Налоговики стали тщательнее выбирать кандидатов для доначислений
Яна Ким, корреспондент «УНП»
Столичные налоговики стали более тщательно готовиться к каждой проверке: в 99 из 100 выездных ревизий, проведенных в первом квартале 2007 года, им удавалось доначислить компаниям налоги. При этом «отдача» от каждой проверки в среднем по Москве равнялась 5,3 млн рублей. Чуть меньшую сумму - 5,2 млн рублей - составили доначисления, приходящиеся на одного специалиста отдела камерального контроля. Такие данные содержатся в отчете, составленном УФНС России по г. Москве по итогам работы столичных ИФНС в первом квартале (копия документа имеется в редакции).
Как следует из отчета, общая сумма доначислений по итогам камеральных и выездных проверок в первом квартале 2007 года выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 23 процента и составила 18,6 млрд рублей. Роста этого показателя смогли добиться в 23 инспекциях. Лидерами оказались ИФНС № 6, 10, 18, 22, 35, 43 и 48 - общая сумма доначислений в каждой из этих инспекций выросла более чем в три раза. Сами налоговики объясняют успех так. «Мы стали проводить более глубокий анализ финансово-экономической деятельности компаний, кроме того, повысилась квалификация сотрудников», - утверждают в ИФНС № 22.
Есть и более объективные причины. «С этого года сверху дано указание, чтобы мы отказывали налогоплательщику в вычетах в случае, если он не отвечает на требование представить документы, подтверждающие вычеты, - поделились с «УНП» в одной из столичных ИФНС. - Предположим, компания, которая находится не по юридическому адресу, не получает от нас писем и, следовательно, не отвечает на запрос. Мы уже не будем звонить ей для того, чтобы сообщить о требовании - как правило, теперь принимается решение об отказе в вычетах. Таким образом доначисляются суммы и повышается результативность проверок».
Кроме того, налоговики отметили изменение подхода в отборе компаний для выездной проверки. «Сейчас мы уже почти не берем компании, в отношении которых перспектива доначисления под вопросом. Стали тщательнее проводить предпроверочный анализ, чтобы уж наверняка не ошибиться и найти нарушение на предприятии», - говорит сотрудник ИФНС № 6. В итоге в первом квартале этого года выездных ревизий было проведено на 25,5 меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года, зато результативность составила 99,1 процента (год назад налоговики ушли ни с чем в четырех проверках из 100). А рост доначислений в расчете на одну проверку за год увеличился почти вдвое.
И все же, несмотря на весьма благоприятные показатели для налоговиков, столичное УФНС продолжает политику повышения результативности проверок. В инспекциях в свою очередь не сомневаются, что планка по доначислениям с каждым годом будет только расти.
«В 99 из 100 выездных проверок инспекторам удалось доначислить налоги»
НОВОСТИ
Зарплатные комиссии распутывают схемы
Марина Басович, корреспондент «УНП»
«УНП» стали известны итоги работы комиссий по легализации зарплат в январе-мае 2007 года, которые подвело Управление ФНС России по г. Москве. Сегодня в черном списке налоговиков числятся 25 717 компаний, занимающихся 48 видами экономической деятельности, которые декларируют зарплату ниже, чем в среднем по этим отраслям. Из них в 10 877 организациях оплата труда не дотягивает до регионального прожиточного минимума.
Налоговики с гордостью сообщают, что руководители организаций весьма охотно соглашаются с доводами комиссий по легализации зарплат: 7266 компаний, то есть 95,7 процента от числа побывавших на заседаниях комиссий в этом году, представили приказы о повышении зарплаты. Судя по налоговой отчетности за первый квартал, фактически повысили зарплаты 6674 компании. Правда, из них в 5192 организациях выплаты увеличены менее чем до среднеотраслевого уровня. Впрочем, как нас заверили в управлении, опасаться таким компаниям пока нечего. «Мы не будем их еще раз вызывать, потому что видим, что они стараются выйти из тени. Мы понимаем, что если в компании была зарплата, например, 5 тыс. рублей, она не может в одночасье повысить ее до среднеотраслевого уровня, скажем 20 тыс. рублей, - отмечают в столичном УФНС. - Вот если организация не сдержала своего обещания и совсем не повысила зарплату, с ней мы будем работать, в том числе организовывать выездные проверки».
По итогам 120 ревизий, проведенных в этом году в компаниях, которые не согласились добровольно поднять зарплаты, доначислено ЕСН на 362 млн рублей. В управлении утверждают, что в ходе выездных рейдов, которые обычно проводятся совместно с милиционерами, регулярно удается распутывать в организациях схемы ухода от налогов. По данным УФНС, чаще всего компании применяют «конвертную» схему с использованием личных банковских счетов руководителей, заключают фиктивные авторские договоры, незаконно используют льготы, предусмотренные для организаций инвалидов, а также перечисляют сотрудникам средства под видом выплат по договорам страхования. По словам налоговиков, сейчас им стало легче раскрывать эти известные схемы.
Инспекторы ищут у компаний хронические убытки
Елена Минаева, корреспондент «УНП»
Столичные инспекции получили установку активно работать с нерентабельными компаниями, которые регулярно показывают убыток. «Сегодня у нас появилось такое понятие, как «хронически» убыточные компании, то есть те, которые убыточны год и более. Мы работаем с такими компаниями очень плотно», - сообщили нам в ИФНС № 35 по г. Москве.
С хроническими убытками налоговики борются проверенным способом - с помощью воспитательной беседы. Как выяснила корреспондент «УНП», во многих столичных ИФНС уже созданы комиссии по работе с убыточными компаниями. Действуют они по принципу зарплатных комиссий и комиссий по НДС: на заседания приглашаются руководители и главные бухгалтеры нерентабельных компаний, с которых потребуют объяснить причины убыточности и доказать экономическую целесообразность производимых затрат. Заодно представителей организации могут попросить повысить зарплаты и снизить удельный вес вычетов по НДС.
Работа комиссий по убыточным компаниям отличается от работы комиссий по легализации зарплат тем, что в первом случае налоговики более углубленно изучают хозяйственную деятельность предприятия. По словам специалистов ИФНС № 7 по г. Москве, во-первых, инспекторы обязательно смотрят, к какой отрасли относится нерентабельная компания. Если отрасль в целом убыточна, то у налоговиков нет оснований полагать, что предприятие намеренно занижает налогооблагаемую базу. «Есть большая разница, например, между научно-исследовательским предприятием и предприятием торговли. Торговля не может быть убыточной в отличие от науки», - говорят в инспекции. Во-вторых, убытки, на которые смотрят налоговики, должны быть действительно хроническими - более года. Хотя в некоторых инспекциях этого принципа и не придерживаются. Например, в столичной ИФНС № 49 нам сообщили, что вызывают на комиссии все компании, которые показали убыток хотя бы в одном отчетном периоде.
Какие-то обобщенные данные о работе комиссий по убыткам пока подводить рано. Но, судя по данным налоговиков, эффект от деятельности новых спецкомиссий налицо. «Порядка 70 процентов организаций после беседы с членами комиссии сдают уточненные расчеты, где вместо убытка отражают прибыль. Остальные компании мы берем на контроль. Если они и дальше показывают убыток, у нас есть основания включить их в план выездных проверок», - говорят в ИФНС № 24.
Напомним, что помимо налоговиков проблему убыточных компаний пытаются решить и городские власти. По подсчетам чиновников, в Москве более 80 тыс. нерентабельных предприятий. Предполагается, что представителей этих фирм будут заслушивать на межведомственной комиссии при правительстве города и в зависимости от результатов заседания предлагать выходы из ситуации.
«Порядка 70 процентов организаций после беседы на комиссии сдают уточненные расчеты»
Чиновники и налоговики отвечают на вопросы
Яна Ким, корреспондент «УНП»
У нас с вами появился еще один источник информации о порядке применения столичного законодательства о налогах. На сайте Департамента финансов г. Москвы (www.findep.mos.ru) в разделе «Разъяснение вопросов налогового законодательства» размещены ответы на вопросы по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам, которые чаще всего поступают в департамент.
Обязанность комментировать региональное налоговое законодательство возложена на столичный Департамент финансов распоряжением правительства Москвы от 05.10.05 № 1944-РП. «Ответ, опубликованный на сайте, не имеет юридической силы, а носит лишь информационный характер», - сообщил «УНП» помощник руководителя этого департамента Дмитрий Филюшкин. Чтобы получить официальное разъяснение, которое можно использовать в споре с налоговиками, нужно направить официальный запрос на имя руководителя Департамента финансов Коростелева Ю.В. (адрес департамента: 125047, Москва, Миусская площадь, д. 2/2). В течение 30 дней чиновники должны подготовить ответ. В департаменте отмечают, что в запросе следует подробно описать спорную ситуацию и четко поставить вопросы.
Кроме чиновников разъяснением регионального налогового законодательства занимаются и сами налоговики. На сайтах УФНС России по г. Москве (www.r77.nalog.ru) и УФНС России по Московской области (www.r50. nalog.ru) для этого отведена рубрика «вопрос-ответ». Заметим, что сегодня у налоговиков и у судей нет единого мнения о том, освобождают ли разъяснения на сайте, адресованные неопределенному кругу лиц, от ответственности в случае, если компания последует им. Поэтому юристы советуют подстраховаться и получить персональный официальный ответ. На его подготовку у налоговиков есть один месяц с даты получения запроса от компании (обязательные реквизиты запроса: подпись директора или главбуха, печать компании и контактная информация).
Чтобы получить ответ, а не отписку, нужно подробно описать ситуацию, четко сформулировать вопросы, приложить копии документов, которые подтверждают факты, указанные в запросе. Еще один момент, на который обращает внимание юрист одной из столичных ИФНС: «На запросы, оформленные юридическими компаниями от имени их клиентов, обычно мы отвечаем так: оснований для официальных разъяснений нет». А в подмосковном УФНС посетовали, что часто компании подробно описывают ситуацию, но конкретного вопроса так и не задают. В таком случае и ответ получают соответствующий.
ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ
Налог на имущество организаций
На вопросы отвечает Татьяна Пермина (УФНС России по г. Москве)*
Объект числится на счете 08 и эксплуатируется? Платите налог на имущество
- У нас есть здание. Фактически оно уже эксплуатируется, но мы пока не подали документы на регистрацию прав собственности. Как вы считаете, нужно ли при расчете налога на имущество учитывать стоимость такого объекта? - Да, если у вас сформирована первоначальная стоимость здания, то его стоимость включается в базу по налогу на имущество организаций с момента ввода такого объекта в эксплуатацию. - Я правильно понимаю, что ввод в эксплуатацию мы оформляем внутренним актом организации? - Да, все верно. - Получается, что здание будет продолжать числиться на счете 08? - Да. На основании пункта 52 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13.10.03 № 91н. - Примеч. ред.) на счете 01 такой объект будет учитываться с момента подачи документов на государственную регистрацию прав собственности. - А по такому объекту начисляется амортизация? - В бухгалтерском учете - обязательно. - Меня смущает то, что в этом случае база по налогу на имущество не будет совпадать с сальдо по счету 01. Должна ли я в этом случае каждый раз, рассчитывая налог на имущество, составлять справку с пояснениями? - Только в том случае, если налоговая инспекция потребует от вас такую информацию при проведении проверки.
Как определить срок службы объекта, если его нет в классификаторе ОС
- Хочу уточнить, к какой амортизационной группе можно отнести основное средство, если оно не указано в классификаторе основных средств, который используется в налоговом учете? - Вы вправе самостоятельно установить для таких объектов срок их службы. Классификация основных средств (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.02 № 1. - Примеч. ред.) для целей бухгалтерского учета носит рекомендательный характер. - Но если неправильно установить норму, мы рискуем завысить сумму амортизационных отчислений и недоплатить налог на имущество... - Чтобы этого не произошло, вам следует ориентироваться при определении срока полезного использования объекта, в частности, на ожидаемый срок использования основного средства, предполагаемый физический износ объекта, нормативно-правовые ограничения использования объекта. Эти критерии установлены пунктом 20 ПБУ 6/01 «Учет основных средств».
Один или несколько инвентарных объектов?
- Мы сейчас строим линию по переработке сырья. В нее будет включаться эстакада, станки и другое оборудование. Как вы считаете, это разные объекты основных средств? Или же объектом основных средств будет сама линия по переработке? - Обратимся к пункту 6 ПБУ 6/01. В нем сказано, что, если объект состоит из нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются друг от друга, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. - У нас сроки полезного использования объектов, которые входят в линию по переработке сырья, практически одинаковы, и они могут работать только в комплексе друг с другом. Получается, что это будет один инвентарный объект. - Да, именно так. - А как вы считаете, можно ли тот же подход применить в отношении трансформаторной подстанции? В нее входит множество приборов, которые могут работать самостоятельно. - Как я понимаю, без этих приборов трансформаторная станция вряд ли будет функционировать. С другой стороны, входящие в нее приборы можно перенести и использовать на другом оборудовании. Поэтому, если сроки службы входящих в него объектов существенно различаются, это будут отдельные объекты основных средств. - А что значит - существенно? В ПБУ 6/01 этот критерий не определен. - Критерии существенности в бухгалтерском стандарте действительно не определены, следовательно, организации самостоятельно устанавливают их в учетной политике. - Скажите, а трубопровод нужно учитывать как объект основных средств? - Да, это недвижимое имущество. - Получается, что, если мы подводим к зданию канализацию, этот трубопровод учитывается как отдельный инвентарный объект основных средств? - Нет, он увеличивает стоимость здания, поскольку в вашем случае трубопровод напрямую связан со зданием.
В бухучете проценты по кредиту не нормируются
- Мы взяли кредит на покупку основных средств. Пока приобретенные объекты не введены в эксплуатацию, проценты по кредиту включаются в их стоимость. Верно? - Да. Если объект не введен в эксплуатацию, проценты по кредиту на его приобретение должны формировать его первоначальную стоимость. Такой порядок предусмотрен пунктами 30 и 31 ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию». - А они учитываются в полном объеме или должны нормироваться, как при расчете налога на прибыль? В бухгалтерской периодике я встречала разные точки зрения по этому вопросу. Некоторые эксперты считают, что проценты не должны превышать ставку рефинансирования Банка России, умноженную на коэффициент 1,1. - Нет, такие расходы не нормируются. В бухгалтерском учете в отличие от налогового учета проценты по кредиту учитываются в полном объеме. ПБУ 15/01 не содержит каких-либо ограничений по размеру признаваемых процентов.
Результаты переоценки сказываются на сумме налога за год
- По состоянию на 1 января 2007 года мы провели переоценку основных средств, но не учли ее результаты при расчете налога на имущество за 2006 год. По этой причине налоговики в ходе камеральной проверки доначислили нам налог. Правомерно ли это? - Да, инспекторы правы. Вы должны были при расчете налога на имущество за 2006 год учесть сумму переоценки, которую провели на 1 января 2007 года. - Но ведь переоценку мы производили на начало этого года и не учитывали ее в отчетности за прошлый год. - Все правильно. Результаты переоценки принимаются при формировании бухгалтерского баланса на начало отчетного года. Однако для того, чтобы рассчитать среднюю стоимость основных средств за год, нужно взять остаточную стоимость основных средств на начало каждого месяца этого года, в том числе на 1 января года, следующего за налоговым периодом. А она уже включает в себя результаты переоценки. Такой порядок прямо закреплен в пункте 4 статьи 376 Налогового кодекса.
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ. Сейчас в Государственной думе находится на рассмотрении проект Федерального закона (проект № 294450-4). Он предусматривает, в частности, внесение поправки в пункт 4 статьи 376 Налогового кодекса. Планируется изменить порядок определения среднегодовой стоимости имущества. То есть в расчете использовать остаточную стоимость имущества на последнее число налогового периода, а не на 1 января календарного года, следующего за налоговым периодом.
* Татьяна Пермина, главный государственный налоговый инспектор отдела ресурсных, имущественных и прочих налогов УФНС России по г. Москве.
СПРАВКИ ДАЕМ
ЕСН по зарубежному филиалу платит российская головная компания
«...У нашей компании есть филиалы, расположенные на территории стран СНГ. Скажите, кто в этом случае должен платить ЕСН, начисленный на выплаты в пользу работников обособленного подразделения, - сам филиал или головная организация?..» Из письма главного бухгалтера Киры Шаровой, г. Москва
Отвечала Любовь Константинова, начальник отдела единого социального налога (взноса) УФНС России по г. Москве
В вашем случае платить ЕСН и представлять налоговую отчетность по своему местонахождению должна головная компания. Дело в том, что плательщиками единого социального налога признаются организации, производящие выплаты в пользу физических лиц (ст. 235 НК РФ). Представительства и филиалы российских организаций не являются юридическими лицами (п. 3 ст. 55 Гражданского кодекса). В некоторых случаях такие обособленные подразделения сами исполняют обязанности организации по уплате ЕСН и представлению налоговой отчетности по месту своего нахождения. Для этого они должны самостоятельно начислять выплаты в пользу работников, иметь отдельный баланс и расчетный счет (п. 8 ст. 243 НК РФ). Однако в любом случае обособленные подразделения, расположенные за пределами Российской Федерации, не состоят на учете в ее налоговых органах. Поэтому плательщиком ЕСН по всем выплатам в пользу российских и иностранных граждан, работающих в зарубежном филиале, в этом случае будет являться сама головная организация.
Для расчета расходов на ДМС используйте весь фонд оплаты труда
«...Мы заключили договор на добровольное медицинское страхование руководящих сотрудников компании. Как определить размер расходов, которые можно учесть при расчете налога на прибыль? Исходя из фонда оплаты труда по всей организации или только застрахованных сотрудников?..» Из письма бухгалтера Галины Шабановой, г. Москва
Отвечала Марина Астахова, эксперт «УНП»
Вам нужно использовать данные о расходах на оплату труда в целом по организации. Нормы пункта 16 статьи 255 Налогового кодекса не устанавливают каких-либо особенностей для таких случаев. Поэтому взносы по договорам добровольного медицинского страхования работников включаются в состав расходов в размере, не превышающем 3 процентов от суммы всех расходов на оплату труда, без учета платежей на добровольное медицинское страхование работников. Это мнение подтверждают и специалисты Управления ФНС России по г. Москве (письмо от 28.02.07 № 28-11/018463.2).
Сотрудник увольняется без заявления, если истек срок трудового договора
«...С некоторыми сотрудниками у нас заключены срочные трудовые договоры на один год, и мы не собираемся их продлевать. Дата окончания контрактов - 31 мая. Должны ли сотрудники в этом случае оформлять заявления об увольнении с 31 мая?..» Из письма бухгалтера Леонида Тараканова, г. Москва
Отвечала Юлия Беседа, начальник отдела, главный государственный инспектор труда Гострудинспекции в г. Москве
Нет, заявления об увольнении не требуются. Окончание срока действия трудового договора считается достаточным основанием для его расторжения. В вашем случае датой окончания трудового договора является 31 мая, значит, этот день и будет считаться днем увольнения сотрудников. Приказ об увольнении должен быть издан не позднее этой даты.
Напомню, что срочный трудовой договор прекращается по истечении срока его действия. Об этом вам необходимо уведомить своего работника в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения (ст. 79 Трудового кодекса). Исключение составляют случаи, когда истекает срок действия срочного трудового договора, который был заключен на время исполнения обязанностей отсутствующего работника.
Хочу предостеречь вас на будущее. Трудовое законодательство не предусматривает процедуры пролонгации (продления) срочных трудовых договоров. Поэтому, если срок такого договора истек, а трудовые отношения продолжаются, и ни одна из сторон не потребовала их прекращения, условия о срочном трудовом договоре утрачивают силу. В этом случае он считается заключенным на неопределенный срок.
В «упрощенке» можно учесть расходы на ремонт имущества, которое не амортизируется
«...Мы применяем упрощенную систему с объектом налогообложения «доходы минус расходы». Часть имущества, которое мы используем в деятельности, арендовано у физических лиц. По условиям договора мы ремонтируем это имущество. Но при камеральной проверке нам отказали в признании расходов на ремонт. Налоговики заявили, что полученное в аренду имущество не соответствует понятию основного средства. При этом проверяющие сослались на пункт 4 статьи 346.16 Налогового кодекса. Насколько это правомерно?..» Из письма главного бухгалтера Ангелины Буланцевой, г. Москва
Отвечала Ольга Сергеева, эксперт «УНП»
Нельзя ответить на ваш вопрос однозначно. По мнению чиновников, не является основным средством имущество, которое принадлежит физическому лицу и сдается им в аренду. Поэтому расходы арендатора на ремонт такого имущества, даже если они предусмотрены договором аренды, не уменьшают налог, уплачиваемый при «упрощенке». Именно такой позиции придерживаются специалисты Управления ФНС России по г. Москве (письмо от 09.02.07 № 18-11/ 3/11896@). Однако назвать бесспорными приведенные аргументы нельзя.
Мы считаем, что вы можете учитывать при расчете налога расходы на ремонт основных средств, в том числе арендованных. Дело в том, что такие расходы прямо включены в состав расходов, уменьшающих налог по упрощенной системе налогообложения (подп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Действительно, при «упрощенке» в состав основных средств сейчас включается только амортизируемое имущество (п. 4 ст. 346.16 НК РФ). Однако из норм подпункта 3 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса прямо следует, что в условиях этого спецрежима учитываются расходы как на ремонт основных средств, которые принадлежат компании на праве собственности, так и иного имущества, полученного в аренду. Налоговый кодекс не ставит возможность учета таких расходов в зависимость от того, кто является собственником полученного в аренду имущества. То есть тот факт, что полученное в аренду имущество не является амортизируемым, не запрещает вам при расчете налога учитывать расходы по его содержанию, в том числе ремонту.