Письмо Минфина России от 03.08.05 № 03-06-02-02/57 <О порядке установления и введения в действие местных налогов> (опубликовано в приложении «Официальные документы» № 31, 2005)
Своеобразную памятку по установлению налогов местными органами власти выпустило Министерство финансов. В письме от 03.08.05 № 03-06-02-02/57 детально рассказано, какими полномочиями в области налогов обладают муниципалитеты и как правильно этими полномочиями распоряжаться. Налогоплательщикам же это письмо пригодится вот почему. Любая ошибка при введении налога грозит тем, что он не будет считаться установленным. А значит, налог можно не платить.
Что устанавливать будем
Первым делом авторы письма напомнили местным властям, что сейчас вводить на своей территории они могут лишь два налога: земельный и на имущество физлиц. Причем минфиновцы под земельным налогом почему-то подразумевают именно тот, который прописан в главе 31 НК РФ. Хотя в текущем году действует и Закон РФ от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю». И он также дает муниципалитетам определенные права при установлении налога на землю. Например, они могут в два раза повысить ставку налога (ст. 6 закона № 1738-1). Обрисовав круг платежей, на которые распространяются полномочия муниципалитетов, специалисты главного финансового ведомства перешли к вопросу о том, какие элементы налога могут установить местные власти. Здесь авторы памятки ссылаются на статью 12 НК РФ. Она позволяет муниципальным властям решать, по какой ставке будет платиться налог, а также в каком порядке и в какие сроки его надо перечислить. Наконец, муниципалитеты могут вводить льготы по налогам. Правда, только в случаях, прямо предусмотренных НК РФ.
Без публикации не обойтись
Еще одна проблема, на которую обратил внимание Минфин, связана с публикацией законов о местных налогах. Со ссылкой на статью 5 НК РФ авторы письма безоговорочно утверждают: такие акты должны обязательно публиковаться. А вот вопрос о том, где именно их надо публиковать, письмо фактически оставляет открытым, отмечая лишь, что НК РФ не требует публикации таких документов в специальных СМИ. Поэтому авторы письма «полагают возможным» размещение налоговых законов и в других СМИ. В том числе в тех, которые учреждены властями субъекта РФ. Зато в вопросе со сроками публикации Минфин был предельно четок. Сделать это надо не позже чем за месяц до вступления закона в силу. Но даже в этом случае закон не вступит в силу до наступления 1-го числа очередного налогового периода. Поэтому, делают вывод специалисты Минфина, чтобы, например, закон о земельном налоге заработал с 1 января 2006 года, принять и опубликовать его надо до 1 декабря 2005 года.
Особенности «вмененки»
Заканчивается же письмо напоминанием о том, что со следующего года местные власти получат право вводить на подведомственных территориях единый налог на вмененный доход. Такие поправки в НК РФ внес Федеральный закон от 29.07.04 № 95-ФЗ. Изменения вступят в силу с 1 января 2006 года. Однако Минфин «разрешил» местным властям уже в этом году принять законы, устанавливающие, какие виды деятельности будут попадать под «вмененку». Причем Минфин настаивает, что опубликовать такие законы надо до 1 декабря текущего года. Тогда, дескать, закон вступит в силу уже с 1 января 2006 года. Но, на наш взгляд, такой подход в корне не верен. Ведь поправки, дающие право местным властям принимать законы о ЕНВД, начнут действовать только с 1 января. А значит, до этой даты принимать подобные документы нельзя. Они будут просто недействительными. Так что ввести на своих территориях «вмененку» муниципалы смогут лишь со второго квартала 2006 года (ст. 5, 346.30 НК РФ). Для этого успеть принять и опубликовать соответствующий документ они должны в течение января-февраля 2006 года.