Столичная дума на заседании 9 марта приняла в первом чтении законопроект, который существенно ужесточает правила аренды земельных участков, принадлежащих городу. Документ вносит изменения в два основных норматива, регулирующих земельные отношения в Москве: закон о землепользовании и застройке (от 14.05.03 № 27) и закон об основах платного землепользования (от 16.07.97 № 34).
Так, в законе № 27 предполагается четко прописать условия для досрочного расторжения договора аренды земли. Согласно проекту, такого наказания следует опасаться арендаторам, которые в течение двух и более лет не используют участок по целевому назначению.
Также власти планируют расторгать договор в одностороннем порядке, если арендатор дважды не внесет плату и пени за просрочку платежа. Причем сумма пеней будет прописана в договоре - такое требование будет закреплено в статье 24 закона о землепользовании и застройке. В этой же статье будет уточнена и стоимость "просроченного платежа" - 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день (сейчас штрафникам приходится платить 0,7 процента от суммы недоимки).
Ужесточая меры ответственности за несвоевременную оплату, столичные власти надеются увеличить собираемость арендных платежей. Сделать это тем более важно, что городская казна вот-вот лишится другого источника дохода. Дело в том, что, согласно статье 5 закона № 34, при нецелевом использовании участков ставка земельного налога возрастала в два раза. Обсуждаемый законопроект предлагает отменить эту статью, поскольку она противоречит федеральному законодательству и городскому закону "О земельном налоге" (от 24.11.04 № 74).
По этой же причине из закона № 34 уйдут положения о размере платы за землю, о порядке и сроках внесения арендных платежей. Теперь эти вопросы будут решаться на уровне договора аренды, подчеркивают депутаты.
Что же касается санкций за нецелевое использование земель, то избежать их арендаторам не удастся, ведь они предусмотрены федеральным законодательством. По статье 8.8 КоАП РФ за такое нарушение организация может быть оштрафована на сумму 100-200 МРОТ, а должностное лицо - на 10-20 "минималок".
Возвращаясь к московскому законопроекту, отметим, что уже на этапе первого чтения он показался некоторым депутатам "чрезмерно жестким". "Его можно поставить в один ряд с таким событием, как январская 50-процентная индексация арендной платы за нежилые помещения", - заметил депутат Дмитрий Катаев в ходе обсуждения. А ко второму чтению "жесткости" может лишь добавиться. К примеру, некоторые депутаты высказали предложение внести в законопроект дополнительную статью об ответственности за перепрофилирование земли под социальными объектами (стадионами, аэродромами). Разработчики документа - сотрудники Департамента земельных ресурсов города Москвы эти замечания обещали учесть.
Горзаказ ускорится
Конкурсы на подрядные работы, проводимые столичными властями, должна выиграть та фирма, которая максимально снизит стартовую цену работ. Такая норма содержится в постановлении правительства Москвы от 01.03.05 № 102-ПП.
В документе чиновники четко указали: снижение стартовой цены - главный критерий для определения победителя конкурса на размещение подрядных работ. При этом все остальные критерии, например материально-техническая база претендента, являются обязательными условиями конкурса и должны учитываться в ходе квалификационного отбора участников.
Кроме того, постановление № 102-ПП должно сократить сроки проведения конкурсов, так как оно значительно увеличит число конкурсных комиссий. Прежде независимо от стоимости работ конкурсы на капитальное строительство или реконструкцию объектов могла проводить только городская конкурсная комиссия. А постановление № 102-ПП позволяет передавать полномочия по организации конкурсов с ценой работ до 20 млн рублей окружным и отраслевым комиссиям. Аналогичные перемены произошли и с системой городских закупок.
Экологическую безгрешность придется подтвердить
Назвать свою продукцию экологически чистой теперь смогут только те фирмы, которые получат соответствующий сертификат. Выдавать такие документы начало недавно созданное при столичном Департаменте природопользования и окружающей среды некоммерческое партнерство "Московские экологичные продукты".
Как пояснили корреспонденту "УНП" в департаменте, получить сертификат может любая организация - производитель пищевой продукции. При условии, что ее товары изготовлены из сырья, выращенного без применения стимуляторов роста и откорма, пестицидов, антибиотиков.
Естественно, сертификат - удовольствие небесплатное. Впрочем, в департаменте убеждены, что цена не будет препятствием для производителей: руководство компаний не станет скупиться, когда узнает о привилегиях, которые дает маркировка "Экологичный продукт". Например, такие товары столичные власти будут закупать по городскому заказу в первую очередь (см. постановление правительства Москвы от 16.09.03 № 783-ПП).
Однако картина не была бы полной, если бы мы не рассказали о наказаниях, которые также предусмотрены системой экологической сертификации. Обладателям знака "Экологичный продукт" нужно подготовиться к тщательным проверкам. Дважды в год их будет проводить Департамент природопользования совместно с центром Госсанэпиднадзора, Департаментом продовольственных ресурсов, Мосторгинспекцией и другими заинтересованными службами. И если в ходе проверки выяснится, что продукты на самом деле не соответствуют экологическим требованиям, то у производителя изымут сертификат.
Кроме того, городские власти не прочь ввести штрафы за неправомерную маркировку знаком "Экологичный продукт": 50 МРОТ для должностных лиц и 500 "минималок" для организаций. Такие цифры приведены в проекте столичного Кодекса об административных правонарушениях, который как раз сейчас рассматривает Мосгордума.
Новости
Методика для природовредителей
Наказывать столичных нарушителей природоохранного законодательства теперь будут с помощью новой методики. Этот документ, утвержденный постановлением правительства Москвы от 22.02.05 № 94-ПП, позволяет точно рассчитать вред, нанесенный окружающей среде. Судя по примерам расчетов, нарушителям мало не покажется. Так, гипотетическому предприятию пищевой промышленности, которое в 70 раз превысило предельно допустимые выбросы циклогексана и в 7 раз - NOx, авторы методики "насчитали" 773,8 тыс руб.
Судьба земельных льгот определилась
Возможно, московские власти установят дополнительные льготы по земельному налогу. Как удалось выяснить "УНП", соответствующий законопроект сейчас готовит бюджетно-финансовая комиссия Мосгордумы. Сейчас закон "О земельном налоге" от 24.11.04 № 74 дает лишь ссылку на главу 31 НК РФ. То есть послаблениями могут воспользоваться предприятия по списку статьи 395 НК РФ. Пока не ясно, будут ли депутаты вносить поправки в действующий закон о земельном налоге или примут отдельный документ. "Но закон о льготах назрел уже давно, и решать этот вопрос надо в ближайшее время", - подчеркнул на заседании 9 марта председатель Мосгордумы Владимир Платонов.
Уполномочены кредитовать
Список банков, которым доверяет правительство Москвы, пополнился. Постановление правительства Москвы от 01.03.05 № 105-ПП на срок 18 месяцев продлевает действие статуса для шести "старых" уполномоченных и вводит в элиту еще два банка. Согласно распоряжению мэра Москвы от 29.11.99 № 1353-РМ, эти учреждения участвуют в реализации городских программ и проектов (в частности, кредитуют малый бизнес).
Областным льготам скроили новые формы
Подмосковным налогоплательщикам, которые пользуются областными налоговыми льготами, придется отчитываться об использовании льгот по новым формам. Пакет соответствующих документов утвержден совместным приказом Министерства финансов Московской области и Управления ФНС России по Московской области от 24.02.05 № 13/51.
Появление новых форм связано с тем, что 1 января вступил в силу новый подмосковный закон о льготном налогообложении от 24.11.04 № 151/2004-ОЗ. Благодаря закону пакет отчетных документов существенно "похудел". Во-первых, из форм отчетных документов исчезли все упоминания о земельном налоге, так как закон льгот по данному налогу не предусматривает. А во-вторых, с нового года льгот лишились 14 категорий налогоплательщиков, среди которых: переработчики мяса и молока, хлебопеки, металлурги, лизингодатели, пассажироперевозчики, полиграфисты, производители наукоемкой продукции. Соответственно из пакета новых форм исчезли все документы, которые должны были представлять бывшие льготники.
Пополнился же заветный перечень всего одной категорией налогоплательщиков - международными грузоперевозчиками, у которых доля "иностранной" выручки превышает 70 процентов. Такие фирмы могут претендовать на получение 40-процентной льготы по транспортному налогу на автомобили мощностью свыше 250 лошадиных сил. Для получения названной льготы необходимо заполнить и сдать две формы, содержащиеся в приказе № 13/51, - расчет удельного веса выручки от международных рейсов и расчет суммы льгот.
Кстати, порядок сдачи отчетности почти не изменился. Как и прежде, документы готовятся в двух экземплярах. За два дня до представления декларации (или авансовых расчетов) по "льготному" налогу бумаги подаются в муниципалитет для визирования. Один экземпляр остается у районных властей, а второй одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик сдает в инспекцию по месту постановки на учет. Правда, одно изменение в порядке сдачи отчетности все-таки есть. Раньше для получения льготы по транспортному налогу необходимо было подать три экземпляра документов - третий экземпляр, завизированный фискалами, налогоплательщик представлял в районный дорожный отдел Управления автодорог Московской области. Приказ № 13/51 избавляет налогоплательщиков от этой процедуры - отчитываться по "транспортной" льготе нужно будет на общих основаниях.
"Вмененка" на глобусе Москвы
Если фирма размещает наружную рекламу в разных районах Москвы, то ей нужно встать на учет в качестве плательщика ЕНВД в нескольких налоговых инспекциях. Такой вывод следует из письма столичного налогового управления от 11.02.05 № 14-06/08370.
Любопытно, что раньше налоговики придерживались иной позиции и разрешали "рекламщикам" вставать на учет один раз - по местонахождению организации или по месту жительства предпринимателя. Об этом они прямо говорили в письме от 14.12.04 № 21-14/81624. Но свежий документ отменил соответствующий пункт декабрьского письма.
Поменять позицию столичных фискалов заставила недавняя переписка между ФНС России и Минфином. Поводом для нее послужили два письма финансового ведомства, в которых специалисты Минфина разрешали плательщикам ЕНВД не регистрироваться дважды, если у них есть несколько точек в разных муниципальных образованиях одного региона*. В свою очередь налоговики ссылались на старинное письмо МНС России от 10.04.03 № ММ-6-09/421. В нем, между прочим, говорилось, что организации и предприниматели "обязаны встать на учет в каждом налоговом органе по месту осуществления деятельности", переведенной на ЕНВД.
Так как же все-таки быть, спросили налоговики у Минфина: "учитывать" плательщиков один раз или несколько?
Финансовое ведомство на этот раз приняло сторону ФНС России. В письме от 27.12.04 № 03-06-05-02/25 специалисты министерства заметили: коль скоро большинство плательщиков ЕНВД до сих пор вставали на учет "по месту осуществления деятельности", то пусть этот порядок действует и в 2005 году.
Кроме того, Минфин отметил, что вскоре споры о постановке на учет плательщиков ЕНВД и вовсе прекратятся. Ведь с 1 января 2006 года вступят в силу поправки в Бюджетный кодекс и статью 346.28 НК РФ, которые обяжут организации и предпринимателей перечислять единый налог в местный бюджет и соответственно вставать на учет в местных налоговых органах.
Но пока этот порядок не начал действовать, у налогоплательщиков есть все основания, чтобы оспорить точку зрения ФНС и Минфина. Причем помочь в споре может все та же статья 346.28 НК РФ, которая велит плательщикам ЕНВД повторно вставать на учет только в том случае, если деятельность ведется в разных субъектах Федерации и ни словом не упоминается о ситуации с разными муниципальными образованиями.
* См. письма Минфина России от 23.07.03 № 04-05-12/77 и от 07.09.04 № 03-06-05-04/14.
Белорусскому импорту - русский НДС
Исчислять НДС при ввозе товаров из Белоруссии учит письмо Управления ФНС по г. Москве от 18.02.05 № 19-11/10551.
Порядок взимания косвенных налогов при перемещении товаров между Россией и Белоруссией утвержден двусторонним Соглашением от 15.09.04. По нему налоговая база для целей уплаты НДС определяется как сумма стоимости приобретенных товаров или, иными словами, как цена сделки. В эту цену включаются расходы по доставке, страховые суммы, стоимость упаковки и неотделимой от товара тары.
Столичное управление также напомнило, что для получения налоговых вычетов должны соблюдаться следующие условия: товары ввозятся для осуществления операций, подлежащих обложению НДС, и они должны быть приняты на учет на основании первичных документов. Для получения вычета налогоплательщику нужны заявление о ввозе товара с отметкой из инспекции об уплате НДС по месту учета, налоговая декларация с отраженной суммой НДС, а также платежный документ на перечисление в бюджет суммы налога.
Услуга - это вам не груз!
Организация может не заполнять строки 3 "грузоотправитель" и 4 "грузополучатель" в счете-фактуре за оказанные услуги. Такой вывод делают подмосковные налоговики в письме Управления ФНС России по Московской области от 16.02.05 № 21-24/2204.
Вопрос возник из-за того, что пункт 5 статьи 169 НК РФ, приводящий перечень обязательных для заполнения данных в счете-фактуре, упоминает и об этих двух строках. Причем отсутствие необходимой информации в документе, согласно пункту 2 этой же статьи кодекса, не позволит принять к вычету сумму налога на добавленную стоимость.
И как быть налогоплательщику, когда счет-фактура выписывается при предоставлении услуг? В этом случае понятия "грузоотправитель" и "грузополучатель" отсутствуют, резонно замечают авторы письма. Они ссылаются на пункт 5 статьи 38 НК РФ, которая для целей налогообложения признает услугу в качестве "деятельности, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности". Так что подмосковные фискалы в письме № 21-24/2204 резюмируют: в строках 3 и 4 счета-фактуры при оказании услуг нужно ставить прочерк.