Бухгалтерский учет и налогиПортал информационной
поддержки ведения бухучета
в малом бизнесе

Расширенный поиск
ГлавнаяО проектеРекламаКонтактыГорячая линияРассылка
НОВОСТИВСЕГО 14856
23-04-2024 Как реализовать свою идею и получить доход
Инновационные решения не всегда получают достойную реализацию. Нередко уникальные идеи и вовсе остаются на стадии задумок разработчиков. Как развить свой стартап Почему так получается? Дело в том, что для... »

10-04-2024 Регистрация в ОЭЗ - пошаговое руководство для стартапов и предприятий
Возможность создать бизнес на льготных условиях всегда привлекала предпринимателей. Безусловно, участие в Особой экономической зоне (ОЭЗ) открывает широкие перспективы для развития... »

03-04-2024 Бухгалтерский аутсорсинг: ключ к оптимизации бизнес-процессов
Рациональный подход к управлению финансами компании рождается из грамотного планирования и ответственности. Каждая организация нуждается в правильном ведении бухгалтерского учета, но не всегда... »

[Все новости]
ПРЕСС-РЕЛИЗЫ
 24-04-2024 Совершенствование налогового законодательства обсудили в Подмосковье Предложения по совершенствованию налогообложения и налогового администрирования обсудили члены Общественного совета при... »
24-04-2024 В Подмосковье обсудили инновации в сфере цифровых технологий В Государственной публичной научно-технической библиотеке России состоялась научно-практическая конференция «Цифровые... »
20-04-2024 Бухгалтерский аутсорсинг – повышение операционной эффективности Бухгалтерское обслуживание играет важную роль в деятельности любого предприятия. В условиях современного рынка все больше... »
[Все пресс-релизы] Добавить
КАЛЬКУЛЯТОРЫ
КАДРЫ
Вакансии
Резюме
Нет ни одной записи!Нет ни одной записи!
[Поиск работы]
[Добавить вакансии]
[Поиск сотрудников]
[Добавить резюме]
[Профессиональные тесты]
ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА
В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ
Общие принципы и термины регламентации
Вверх / В помощь бухгалтеру / Бюджетирование /

Внедрение технологии бюджетирования требует наведения внутреннего порядка в компании и разработки соответствующего организационного регламента. Таким образом, даже процесс внедрения системы бюджетов положительно сказывается на управляемости предприятия.

В регламенте описываются основные положения бюджетной системы, в частности закрепляются понятия, используемые при бюджетном администрировании, определяется ответственность подразделений за подготовку бюджетов и отдельные их показатели, назначается администратор бюджетного процесса, устанавливаются сроки начала-окончания процедуры подготовки бюджетов, порядок внесения изменений в них, сроки и порядок представления отчетов по исполнению бюджетов, а также механизм разрешения спорных моментов, принятия решений при существенных отклонениях от запланированных значений показателей и т. п.

При разработке регламента предприятие неизбежно сталкивается с вопросом: кто должен формировать бюджеты по отдельным подразделениям и по предприятию в целом? Имеет ли смысл создавать специальный отдел в компании или дополнить должностные обязанности существующих сотрудников? Однозначного ответа здесь не существует. Решение зависит от масштабов предприятия и квалификации персонала.

Чаще всего попытки планирования деятельности инициируются сверху, и, таким образом, велико искушение планировать централизованно на основе данных, запрашиваемых от подразделений, а им спускать уже готовый бюджет. При этом полученный результат может восприниматься подразделениями как что-то чужеродное и оторванное от жизни, ведь в реальности они работают с другими документами.

Одним из способов решить эту проблему является разделение бюджетных форм для подразделений и предприятия в целом. Это означает, что бюджетные показатели в формах для подразделения детализируются до тех, с которыми оно реально работает, а их обработка для включения в бюджет предприятия производится централизованно.
При этом возникает необходимость создания отдела, занимающегося обработкой (пересчетом) бюджетных показателей, но снимается излишняя нагрузка с подразделений. Они могут планировать и отслеживать выполнение бюджета по знакомым показателям, с которыми ежедневно работают.

Например, если составляется бюджет транспортного подразделения, занимающегося доставкой товара покупателям, то спускаемые ему показатели могут быть следующими:
  • объем перевезенного груза;
  • средний пробег транспорта на одну доставку;
  • объем потребляемого топлива;
  • количество машин на линии и т. п.


Эти данные поступают в отдел бюджетирования, где централизованно рассчитывается бюджет затрат на период, бюджет движения денежных средств, доходов и расходов и т. д. При этом могут использоваться дополнительные показатели, которыми не управляет транспортное подразделение, например средняя цена на топливо, нормы его расхода на вид транспорта, установленные производителем, и т. п. Трудоемкость процесса может снижаться при использовании для целей планирования и отслеживания факта соответствующих автоматизированных информационных систем.

У данного подхода есть ограничения, связанные с масштабом предприятия и его структурой. Если компания достаточно большая и территориально распределенная, целесообразнее передать функции формирования бюджетов в подразделения. При этом используется полный комплект форм, утвержденный для предприятия в целом. А это, в свою очередь, означает необходимость обучения сотрудников подразделений технологии бюджетирования в полном объеме. С другой стороны, люди на местах видят, как их деятельность влияет на весь спектр показателей предприятия, в результате повышается ответственность за планируемые показатели.

Основные термины бюджетирования:

Процессы/функции бюджетирования - обособленные устойчивые виды деятельности, связанные с планированием, учетом, анализом и контролем финансово-экономических показателей деятельности МП.

Компоненты бюджетирования - состоит из двух разделов: объекты МП, по которым ведется бюджетирование, и совокупность планов и отчетов системы бюджетирования.
Объекты бюджетирования - объекты МП, по которым ведется планирование, учет, анализ и контроль исполнения бюджетов.

Набор объектов бюджетирования, который будет принят в МП, зависит от нескольких факторов, в том числе и от информации, используемой руководителями МП для принятия решений.

После разработки и внедрения финансовой структуры для эффективного управления МП необходимо вести планирование и контроль в разрезе центров финансовой ответственности. Таким образом, в соответствии с разработанной финансовой структурой подбирается необходимый набор объектов бюджетирования.

Объектами бюджетирования могут выступать: бизнес - направления, структурные звенья МП, центры финансовой ответственности, основные бизнес-процессы МП, проекты МП.

Конкретный набор объектов бюджетирования определяется в соответствии с принципом целесообразности усложнения системы бюджетирования МП.

На начальной стадии внедрения системы бюджетирования можно ограничиться только финансовыми бюджетами, т.е. внедрять систему финансового планирования и контроля по отношению только к МП в целом, используя простые финансовые модели бюджетирования. В дальнейшем архитектура бюджетной системы МП может усложняться.
Планы и отчеты бюджетной системы - бюджеты, отчеты, отчеты по результатам бюджетного анализа.

Бюджет - финансовый документ, представляющий в систематизированной форме на заданном интервале времени плановые значения статей бюджета.

В соответствии с представленными объектами бюджетирования на предприятии могут составляться следующие бюджеты:

Операционные бюджеты: бюджеты бизнес-направлений, бюджеты подразделений, бюджеты центров финансовой ответственности (ЦФО), бюджеты бизнес-процессов, бюджеты проектов.

Бюджеты бизнес - направлений составляются по каждому направлению деятельности и содержат всю необходимую информацию для оценки их финансово-экономической эффективности, принятия решений о дальнейшем их развитии и финансировании.
Бюджеты подразделений составляются по каждому структурному звену МП в соответствии с действующей организационной структурой.

Бюджеты центров финансовой ответственности (ЦФО) составляются по каждому ЦФО в соответствии с действующей финансовой структурой (могут объединять несколько подразделений или направлений деятельности).

После внедрения финансовой структуры следует определиться: ограничиться в дальнейшем составлением бюджетов ЦФО или строить дополнительно бюджеты по подразделениям, входящим в состав ЦФО.

Бюджеты бизнес-процессов составляются по каждому выделенному бизнес-процессу МП. Так, бизнес-процессу "Продажи" могут соответствовать следующие бюджеты: бюджет продаж, содержащий информацию о планируемых объемах реализации в натуральных и стоимостных показателях, и бюджет коммерческих расходов, содержащий информацию о планируемых расходах, связанных с реализацией услуг в объемах, заложенных в бюджете продаж.

Каждое МП выбирает удобный для себя формат операционных бюджетов.
Финансовые бюджеты (сводные бюджеты): бюджет доходов и расходов (прибылей и убытков), бюджет движения денежных средств (кассовый бюджет) и управленческий (прогнозный) баланс.

Отчет - финансовый документ, представляющий в систематизированной форме на заданном интервале времени фактические значения статей бюджета.
Форматы отчетов должны совпадать с форматами планов, иначе невозможно будет провести план/факт анализ.

Отчет по результатам бюджетного анализа - финансовый документ, представляющий в систематизированной форме на заданном интервале времени основные выводы об эффективности исполнения бюджета и предложения по корректировке исходных гипотез и предположений на будущие периоды.

Регламент системы бюджетирования - документ, представляющий в систематизированной форме описание процедур финансово-экономического планирования, учета, анализа и контроля, действующий на МП.

Для эффективного функционирования системы бюджетирования необходимо наладить организационные процедуры внутри МП, поддерживаемые соответствующей организационной документацией.

Регламент бюджетирования разделяют на временной и организационный.
Регламент бюджетирования определяет:
  • Цели системы бюджетирования;
  • Участников процесса бюджетирования;
  • Перечень объектов бюджетирования;
  • Полный набор (классификатор) бюджетов и вспомогательных расчетов;
  • Форматы бюджетов;
  • Организационно-временной регламент бюджетирования:
    - бюджетный период (горизонт планирования);
    - сроки подготовки бюджетов (бюджетный цикл: сроки и порядок разработки, согласования, представления, консолидации и утверждения бюджетов);
    - структура документов и форм, участвующих в бюджетном процессе;
    - функции каждого участника процесса бюджетирования (распределение функций);
  • Систему внутреннего контроля и оценки исполнения бюджетов (ответственность за исполнение регламента бюджетирования, ответственность за исполнение бюджетов).


Организационный регламент подразумевает определение порядка формирования плановых показателей бюджета МП и его подразделений:
  • порядка формирования фактических показателей бюджета;
  • порядка контроля исполнения бюджета;
  • порядок проведения анализа исполнения бюджета;
  • порядок проведения корректировки планов, целей, мероприятий и бюджетов подразделений и МП в целом.


В Приложении 2 приведена структура и содержание основных разделов Регламента бюджетирования МП с указанием ответственных по финансовым (сводным) бюджетам (БПУ, БДДС, Управленческий баланс).

адвокаты . срочно взять займ онлайн сейчас

РАЗМЕСТИТЬ БЕСПЛАТНО:
на 26.08.2023
USD94,7117+0,3110
EUR102,2586-0,2133
БВК98,1078+0,0751
Все валюты


ПОГОДА НА
Россия, Московская обл., Москва
днем
ночью

(прогноз)
Погода в России и за рубежом
КОНВЕРТОР ВАЛЮТ
Конвертор валют
ВИДЕО
Страховые взносы нанесут тяжелый ущерб МБ...
Просмотр:   видео для модема    видео для выделенной линии  
Все видеосюжеты
ВАШЕ МНЕНИЕ
Как Вы относитесь к обязательной вацинации?
 За
 Против
 Затрудняюсь ответить
Предложите опрос
 
Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности