Как провести сверку расчетов с бюджетом / В помощь бухгалтеру / Консультации специалистов /
Практически каждый бухгалтер проходил в налоговой инспекции сверку расчетов с бюджетом. Для чего она нужна и в каких случаях обязательна? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.
На всех налогоплательщиков в налоговой инспекции открываются карточки лицевых счетов. Учет начисленных сумм налогов ведется на основании показателей налоговых деклараций (расчетов). Сведения об уплаченных суммах налогов поступают из казначейства.
По каждому налогу формируются отдельные карточки. Причем они ведутся по бюджетам, в которые перечисляются налоги. Например, в 2004 году на плательщиков налога на прибыль заводили три карточки. В первой учитывали налог, зачисляемый в федеральный бюджет, во второй - налог, уплачиваемый в региональный бюджет, и в третьей - налог в местный бюджет.
На основании карточек лицевых счетов налоговый орган контролирует исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налогов. В случае неуплаты (несвоевременной уплаты) налогов налоговая инспекция взыскивает недоимку по налогам, пени и штрафы. Для этого в адрес налогоплательщика направляется требование о добровольной уплате задолженности. Если в срок, указанный в требовании, она не погашена, то налоговая инспекция направляет в банк инкассовое поручение о бесспорном взыскании сумм налогов и пеней.
Информация о состоянии расчетов с бюджетом содержится и в бухгалтерском учете налогоплательщика. Начисленные суммы налогов отражаются по кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", а уплаченные - по дебету. Сальдо по счету отражает состояние расчетов с бюджетом. Кредитовый остаток свидетельствует о наличии у организации задолженности (текущей или просроченной) перед бюджетом. Дебетовое сальдо показывает сумму переплаты по налогам и сборам.
Налогоплательщик может не знать о возникшей задолженности. Например, если в платежном документе по ошибке указан КБК другого налога. В этом случае средства зачисляются в бюджет и разносятся в лицевом счете налогоплательщика в соответствии с кодом, отраженным в платежном поручении. По налогу же, подлежащему уплате, числится недоимка. Налоговая инспекция выставляет налогоплательщику требование о добровольном погашении задолженности.
Если сумма налога зачислена по неправильному КБК, но в тот же бюджет, можно сделать "переброску" между налогами. Для этого организация должна подать в налоговую инспекцию заявление с просьбой произвести зачет.
Зачет невозможен, если сумма перечислена в другой бюджет. В этом случае организация обязана погасить задолженность, еще раз перечислив налог по правильным реквизитам. С даты возникновения обязанности по уплате налога до момента погашения задолженности на недоимку начисляются пени.
Иногда бухгалтеры по ошибке указывают в платежке не детализированный, а общий КБК или несуществующий код. Орган федерального казначейства не может зачислить сумму налога в бюджет. Такие платежи признаются невыясненными. Пока они не будут зачислены на соответствующий КБК, обязанность по уплате налога считается невыполненной. Это означает, что с суммы образовавшейся недоимки налогоплательщик будет уплачивать пени.
Рассмотрим еще одну ситуацию. Предположим, требование об уплате налога, отправленное налоговой инспекцией по почте заказным письмом, организация по каким-либо причинам не получила. Как только срок добровольной уплаты налога, указанный в требовании, истечет, банк на основании инкассового поручения спишет сумму задолженности с расчетного счета налогоплательщика в бесспорном порядке.
Чтобы своевременно выявлять ошибки, допущенные как налоговым инспектором, так и налогоплательщиком, бухгалтеру целесообразно постоянно контролировать состояние расчетов организации с бюджетом.
Когда проводится сверка
Порядок проведения сверки установлен приказом МНС России от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468@ "Об утверждении регламента организации работы с налогоплательщиками" (далее - приказ N САЭ-3-27/468@). Так, сверка проводится:
- по инициативе налогоплательщика;
- с крупнейшими налогоплательщиками;
- при переходе налогоплательщика из одной налоговой инспекции в другую;
- при ликвидации (реорганизации) юридического лица;
- в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.
Каждая организация обязана как минимум один раз в год перед составлением годовой бухгалтерской отчетности проводить сверку расчетов с бюджетом. Таково требование пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Бывают и другие причины для проведения сверки. Так, нередко главные бухгалтеры, устроившись на работу в организацию, предпочитают проверить состояние ее фактических расчетов с бюджетом.
Банки при выдаче кредитов, а также лицензирующие, таможенные и другие органы могут потребовать от организации справку о состоянии расчетов с бюджетом[1], подтверждающую отсутствие задолженности. Но прежде чем обратиться за такой справкой, организации лучше провести сверку расчетов.
Конечно, налогоплательщик, который уверен, что в карточках его лицевых счетов задолженность перед бюджетом не числится, может сразу подать в налоговую инспекцию заявление на предоставление такой справки. Ее должны выдать через 10 дней.
Однако возможна и такая ситуация. Организация уверена в отсутствии долгов и подает в налоговую инспекцию заявление на предоставление справки.
А через 10 дней вместо справки, подтверждающей отсутствие задолженности перед бюджетом, она получает документ о наличии такой задолженности. Выявление ошибок, допущенных организацией или налоговой инспекцией, займет немало времени. Последствия для организации могут оказаться достаточно плачевными: сорвется запланированная сделка, не будут вовремя получены необходимые документы и т. д.
Не избежать налогоплательщику сверки расчетов и при возврате или зачете образовавшейся переплаты. Налоговый орган, прежде чем вернуть налогоплательщику сумму переплаты либо произвести зачет, должен убедиться в фактическом наличии такой суммы. Это право предоставлено налоговым органам пунктом 3 статьи 78 НК РФ.
Порядок проведения сверки
Налогоплательщик, который решил провести сверку расчетов с бюджетом, подает в налоговую инспекцию заявление в произвольной форме. В нем указываются наименование организации (желательно также ИНН и КПП) и виды налогов, расчеты по которым следует проверить. Заявление подписывает руководитель организации.
Получив заявление, сотрудник отдела по работе с налогоплательщиками в течение пяти рабочих дней составляет акт по форме 23-а (краткая), утвержденной приказом ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@.
В акте отражается состояние расчетов с бюджетом по каждому налогу на дату сверки. Суммы задолженности и переплаты по налогам, пеням и штрафам указываются отдельно по каждому КБК. В составе задолженности выделяются суммы отсроченных (рассроченных) платежей, приостановленных к взысканию платежей и реструктурированной задолженности.
В акте приводится сумма денежных средств, списанных с расчетных счетов налогоплательщика, но не поступивших в бюджет. Кроме того, в справочных строках фиксируется остаток подтвержденных налоговым органом (признанных судом), но невозмещенных сумм НДС при налогообложении по нулевой ставке, а также суммы невыясненных платежей.
Если сведения налогового органа, содержащиеся в акте по форме 23-а, совпадают с данными налогоплательщика, на этом процедура сверки заканчивается. Срок ее проведения не должен превышать 10 дней.
Составленный акт подписывают представители налогоплательщика и сотрудники отдела по работе с налогоплательщиками. Один экземпляр акта передается организации, другой остается в налоговой инспекции.
При выявлении расхождений процедура сверки усложняется. Срок ее проведения увеличивается до 15 дней. Налоговый инспектор сверяет данные налогового органа с показателями первичных документов налогоплательщика.
Бухгалтер представляет налоговому инспектору карточки аналитического учета по тем субсчетам счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", по которым выявлены расхождения, платежные документы с отметкой банка, налоговые декларации, решения суда и другие документы.
В случае несоответствия данных налоговый инспектор составляет акт сверки по форме 23 (полная). По каждому налогу, по которому выявлены расхождения, заполняется отдельный акт. В нем отражаются:
- сальдо расчетов по налогу на начало периода;
- суммы налога, пеней и штрафов, начисленных к уплате (к уменьшению) за сверяемый период;
- суммы налоговых платежей, уплаченных или возвращенных из бюджета;
- сальдо расчетов по налогу на конец периода. В графе 2 акта указываются данные налоговой инспекции, в графе 3 - показатели налогоплательщика. В графу 4 вписывается разница между этими данными. Выявленные расхождения отражаются в отдельной строке. В акте также приводятся причины возникновения расхождений и предложения налогового органа по их устранению.
После этого акт сверки подписывают сотрудник налоговой инспекции и представитель организации.
На исправление ошибок, допущенных налоговой инспекцией, отводится три рабочих дня. Затем составляется новый акт по форме 23-а (краткая) с учетом изменений, внесенных в лицевые счета налогоплательщика. На составление нового акта инспектору дается не более трех дней. После подписания акта представителями сторон один экземпляр передается организации, а другой остается в налоговой инспекции.
Если выявлены ошибки в данных налогоплательщика налоговый орган направляет ему уведомление с перечнем ошибок, обнаруженных при сверке. На основании уведомления налогоплательщик исправляет их.
Сверка расчетов с крупнейшими налогоплательщиками
С данной категорией налогоплательщиков[2] сверку расчетов проводят ежеквартально. Для этого налоговая инспекция направляет организации уведомление с указанием даты проведения сверки. Форма уведомления содержится в приложении N 3 к приказу N САЭ-3-27/468@.
Конкретную дату назначают на основании графика проведения сверки с крупнейшими налогоплательщиками. Его утверждает руководитель налоговой инспекции до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Если представитель организации не явился в налоговый орган в срок, указанный в уведомлении, акт сверки по форме 23-а (краткая) в двух экземплярах отправляют налогоплательщику по почте. Подписав акт, организация один экземпляр возвращает в налоговый орган.
Сверка расчетов при постановке организации на учет в другой инспекции
При переходе организации в другую налоговую инспекцию акт сверки составляется для того, чтобы передать сальдо расчетов в налоговый орган по новому месту постановки организации на учет. Акт сверки составляется в трех экземплярах. Первый вручается налогоплательщику, второй направляется в налоговый орган по новому месту постановки на учет, а третий остается в инспекции по месту проведения сверки.
Если представитель налогоплательщика не явился для проведения сверки, один экземпляр акта по форме 23-а (краткая) отправляют организации по почте. В налоговый орган по новому месту постановки на учет направляется акт, подписанный в одностороннем порядке. К нему прилагаются уведомления, подтверждающие, что налоговая инспекция приглашала организацию для проведения сверки и отправляла ей акт сверки по почте.
Организации, которые встают на учет в инспекциях других регионов России, должны быть особенно внимательными. Дело в том, что в новую налоговую инспекцию передать переплату по региональным и местным налогам нельзя, так как в уплату регионального (местного) налога на территории другого субъекта РФ (муниципального образования) она не засчитывается. Ее можно либо зачесть в счет имеющейся задолженности по налогам, либо возвратить налогоплательщику на его расчетный счет.
***
[1] Справка представляется по форме N 39-1, утвержденной приказом ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@.
[2] Критерии отнесения российских организаций к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях, утверждены приказом МНС России от 16.04.2004 N САЭ-3-20/290@.
/Российский налоговый курьер , 06.06.2005/ |
|