Услуги платной автостоянки сегодня предлагают многие отели и гостиницы. Охраняемые автостоянки относятся к числу объектов, наличие которых в гостинице или отеле, согласно Системе классификации гостиниц, существенно повышает оценку их соответствия высокой категории.
Таким образом, услуги по хранению автотранспортных средств в общем случае являются самостоятельным видом предпринимательской деятельности, направленной на получение дохода.
Отношения в сфере оказания услуг по хранению автомобилей, мотоциклов, а также прицепов и полуприцепов к ним регулируют Правила оказания услуг автостоянок, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2001 г. № 795. (далее - Правила оказания услуг автостоянок).
Обратите внимание: не всегда отели оказывают услуги по хранению. Так, если гостиница только предоставляет место для стоянки транспортного средства, при этом не оказывая услуги по хранению, то можно говорить только о парковке автомобиля. В этом случае отношения между исполнителем и потребителем таких услуг регулируются главой 34 «Аренда» Гражданского кодекса РФ.
Как же отличить парковку от хранения? Все зависит от того, как оформлены отношения между исполнителем и клиентом.
Требование о предоставлении информации об оказываемых услугах содержится и в Правилах оказания услуг автостоянок, и в Законе о защите прав потребителей.
Исполнитель обязан довести до потребителя следующую информацию:
- оказываемые услуги и их стоимость;
- режим работы автостоянки;
- правила пользования автостоянкой, правила оказания услуг автостоянок, правила техники безопасности, противопожарные, санитарные и иные правила, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
- реквизиты нормативных документов (наименование, дата принятия, регистрационный номер, сведения о публикации), требованиям которых должны соответствовать оказываемые услуги;
- сведения об обязательном подтверждении соответствия оказываемых услуг обязательным требованиям, обеспечивающим их безопасность для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, если на данный вид услуг законами, стандартами или иными нормативными документами такие требования установлены (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование исполнителя, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший);
- перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
- адрес и номер телефона исполнителя, включая подразделение (уполномоченное лицо), осуществляющее прием претензий, а также режим работы автостоянки;
- образцы документов, удостоверяющих прием и выдачу автотранспортного средства;
- координаты органа по защите прав потребителей.
Сведения следует разместить в любом удобном для обозрения месте. Несоблюдение этого требования - нарушение
Закона о защите прав потребителей, и за это исполнитель может быть привлечен к ответственности.
Постояльцы гостиницы, у которых есть автомобили, заинтересованы в их сохранности. Поэтому чтобы в дальнейшем не возникало разногласий между владельцами автомобиля и отелем, сведения о состоянии автомобиля, его узлов и агрегатов следует документально зафиксировать в акте состояния автотранспорта. Этот документ является неотъемлемым приложением к договору, заключаемому между исполнителем и потребителем в обязательном порядке.
Понятно, что оформлять договор на разовую парковку автомобиля на стоянку не нужно. В этом случае его можно просто выдать расписку, квитанцию или иной документ с указанием государственного знака автотранспортного средства.
Если автомобиль хранится на стоянке более длительное время и активно используется, то дополнительно к договору может оформляться пропуск. В нем указываются идентификационные данные автомобиля, место на стоянке и срок действия. Но пропуск нужен только для въезда и выезда, а отношения сторон регулируются договором. В нем указываются данные исполнителя и потребителя, срок хранения транспортного средства, цена оказываемых услуг, данные автомобиля, принимаемого на хранение, условия хранения, цена транспортного средства, другие необходимые данные, связанные с оказываемыми услугами.
Для того чтобы пользоваться услугами по хранению автотранспортных средств до заключения договора, владельцу автомобиля нужно подать предварительную заявку в письменной или иной форме (п. 8 Правил). Кроме того, можно заключить договор на бронирование мест на автостоянке. Возможно, гостиничный комплекс, имеющий небольшую автостоянку, откажет клиенту в заключении такого договора, чтобы не ущемлять интересы въезжающих постояльцев.
Если в дальнейшем на стоянке не окажется свободных мест или ее владелец не сможет принять транспортное средство на хранение по другим причинам, то он должен мотивировать свой отказ (п. 9 Правил).
Существенным условием договора является цена оказываемых услуг. Она определяется исполнителем. При этом нужно учесть, что он не вправе без согласия потребителя оказывать дополнительные платные услуги. Это требование пункта 15 Правил ограничивает право владельцев стоянок включать в стоимость хранения дополнительные услуги (например, по расчистке прилегающих к автостоянке территорий), которые не всегда востребованы клиентами.
Порядок оказания услуг по хранению автотранспортных средств включает в себя обязательные мероприятия.
Во-первых, при постановке на хранение владелец автомобиля предъявляет его работнику автостоянки для внешнего осмотра, а также представляет договор или иной документ, подтверждающий его заключение. Все дефекты и комплектность транспортного средства целесообразно указать в акте, чтобы в дальнейшем у сторон не возникло разногласий в отношении состояния вверенного на хранение автомобиля.
Во-вторых, сотрудник стоянки при размещении транспортного средства должен руководствоваться внутренними правилами пользования автостоянкой и иными обязательными для выполнения правилами, предусмотренными законодательством РФ.
В-третьих, в случае утраты, хищения, повреждения автомобиля или нарушения его комплектности работник стоянки обязан составить акт, который будет являться основанием для предъявления претензий к исполнителю услуг.
В-четвертых, при выезде с автостоянки владелец автомобиля в обязательном порядке должен предъявить уполномоченному работнику соответствующий документ: пропуск или расписку (квитанцию) в случае разовой постановки транспортного средства на хранение. При этом исполнитель вправе потребовать также документы, удостоверяющие личность и право собственности на автомобиль.
Кроме того, по истечении установленного договором срока хранения владелец обязан вывезти автомобиль с автостоянки. Если он не выполняет эту обязанность, то владелец стоянки вправе письменно уведомить собственника транспортного средства и решить вопрос в судебном порядке.
Источник: И.А. Феоктистов, Гостиничный бизнес: особенности бухгалтерского учета и налогообложения |