, невыдачу чека покупателю и др.), ответственность ни в указанной, ни в какой-либо другой статье КоАП РФ, а также в самом Законе не предусмотрена.

Тем не менее, согласно Постановлению ВАС РФ от 31.07.2003 № 16 под неприменением кассовой техники следует понимать:
- фактическое неиспользование контрольно-кассового аппарата (в том числе по причине его отсутствия);
- использование ККМ, не зарегистрированной в налоговых органах;
- использование ККМ, не включенной в Государственный реестр;
- использование ККМ без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
- использование ККМ, у которой пломба отсутствует либо имеется повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;
- пробитие ККМ чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).

Кроме того, в этом же Постановлении разъяснено, что лица, в силу специфики своей деятельности имеющие право производить наличные денежные расчеты без применения ККТ при условии выдачи бланков строгой отчетности, в случае их невыдачи несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения ККМ.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2004 № 6429/04 отмечается, что неприменение юридическим лицом ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности за административное правонарушение по ст. 14.5 КоАП РФ.

Другими словами, если ККТ не применил работник организации, штраф все равно налагается на юридическое лицо. Вместе с тем возложение ответственности на организацию (предпринимателя) не может служить препятствием работодателю в установленном законом порядке требовать возмещения ущерба, нанесенного ему по вине работника.

Идеальные запчасти для вашего Audi Q5 по лучшим ценам. . Открыть бизнес по it франшиза в москве цена . адвокат

РАЗМЕСТИТЬ БЕСПЛАТНО:
на 26.08.2023
USD94,7117+0,3110
EUR102,2586-0,2133
БВК98,1078+0,0751
Все валюты


ПОГОДА НА
Россия, Московская обл., Москва
днем
ночью

(прогноз)
Погода в России и за рубежом
КОНВЕРТОР ВАЛЮТ
Конвертор валют
ВИДЕО
Страховые взносы нанесут тяжелый ущерб МБ...
Просмотр:   видео для модема    видео для выделенной линии  
Все видеосюжеты
ВАШЕ МНЕНИЕ
Как Вы относитесь к обязательной вацинации?
 За
 Против
 Затрудняюсь ответить
Предложите опрос
 
Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности