Адресный перечень рекламных конструкций, на которых в этом году должна размещаться социальная реклама, утвержден распоряжением правительства Москвы от 20.05.05 № 862-РП. «Компании, которые имеют в собственности указанные щиты и перетяжки, должны освободить их заранее. По закону владельцы конструкций обязаны бесплатно выделять рекламные площади», - предупредили корреспондента «УНП» в столичном Комитете рекламы, информации и оформления.
Слежка в «одном окне»
Предпринимателям, недовольным работой чиновников в режиме «одного окна», теперь есть кому пожаловаться. Советуем прямиком идти в Госгоринспекцию по контролю за использованием объектов нежилого фонда г. Москвы. Дело в том, что в ее полномочия входит контроль за работой органов исполнительной власти и городских организаций в режиме «одного окна». Это утверждает постановление правительства Москвы от 03.05.05 № 296-ПП.
Без паники - читайте на табло!
Столичным рынкам придется обзаводиться «современными техническими средствами» оповещения граждан о возникновении чрезвычайной ситуации. Под информационными средствами распоряжение мэра Москвы от 20.05.05 № 154-РМ подразумевает специальные электронные дисплеи, которые будут предупреждать граждан об опасности и рассказывать о правилах поведения. Уже до конца года новые табло должны появиться на «крупных объектах потребительского рынка», транспортных объектах, а также в местах массового пребывания людей.
События
Пособие по «кассовым» штрафам
Сразу четыре письма Управления ФНС России по г. Москве о штрафах за неприменение ККТ и нарушение правил ведения кассовых операций оказались в распоряжении редакции «УНП». В письмах налоговики отвечают на вопросы о правомерности наказаний предпринимателей, иногда даже принимая сторону налогоплательщиков. Правда, некоторые аргументы, использованные налоговиками для доказательства правоты плательщиков, способны породить у владельцев ККТ небезопасные иллюзии. Начинают налоговики с вопроса, можно ли наказывать организацию за то, что продавец не пробил чек (письмо от 21.04.05 № 09-24/28187). Можно, так как продавец вступает в отношения с покупателем от имени организации. Кроме того, организация имела возможность не нарушать законодательство о ККТ, но не приняла всех зависящих от нее мер для его соблюдения. А это позволяет привлечь организацию к административной ответственности (п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ). При этом авторы подчеркнули, что наказание продавца или руководителя не исключает, что предприятие будет наказано за то же самое правонарушение, и наоборот (п. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).
Имеют ли представители инспекции право назначить штраф ниже предела, установленного КоАП РФ? На этот вопрос специалисты Управления ФНС России по г. Москве ответили в письме от 25.04.05 № 09-24/28731. Размер санкций не может быть ниже предела, который установлен соответствующей статьей КоАП РФ (п. 21 постановления Пленума ВАС России от 27.01.03 № 2).
Третье письмо столичных налоговиков посвящено штрафам за несоблюдение порядка работы с наличностью (от 03.05.05 № 09-24/31061). В нем описан следующий сюжет. Рабочий день бухгалтерии продолжается с 9.00 до 18.00, а кафе, принадлежащее организации, работает с 11.00 до 23.00. Из-за этого выручка кафе сдается в кассу не в день получения, а на следующий день, причем до открытия кафе. Инспекция указала на то, что выручка должна быть оприходована в конце рабочего дня, и оштрафовала фирму за несоблюдение порядка ведения кассовых операций (ст. 15.1 КоАП РФ).
Рассмотрев эту ситуацию, столичное управление пришло к выводу: оснований для штрафа нет. Вся выручка в полном объеме поступила в кассу до того, как в кафе начался следующий рабочий день. То есть она была оприходована в полном объеме. А статья 15.1 КоАП РФ позволяет наказывать либо за неоприходование выручки, либо за оприходование выручки не в полном объеме. Штрафа за нарушение сроков сдачи выручки в кассу данная норма не предусматривает.
И наконец, обещанное в начале «письмо с ловушкой» (от 03.05.05 № 09-24/31304). Ситуация, описанная в нем, такова. Инспекция в один день проверила две торговые точки, принадлежащие одному предпринимателю. На обеих точках ККТ не применялась. Предпринимателя вызвали в инспекцию и составили два протокола о нарушениях, причем протоколы датировали разными числами. За оба нарушения предпринимателя оштрафовали. Предприниматель спрашивает: правомерно ли его оштрафовали дважды? Вывод налоговики делают правильный - в описанной ситуации предпринимателя нельзя было штрафовать два раза. Однако аргумент специалистов столичного налогового управления некорректен. Налоговики заявляют: так как на обеих торговых точках нарушили закон в один и тот же день, предприниматель совершил одно, а не два правонарушения. Получается, если разные инспекции в один день обнаружат нарушения в десятке магазинов, принадлежащих одной организации, то организацию нужно штрафовать всего один раз? На наш взгляд, это не так. Правонарушений было два. Но штрафовать предпринимателя дважды нельзя из-за процессуальных нарушений, допущенных инспекцией. Протокол об административном нарушении должен быть подписан нарушителем (ст. 28.2 КоАП РФ). А в нашем случае предпринимателя вызывали в инспекцию всего один раз и составленные протоколы датированы разными числами. То есть нарушитель либо не подписывал один из протоколов вообще, либо подписал протокол, датированный завтрашним числом. Сергей НОВИКОВ
От вмененных ошибок подстраховались
Московские рекламщики буквально месяц назад впервые отчитались по единому налогу на вмененный доход. И в самый разгар камеральных проверок специалисты столичного управления выпустили в помощь инспекторам своеобразную методичку - письмо от 14.05.05 № 18-08/3/34652. Документ, изданный для служебного пользования, удалось изучить корреспонденту «УНП». Письмо разъясняет тонкости расчета и уплаты единого налога.
Начали авторы с того, что сразу четко оговорили, кто должен платить налог, а кто - нет. К примеру, рекламные посредники, агенты и комиссионеры плательщиками единого налога не являются. Равно как и те, кто занимается техобслуживанием рекламных конструкций. Обратили внимание специалисты управления и на нетрадиционные способы рекламы, такие как разрисованные стены и тротуары, а также изображения на временных ограждениях объектов строительства. Такие методы продвижения товаров нельзя считать рекламой в целях главы 26.3 НК РФ.
Основное же внимание налоговики уделили уточнениям расчета ЕНВД. Установлено, что налог исчисляется каждый месяц, а затем суммируется для уплаты в конце налогового периода (квартала). При определении ежемесячной суммы налога нужно помнить, что фактическое время использования рекламной конструкции за этот период роли не играет. Не важно, сколько дней работала конструкция - 31 или 1, в любом случае сумма налога не изменится. Если же конструкция не использовалась по назначению в течение всего месяца, то налог с нее платить не нужно, уточнили авторы.
Также письмо предупреждает о неожиданно вскрывшемся противоречии Закона г. Москвы о ЕНВД (от 24.11.04 № 75) федеральному законодательству. Речь идет о коэффициенте К2, значение которого московский закон позволяет корректировать «исходя из фактической продолжительности размещения». Между тем НК РФ запрещает менять значение К2 в течение года (п. 7 ст. 346.29 НК РФ). Вот как прокомментировали ситуацию корреспонденту «УНП» в отделе ресурсных имущественных и прочих налогов московского УФНС: «Эта норма как не работала, так и не будет работать. Никаких методик такой корректировки нет. В письме мы указали, что это положение закона не применяется и московский закон необходимо править». Инга ГОЛОВАНОВА
«Вмененка» для столицы отменяется!
Роста числа плательщиков ЕНВД в столице ждать не стоит. Как удалось узнать корреспонденту «УНП», в УФНС России по г. Москве рассчитали целесообразность применения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В частности, для автоперевозчиков, ветеринаров, бытовых предприятий, а также автомоек и станций техобслуживания. И пришли к выводу - вводить спецрежим для этих предпринимателей в столице пока рано.
О том, что фискальные органы рассматривают возможность введения единого налога в отношении этих видов деятельности, нам стало известно еще в начале года («УНП» № 3, 2005, стр. 1 московской вкладки). Тогда налоговики были настроены оптимистично, заявляя, что было бы неплохо ввести спецрежим в тех сферах, где население рассчитывается с организациями наличными.
Теперь же ситуация кардинально изменилась. На совместном заседании комиссий по предпринимательству и экономической политике Мосгордумы 24 мая представители УФНС озвучили свою позицию по введению ЕНВД для автомоек и станций технического обслуживания автосредств, изложенную в письме от 05.05.05 № 18-05/3/32518. Главный тезис выступлений - бюджеты недополучат миллионы рублей, поскольку налоговая нагрузка на мойки и станции снизится на 70 процентов.
В УФНС нам уточнили, что распространению «вмененки» в столице препятствуют три фактора. Их вскрыл горький опыт уплаты ЕНВД московскими рекламщиками. Как пояснила замначальника отдела ресурсных, имущественных и прочих налогов городского УФНС Галина Присягина, по предварительным подсчетам, доходы бюджета могут оказаться в 3 раза меньше запланированных. Первая причина такой ситуации кроется в «крайне сложном администрировании» налога, которое обусловлено необходимостью дифференцировать расчет ЕНВД.
Второй тормозящий фактор - «крайне низкие» ставки базовой доходности, установленные в статье 346.29 НК РФ. «Этот специальный режим можно вводить, если федеральное законодательство хотя бы позволит регионам устанавливать более высокие значения коэффициента К2», - заявила корреспонденту «УНП» Галина Николаевна. Напомним, К2 учитывает особенности ведения предпринимательской деятельности и утверждается субъектами РФ в пределах значений 0,5-1.
Ну а третий фактор перечеркивает саму идею введения ЕНВД. Налоговые органы уверены, что не смогут заставить платить ЕНВД тех, кто сейчас уклоняется от общих налогов. «Этих налогоплательщиков надо сначала вскрыть и поставить на учет. И наличие или отсутствие спецрежима тут не при чем», - подчеркивают в столичном УФНС.
Позицию налоговых органов поддерживают в городском Департаменте финансов: «Положительного опыта у нас нет. Есть одни потери». Более того, чиновники опасаются, что введение «вмененки» будет иметь негативные последствия для малого бизнеса. Они считают, что ЕНВД «выгоден отдельным организациям, а индивидуальных предпринимателей может погубить, так как при максимальных ставках налога сборы с индивидуалов существенно возрастут». Александр ШАХОВ
В расходах не значатся...
Упрощенная система налогообложения не спасает от платежей за пользование лесным фондом. Это утверждает письмо УФНС России по Московской области от 28.04.05 № 22-22/7452 (опубликовано на стр. 6 московской вкладки).
В своей логике подмосковные налоговики опираются на принцип «не разрешено - значит запрещено». Как поясняют авторы, глава 26.2 НК РФ освобождает «упрощенцев» от уплаты налогов на прибыль, на имущество организаций, на добавленную стоимость, а также единого социального налога. В этом списке нет лесных податей, что говорит об обязанности их платить, подчеркивает письмо.
Это еще не все. Подмосковные налоговики запрещают в своем послании «упрощенцам», выбравшим объект налогообложения «доходы минус расходы», учесть лесные платежи при расчете единого налога. Казалось бы, налогоплательщики имеют на это право - подпункт 22 пункт 1 статьи 346.14 НК РФ разрешает учесть затраты, связанные с уплатой налогов и сборов. Но подати за лес и тут оказываются вне списка. Порядок уплаты лесных податей регулируется не налоговым, а лесным законодательством. Следовательно, нормы НК РФ на эти платежи не распространяются.
Как поясняют авторы, «упрощенцам» следует забыть о своем специальном режиме налогообложения и платить за лес по инструкции Госналогслужбы России от 19.04.94 № 25 «О порядке и сроках внесения платы за древесину, отпускаемую на корню». Добавим, что минимальные ставки платежей за пользование лесом установлены постановлением Правительства РФ от 19.02.01 № 127. Инга ГОЛОВАНОВА
Специальные режимы: проблемы совместного «проживания»
Инструкцию по одновременному применению системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и упрощенной системы налогообложения издали подмосковные налоговики. В недавно обнародованном письме Управления ФНС России по Московской области от 07.04.05 № 22-22/5840 (будет опубликовано в «УНП» № 21, московская вкладка) фискалы подробно ответили на два вопроса. Первый: как соблюсти условия применения «упрощенки» при совмещении спецрежимов? Второй: можно ли по одному и тому же виду деятельности применять «вмененку» в одном субъекте РФ и «упрощенку» в другом?
По первой проблеме налоговики разъясняют следующее. В главе 26.2 Налогового кодекса установлен ряд ограничений по применению упрощенной системы налогообложения. В частности, организация не может применять «упрощенку», если средняя численность работников превышает 100 человек, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов свыше 100 млн рублей, доход по итогам налогового (отчетного) периода составляет более 15 млн рублей. Причем для того, чтобы распрощаться с упрощенной системой налогообложения, достаточно нарушить хотя бы одно из перечисленных ограничений.
Как считают подмосковные налоговики, среднесписочная численность работников, стоимость основных средств и нематериальных активов, а также доход подсчитываются исходя из всех осуществляемых видов деятельности. То есть в расчете участвуют и те виды, по которым платится налог на вмененный доход. Конечно, такая арифметика вряд ли придется по душе бухгалтерам, но точку зрения контролеров оспорить трудно. Ведь описанное правило расчета условий применения «упрощенки» закреплено в пункте 4 статьи 346.12 Налогового кодекса.
Зато учетных работников несомненно порадует точка зрения фискалов по другой проблеме совмещения спецрежимов. Известно, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в Москве введена только в отношении деятельности по размещению и (или) распространению наружной рекламы (Закон города Москвы от 24.11.04 № 75). В то же время в Подмосковье рекламщики ЕНВД не платят (Закон Московской области от 24.11.04 № 150/2004-ОЗ). Поэтому рекламным организациям, работающим как в столице, так и в области, было бы удобно в Москве платить «вмененный» налог, а в Подмосковье применять «упрощенку» и не связываться с общепринятой системой налогообложения. Но существует ли такая возможность? Налоговики считают, что существует. Во всяком случае, в Налоговом кодексе ни в главе 26.2, ни в главе 26.3 нет никаких запретов. Таким образом, организация может совершенно спокойно совмещать «вмененку» и «упрощенку» по одному и тому же виду деятельности в разных субъектах Российской Федерации. Дмитрий МОРОЗОВ
Прямой разговор на тему: «Налог на игорный бизнес». ЕНВД по рекламной деятельности
На связи с читателями Александр Анатольевич Меньков, начальник отдела ресурсных, имущественных и прочих налогов УФНС России по г. Москве
- Здравствуйте, у нашей организации в собственности магазин. К 9 мая сторонняя фирма сделала нам поздравительные вывески с Днем Победы. В документах указали, что это изготовление наружной рекламы. Вот теперь я и беспокоюсь, надо ли с этой деятельности платить ЕНВД? - В данном случае налог платить не нужно. Потому что для вас это не будет являться предпринимательской деятельностью. Обратите внимание: единым налогом на вмененный доход облагается только предпринимательская деятельность по размещению и распространению наружной рекламы. Так записано в статье 346.26 Налогового кодекса. Кроме того, доходов вы при этом не извлекали. Для вас это только расходы. *** - У меня вопрос по игорному бизнесу. Наша головная фирма состоит на учете в одной налоговой инспекции. А наше обособленное подразделение, по которому мы считаем игорный налог, - в другой. Но все это в пределах Москвы. Где мы должны платить налог: по месту регистрации фирмы или обособленного подразделения? - По месту регистрации объектов игорного бизнеса. Другими словами, вы должны платить налог в той инспекции, где зарегистрировано ваше обособленное подразделение. При этом я хочу обратить ваше внимание, что мы готовим проект, который будет предусматривать централизованную регистрацию всех объектов. Происходить это будет в специальной межрайонной инспекции. Но пока это только проект.
Следующий прямой разговор
Дата: 7 июня 2005 года Время: с 10 до 12 часов(по московскому времени)
Тема: «Спецрежимы: ЕНВД и упрощенная система налогообложения»
На связи: заместитель начальника отдела налогообложения прибыли (доходов) УФНС России по Московской области Юрасова Елена Анатольевна
Телефон: (095) 788-53-28
Читайте в «Учет, налоги, право» в Москве № 22, 2005