Закон Московской области о размещении объектов игорного бизнеса от 12.01.06 № 3/2006-ОЗ вступает в силу 1 февраля текущего года (опубликован на стр. 5 московской вкладки). Теперь у подмосковных владельцев азартных заведений есть полгода (с 1 февраля до 1 августа), чтобы привести свой бизнес в соответствие с новыми правилами (подробнее в «УНП» № 1, 2006, стр. 2 московской вкладки). Иначе придется закрыть или перепрофилировать залы игровых автоматов, казино и прочие объекты игорного бизнеса, не отвечающие требованиям закона № 3/2006-ОЗ.
Строителям сократили перечень
Московские власти внесли изменения в Регламент подготовки и выдачи ордеров на право проведения в городе земляных и строительных работ. Соответствующее постановление правительства от 17.01.06 № 19-ПП подписал мэр Москвы Юрий Лужков. Список документов, необходимых для получения ордера в административно-технической инспекции города Москвы (АТИ), сократился на один документ. Теперь, чтобы получить ордер, не требуется копия разрешения инспекции Государственного архитектурно-строительного надзора города Москвы. Как сообщили корреспонденту «УНП» в пресс-службе Объединения административно-технических инспекций г. Москвы, получение этого документа теперь ложится на плечи самой АТИ.
Регламент на радость инвесторам
Правительство Москвы утвердило единый порядок согласования, оформления и учета инвестиционных градостроительных контрактов (постановление правительства Москвы от 28.12.05 № 1089-ПП опубликовано на стр. 6 московской вкладки). Главная ценность документа в том, что он четко прописывает сроки согласования инвестиционных проектов в различных ведомствах. Например, правовому управлению правительства Москвы дается 10 дней на проверку документов инвестора, а Управлению по экономической безопасности города Москвы - не более 15 дней. Кроме того, постановление приводит четкий перечень документов, которые должны регистрироваться в едином реестре контрактов и торгов города Москвы. Ответственным за ведение реестра постановление назначает городской Тендерный комитет.
События
Аренда земли: революция откладывается
Сенсационное заявление сделал 24 января столичный мэр. Он предложил отменить все льготы по аренде земельных участков. Так неожиданно закончилось правительственное обсуждение нового порядка установления ставок арендной платы за землю.
По замыслу разработчиков нового порядка - городского Департамента земельных ресурсов - арендная плата за участки должна устанавливаться исходя из их кадастровой стоимости. Напомним, что сейчас плата рассчитывается на основе утвержденных базовых ставок, которые разнятся в зависимости от вида земель и категории арендаторов. Посчитать стоимость участка можно так: площадь надела надо помножить на базовую ставку и на два коэффициента, зависящих от вида деятельности арендатора и от расположения участка (распоряжение мэра от 25.09.98 № 980-РМ).
О расположении наделов следует сказать особо: еще в 1998 году столица была разделена на 69 территориально-экономических зон. По словам Виктора Дамурчиева, руководителя Департамента земельных ресурсов, такое деление было невыгодно в первую очередь для арендаторов. В «пограничных» зонах отмечались резкие колебания базовых ставок арендной платы.
Нивелировать эти перепады должна система кадастрового учета, к которой Москва окончательно перешла с 1 января 2006 года. Сейчас стоимость городской земли рассчитывается исходя из цены 1596 кадастровых кварталов, на которые разбита территория столицы. А собственно арендная плата, по замыслу властей, должна устанавливаться в процентах от кадастровой стоимости. Процентная ставка будет зависеть от вида предпринимательской деятельности. Например, по проекту, представленному департаментом на рассмотрение правительства, годовая арендная плата для автостоянок устанавливается в размере 0,1 процента от кадастровой стоимости участка. А для киосков, палаток, торговых павильонов - 3 процента.
Такая разница процентных ставок вызвала резкую критику со стороны Московской конфедерации промышленников и предпринимателей. По подсчетам этой организации, при переходе на кадастровую систему расчета арендная плата для предпринимателей, имеющих торговые точки на окраинах города, вырастет в два, а в некоторых случаях в четыре (!) раза.
Логично было бы предположить, что этот удар по карману предпринимателей власти смягчат за счет льгот. Но не тут-то было. Разработчики проекта предусмотрели поблажки лишь для предприятий, финансируемых из бюджета, и для организаций, «которым оказывается поддержка для решения приоритетных для города задач».
«То есть решать, кому предоставить льготы, будет чиновник?» - прервал обсуждение мэр. Он велел убрать из проекта список льготных коэффициентов к ставкам арендной платы. А также переработать таблицу ставок, чтобы на ее основе «любой предприниматель без участия чиновников мог бы рассчитать арендные платежи для своего предприятия».
Мэр поручил разработчикам переделать проект до 15 февраля. Как уверяли разработчики проекта на заседании, применять новую систему расчета арендной платы они планируют пока лишь к вновь заключаемым договорам.
Мария Светлова, корреспондент «УНП»
ЕСН по-крестьянски
По многочисленным просьбам аграриев подмосковное налоговое управление разъяснило, как платить ЕСН и взносы на обязательное пенсионное страхование предпринимателям, занятым в сельскохозяйственном производстве. Подробности - в письме УФНС России по Московской области от 20.12.05 № 17-20-И/0131.
С ЕСН дело обстоит так: статья 241 НК РФ предусматривает пониженные налоговые ставки для сельскохозяйственных товаропроизводителей. При этом кодекс не конкретизирует, идет ли речь об организациях или о предпринимателях.
Соответственно главный критерий для применения пониженных ставок - производство сельхозпродукции, отмечают налоговики. Обратим внимание, что в главе 24 «Единый социальный налог» НК РФ нет определения сельскохозяйственного производителя, поэтому этот термин можно взять из отраслевого закона. В частности, из Федерального закона от 08.12.95 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».
Сельскохозяйственным производителем признается «физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции».
Разобравшись с ЕСН, налоговики переходят к пенсионным взносам. Вывод, сделанный авторами письма, не обрадует предпринимателей. Закон от 15.12.01 № 167-ФЗ устанавливает льготные ставки для сельскохозяйственных организаций, а о предпринимателях вообще умалчивает (п. 2 ст. 22). Налоговики предлагают индивидуалам пользоваться общими ставками без льгот (п. 1 ст. 22).
Руслан Бушуев, корреспондент «УНП»
Эксклюзив «УНП» Не забудьте про отмену льгот
Два письма УФНС России по Московской области, посвященные налогу на имущество организаций, оказались в распоряжении редакции «УНП». В документе от 23.01.06 № 19-46-И/0074 сотрудники управления рассказали о льготах по налогу, а в письме от 24.01.06 № 19-23-И/0081 - об особенностях исчисления налога гаражными, дачными и другими потребительскими кооперативами.
Должен ли облагаться налогом на имущество организаций жилфонд товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов? Авторы письма № 19-46-И/0074 ответили на этот вопрос встречным вопросом: финансируется жилфонд из регионального (местного) бюджета или нет? Если организация не получает от властей субсидий на содержание жилого фонда, то налог на имущество уплачивается в полном объеме. Если субсидии поступают, то налог за жилфонд в 2005 году не начисляется (п. 6 ст. 381 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.06). Однако с 1 января 2006 года данная льгота действовать перестает, напомнили авторы. Они также подчеркнули, что товарищество собственников должно платить налог лишь за те помещения, которые принадлежат ему на праве собственности. За помещения, которые находятся в собственности или общей долевой собственности у жильцов, граждане самостоятельно платят налог на имущество физических лиц.
Освобождается ли от уплаты налога имущество домов отдыха и летних детских лагерей? На этот вопрос авторы ответили так: дом отдыха или детский лагерь могут не начислять налог за 2005 год на то имущество, которое использовалось для нужд культуры, физической культуры, спорта (п. 7 ст. 381 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.06). При этом сотрудники УФНС указали: даже если, скажем, клуб в детском лагере или спортивная площадка в доме отдыха работали только летом, льгота может применяться в течение всего года. Обратите внимание: эта льгота также отменена с 1 января 2006 года.
А в письме № 19-23-И/0081 налоговики из Подмосковья предостерегли бухгалтеров жилищных и иных потребительских кооперативов от ошибок в вопросе: когда право собственности на имущество переходит от кооператива к пайщику? По мнению авторов, право собственности переходит после того, как пайщик полностью выплатит свой взнос (п. 4 ст. 218 ГК РФ), а не после госрегистрации прав на квартиру или гараж.
Андрей Крылов, корреспондент «УНП»
Белокаменной готовят МРОТ
Столичные депутаты решили закрепить понятие московского минимального размера оплаты труда в городском законодательстве. Иными словами - ввести в Москве свой МРОТ, который бы превышал размер федеральной «минималки». «Соответствующий законопроект готов, мы сразу же его примем, как только будут внесены необходимые поправки в федеральное законодательство», - заверил корреспондента «УНП» председатель комиссии по социальной политике и трудовым отношениям Михаил Антонцев.
Объясним, в чем тут дело. Сейчас столичные власти, представители профсоюзов и работодатели ежегодно подписывают трехстороннее соглашение, в котором обязуются поддерживать зарплату работников не ниже определенного уровня. К примеру, согласно свежему соглашению, заключенному на 2006 год, минимальная зарплата с 1 мая должна быть не менее 4100 рублей, а с 1 сентября - 4900 рублей («УНП» № 43, 2005, стр. 2 московской вкладки). Таким образом, по подсчетам властей, минимальная зарплата составит не менее 85 процентов от прожиточного уровня работоспособного горожанина (этот показатель утверждается правительством Москвы ежеквартально). В то же время работодатели могут и отказаться от выполнения соглашения, письменно сообщив об этом в трехстороннюю комиссию.
А вот если величина МРОТ будет установлена не в соглашении, а в городском законе, всем работодателям придется исполнять эту норму в обязательном порядке. Казалось бы, власти могли бы принять свой закон о МРОТ уже давно. Федеральное законодательство позволяет регионам-донорам установить МРОТ выше соответствующей федеральной величины. Но, как оказалось, московским властям принять такой закон мешает Трудовой кодекс.
С одной стороны, столичные власти хотят обязать всех работодателей платить не меньше прожиточного минимума в столице. «В законопроекте мы предусматриваем, что МРОТ в Москве не может быть ниже прожиточного минимума работоспособного москвича», - пояснил Михаил Антонцев. С другой стороны, городские власти будут нести аналогичные обязательства перед работниками бюджетного сектора. «Но у города нет столько денег», - развел руками депутат.
Дело в том, что сейчас под минимальным размером оплаты труда ТК РФ подразумевает «голый» оклад без надбавок. Но реально получаемая бюджетниками зарплата выше - благодаря различным обязательным по трудовому законодательству выплатам и надбавкам. То есть реальный минимальный доход городского бюджетника соизмерим со столичным прожиточным минимумом уже сейчас, в то время как МРОТ отстает существенно. Авторы законопроекта нашли оригинальный выход из положения: инициировать поправки в федеральное законодательство. А именно: изменить определение МРОТ - под ним нужно понимать минимальный доход работника. Тогда городским властям не придется значительно поднимать зарплаты бюджетникам, а вот обязательства работодателей в коммерческом секторе будут значительно выше, чем сейчас.
«Мы ведем активную работу с депутатами Госдумы. В их планах есть соответствующие поправки в ТК РФ. Как только изменения будут приняты, мы мгновенно примем готовый законопроект о столичном МРОТ», - напоследок пообещал нам Михаил Антонцев.
Оксана Игорева, корреспондент «УНП»
Горзаказ становится доступнее
Новые правила проведения конкурсов и аукционов на размещение городского заказа заработают в столице уже с февраля текущего года. Об этом сообщил на пресс-конференции 25 января первый заместитель председателя Комитета города Москвы по организации конкурсов и аукционов Алексей Березницкий.
Дело в том, что 1 января 2006 года вступил силу Федеральный закон о размещении заказов для государственных нужд (от 21.07.05 № 94-ФЗ), который утвердил единый порядок размещения госзаказов. Теперь регионы не вправе утверждать свои правила отбора исполнителей. По этой причине московским властям пришлось отказаться от порядка размещения горзаказа, действовавшего до 1 января 2006 года. По словам Алексея Березницкого, «новый порядок усложнит процедуру проведения конкурсов, но при этом значительно облегчит допуск претендентов к городскому заказу».
Вот как будет выглядеть новая система. Все заявки от потенциальных исполнителей должны приниматься в отдельных конвертах. Причем на конверте указывается только наименование конкурса, название же организации упоминать на конверте запрещено. Кроме того, подавать заявки на участие в конкурсе претенденты теперь смогут вплоть до вскрытия комиссией первого конверта, в то время как раньше сроки подачи заявок были строго ограничены, пояснил чиновник.
По новым правилам заявки рассматриваются в течение 30 дней. За это время комиссия обязана будет обработать полученную информацию и объявить результаты. Причем, если в документации участника будут обнаружены несоответствия, претендент автоматически отстраняется от участия в конкурсе.
Еще один положительный момент для потенциальных исполнителей горзаказов - участник конкурса не обязан документально подтверждать свое соответствие предъявляемым требованиям. Это обязанность уполномоченных органов, которые проводят конкурс. «Если раньше претенденты бегали и собирали многочисленные справки, то сейчас они не обязаны этого делать», - подчеркнул Алексей Геннадьевич.
Вся официальная информация о размещении горзаказа (извещения, протоколы заседаний комиссии и пр.) должна быть опубликована в журнале «Московские торги» и параллельно на официальном сайте городского Комитета по организации конкурсов (www.tender.mos.ru). Причем несоответствие печатных и электронных документов влечет за собой отмену торгов.
Инна Зубарева, корреспондент «УНП»
Помещениям определили льготы
Для столичных арендаторов утвержден перечень видов нежилых помещений, которые будут передаваться в 2006-2008 годах на льготных условиях. Об этом говорит постановление правительства Москвы от 28.12.05 № 1097-ПП.
Как отмечается в документе, арендная плата рассчитывается с использованием арендной ставки и специального коэффициента. Постановление устанавливает разные значения коэффициента и ставки в зависимости от даты заключения договора и того, как помещение используется. Для уже действующих соглашений коэффициент меняться не будет в течение трех лет. К примеру, для малых предпринимателей, работающих по уже заключенным договорам, коэффициент равен 0,5 (на протяжении трех лет или до окончания срока договора). При этом ставка арендной платы рассчитывается по методике, утвержденной еще в 2003 году (постановление правительства Москвы от 14.10.03 № 861-ПП).
Для вновь заключаемых договоров в период с 2006 по 2008 год коэффициент будет постепенно расти. К примеру, в договоре аренды с малым предпринимателем в 2007 году будет предусмотрен коэффициент 0,65, а в 2008 году - 0,75. При этом ставка арендной платы, определенная независимым оценщиком, будет соответствовать рыночной стоимости аренды. Иными словами, в следующем году малому предпринимателю по новому договору придется платить 65 процентов от рыночной цены, а в 2008 году - 75 процентов.
Роксана Ахмедова, корреспондент «УНП»
Прямой разговор
Налог на прибыль организаций
На связи с читателями Галина Валентиновна Лазарева, заместитель начальника отдела налогообложения прибыли (доходов) УФНС России по г. Москве
- Добрый день. Можно ли в покупную стоимость товаров в налоговом учете включать таможенные пошлины и транспортные расходы? Либо эти расходы учитываются как косвенные и списываются сразу? Я не нашла в Налоговом кодексе перечня расходов, формирующих стоимость таких товаров... - До 1 января 2005 года в стоимость покупных товаров входила только цена товаров по договору купли-продажи. Вы знаете, что Федеральным законом от 06.06.05 № 58-ФЗ в главу 25 НК РФ были внесены поправки? - Да. - Так вот, согласно внесенным изменениям, налогоплательщикам дано право самостоятельно формировать стоимость покупных товаров. Причем это правило действует с 1 января 2005 года. Это означает, что вы вправе для целей налогообложения прибыли в составе расходов, формирующих стоимость покупных товаров, учесть не только контрактную цену, но и иные расходы, напрямую связанные с приобретением товаров, в том числе таможенные пошлины. Только не забудьте выбранный вами порядок прописать в учетной политике по налогу на прибыль. Ведь применять его вы должны не менее двух налоговых периодов. - С какого периода применяется новый порядок формирования стоимости покупных товаров? - Ответ на ваш вопрос содержится в письме Минфина России от 21.10.05 № 03-03-02/117. В нем сказано, что применять этот порядок вы можете либо с 1 января 2005 года, либо с 1 января этого года.
*** - В Федеральном законе от 06.06.05 № 58-ФЗ сказано, что страховые взносы в Пенсионный фонд относятся с 2006 года к прямым расходам. А вот про взносы, связанные с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями, ничего не сказано. Можно ли их также отнести к прямым расходам? - Взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 45 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако с 1 января 2005 года налогоплательщикам дано право самостоятельно в учетной политике определять перечень прямых расходов. Учитывая это, вы сами должны принять решение, будут ли эти взносы относиться к прямым расходам.
*** - Наша организация перечисляла авансовые платежи по налогу на прибыль ежеквартально. Сейчас пересчитали выручку за 2005 год, и она в среднем за каждый квартал превысила 3 млн рублей. Поэтому мы решили перейти на ежемесячную уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. Так можно поступить? - Да, конечно, вы можете перейти на уплату ежемесячных платежей исходя из фактически полученной прибыли. Но только в том случае, если вы уведомили об этом налоговый орган. Сделать это нужно не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором вы хотите перейти на такую форму уплаты авансовых платежей. Об этом сказано в статье 286 НК РФ. - Этого мы как раз и не сделали... - Если вы не уведомили налоговый орган до 31 декабря 2005 года о том, что с 1 января 2006 года вы переходите на уплату ежемесячных платежей исходя из фактически полученной прибыли, то с начала этого года вы платите ежемесячные авансовые платежи. Их сумма в первом квартале 2006 года равна одной трети суммы авансовых платежей, исчисленных в четвертом квартале 2005 года.
*** - Бухгалтер из Москвы. Арендуем помещение, в котором собственными силами заменили окна. Можно ли расходы на установку окон отнести на уменьшение налогооблагаемой прибыли? - Позвольте уточнить. Вы заменили старые окна на новые? - Именно так. - Значит, вы сделали капитальный ремонт. Такие затраты относятся к прочим расходам. Они учитываются при формировании налоговой базы в том периоде, когда данные работы завершены и приняты. Факт выполнения работ должен быть подтвержден документально. Но обратите внимание на положения статьи 260 НК РФ, определяющие порядок учета расходов на ремонт в отношении арендованного имущества. Договором аренды должно быть предусмотрено, что расходы на ремонт, понесенные арендатором, арендодатель не возмещает. - В договоре как раз прописано, что расходы по ремонту оплачивает наша организация. Скажите, какие документы должны быть для их подтверждения? - При выполнении ремонтных работ собственными силами организации у вас должны быть договор аренды, смета и документы, подтверждающие оплату использованных материалов.
*** - В 2005 году были заключены договоры купли-продажи товаров с покупателями-организациями. Можно ли в 2006 году предоставить скидки по этим договорам и учесть их в составе внереализационных расходов в связи с изменениями, внесенными Федеральным законом от 06.06.05 № 58-ФЗ? - Да. Начиная с 1 января 2006 года скидки, если они прописаны в договоре, могут быть учтены в составе внереализационных расходов. Это предусмотрено статьей 265 Налогового кодекса. Так что если в заключенных вами договорах есть условие о предоставлении скидок, то они учитываются для целей налогообложения прибыли.
*** - В марте 2005 года поступили документы по затратам, относящимся к прошлому периоду. Уменьшают ли эти расходы базу по налогу на прибыль 2005 года? - При формировании базы налогового периода могут быть учтены доходы и расходы прошлых лет. Но только если по выявленным в текущем налоговом периоде доходам и расходам не представляется возможным определить конкретный период их совершения. Вы можете установить, к какому периоду относятся неучтенные затраты? - Да. Это 2004 год. - В этом случае применяются правила статьи 54 НК РФ. По этой норме кодекса налоговые обязательства перерасчитываются в периоде совершения ошибки. Учитывая это, выявленные суммы не должны включаться в расчет налоговой базы по налогу на прибыль текущего года. При этом расходы, относящиеся к другому налоговому периоду, не повлияют на базу налогового периода, в котором они обнаружены. Исходя из этого, в вашей ситуации расходы 2004 года не могут быть учтены при расчете налога на прибыль за 2005 год. Поэтому вам следует сдать уточненную декларацию за 2004 год и при расчете налоговой базы учесть расходы, выявленные в 2005 году, но относящиеся по дате признания к 2004 году.
*** - Разъясните, пожалуйста, такой вопрос. Переход на уплату налога на прибыль по обособленным подразделениям, находящимся на территории одного субъекта РФ, от имени одного из них является правом или обязанностью организации? - Давайте откроем статью 288 Налогового кодекса в редакции Федерального закона от 06.06.05 № 58-ФЗ. - Минутку... - Смотрите, здесь сказано, что если организация имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то прибыль по подразделениям можно не распределять. Организация самостоятельно выбирает обособленное подразделение, через которое она будет платить налог на прибыль, приходящийся на все обособленные подразделения. Таким образом, применение этого порядка является правом, а не обязанностью. - А как нам платить налог по базе переходного периода по обособленным подразделениям в 2006 году? - Если вы принимаете решение и переходите на перечисление налога на прибыль через одно обособленное подразделение, то и налог по базе переходного периода, который вы должны внести в бюджет в 2006 году, платится в том же порядке. То есть его нужно перечислить по местонахождению обособленного подразделения, через которое платятся авансовые платежи и налог на прибыль.
*** - В качестве вклада в уставный капитал мы получили основное средство. Наш учредитель - иностранное юридическое лицо. Как правильно определить первоначальную стоимость основного средства в налоговом учете? - Если имущество в уставный капитал вносит иностранная организация, стоимостью такого имущества признаются документально подтвержденные расходы на его приобретение или создание. При этом учитывается амортизация, начисленная в целях налогообложения прибыли (дохода) в государстве, налоговым резидентом которого является учредитель вашей организации. Стоимость передаваемого имущества не может быть выше его рыночной цены. Ее может подтвердить независимый оценщик, который действует в соответствии с законодательством государства передающей стороны. - Какие нужны документы для обоснования расходов? - Чтобы подтвердить фактически понесенные расходы по приобретению имущества, учредитель должен представить документы, которые удостоверяют осуществленные расходы и составлены в соответствии с правилами иностранного государства. Главой 25 НК РФ перечень таких документов не установлен, и в ней нет никаких ограничений к составу документов. Однако в обязательном порядке должно быть заключение независимого оценщика. Этот документ поименован в статье 277 НК РФ и его наличие обязательно.
*** - Наша организация подключилась к сети интернет. Ежемесячно оплачиваем трафик. Что требуется для экономического обоснования таких расходов? - Для экономического обоснования расходов на подключение к сети интернет и оплату трафика в принципе, как и для всех расходов, необходимо выполнить два условия. Это документальное подтверждение затрат и связь их с деятельностью, приносящей доход. Такие требования изложены в пункте 1 статьи 252 НК РФ. Эти расходы связаны с вашей деятельностью? - Да. Мы оказываем информационные и консультационные услуги... - Тогда они учитываются как прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ). Что касается подтверждающих документов, то это будут договор с организацией, предоставляющей услуги, и счет на оплату услуг. «Прямой разговор» подготовили Андрей Илюшечкин, эксперт «УНП», и Анна Кононова, менеджер по работе с авторами «УНП»