Себестоимость издательской продукции (работ, услуг) - это выраженные в денежной форме затраты на выпуск и продажу издательской продукции, завершенных работ, оказанных услуг.
Как правило издательства рассчитывают следующие виды себестоимости:
- производственную (общеиздательскую) себестоимость, включающую расходы на издательскую подготовку и полиграфические работы,
- полную себестоимость - включающуюпроизводственную себестоимость плюс коммерческие расходы (затраты на продажу).
Затраты на выпуск издания и его продажу, включающие только переменные расходы, образуют его неполную себестоимость.
Учет затрат и калькулирование себестоимости печатной продукции занимают одно из ведущих мест в системе бухгалтерского учета издательских организаций. Информация о затратах должна быть достоверной и своевременной, что важно как для принятия действенных управленческих решений, так и для налогообложения.
Бухгалтерский учет затрат производства и калькулирование себестоимости печатной продукции неразрывно связаны между собой. Бухгалтерский учет строится в соответствии с требованиями калькулирования печатной продукции, а калькуляция, в свою очередь, составляется на основе данных бухгалтерского учета.
На формирование себестоимости печатной продукции влияют факторы, характеризующие количественную и качественную стороны производимой продукции. К ним относятся:
- тип издания (учебник, детская литература, научно - техническая литература и т.д.);
- характер воспроизводимого оригинала (издания текстовые и иллюстрационные, тексто - иллюстрационные, однокрасочные и т.п..);
- формат издания и формат полосы набора;
- объем издания;
- тираж;
- характер внешнего оформления.
Уровень и структура затрат в целом и на отдельных технологических операциях создания печатной продукции постоянно меняются.
Целью планирования расходов является определение финансового результата деятельности издательства в плановом периоде. Планирование расходов должно обеспечить оптимальное использование материальных, трудовых, финансовых ресурсов, а также способствовать принятию оптимальных управленческих решений, направленных на снижение затрат на калькуляционную единицу, повышение экономической эффективности деятельности издательства.
Плановую себестоимость издательской продукции определяют на основе принятого издательством метода калькулирования. Расчет себестоимости выпущенной издательской продукции составляется для определения общей суммы затрат на выпуск издательской продукции в целом и в разрезе отдельных видов продукции и статей затрат с целью выявления и использования резервов снижения затрат, осуществления контроля использования материальных ресурсов и денежных средств и т.п.
Основой для расчета себестоимости является тематический план выпуска продукции (изданий) и план их художественно-графического оформления. Расчетам себестоимости выпущенной продукции предшествуют расчеты затрат по каждой статье калькуляции.
Планирование расходов на авторские вознаграждения за литературные произведения и суммы взносов в ПФ РФ и внебюджетные фонды осуществляется исходя из объема оплачиваемых авторских листов и размера вознаграждения за авторский лист (ставки вознаграждения) в соответствии с условиями заключенного с автором договора.
Для определения суммы расходов на авторские вознаграждения по разделам и видам изданий можно использовать средневзвешенные ставки авторского вознаграждения, определенные исходя из тематического плана и договорных ставок за авторский лист по каждому изданию с учетом доплат за допечатку тиража, переиздания и других дополнительных договорных условий.
Сумма вознаграждений за художественно-графические работы с учетом взносов в ПФ РФ и внебюджетные фонды рассчитывается исходя из тематического плана выпуска изданий, плана художественно-графического оформления изданий и ставок вознаграждения за художественно-графические работы в соответствии с заключенными договорами в разрезе наименований продукции.
Расходы на полиграфические работы рассчитывают исходя из тематического плана выпуска изданий, плана их художественно-графического оформления и договорных цен на изготовление конкретного издания.
Расходы на бумагу, картон, переплетные и другие материалы планируют исходя из потребности в них в натуральном выражении в соответствии с объемами изданий и нормами расходов на учетную единицу издательской продукции. Количество бумаги планируют, как правило, в весовых единицах (тоннах), картона - в весовых единицах (тоннах), переплетных и других материалов - в метрических или весовых единицах.
Потребность в бумаге, картоне, переплетных и других материалах в натуральном выражении планируют в разрезе видов изданий, их названий или серий, по сортам и номерам бумаги.
Планирование некоторых расходов может осуществляться, например, в следующем порядке:
- бумаги для печатания текста, вклеек, вкладок и накидок - в листах-оттисках, приведенных к формату 60 x 90 см (условных листах-оттисках), и укрупненных нормах расхода данного вида бумаги на 1 млн. печатных листов-оттисков;
- бумаги для обложек, составных и цельнобумажных переплетных крышек, форзацев и суперобложек - исходя из их количества, формата, удельной массы бумаги и нормах расхода на 1000 экз. с учетом отходов на технические нужды производства по действующим нормам;
- картона - исходя из количества твердых переплетных крышек, форматов и норм расхода на 1000 экз. с учетом отходов на технические нужды производства;
- переплетных и других материалов - исходя из количества и форматов переплетных крышек и норм расхода на 1000 экземпляров.
Планирование расходов на бумагу, картон, переплетные и другие материалы осуществляется исходя из договорных цен с учетом транспортно-заготовительных расходов, командировочных расходов, связанных с доставкой грузов; услуг по хранению, осуществляемому сторонними организациями, в том числе полиграфическими предприятиями, если это предусмотрено договорами на выполнение полиграфических работ.
Расчет редакционных расходов проводится по следующим направлениям:
- обработка и оформление оригиналов;
- подготовка оригинал-макетов.
Расходы на бумагу для подготовки авторских и издательских оригиналов изданий планируют исходя из объема работ и договорных цен на бумагу. Расходы на подготовку оригинал-макетов планируют по видам затрат в разрезе номенклатуры статей этих расходов.
Затраты, которые можно отнести на издания прямым путем (изготовление оригинал-макетов, внештатное редактирование, в том числе научное и контрольное, оплата работы внештатных корректоров и технических редакторов и т.п.), рассчитывают конкретно по каждому изданию. Затраты, которые невозможно отнести на издания прямым путем, распределяются пропорционально объему учетно-издательских листв, либо сумме прямой заработной плате или иным способом, предусмотренным учетной политикой издательства.
Планирование суммы общеиздательских расходов ведется постатейно.
Расходы на оплату труда с учетом взносов в ПФ РФ и внебюджетные фонды персонала издательства, за исключением редакционного, рассчитывают исходя из принятой в издательстве системы оплаты труда.
Расходы на служебные командировки персонала (за исключением командировочных расходов редакторов и фотографов по конкретному изданию) рассчитывают исходя из количества командировок, их продолжительности, стоимости проезда, проживания и размера суточных.
Канцелярские, типографские, почтово-телеграфные и телефонные расходы рассчитываются следующим образом:
- канцелярские расходы - по сложившимся фактическим затратам с учетом предполагаемых объемов работ;
- типографские расходы для собственных нужд - исходя из предполагаемого объема работ и договорных цен;
- телеграфные и почтовые расходы - по сложившимся фактическим затратам с соответствующей их корректировкой на объем выпуска;
- расходы на связь - исходя из сложившихся фактических затрат и тарифов на оплату.
Расходы на служебные разъезды по городу рассчитываются исходя из количества работников, в должностные обязанности которых входят разъезды (выпускающие редакторы, курьеры, редакторы тематических редакций).
Расходы на аренду помещений и расходы на содержание и эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, в том числе арендованных (отопление, освещение, энергоснабжение, водоснабжение и т.п.) планируются исходя из заключенных договоров.
Расходы на аудиторские, консультационные и информационные услуги, предоставляемые другими организациями, планируются исходя из заключенных договоров.
Расходы на подписку, приобретение справочной и другой специальной литературы планируются исходя из потребности на планируемый период, с учетом сложившихся подписных цен.
Амортизационные отчисления по амортизируемому имуществу рассчитываются в соответствии с нормами ПБУ 6/01.
Расходы на подготовку кадров планируются исходя из плана мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров.
Расходы на продажу рассчитываются исходя из затрат на рекламу и расходов на продажу продкуции в соответствии с заключенными договорами. На основании планов реализации издательской продукции рассчитывают затраты на упаковку, транспортировку, погрузку, разгрузку, пересылку, экспедирование готовой продукции и т.д.
Расходы на обязательные бесплатные экземпляры продукции определяются по расчетной (плановой) себестоимости одного экземпляра.
В процессе выпуска продукции, выполнения работ, оказания услуг издательство составляет две калькуляции – плановую и отчетную.
Плановая калькуляция составляется на издания, включенные в тематический план, на основе которого формируется производственная программа. Плановая калькуляция устанавливает предельно допустимые размеры затрат на изготовление продукции в планируемом периоде. Отчетная калькуляция отражает фактические затраты (фактическую себестоимость выпущенной продукции) издательства и составляется на основе фактических затрат в разрезе статей плановой калькуляции.
Отчетная калькуляция издательской продукции
№ п/п
|
Статьи калькуляции
|
Себестоимость
продукции
(руб.)
|
По плану
|
По факту
|
Всего выпуска
|
1 000 экземп.
|
1.
|
Материальные затраты
|
|
|
|
2.
|
Авторские вознаграждения за литературные и другие
аналогичные произведения
|
|
|
|
3.
|
Авторские вознаграждения за художественно-графические
работы
|
|
|
|
4.
|
Отчисления с сумм авторских вознаграждений (в т.ч. взносы
в ПФ РФ и внебюджетные фонды)
|
|
|
|
5.
|
Типографские расходы
|
|
|
|
6.
|
Редакционные расходы
|
|
|
|
7.
|
Общеиздательские расходы
|
|
|
|
8.
|
Потери от брака
|
|
|
|
9.
|
Производственная (общеиздательская)
себестоимость (сумма стр. 1-8)
|
|
|
|
10.
|
Коммерческие расходы
|
|
|
|
11.
|
Полная себестоимость (сумма стр. 9-10)
|
|
|
|
Калькулирование себестоимости издательской продукции может быть организовано по принципам позаказного метода или метода “директ-костинг”. Выбранный метод калькулирования себестоимости должен быть закреплен в учетной политике издательства.
Объектом учета затрат и калькулирования при позаказном методе является каждое конкретное издание (отдельный заказ), поэтому первичные документы, являющиеся основанием для отражения в составе расходов сумм авторского вознаграждения, стоимости полиграфических услуг, стоимости материальных расходов (затрат на бумагу, картон, переплетные материалы т.д.) составляются с обязательным указанием конкретного издания.
Фактическая себестоимость тиража каждого конкретного издания определяется после его выпуска. Все прямые расходы включаются непосредственно в себестоимость того конкретного издания (заказа), к которому они относятся.
При использовании при калькулировании себестоимости метода “директ-костинг” по отдельным объектам калькулирования обобщаются только переменные расходы. При этом постоянные расходы списываются в общей сумме в дебет счета 90 “Продажи”, суб/сч “Себестоимость продаж”, то есть учитываются при определении финансового результата за отчетный период.
Все затраты по производству и выпуску печатной продукции в издательстве обобщаются на счете 20 “Основное производство”. По дебету этого счета отражаются затраты за отчетный период и остатки незавершенного производства на начало и конец месяца, по кредиту - производственная или общеиздательская себестоимость выпуска продукции.
По дебету счет 20 “Основное производство” корреспондирует с кредитом счетов:
- 10 “Материалы”,
- 25 “Редакционные расходы”,
- 26 “Общехозяйственные расходы”,
- 28 “Брак в производстве”, и т.д.
По кредиту счета 20 “Основное производство” происходит списание общеиздательской себестоимости выпущенной печатной продукции.
Остаток по счету 20 “Основное производство” на конец отчетного периода отражает стоимость незавершенного производства.
В бухгалтерском учете незавершенное производство в соответствии с п. 64 приказа МФ РФ от 29.07.1998г. № 34н может оцениваться:
- по фактической производственной себестоимости,
- по нормативной (плановой) производственной себестоимости,
- по прямым статьям затрат,
- по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.
Как правило, в издательствах незавершенное производство оценивается только по прямым затратам (авторскому вознаграждению, расходам на полиграфическое исполнение, стоимости бумаги, картона, переплетных и других материалов, готовых оригинал – макетов, то есть косвенные затраты на продукцию, не прошедшую все стадии обработки, на остаток незавершенного производства не распределяются, а полностью относятся на готовые печатные издания.
|