Портрет инспекции. ИФНС № 18 по ВАО г. Москвы:заканчивает проверки быстрее других
Что хорошего. Инспекция не часто проводит выездные налоговые проверки компаний. В прошлом году налоговики посетили примерно 2,3 процента отчитывающихся в ИФНС компаний (средний показатель по Москве – 4,7%*). Проверки проходили стремительно – в среднем инспекторы управлялись за 47 дней. Для сравнения: среднегородской показатель составляет 83 дня**. При этом и доначисления по инспекции невелики. Средний показатель – 1 239 000 рублей в расчете на одну ревизию (средний показатель по столице – 7 151 000 рублей).
Что плохого. Эта инспекция всегда штрафует компании, которые не представили запрошенные сведения о контрагентах.
Чего хотят инспекторы. Инспекторы сетуют на то, что налоговые агенты неправильно заполняют платежные документы при перечислении в бюджет налога на доходы физических лиц. Так, при перечислении НДФЛ по КБК 18210102021011000110 в поле 101 платежки следует указывать статус 02 – налоговый агент. Но при уплате доначисленного по итогам налоговой проверки НДФЛ в поле 101 следует указывать статус 01.
Что говорят коллеги. «В этой инспекции мы состоим на учете с момента основания нашей компании, – рассказала «УНП» главный бухгалтер одной из столичных оптовых компаний. – И главная проблема, которая преследует нас все эти годы, – это невозможность дозвониться в тот или иной отдел инспекции. Получить консультацию, записаться на сверку, выяснить какие-то рабочие моменты – все это по телефону сделать очень сложно».
Руководитель инспекции. Ильина Елена Юрьевна принимает посетителей по четвергам с 16 до 18 часов. В это же время по понедельникам, вторникам и средам прием ведут заместители руководителя инспекции. Записаться на прием можно по телефону (499) 268-45-03.
Где находится. 107113, г. Москва, ул. Шумкина, д. 25. Проезд до станции метро «Сокольники», далее троллейбусами № 14, № 41 или трамваем № 7 до остановки «Маленковская улица».
_______________________________________________
* По данным УФНС по г. Москве за 2008 год.
** По данным УФНС по г. Москве за 6 месяцев 2008 года.
Телефоны отделов ИФНС № 18 по ВАО г. Москвы
Отдел
№ кабинета
Телефон
Отдел
работы с налогоплательщиками
112,
113
(499)
268-39-69
Отдел
урегулирования задолженности
210,
223-225
(499)
269-16-98
Отдел
выездных проверок № 1
308,
310
(499)
268-07-72
Отдел
выездных проверок № 2
315,
317
(499)
269-00-97
Отдел
камеральных проверок № 1
306,
307
(495)
964-17-30
Отдел
камеральных проверок № 2
103,
117
499)
268-33-11
Отдел
камеральных проверок № 3
129,
215
(495)
964-17-20
Отдел
камеральных проверок № 4
301
(499)
269-61-01
Отдел
камеральных проверок № 5
319
(499)
268-89-02
Отдел
налогового аудита
309
(499)
269-60-65
Большинство компаний Москвы прокуроры избавили от проверок
Внеплановых неналоговых проверок малого и среднего бизнеса в Московском регионе будет в два раза меньше, чем ожидали контролеры. Их рвение проверить всех не находит понимания у столичной прокуратуры, без согласования с которой ревизоры не могут идти к компаниям.
Всего за период действия антипроверочного закона* (май–июнь) в прокуратуру поступили 624 заявления о согласовании проведения внеплановых выездных проверок малых и средних компаний. По сообщению пресс-службы московской прокуратуры, около 60 процентов таких заявок правоохранители не разрешили (одобрили только 207 проверок). Вообще соотношение санкционированных проверок и отказов различается в зависимости от округа города. Так, по заявлению прокуроров Северо-Восточного округа Москвы, они не согласовали 30 из 33 заявок на внеплановый контроль. В Северо-Западном и Западном округах примерно та же ситуация. 44 процента заявок одобрили в Юго-Восточном и Северном округах. В то же время их коллеги из Южного административного округа отказали только в одном случае из 23, 13 проверок согласовали, составителям еще 9 заявок «разъяснили законодательство».
Чаще всего за согласованием внеплановой проверки в прокуратуру города обращаются столичное Объединение административно-технических инспекций (ОАТИ), ветеринарные службы города, Госинспекция по недвижимости и управление Роспотребнадзора.
Одна из основных причин отказов – несобранность. Чиновники, по словам московских прокуроров, оформляют документы «на авось»: допускают множество ошибок, запрашивают более 20 дней для проверки (что запрещено законом) или вовсе забывают указать сроки. Они также не описывают в запросах методы проведения проверки или же собираются истребовать у компаний документы, которые к делу не относятся. Частой причиной отказов является отсутствие оснований для проверки. Бывали случаи, когда контролеры хотели провести проверку в неподведомственной сфере. А одно из управлений МЧС пыталось согласовать с прокуратурой проверки противопожарной безопасности в столичных школах, в которых работали летние детские лагеря, хотя они уж точно не относятся к малому бизнесу.
После череды допущенных контролерами ошибок столичные прокуроры не выдержали и внесли в адрес руководителей Департамента потребительского рынка и услуг, ОАТИ и Госинспекции по недвижимости представления об устранении нарушений закона. Правоохранители обещали проконтролировать выполнение своего предписания.
_______________________________________________
* Федеральный закон от 26.12.08 № 294-ФЗ вступил в силу 1 мая 2009 года.
Почему прокуроры заворачивают проверки
1. Для назначения проверки нужны факты,
а не домыслы
Россельхознадзор по Москве и области решил согласовать внеплановую проверку компании, у которой, по информации от ростовских коллег, был задержан автомобиль с партией мяса без ветеринарных документов. Груз направлялся в Москву. Но прокуроры проверку не согласовали, так как проверяющие не смогли подтвердить, что груз действительно принадлежит той компании.
2. Внутренний план работы чиновников
– не основание для ревизии
Пожарные Северного административного округа Москвы собирались выехать с внеурочной проверкой в компанию только потому, что она числилась в плане основных мероприятий столичного управления МЧС на этой территории. Прокуроры отказали управлению, пояснив, что внутриведомственные приказы не дают права внепланово проверять малый и средний бизнес.
3. Контролеры хотели проверить там,
где не вправе
Столичный Департамент потребительского рынка и услуг решил проверить, соблюдают ли местные предприятия технический регламент на молочную продукцию, правда, никаких документов к заявлению не приложил. Но прокуратуру, которая не согласовала проверку, больше возмутило другое. Оказалось, что департамент и вовсе не имеет права на проведение подобных проверок.
Вероника Григорьева,
корреспондент «УНП»
ИФНС № 30 не удалось снять вычеты, ссылаясь на переезд компании
Считается, что налоговики знают о смене адреса компании со дня, когда в ЕГРЮЛ внесена соответствующая запись об этом. После этого дня утверждения инспекторов о том, что они не в курсе переезда компании, несостоятельны. Такой вывод следует из постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 01.07.09 № КА-А40/6125-09.
Московская компания «Магнум» представила в ИФНС № 30 уточненную декларацию, в которой НДС был к возмещению. Инспекторы запросили документы, подтверждающие обоснованность вычетов. Но запрос был направлен по тому адресу, с которого компания уже съехала. Поэтому в «Магнуме» письма не получили и документы не представили. Тогда проверяющие составили акт, и уведомление о времени рассмотрения материалов проверки выслали опять же по старому адресу. Естественно, что представитель компании на это мероприятие не явился. Итог – решение об отказе в возмещении НДС и доначисление налога почти на 2 млн рублей.
Организация, которая все это время оставалась не в курсе происходящих событий, оспорила решение в суде. По мнению юристов компании, ИФНС № 30 допустила существенное нарушение порядка рассмотрения материалов налоговой проверки: компания не получала никаких писем и уведомлений и соответственно не имела возможности представлять возражения. Значит, решение по проверке подлежит отмене (п. 14 ст. 101 НК РФ). Налоговики же упирали на то, что все необходимые документы они выслали, а о смене адреса организации просто не знали. Но суд встал на сторону компании.
«Это не первое дело, которое мы выиграли у ИФНС № 30, – заявил «УНП» Нирадж Джаин, генеральный директор ООО «Магнум». – На этот раз у нас даже сомнений не было в победе. Есть закон, и мы ему строго следовали».
Максим Иванов, корреспондент «УНП»
В московском УФНС прием ведет новый зам
В руководящем составе московского УФНС произошли изменения. В частности, прежний заместитель руководителя Марианна Букеткина, которая занималась вопросами регистрации, больше не работает в управлении. В связи с этим перераспределены вопросы, по которым замы ведут прием налогоплательщиков.
КСТАТИ. Как нам сообщили в пресс-службе управления, прием ведется ежедневно с 10.30 до 16.00 с перерывом на обед (с 13 до 14 часов) без предварительной записи. О том, как попасть на прием к руководству подмосковного УФНС, мы писали в «УНП» № 10, 2009, стр. 1 московской вкладки.
Так, новый заместитель руководителя УФНС Ирина Прямухина следит за отделом по контролю за налоговыми органами, а также общим отделом и отделом информационных технологий. В ее ведении также находится эксплуатация Системы ЭОД.
К Тамаре Пыхтиной можно обращаться по вопросам проверок и банкротства. Телефон приемной: 957-61-08.
Евгения Останина контролирует налогообложение физических лиц, а также работу с налогоплательщиками, ввод и обработку данных. Телефон приемной: 957-60-08.
К Ольге Спицыной перешли вопросы регистрации: курирует деятельность регистрационной МИФНС № 46, отдела урегулирования задолженности и отдела учета налоговых поступлений. Телефон приемной: 957-61-04.
Алла Чугунова занимается налогообложением компаний, вопросами анализа и прогнозирования налоговых поступлений, планированием выездных налоговых проверок и мониторингом налоговых рисков. Телефон приемной: 957-61-14.
Ольга Рэм,
корреспондент «УНП»
Приставы нашли быстрый способ взыскания долгов компаний
В Москве планируют ввести электронный документооборот между банками и службой судебных приставов. Он позволит более оперативно взыскивать задолженность компаний со счетов в рамках исполнительного производства. Предположительно система заработает через полтора года, а сейчас уже вовсю началась ее разработка.
Взаимодействие между службой и банками существует и сегодня. Приставы заказным письмом направляют в банк требование заблокировать счет должника, и банк приостанавливает операции по счету на сумму долга. Однако при бумажном документообороте между отправкой письма и блокировкой счета зачастую проходит месяц, а то и больше. За это время, по словам специалистов пресс-службы УФССП по г. Москве, должник успевает вывести свои активы и потому судебные исполнители остаются ни с чем.
Между тем новая электронная система позволит сократить этот срок до пяти дней. Она уже прошла тестирование в Кировской области, Пермском и Алтайском краях. В столице решили перенять опыт этих регионов. Но так как электронный документооборот невозможен через обычную электронную почту из-за недостаточной защиты информации, потребуется внедрить специализированную дорогостоящую систему. Столичные банки со своей стороны готовы активно участвовать в этом. В частности, в ВТБ 24 нам сообщили, что готовы включиться в электронный документооборот сразу же, как систему внедрят на практике.
Олеся Ошанина,
корреспондент «УНП»
Справки даем
Зарплату иностранца можно учесть даже без разрешения на работу
«…Занимаемся строительством. У работающего у нас безвизового иностранца недавно закончился срок действия разрешения на работу, однако по решению руководства он по-прежнему трудится в компании. Документы на получение им нового разрешения мы подали, и на днях он уже сможет его получить. Вправе ли мы включить начисленную ему за этот период зарплату в налоговом учете?..»
Из письма главного бухгалтера Анастасии Песцовой, г. Москва
Анастасия, проблем с признанием затрат на выплату такому сотруднику зарплаты в этот период в налоговом учете быть не должно. Действительно, иностранцы вправе трудиться в российских компаниях только при наличии разрешения на работу. Таковы требования статей 13 и 13.1 Федерального закона от 25.07.02 № 115-ФЗ.
Однако несоблюдение компанией-работодателем или иностранным работником требований миграционного законодательства на порядок признания расходов в налоговом учете не влияет. Если иностранный гражданин работает в организации на основании трудового договора, то такая компания вправе учитывать затраты, связанные с оплатой труда такого работника. Основание – пункт 1 статьи 255 Налогового кодекса. Подтверждают такую позицию в своих разъяснениях и специалисты столичного налогового управления (письмо УФНС России по г. Москве от 12.02.09 № 16-15/012340).
Максим Фомин,
эксперт «УНП»
Убытки не препятствуют признанию текущих расходов в налоговом учете
«…Пару лет назад учредители решили заняться новым видом деятельности и зарегистрировали в этих целях отдельную компанию. До сих пор от ее деятельности мы получаем убыток. Но есть текущие, а также подготовительные расходы. По мнению нашей налоговой инспекции, эти расходы экономически не обоснованы, так как они не привели к получению прибыли, поэтому учитывать их при расчете налога на прибыль мы не вправе. Я считаю, что это не так...»
Из письма главного бухгалтера Яны Блинковой, г. Москва
Яна, вы абсолютно правы. Экономическая обоснованность понесенных компанией расходов определяется не фактическим получением доходов в конкретном налоговом периоде, а направленностью таких расходов на получение дохода (ст. 252 НК РФ). А значит, наличие у компании убытка не препятствует признанию расходов в налоговом учете. Подтверждает это и судебная практика. Так, в постановлении от 10.06.09 № КА-А40/5109-09 Федеральный арбитражный суд Московского округа пришел к мнению, что отсутствие у компании в первые годы деятельности доходов не свидетельствует о необоснованности расходов. Поэтому если они были экономически обоснованы, направлены на получение дохода и документально подтверждены, инспекторы не вправе отказать компании в их признании в налоговом учете. Независимо от того, получила в итоге компания прибыль или нет.