Концепция бюджетирования для субъектов малого предпринимательства / В помощь бухгалтеру / Бюджетирование /
Малые предприятия функционируют в быстро меняющейся внешней среде. Изменения внешних условий зачастую опережают выполнение запланированных мероприятий, прежде всего по продуктам и услугам в отдельных рыночных сегментах вследствие быстрого рыночного развития новых технологий.
В связи с такими тенденциями развития планирование на предприятиях независимо от их размеров и отрасли сталкивается с определенными трудностями. Для их преодоления используют метод разработки сценариев будущего. Исходя из различных предположений о вероятном развитии, получают альтернативные базовые предпосылки для разработки планов.
Под сценарием понимается описание будущей ситуации, в которой окажется предприятие, и путей развития, ведущих к этой ситуации. Разрабатываются альтернативы, исходят из оптимистических, и пессимистических предположений о развитии ситуации. Затем на основе сценариев развития предприниматель формирует соответствующие планы.
В условиях нестабильной динамичной внешней среды бизнеса, роста конкуренции на рынке особенно актуальным становится внедрение системы финансового контроля, планирования и анализа денежных и материальных потоков в любой области деятельности субъектов малого предпринимательства.
Одной из эффективных современных технологий такого контроля является система бюджетирования деятельности предприятия.
Бюджет не должен быть прерогативой только финансового руководителя, он должен стать связующей технологией взаимодействия всех ключевых менеджеров малого предприятия.
Финансовое планирование является составной частью общего процесса планирования и, следовательно, управленческого процесса, осуществляемого менеджментом малого предприятия.
Отрасли малого предпринимательства: 1. Производство товаров народного потребления; 2. Производство продукции легкой промышленности; 3. Производство продукции промышленного назначения; 4. Строительство, ремонт и реставрация; 5. Производство строительных материалов и конструкций; 6. Архитектура и дизайн; 7. Ремесленничество и народные промыслы; 8. Общественное питание; 9. Переработка сельскохозяйственной продукции и производство продуктов питания; 10. Торговля; 11. Бытовые услуги; 12. Городское хозяйство, жилищно-коммунальные услуги и экология; 13. Производство лекарственных препаратов, продукции и оборудования медицинского назначения; 14. Медицинские услуги; 15. Услуги в сфере культуры, спорта и туризма; 16. Услуги для бизнеса: обучение, маркетинг, аудит, консалтинг, бухгалтерский учет и правовое обеспечение; 17. Издательская деятельность, полиграфические услуги и реклама; 18. Инновационная деятельность, в т.ч. в сфере жилищно-коммунального хозяйства; 19. Информационные технологии.
Цель бюджетирования МП - снижение затрат и повышение качества продукта (продукции, работ, услуг) в соответствие с требованиями, предъявляемыми растущей рыночной конкуренцией.
Перечень задач, которые должна решать система бюджетирования:
- анализ бизнеса, постановку целей развития и анализ альтернатив;
- финансовое планирование — предполагает составление подробных планов и, тем самым, дает возможность моделировать и прогнозировать будущее;
- финансовый контроль — дает возможность сравнивать поставленные цели и полученные результаты, выявлять слабые и сильные стороны бизнеса;
- мотивация — обеспечивает участие руководителей всех уровней в выработке планов, ясность целей, наказание за срыв, поощрение за перевыполнение;
- согласование планов подразделений, поиск компромиссов, закрепление ответственности исполнителей, координация функциональных блоков планирования.
Основные ожидаемые результаты по этапам работ процесса бюджетирования:
- Получение прогноза финансово-хозяйственного состояния предприятия;
- Определение плановых показателей, обеспечивающих сбалансированный рост бизнеса с учетом имеющихся и планируемых ресурсов и будущей прибыли; согласование и утверждение плановых финансово-экономических показателей МП;
- Определение ответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия (распределение финансовых полномочий и ответственности между руководителями МП);
- Проведение сценарного анализа будущего положения МП;
- Повышение финансовой обоснованности принимаемых управленческих решений на всех уровнях управления МП;
- Мотивирование участников бюджетного процесса на достижение конечного результата;
- Определение системы контроля результатов финансово-хозяйственной деятельности МП на будущее, обеспечение и укрепление финансовой дисциплины.
Наиболее распространенными проблемами, с которыми сталкиваются предприятия при планировании бюджета, являются следующие:
- Отсутствие четких стратегических целей предприятия;
- Учет специфики деятельности предприятия при построении системы бюджетирования;
- Нечеткое определение центров финансовой ответственности и механизма их участия в процессе бюджетирования (соответствующее распределение ролей в бюджетном процессе);
- Сложность получения достоверной информации для анализа и обоснования важности мероприятий и расходов.
Отдельные (специфические) характеристики малого предприятия, влияющие на построение системы бюджетирования:
1. Значительная стоимость оборудования (различные виды производства, информационные технологии, издательская деятельность, полиграфические услуги и реклама, медицинские услуги, общественное питание, переработка сельскохозяйственной продукции и производство продуктов питания, строительство, ремонт и реставрация);
2. Важность квалифицированных кадров (производство продукции промышленного назначения, производство строительных материалов и конструкций, архитектура и дизайн, производство лекарственных препаратов, продукции и оборудования медицинского назначения, медицинские услуги, услуги в сфере культуры, спорта и туризма, услуги для бизнеса: обучение, маркетинг, аудит, консалтинг, бухгалтерский учет и правовое обеспечение, инновационная деятельность, информационные технологии);
3. Наличие необходимых складских помещений (различные виды производства, издательская деятельность, полиграфические услуги и реклама, торговля, ремесленничество и народные промыслы, общественное питание, строительство, ремонт и реставрация);
4. Способы продвижения и рекламы реализуемой продукции, товаров, работ и услуг, эффективные для определенного вида деятельности;
5. Наличие доступных для привлечения финансовых ресурсов помимо собственных средств;
6. Значительная потребность в транспортировке собственными или подрядными транспортными средствами;
7. Выбранная система налогообложения;
8. и другие факторы. Многомерное бюджетирование с использованием комплекса аналитических измерений позволяет сформировать согласованный и систематизированный бюджет на плановый период по статьям, подразделениям, бизнес-направлениям, срочности финансовых ресурсов, сегментам рынка и др. Однако, заранее спланированный бюджет нуждается в постоянной корректировке для обеспечения его соответствия текущему положению дел, иначе он окажется малоэффективным и далеким от реальных потребностей МП. Необходимость регулярной корректировки бюджета увеличивает затраты на создание качественного финансового плана.
Основные принципы бюджетирования:
- единство и непротиворечивость учетной политики, используемых методик, концепции бюджетной модели, информационных потоков, формата предоставления данных;
- классификаторы, бюджетные формы, алгоритмы расчетов и используемые методики являются унифицированными и обязательными для всех участников бюджетного процесса;
- однозначность трактовки используемых терминов и понятий;
- однократность (отсутствие дублирования) ввода первичной информации в систему бюджетирования, изменения классификаторов, аналитических справочников, алгоритмов расчетов, используемых в бюджетном процессе;
- каждый участник бюджетного процесса несет персональную ответственность в зоне его компетенции. Персонификация ответственности участников бюджетного процесса должна поддерживаться внутренними нормативными документами и обеспечиваться средствами установления персонального доступа автоматизированных систем поддерживающих бюджетный процесс МП;
- процесс планирования, учета, контроля, анализа и корректировки бюджетов осуществляется непрерывно в соответствии с утвержденным регламентом бюджетирования МП;
- недопустимость изменения плановых показателей по прошедшим периодам;
- обеспеченность планируемых бюджетных мероприятий необходимыми производственными и финансовыми ресурсами.
|
|