ВОПРОС ЧИТАТЕЛЯ Торговая организация имеет парк автомобилей, за которые уплачивает транспортный налог. Возник спор с налоговым органом: по данным паспорта транспортного средства (ПТС) автомобиль относится к категории “прочие легковые”, соответственно мы исчисляем налог по ставке, предусмотренной для легковых автомобилей. В июле этого года налоговая инспекция довела до нашего сведения данные, полученные от завода-производителя, из которых следует, что этот автомобиль относится к категории “грузовые”. В связи с этим, налоговая пересчитала уплаченную организацией за прошлый год сумму налога (по ставке, предусмотренной для соответствующих грузовых автомобилей), начислила пени и привлекла к налоговой ответственности за неуплату налога по ст. 122 НК РФ. Права ли налоговая инспекция в данной ситуации? Есть ли у нас основания для оспаривания ее решения.
Наша экспертиза М. В. Завязочникова, юрист-эксперт, заместитель гл. редактора журнала “Налоговые споры”
Обратимся к положениям гл. 28 “Транспортный налог” НК РФ и выясним, какие данные используются при исчислении данного налога, т. е. наличие какого документа будет достаточным для применения той или иной ставки налога при расчете его суммы.
Из положений гл. 28 НК РФ следует, что и налоговая база, и налоговая ставка по транспортному налогу определяются исходя из технических данных транспортного средства: мощности двигателя, валовой вместимости, категории транспортного средства, его веса. Технические характеристики транспортного средства, в частности – автомобиля, содержатся в паспорте транспортного средства (ПТС).
В соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 18.05.93 № 477 “О введении паспортов транспортных средств” паспорт транспортного средства представляет собой документ, действующий на всей территории России для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении. В отсутствие ПТС транспортное средство не может быть зарегистрировано.
Согласно п. 25 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утв. приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.05 № 496/192/134, в число обязательных реквизитов паспорта транспортного средства входят тип транспортного средства, определяемый его конструкторскими особенностями; модель; номер двигателя и его мощность в лошадиных силах (кВт). Поскольку у каждого лица, на котором зарегистрировано транспортное средство, т. е. налогоплательщика транспортного налога, есть ПТС, исходя из содержащихся в нем данных и должен рассчитываться налог. Тем более что в соответствии со ст. 362 НК РФ организации-налогоплательщики обязаны самостоятельно исчислить и уплатить в бюджет сумму налога.
Поскольку организация на момент расчета суммы налога использовала имеющиеся в ПТС данные об автомобиле, а значит, правильно исчислила налог, то каких-либо неправомерных действий, являющихся в соответствии со ст. 122 НК РФ обязательным признаком состава налогового правонарушения, она не совершила.
Такой вывод подтверждают и имеющиеся судебные решения. Привлечение к ответственности за неполную уплату транспортного налога, обусловленную неверным определением категории и типа транспортных средств, неправомерно, если при исчислении указанного налога налогоплательщик исходил из характеристики автомобиля, указанной в регистрационных документах, паспортах транспортных средств и документах, удостоверяющих право собственности на них. На это, в частности, указал ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 17.01.05 по делу № Ф04-9561/2004(7805-А75-23), ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 14.02.05 по делу № А05-7602/04-12.
Можно только предполагать, чем вызваны действия налоговой инспекции. Возможно, они связаны с использованием Методических рекомендаций по применению главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации* (далее – Методические рекомендации). В п. 16 указанных Методических рекомендаций есть оговорка о том, что при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) и Конвенцией о дорожном движении (далее – Конвенция)**.
Обращаясь к названным актам можно увидеть, что они по-разному подходят к классификации транспортных средств. Так, Конвенция включает легковые и грузовые автомобили в одну категорию транспортных средств – категорию В, а Общероссийский классификатор признает их самостоятельными группами транспортных средств. По-нашему мнению, приведенные положения Методических рекомендаций просто описывают процедуру определения типа транспортного средства, а это не является делом налогоплательщика или налогового органа, Для них есть ПТС, их данных которого и нужно исходить при расчете транспортного налога.
Можно также предположить, что налоговые органы располагают некой информацией от завода-изготовителя автомобиля, которая отличается от информации, имеющейся у организации. Так получилось в Москве. ОАО “Ульяновский автомобильный завод” направило информацию по выпускаемым автотранспортным средствам в налоговое управление, которое, в свою очередь, распространило ее по всем нижестоящим налоговым инспекциям (см. письмо от 03.08.04 № 23-01/3/50988 “О транспортном налоге”) для руководства и использования в работе. Полагаем, что полученные от завода-изготовителя данные о транспортном средстве, не совпадающие с указанными в ПТС, не могут являться основанием для перерасчета суммы налога. Эти данные могут стать поводом для проведения налоговым органом проверки с целью устранения всех противоречий и неясностей относительно объекта налогообложения. Если будет установлено, что транспортное средство относится к иной категории, чем указано в ПТС, то для начала изменению подлежат регистрационные данные о транспортном средстве, т. е. в ПТС делаются соответствующие отметки или производится замена регистрационных документов (см. приказ МВД России от 27.01.03 № 59). И только потом возможен перерасчет суммы налога.
* Методические рекомендации по применению главы 28 “Транспортный налог” части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утв. приказом МНС России от 09.04.03 № БГ-3-21/177. ** Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ) утв. постановлением Госстандарта России от 26.12.94 № 359. Конвенция о дорожном движении (Вена, 08.11.1968) ратифицирована указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.74 № 5938-VIII.
|