Письмо Минфина России от 14.04.05 № 03-06-05-04/96 <О порядке определения физического показателя доходности для целей исчисления и уплаты ЕНВД>
Письмо Минфина России от 03.03.05 № 22-2-16/289 <О порядке применения системы налогообложения в виде ЕНВД> (опубликованы в приложении «Официальные документы» № 16, 2005)
Сразу два письма, посвященных новому виду «вмененной» деятельности - размещению и распространению наружной рекламы, вышли из-под пера Минфина России. И, как это частенько бывает, одно из них содержит хорошую новость для налогоплательщиков, а второе - плохую.
Площадь - это...
В первом письме - от 14.04.05 № 03-06-05-04/96 - специалисты главного финансового ведомства страны рассуждают о порядке определения физического показателя, необходимого для расчета ЕНВД. Напомним, что по рекламной деятельности таким показателем признается площадь информационного поля. Авторы письма поясняют, что при расчете налога имеет значение именно та площадь, с помощью которой распространяется наружная реклама. При этом Минфин особо отмечает, что под рекламой понимается информация, предназначенная, в частности, «для неопределенного круга лиц и рассчитанная на визуальное восприятие». Из этого следует логичный вывод: если с помощью той или иной части рекламной конструкции (щита, табло и т. п.) информация не доводится до неопределенного круга лиц и ее нельзя «воспринимать визуально», то в расчете ЕНВД такая площадь не участвует. Значит, в налоговую базу по ЕНВД не попадают пустые или частично занятые щиты, щиты, на которых реклама по тем или иным причинам стала нечитаемой, а также невидимые для потребителей изображения. В частности, такой подход означает, что с тех конструкций, которые позволяют попеременно демонстрировать несколько изображений, налог надо платить только один раз*.
Косвенно этот вывод подтверждает и само письмо. В нем говорится, что при расчете налога надо учитывать только ту площадь информационного поля, с использованием которой доводится рекламная информация.
День за тридцать
Схожему вопросу посвящено и второе письмо. В нем рассказывается, как правильно платить ЕНВД, если рекламная конструкция использовалась лишь часть месяца. Казалось бы, с учетом только что изложенной позиции о том, что налогом облагаются лишь щиты, которые реально доносят до потребителей рекламную информацию, вывод должен быть очевиден. Если нет рекламы - нет и налога. Но в этом письме Минфин рассудил по-другому.
По мнению сотрудников главного финансового ведомства, даже если конструкция реально использовалась лишь один день в месяце, то все равно налог надо заплатить за целый месяц. Обосновывается этот вывод так. Налоговая база по ЕНВД рассчитывается за каждый месяц налогового периода (ст. 346.29 НК РФ). Более мелкого деления Налоговый кодекс не предусматривает. Поэтому налог надо платить за каждый месяц, в котором рекламная конструкция использовалась по назначению. И не важно, сколько именно дней в месяце реклама была доступна потребителям.
Однако, на наш взгляд, с такими выводами Минфина вполне можно поспорить. Во-первых, в подобных умозаключениях авторы письма противоречат сами себе. Ведь в том письме, которое посвящено расчету площади конструкции, Минфин признает, что налогом облагается лишь реально занятая рекламой площадь. Соответственно если часть месяца рекламная площадь пустовала, то с нее налог платить не надо.
Во-вторых, такой подход к расчету ЕНВД не учитывает положения пункта 9 статьи 346.29 НК РФ. В нем говорится о том, что если у налогоплательщика изменилась величина физического показателя, то при расчете налога такое изменение учитывается с начала месяца, в котором оно произошло. Для «рекламного» ЕНВД физическим показателем является площадь, занятая рекламой. Поэтому если рекламный щит опустел в течение месяца, то налицо изменение физического показателя: площадь рекламы становится равной нулю. Следовательно, налог за этот месяц платить не надо.
Более того, формальный подход к пункту 9 статьи 346.29 НК РФ позволяет утверждать, что налог не придется платить даже если изменение произошло в последний день месяца. Ведь эта норма НК РФ не делает никаких исключений для подобных ситуаций.
Тем же налогоплательщикам, кто не хочет спорить с налоговиками, можно посоветовать составлять договоры с рекламодателями таким образом, чтобы их действие распространялось на весь месяц целиком. То есть чтобы рекламное место всегда было занято (или пустовало) в течение полного месяца. А.Е. Крайнев, эксперт «УНП»
Подробнее об этом читайте в «УНП» № 10, 2005, стр. 6 «О скрытой рекламе».