Московские власти стали более тщательно отбирать инвесторов для строительства или реконструкции недвижимости. Теперь, чтобы принять участие в городском конкурсе или аукционе по подбору инвесторов, претендент обязательно должен предоставить банковскую гарантию. Соответствующее распоряжение от 18.10.05 № 2065-РП уже подписал мэр столицы Юрий Лужков. Это означает, что желающий «вложить деньги» в очередную стройку должен заключить договор с банком, согласно которому кредитная организация обязуется финансировать проект до конца в случае отсутствия средств у инвестора.
Барышня, соедините!
Связаться с нужным абонентом МГТС теперь можно даже не располагая его номером телефона. Достаточно позвонить в справочно-сервисную службу 009 и сообщить оператору фамилию, имя, отчество и хотя бы часть реквизитов адреса абонента. Стоимость услуги составляет 35 рублей за соединение. Однако следует учитывать, что за каждую минуту общения с оператором также придется выложить по 35 рублей.
Как учесть заработок дворника?
Зарплату обслуживающего персонала вместе с начисленным ЕСН можно учесть в составе косвенных расходов в полном объеме в текущем налоговом периоде, сообщает УФНС России по Московской области в письме от 06.10.05 № 22-22-И/0224. Заодно налоговики напомнили, кого следует причислять к обслуживающему персоналу: работников, не занятых непосредственно в процессе производства товаров, оказания услуг.
События
Знания от ИФНС: за и против
Столичные налоговики не устают приглашать бухгалтеров на бесплатные семинары. Особенно активно звучат призывы посетить инспекцию в образовательных целях между отчетными периодами. В краткий миг передышки между девятимесячной и годовой отчетностью корреспондент «УНП» решил разобраться, так ли полезны эти занятия для бухгалтеров.
Для начала напомним, что программу бесплатных семинаров утверждает ФНС России сразу на год. Как правило, лекции проходят одновременно по всей стране и «привязаны» к отчетным датам. Например, в конце октября все столичные инспекции провели семинары на тему «Специальные режимы: упрощенная система налогообложения и ЕНВД, порядок заполнения налоговых деклараций».
Однако, как показал наш опрос, качеством этих бесплатных занятий посетители не очень-то довольны. Например, Галина Метелица, главбух торговой компании из Звенигорода, так оценила образовательную деятельность инспекции: «На практические вопросы слушателей лектор отвечала выдержками из НК РФ. Зачем было тратить время на семинар - прочитать НК мы и сами в состоянии».
«Чего же вы хотели от чиновников ФНС, - заочно парировала аудитор Людмила Павлова. - В их обязанности не входит толкование Налогового кодекса, а лишь разъяснение порядка уплаты того или иного налога. Спорные вопросы на семинаре в инспекции вам вряд ли удастся решить».
Впрочем, зачастую бухгалтеры и не ставят цели озадачить инспекторов каверзным вопросом. «Лично я хожу на семинары, чтобы ориентироваться в законодательных новшествах, - заметила Галина Телегина, бухгалтер столичного ООО «Трубокомплектпартнер». - И качеством обзорных лекций я весьма довольна».
«Но если уж говорить об изменениях в законодательстве, то я бы предпочла услышать о них от более авторитетного лектора, чем наша инспекторша - вчерашняя студентка», - покачала головой Тамара Иванькова, главбух подмосковного ООО «Лоджистик-Сервис».
Более авторитетный состав лекторов столичные и областные инспекции готовы предложить учетным работникам уже за деньги. Порядка 3 тыс. рублей будет стоить семинар с участием преподавателей из учебно-методических центров ФНС России и специалистов консалтинговых компаний. В стоимость семинара организаторы, как правило, включают раздаточный материал и комплект отчетных документов.
За деньги или бесплатно - каждый бухгалтер решит вопрос об обучении самостоятельно. Одно лишь не вызывает сомнений: учиться надо. К такому выводу пришли абсолютно все опрошенные нами учетные работники. Тем более что в этом году законодатель подготовил бухгалтерам немало сюрпризов - многие новации вступают в силу задним числом. Ну а закончить наш обзор хотелось бы на приятной ноте. «Я стараюсь не пропустить ни одного семинара. Лучшее, что я выношу из них, - общение с моими коллегами, - так обосновала необходимость посещения занятий Неля Колоскова, главбух московской компании ООО «Диалог-Авто». - Практические советы бывалых учетных работников порой стоят всех теоретических выкладок лекторов». Л.Б. Александрова, корреспондент «УНП»
Без регистрации нет расхода?
Подмосковное УФНС призвало «упрощенцев» бдительнее следить за оформлением аренды недвижимости. По мнению налоговиков, без регистрации договора «упрощенцы» не смогут учесть в расходах арендные платежи (письмо УФНС России от 13.10.05 № 22-19-И/0227).
В своих рассуждениях авторы опираются на нормы ГК РФ. Но при этом допускают несколько ошибок. Так, налоговики апеллируют к статье 609 ГК РФ, которая велит регистрировать договор аренды недвижимости. Затем ссылаются на то, что несоблюдение этого условия влечет недействительность сделки (ст. 165 ГК РФ). Из этого делается вывод, что учесть в расходах арендные платежи по незарегистрированному договору нельзя.
Однако авторы упускают из виду важную оговорку, которая есть и в обеих статьях, если иное не предусмотрено законом. А для договоров аренды недвижимости «иное» как раз и предусмотрено. Во-первых, регистрировать надо только договоры, заключенные на срок более года. Во-вторых, отсутствие регистрации означает, что договор просто не заключен (п. 1, 2 ст. 651 ГК РФ). А расходы по незаключенным договорам суды разрешают учесть (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25.02.05 по делу № КА-А41/850-05). Р.В. Бушуев, корреспондент «УНП»
Лицензии выдаст другой орган
Разрешения на розничную продажу алкоголя в столице или, скажем, на работу с ломом черных и цветных металлов с 1 января 2006 года будут выдаваться не в Комитете лицензирования г. Москвы, а в департаментах столичного правительства. Это новшество вводится постановлением правительства Москвы от 18.10.05 № 812-ПП.
Согласно этому постановлению, функции по лицензированию передаются в три столичных департамента. Так, Департамент потребительского рынка и услуг станет выдавать лицензии на розничную продажу алкоголя; Департамент природопользования и охраны окружающей среды - лицензии на заготовку, переработку и реализацию лома черных и цветных металлов; а Департамент международных связей Москвы - на осуществление деятельности по международному информационному обмену (получение и передача информационных продуктов и оказание информационных услуг через границу РФ). Кроме того, Департамент потребительского рынка и услуг станет курировать выдачу разрешений на использование государственной символики г. Москвы и возьмет на себя функции систем добровольной сертификации (сейчас на добровольной основе можно сертифицировать качество рекрутинговых услуг, услуг по продаже ветеринарных препаратов, работ по производству и продаже питьевой воды). А чтобы департамент мог справиться с таким количеством новых полномочий, штатную численность его сотрудников увеличат на 91 единицу.
Изменятся ли в связи с ликвидацией Комитета лицензирования адреса, по которым будут выдавать разрешения? Четкого ответа на этот весьма важный для бизнесменов вопрос пока нет. Так, в управлении по регулированию производства и оборота алкогольной продукции Департамента потребительского рынка и услуг нам сказали: «Велика вероятность, что после 1 января 2006 года в Центральном административном округе лицензии на розничную продажу алкоголя по-прежнему будут выдавать по адресу: Новый Арбат, дом 15. Не исключено, что в других округах адреса центров выдачи лицензий также не изменятся. Но пока в департаменте даже не назначен руководитель лицензионного подразделения. И предвосхищать его решения мы не можем». И.А. Васильев, корреспондент «УНП»
Городскому заказу поставят условия
Получить право на исполнение городского заказа вскоре будет непросто. Московские власти твердо решили самостоятельно определить условия размещения заказа для столичных нужд. Об этом шла речь на депутатских слушаниях, состоявшихся 25 октября в Мосгордуме.
О том, что столичная система размещения городского заказа изменится со следующего года, мы уже сообщали («УНП» № 36, 2005, стр. 2 московской вкладки). Дело в том, что с 1 января 2006 года вступает в силу Федеральный закон о государственных закупках (от 21.07.05 № 94-ФЗ). Он унифицирует порядок размещения заказа для государственных и муниципальных нужд. Причем выбирать достойных предполагается в основном на торгах и в соответствии с закрытым списком критериев, определенным в федеральном законодательстве.
Сейчас же региональные власти вправе самостоятельно устанавливать требования к участникам конкурсов. И Закон г. Москвы от 15.05.02 № 26 «О городском государственном заказе» утверждает критерии отбора победителей. В частности, квалификационные требования, которые для каждого конкурса определяются отдельно. Именно это, как говорят чиновники, помогает им «фильтровать» победителей. К примеру, может оказаться, что у одного из потенциальных победителей предложение размещения намного выгоднее, чем у других. «Но если этот участник - посредник, то мы отдадим предпочтение другому конкурсанту, производителю, хотя его условия могут быть хуже», - объяснил на слушаниях председатель Комитета г. Москвы по организации и проведению конкурсов и аукционов Геннадий Дегтев. Тем более что московский закон дает нам право на отступление от главного принципа торгов: цена победителя может быть выше на 10 процентов, чем у остальных участников.
Первое чтение законопроект об отмене закона № 26 уже прошел 19 октября. Следующее чтение назначено на вторую половину ноября. «К этому сроку депутаты хотят увидеть контрмеры, которые позволят сохранить то хорошее, что отменяет закон № 94-ФЗ», - пояснили корреспонденту «УНП» в думе.
Под «хорошим», как выяснилось, подразумеваются квалификационные требования к участникам и пренебрежение правилом самой низкой цены.
Перед властями стоит сейчас непростой вопрос, как не войти в противоречие с федеральным законодательством. Ведь закон № 94-ФЗ четко ограничивает перечень критериев, которые можно выдвигать к участникам торгов. «Зато в наших полномочиях определить отдельным городским законом условия размещения заказа. И в этом документе мы можем оговорить поддержку московских производителей», - считает Ирина Рукина, председатель комиссии по экономической политике Мосгордумы.
Однако Геннадий Дегтев сообщил «УНП», что тендерный комитет уже готовит проект постановления о регламенте взаимодействия исполнителей горзаказа и заказчиков. «Там мы постараемся определить критерии, по которым будут заключаться договоры с поставщиками. Тогда и никаких новых законов не понадобится», - сказал он корреспонденту «УНП». Р.Ю. Ахмедова, корреспондент «УНП»
Не беспокойте УФНС
Московские налоговики не хотят давать бухгалтерам разъяснения законодательства. Такой вывод следует из двух писем столичного УФНС.
В документе от 21.10.05 № 19-11/77134 специалисты управления вроде бы скрупулезно вникают в проблему. Организация интересуется, как платить НДС при перевозках товаров из-за границы и обратно. В ответ авторы напоминают, что в статью 148 НК РФ Федеральным законом от 22.07.05 № 119-ФЗ внесены изменения. Но комментировать их УФНС отказывается. Причина: регламент организации работы велит налоговикам информировать плательщиков только о действующих налогах. А поскольку закон № 119-ФЗ вступит в силу c 1 января 2006 года, то и комментировать пока нечего.
Столь же категорично они отказывают в разъяснениях и в письме от 21.10.05 № 19-11/77140: подписавший запрос бухгалтер не приложил к письму доверенность о том, что он «уполномочен представлять интересы организации» в отношениях с УФНС. Правомерность отказа авторы подтверждают статьями 21 и 29 НК РФ. В них говорится о том, что налогоплательщик имеет право получать информацию о действующих налогах (ст. 21) и что представитель плательщика должен действовать на основании доверенности (ст. 29). Но о связи между этими нормами авторы умалчивают. Между тем в кодексе нет прямого указания на то, что запрос должен сопровождаться доверенностью. Л.Б. Александрова, корреспондент «УНП»
Тонкости «белорусского» НДС
Белорусская фирма производит готовую продукцию из давальческого сырья, полученного от российского контрагента, а затем возвращает ему готовый товар. Как в этом случае быть с НДС? Ответ УФНС России по г. Москве - в письме от 21.10.05 № 19-11/77123.
Производство продукции из давальческого сырья на территории Белоруссии не облагается НДС. Основание - статья 148 НК РФ. Налоговики напоминают, что эта статья будет регулировать российско-белорусский НДС при выполнении работ и оказании услуг до тех пор, пока не будет принят дополнительный протокол к межправительственному Соглашению от 15.09.04*.
Далее по сценарию письма УФНС готовая продукция «приезжает» из Белоруссии в Россию. В этом случае НДС уже следует перечислить в отечественный бюджет (по правилам Соглашения). У российской фирмы появляется право на вычет. Условия для его получения таковы: ввезенные товары должны быть приняты на учет, использоваться для операций, облагаемых НДС, а уплата налога должна быть подтверждена документально (ст. 171, 172 НК РФ).
На последнем условии налоговики останавливаются подробнее. Перечень документов, которые может потребовать инспекция в случае с переработкой давальческого сырья, таков: заявление о ввозе товаров, выписка банка, договор на оказание услуг по переработке, транспортные и товаросопроводительные документы. Однако помимо этого инспекция может еще затребовать акты выполненных работ, счета-фактуры белорусского продавца, а также документы, подтверждающие отправку сырья на переработку. Интерес инспекции к этим документам УФНС обосновывает правом налоговиков затребовать дополнительные документы в ходе камеральной проверки деклараций (ст. 88 НК РФ).
М.А. Светлова, корреспондент «УНП»
* Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг».
Прямой разговор
Прямой разговор на тему: «Налоговые проверки»
На связи с читателями Александр Борисович Мосякин, консультант юридического отдела УФНС России по г. Москве - Доброе утро! Недавно в нашей организации прошла выездная проверка по налогу на прибыль. Решение по этой проверке я получил буквально на днях. В документе сказано, что по части проверенных вопросов будут проводиться дополнительные мероприятия. А по части на нас наложили штраф. Например, за 2004 год указано на допмероприятия. А за 2003-й выписан штраф. Разве такое может быть? - В принципе ничего незаконного здесь нет. Налоговый кодекс не запрещает разделять периоды в рамках одной проверки. Поэтому по разным периодам могут быть вынесены разные решения. В вашем случае по 2003 году принято решение о привлечении к ответственности. А по 2004-му - о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. - А в чем заключаются такие мероприятия? Это будет повторная проверка? - Ни в коем случае. Проверять будут ваших контрагентов, делать запросы в государственные органы и т. п. То есть при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция будет собирать информацию, которой не хватает для вынесения решения по сути вопроса. Проверять же вас повторно уже нельзя. Равно как нельзя и требовать у вас какие-то дополнительные документы. - И сколько могут длиться эти мероприятия? - Срок проведения указывается в решении о назначении дополнительных мероприятий. - Понятно, а нас как-то уведомят, что дополнительные мероприятия уже проведены? - Да, вас должны будут уведомить о повторном рассмотрении вашего дела. Ведь по окончании допмероприятий руководитель инспекции или его заместитель должны будут вновь рассмотреть вопрос о привлечении организации к ответственности.
*** - Беспокоит бухгалтер вновь созданной организации. Мы зарегистрировались только в сентябре. Деятельности не вели. Надо ли мне сдавать отчетность за третий квартал? - Конечно, надо. Обязанность по представлению деклараций не зависит от того, есть у вас сумма налога к уплате или нет. Здесь главное то, что вы являетесь налогоплательщиком. То есть если глава НК РФ о налоге относит вас к категории плательщиков, то вы должны сдать декларацию. - А где об этом говорится? - Такой вывод сделал Президиум ВАС РФ в информационном письме от 17.03.03 № 71. При этом суд основывался на правилах статьи 80 НК РФ. - Александр Борисович, скажите, а какой штраф нам грозит, если мы не сдадим декларации? - Так как деятельность вы не ведете, то декларации у вас будут «пустые». Следовательно, штраф составит 100 рублей за каждую несданную декларацию (ст. 119 НК РФ).
*** «Прямой разговор» подготовили А.Е. Смирнов, заместитель главного редактора «УНП», и А.В. Кононова, менеджер по работе с авторами «УНП»