Госконтроль руками аудиторов / В помощь бухгалтеру / Консультации специалистов /
Налоговая, ОБЭП, пожарники – вот далеко не исчерпывающий перечень структур проверяющих российских бизнесменов. В последнее время к этому списку прибавилась Счетная палата, несмотря на бытующее мнение большинства бухгалтеров, что проверяет она исключительно бюджетников.
Проверками обычных коммерческих фирм аудиторами Счетной палаты наш журнал заинтересовался после звонка Анатолия, подписчика из Новокузнецка. “Кроме того, что к нам каждую неделю поочередно приходят с визитами господа проверяющие из налоговой, из ОБЭП, из милиции, пожарники, – возмущался Анатолий, – так теперь и из Счетной палаты хотят прийти. Как они могут нас проверить – ведь мы не бюджетное учреждение?”
СХЕМАМИ БАЛУЕТЕСЬ?
Еще не подведены итоги объявленного Президентом Владимиром Путиным конкурса по подготовке законопроекта по разграничению налоговой оптимизации и криминальных схем ухода от уплаты налогов. Поэтому проверяющие проводят “границу” криминализации там, где считают нужным, ориентируясь на сумму доначисленных налогов.
Конечно, наш подписчик прав: аудиторы счетных палат главным образом осуществляют контроль за расходованием бюджетных средств. Более того, как заявил в конце июля это года председатель Счетной палаты Сергей Степашин в Магадане на совещании руководителей области, выявление финансовых нарушений не является самоцелью для аудиторов. Главная задача – найти причины допущенных ошибок, способствовать организации эффективной бюджетно-финансовой системы.
Однако, поскольку собираемость налогов – один из элементов эффективной бюджетно-финансовой системы, в поле зрения аудиторов может попасть любая фирма. Широкие полномочия государственных контролеров по их проверке предусмотрены законом о счетной палате. Как утверждают аудиторы Счетной палаты, все схемы обогащения за счет бюджетных денег уже давно им известны. Насколько это утверждение верно, судить вам.
ВСЕ ЗАКОННО
“Несмотря на то что в схемах уклонения от налогов задействованы в основном фирмы-однодневки, – рассказывает юрисконсульт Алексей Задорожный, – в сети аудиторов попадаются и крупные организации. Наиболее опасна для бюджета схема с субвенциями, так как она является в принципе законной”.
Бюджетный кодекс дает субвенции (от лат. subvenire – приходить на помощь) очень пространное определение. Для обычных фирм интересна такая ее трактовка: субвенция – это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основах для определенных целевых расходов.
Фирмы выбирают регион, в котором органами власти предоставляются субвенции, и регистрируются в нем. При этом они честно уплачивают в региональный бюджет все налоги. Одновременно такая фирма получает 70–80 процентов от уплаченных налогов обратно в виде субвенций.
Это не противоречит законодательству. В статье 80 Бюджетного кодекса прописано, что из бюджета любого уровня можно финансировать любую негосударственную фирму. Если такое финансирование будет в форме бюджетных инвестиций, то фирма должна передать соответствующим органам власти часть своих акций (долей) на сумму, эквивалентную полученным инвестициям.
В случае если подобное финансирование осуществляется в форме субвенций, то требование о передаче доли в капитале на получателя бюджетных средств не распространяется. И тут как ни проверяй, придраться не к чему – все законно. Именно поэтому регионов, где органы власти предоставляют субвенции, осталось не так много. Наиболее известны в этом плане Ярославская и Самарская области.
И все же субвенции находятся под тщательным контролем Счетной палаты. Поэтому полученные “на развитие бизнеса” деньги нужно расходовать строго по назначению. Но скорее такое требование звучит как издевка над аудиторами. Ведь под “развитие бизнеса” можно списать практически любые расходы.
ЛАКОМЫЙ НДС
Под пристальным вниманием Счетной палаты находятся операции по возмещению НДС. В первую очередь, конечно, экспортерами, но внутренние обороты также не остаются без внимания. Как ни странно, суммы, которых лишается бюджет из-за зачета фирмами “неэкспортного” НДС, гораздо выше. Как утверждают аудиторы Счетной палаты, суммы “обычного” НДС очень трудно отследить и проверить.
“Связано это с тем, – поясняет налоговый аналитик Анастасия Крупинская, – что в данной ситуации возмещение НДС осуществляется не из средств бюджета, а самими налогоплательщиками путем зачета суммы входного НДС”. Партнеры по бизнесу передают друг другу по цепочке НДС в составе платежей за товары (работы, услуги). При этом разницу между суммой НДС, содержащейся в поступлениях за товары, и суммой НДС, подлежащей возмещению, то есть содержащейся в платежах за приобретенные товары, фирмы должны заплатить в бюджет. Каждое звено в этой цепочке может использоваться в качестве “отмывочной” станции для незаконного предъявления к зачету из бюджета до 18 процентов оборота на каждом этапе.
ДОХОД, ЗАМАСКИРОВАННЫЙ ПОД УБЫТОК
Среди известных схем уклонения от налогов представители Счетной палаты называют схему, которая подпадает под статью 40 Налогового кодекса. Фирма продает продукцию своим “карманным” однодневкам по цене ниже рыночной. После чего получает от них обратно наличку.Эту схему практикуют многие товаропроизводители. Пока аудиторов особенно интересуют те, кто производит алкогольные и табачные товары. Ведь кроме обычных налогов они снижают еще и сумму акцизов. Например, еще несколько лет назад аудиторы выявили, что на имеющихся мощностях было произведено в 5 раз больше алкогольных напитков, чем было показано в отчетности. Была проведена тщательная проверка. Оказалось, что официально оборудование ликеро-водочных заводов задействовано лишь на 5–7 процентов. На месте ликероводочного завода может оказаться любая фирма, если аудиторы заподозрят, что значительная сумма налогов “проплыла” мимо бюджета.
СООБЩЕНИЕ УЙДЕТ КУДА СЛЕДУЕТ
Отказ аудиторам Счетной и контрольно-счетных палат в предоставлении информации или предоставление ложной информации карается лишением свободы сроком до восьми лет (ст. 287 УК). А вот штрафовать и наказывать ни Счетная палата, ни региональные контрольно-счетные палаты не могут. Они “всего лишь” отправляют сообщения в прокуратуру, налоговые инспекции и другие заинтересованные госструктуры.
В порядке взаимодействия аудиторы при возникновении трудностей, связанных с проверкой, могут обращаться за помощью к ОБЭП. В свою очередь обэповцы также могут приглашать аудиторов в качестве экспертов.
/Расчет, 28.09.2005/
|
|