Налог на прибыль организаций / В помощь бухгалтеру / Консультации специалистов /
После модернизации основного средства можно пересмотреть срок его полезного использования.
Ирина Николаевна Сбитнева, советник налоговой службы II ранга
- Добрый день. Вам звонит бухгалтер многопрофильной организации. Мы наряду с обычными видами деятельности осуществляем деятельность, переведенную на "вмененку". При этом у нас одиннадцать филиалов. Как вы считаете, коэффициент распределения общехозяйственных расходов должен рассчитываться каждым филиалом в отдельности или же в целом по организации?
- Скажите, кто конкретно осуществляет деятельность, переведенную на "вмененку"?
- У нас и головная организация, и филиалы осуществляют несколько видов деятельности, в том числе и розничную торговлю, которая у нас в регионе переведена на "вмененку".
- В таком случае коэффициент распределения общехозяйственных расходов должен рассчитываться каждым филиалом в отдельности. Ведь на ЕНВД переводится не вся организация в целом, а отдельные виды деятельности.
***
- Мы приобретаем специальную литературу, которая необходима нам для работы. В бухгалтерском учете формируем библиотечный фонд. А что нам с ним делать в налоговом учете?
- Относить на расходы. Стоимость приобретенной литературы вы включаете в состав расходов по статье 264 НК РФ как прочие расходы, связанные с производством и реализацией. На момент приобретения книги или журнала вы учитываете их стоимость в налоговом учете по налогу на прибыль.
***
- Говорит бухгалтер муниципального предприятия из Иванова. Нам передают государственное имущество - дорогостоящее оборудование. Но вся информация по нему отсутствует. Нет ни балансовой, ни остаточной стоимости. Как нам их нужно принять на учет?
- Если у вас неизвестна ни балансовая, ни остаточная стоимость основного средства, вам остается только воспользоваться рыночной стоимостью оборудования. Это следует из пункта 1 статьи 257 НК РФ. Причем для определения рыночной цены этого имущества вы можете воспользоваться услугами оценщика. Ведь она должна быть подтверждена документально.
***
- У меня вопрос по убыткам прошлых лет. В 2003 году мы получили убыток. Как мне его переносить на будущее - поквартально или по году?
- В Налоговом кодексе правила переноса убытков на будущее устанавливает статья 283. Полученный убыток позволяет уменьшить прибыль как по итогам отчетных периодов (первый квартал, полугодие, девять месяцев), так и по итогам года. При этом вы можете списать не более 30 процентов налоговой базы, определенной в соответствии со статьей 274 НК РФ.
- Значит, все же можно ежеквартально списывать убыток?
- Да, нарастающим итогом за каждый отчетный период в течение десяти лет. Но обратите внимание: в декларации приложение N 4 к листу 02 "Расчет суммы убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу" вы заполняете только за первый квартал и за год. Такой порядок предусмотрен Инструкцией по заполнению декларации по налогу на прибыль*. За полугодие и девять месяцев списанная часть убытка показывается по строке 150 листа 02 декларации.
***
- Наша организация зарегистрирована в Москве. В Твери есть обособленное подразделение. Руководство постоянно ездит в командировки в Тверь и обратно...
- То есть в свое же подразделение?
- Да. Меня интересует вопрос, расцениваются ли такие поездки как командировки?- Да, это командировка и соответственно расходы по таким поездкам могут учитываться в налоговом учете.
***
- Ирина Николаевна, скажите, можно ли учесть в расходах оплату интернета?
- Можно, только вам нужно будет доказать экономическую оправданность данного расхода.
- А как же это можно сделать?
- Например, если у вас в сети интернет зарегистрирован электронный адрес и вы ведете через него переписку с клиентами, то это будет являться экономической обоснованностью включения в состав расходов оплату интернета.
***
- Авансовые платежи по налогу на прибыль мы перечисляем ежеквартально. Сейчас обнаружили, что за девять месяцев этого года мы уплатили в бюджет авансовый платеж в меньшей сумме, чем нужно. Я хочу все исправить по году...
- Подождите, вы все равно обязаны подать уточненную декларацию за девять месяцев. И, конечно же, доплатить причитающуюся сумму.
- Тогда мы избежим штрафных санкций?
- Штрафов - да. Но за дни просрочки вы все равно должны будете заплатить пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
- А я могу самостоятельно рассчитать пени и уплатить их в бюджет? Или же за начислением пеней нужно обращаться в налоговую инспекцию?
- В налоговую инспекцию обращаться не надо. Вы можете и сами определить размер пеней. Это только приветствуется налоговыми органами.
***
- На балансе в составе основных средств у нас учтена пожарная сигнализация. Мы ее эксплуатировали три года, осталось еще два года. Сейчас мы хотим ее модернизировать. Увеличится ли ее первоначальная стоимость?
- Да, конечно. По статье 257 НК РФ у вас увеличится первоначальная стоимость основного средства...
- Значит, и амортизационные отчисления нужно пересчитать?
- Безусловно. Вы новую первоначальную стоимость с учетом модернизации делите на срок полезного использования, то есть в вашем случае на пять лет, и получите новую сумму амортизационных отчислений.
- Скажите, а я могу установить новый срок полезного использования?
- Если у вас после модернизации улучшились технические характеристики основного средства, то вы можете пересмотреть срок полезного использования. Тогда и амортизационные отчисления нужно определять с учетом нового срока пользования основного средства.
- У меня еще один вопрос. Предположим, мы купили основное средство и в Классификации** не нашли ничего похожего. Как нам установить срок полезного использования?
- Вы должны посмотреть техническую документацию по приобретенному основному средству. Если в ней не найдете срока эксплуатации, то можете обратиться в сервисный центр или к производителю купленного вами основного средства. Далее устанавливаете срок использования приказом руководителя по организации. Но в любом случае установленный вами срок должен быть экономически обоснован и документально подтвержден.
***
- Мы купили автомобиль за счет бюджетных средств целевого финансирования. Но для того, чтобы оно было пригодно для эксплуатации, вложили в него собственные средства. Можно нам начислять амортизацию на этот автомобиль в части собственных средств?
- Амортизацию вы по нему не можете начислять...
- Из-за того, что имущество, приобретенное за счет бюджетных средств целевого финансирования, не подлежит амортизации?
- Да. Но вложенные собственные средства вы можете отнести на расходы по статье 264 НК РФ.
***
- Беспокоит бухгалтер из Владимирской области. По закону о квотировании рабочих мест на нашем предприятии должно работать восемнадцать инвалидов. Но мы вместо этого платим в местный бюджет по сто рублей за каждого инвалида. Можно ли эти суммы учесть при налогообложении прибыли?
- Конечно, можно. Вы же перечисляете денежные средства в бюджет на основании закона. Поэтому спокойно можете их учесть в составе расходов по статье 264 НК РФ. По этому вопросу было письмо Минфина России.
- А не подскажете реквизиты этого письма? Очень хочется с ним ознакомиться.
- Минутку... Записывайте. Письмо Минфина России от 16.06.04 N 03-02-05/1/55.
***
- Мы выпускаем очень много наименований продукции. И часто происходит пересортица товара. Как ее учесть?
- Я вас правильно поняла, что в результате пересортицы у вас получаются по одной группе товаров излишки, а по другой - недостача?
- Совершенно верно. Вот и вопрос: как их учесть в налоговом учете?
- Излишки вы учитываете в доходах, а недостачу можно отнести на расходы только если вы ее экономически обоснуете и документально подтвердите.
- Скажите, а какие подтверждающие недостачу документы должны у нас быть?
- Для списания недостачи вы должны создать комиссию. Она выявляет причины недостачи. В случае их обоснованности вы по приказу директора относите недостачу на расходы.
***
- Мы подписались на следующий год на экономические издания, в том числе на "УНП". Как нам правильно учесть стоимость подписки в налоговом учете?
- Скажите, вы подписались на периодику на почте?
- Нет, мы подписались напрямую в издательстве. Оплатили полугодовую стоимость подписки через расчетный счет. Получать будем газеты каждый месяц и вместе с ними издательство будет присылать нам счет-фактуру.
- Еще один вопрос. Вы работаете по методу начисления?
- Да.
- Я поняла вашу ситуацию. В налоговом учете, так же как и в бухгалтерском, стоимость подписки относится на расходы равномерно в течение всего срока подписки.
- Значит, у меня не возникнет разницы с бухгалтерским учетом?
- Нет и ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" в вашем случае применять не надо.
- А нет ничего страшного в том, что мы будем признавать расходы на основании счета-фактуры? Ведь это не первичный документ...
- Счет-фактура будет являться документом, подтверждающим, что поставщик вам отгрузил товары, в вашем случае печатные издания.
/УНП, 23.12.2004/
|
|