В соответствии с п. 5 Положения "Доходы организации" ПБУ 9/99, утв. приказа Минфина РФ от 06.05.99 № 32н, выручка, полученная от продажи товаров, является доходом от обычных видов деятельности, признается в бухгалтерскс учете при наличии условий, перечисленных в п. 12 ПБУ 9/99, и принимается в сумме, равной величине поступления денежных средств, иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности (п. 6 ПБУ 9/99).
Если скидка предоставляется покупателю сразу (без отсрочки), то продавец отражает реализацию товаров по цене с учетом скидки, не выделяя ее в бухгалтерском учете отдельной проводкой. Продавец фиксирует реализацию товаров по цене со скидкой, а у покупателя фактической ценой приобретения товара будет являться цена с учетом предоставленной скидки (п. 6.5 ПБУ 9/99).
Если организация считает доходы и расходы методом начисления, бухгалтер, руководствуясь п. 6 ст. 274 НК РФ, фиксирует доход в налоговом учете исходя из рыночных цен, т. е. с учетом предоставленных скидок. При кассовом методе доход определяется в сумме, оплаченной покупателем. Это и будет стоимостью товара с учетом скидки. Сумма НДС исчисляется согласно п. 4 ст. 166 НК РФ, т. е. в расчет берутся все изменения, увеличивающие или уменьшающие налогооблагаемую базу.
Наиболее распространены скидки, предоставляемые торговыми организациями при приобретении товара в определенном количестве (на установленную сумму) и при скорейшей оплате проданных товаров.
В случае приобретения товара в определенном количестве скидка предоставляется, если набирается товар одного наименования, а при приобретении на установленную сумму товар может быть как однородным, так и различной номенклатуры. Второй вид скидки позволяет продавцу стимулировать сбыт, увеличить прибыль за счет ускорения оборачиваемости товаров вследствие увеличения объема продаж и уменьшения постоянных издержек обращения.
Различают и другие виды скидок:
- праздничные; - скидки, предоставляемые владельцам дисконтных карт; - накопительные и др.
Все разновидности скидок (если они предоставляются сразу при приобретении покупателем товара) отражаются в бухгалтерском учете сторон одинаково в момент их предоставления.
Пример:
ООО"Дельта"приняла решение об осуществлении с начала января торговли в утреннее время (с 7.00 до 10.00) со скидкой 1 % от продажной цены. В первый день торговли по новым правилам в кассу организации поступили денежные средства, вырученные:
• в утреннее время - в сумме 100 000 руб.; • в остальные часы, оставшиеся до конца рабочего дня, - в сумме 450 000 руб.
Фактическая себестоимость проданных товаров составила 400 000 руб. Учет товаров ведется по покупным ценам. В рассматриваемой ситуации скидка предоставляется не отдельным категориям потребителей, а в определенные часы, что не нарушает положений ГК РФ.
В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие проводки:
Д 50 - К 90-1 - (100 000 + 450 000) = 550 000 руб. - получены денежные средства от покупателей; Д 90-2 - К 41 - 400 000 руб. - списана себестоимость проданного товара; Д 90-3 - К 68 - (550 000 :118 х 18) = 83 898 руб. - начислен НДС.
В договоре купли-продажи товара продавцом могут быть определены условия, при выполнении которых в расчетном периоде покупателю в дальнейшем при покупке товаров будет предоставлена скидка, измеряемая, например, в процентах от суммы ранее приобретенных товаров. Указанную скидку покупатель получит только при условии приобретения товаров в будущем, поэтому до совершения последующих покупок в бухгалтерском учете продавца скидка отражаться не должна.
Пример:
По условиям договора поставки покупателю, купившему у ООО "Флора" товар (комнатные растения) на сумму 200 000 руб., в т. ч. НДС по ставке 18% (30 508 руб.), предоставляется скидка на приобретаемые в дальнейшем товары в размере 5% от совершаемых в течение календарного месяца покупок.
В январе покупатель произвел покупку на сумму 210 000 руб. (втч. НДС 32 033 руб.), выполнив при этом условие для предоставления скидки на приобретаемые в дальнейшем товары.
В бухгалтерском учете продавца в январе были сделаны следующие проводки:
Д 62 К 90-1 - 210 000 руб. - отражена выручка от реализации товара; Д 90-3 К 68 - 32 033 руб. - начислен НДС.
В феврале покупатель приобрел товар на сумму 230 000 руб. (в т. ч. НДС 35 084 руб.).
С учетом предоставленной скидки произведена оплата поставщику товара в сумме 218 500 руб. (230 000 руб. - 230 000 руб. х 5%), в т. ч. НДС 33 330 руб.
В бухгалтерском учете продавца в феврале были сделаны следующие проводки: Д 62 К 90-1 - 218 500 руб. - отражена выручка с учетом предоставленной скидки; Д 90-3 К 68 - 33 330 руб. - начислен НДС.
В данном случае скидка отражается при реализации той партии товара, приобретение которой дало покупателю право на ее получение. При этом отдельной проводки по ее отражению не требуется.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором купли-продажи (ст. 424 ГК РФ). В данном случае товары отгружаются на условиях коммерческого кредита, при досрочной оплате покупателю предоставляется скидка.
Право на предоставление скидки покупатель может получить только при досрочной оплате, поэтому в момент отгрузки товаров (признания выручки в учете) покупатель еще не имеет права на скидку. В этом случае задолженность покупателя в момент отгрузки отражается в учете организации исходя из полной договорной цены товара без учета скидки.
Пример:
ООО "Флора" отгрузило товар (комнатные растения) покупателю на сумму 200 000 руб. (в т. ч. НДС по ставке 18% в размере 30 508 руб.). Договором предусмотрена отсрочка оплаты товара на три месяца. Оговорено также, что при досрочной оплате покупателю предоставляется скидка в размере 0,1% стоимости товара за каждый день, оставшийся до срока оплаты.
Покупатель оплатил товар на 30 дней раньше установленного договором срока. В результате сумма предоставленной ему скидки составила 6000 руб., в т. ч. НДС в размере 915 руб. Учетная политика ООО"Флора" для целей налогообложения определяется "по отгрузке".
В бухгалтерском учете ООО "Флора" сделаны следующие записи:
Д 62 - К 90-1 - 200 000 руб. - отражена выручка от реализации товара; Д 90-3 - К 68 - 30 508 руб. - начислен НДС; Д 51 - К 62 (200 000 - 6000) = 194 000 руб. - отражено поступление выручки с учетом скидки. "Красное сторно"
Д 62 - К 90-1 - 6000 руб. - скидка на проданный товар. "Красное сторно" Д 90-3 - К 68 - 915 руб. - скорректирован НДС на сумму скидки.
В данном примере сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, а также данные счета-фактуры при отгрузке товаров определяются исходя из договорной цены без учета скидки. После документального оформления предоставленной скидки сумма реализации товаров (а следовательно, и НДС с реализации) подлежит корректировке.
В практике широко используется оформление "отрицательных" счетов-фактур, в которых указывается сумма скидки и сумма НДС со знаком "минус". Счет-фактура оформляется и регистрируется в книге продаж в момент предоставления скидки.
Хочется заметить, что скидки, предоставленные после отгрузки товара, для бухгалтерии очень неудобны - приходится корректировать ранее выписанные документы, сторнировать проводки и вносить изменения в декларации. Поэтому лучше не оформлять скидки "задним числом", а предоставлять их на будущие покупки.
Размер скидок можно устанавливать с учетом результатов предыдущих продаж, тогда они будут учтены в составе выручки в момент продажи товара, и никаких сложностей по их оформлению не возникнет.
Скидки при рекламной акции
Достаточно часто организация-продавец предлагает клиентам принять участие в программе, суть которой можно выразить словами: "При покупке двух товаров - третий в подарок". По условиям такой акции товар реализуется ее участникам по фиксированной цене, а система начисления бонусов не предусматривает перерасчета цены товара. Бонусы налоговые органы рассматривают не как скидку, а как безвозмездную передачу имущества, что имеет ряд негативных последствий. Как известно, доходом признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации (п. 2 ПБУ 9/99). Себестоимость же безвозмездно передаваемых товаров представляет собой затраты, не связанные с получением дохода (экономические выгоды не извлекаются), и не учитывается в составе расходов продавца при исчислении налога на прибыль (п. 16 ст. 270 НК РФ).
Известно, что передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается реализацией, которая, в свою очередь, является объектом обложения НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ). Таким образом, у продавца появляется обязанность заплатить НДС со стоимости безвозмездно переданного имущества.
Во избежание уплаты лишних налогов целесообразно оформлять маркетинговую политику не по принципу "покупателю двух предметов - третий в подарок", а в виде предоставления скидок указанными выше способами, т. е. по принципу приобретения "трех предметов по цене двух". Другими словами, включить этот товар в документ, оформляемый на отгрузку всей партии. Кроме того, проведение данных кампаний необходимо обосновывать надлежащим образом.
Пример:
ООО "Флора" продает живые растения в розницу. В рамках акции, приуроченной к 8 Марта, при покупке двух горшков с сенполией (узамбарской фиалкой) третий предлагается покупателю "бесплатно". Стоимость одного горшка составляет 118 руб. (в т. ч. НДС по ставке 18 руб.). Себестоимость одного горшка с сенполией - 70 руб. Товар учитывается по приходным ценам.
За два горшка цветов покупатель заплатит: 118 руб. х 2 шт. = 236 руб. В связи с тем, что покупателю выдали еще один цветок бесплатно, нужно оформить сделку как реализацию трех единиц товара на сумму 236 руб.
Таким образом, каждый горшок с цветком будет продан по цене: 236 руб.: 3 шт. = 78,67 руб.
В бухгалтерском учете предприятия будут сделаны проводки:
Д 50 - К 90 - 236 руб. - отражена выручка от реализации товара; Д 90 - К 41 - (70 руб. х 3 шт.) = 210 руб. - списана себестоимость товара; Д 90 - К 68 - (236 руб.: 118 х 18) = 36 руб. - начислен НДС.
В учетных регистрах следует сделать запись о продаже трех единиц товара по цене 78,67 руб. и составить акт об уценке товарно-материальных ценностей.
/Справочник руководителя малого предприятия №3, март, 2005/ |