Бухгалтерский учет и налоги
Портал информационной
поддержки ведения бухучета
в малом бизнесе

Расширенный поиск
ГлавнаяО проектеРекламаКонтактыГорячая линияРассылка
НОВОСТИВСЕГО 14855
10-04-2024 Регистрация в ОЭЗ - пошаговое руководство для стартапов и предприятий
Возможность создать бизнес на льготных условиях всегда привлекала предпринимателей. Безусловно, участие в Особой экономической зоне (ОЭЗ) открывает широкие перспективы для развития... »

03-04-2024 Бухгалтерский аутсорсинг: ключ к оптимизации бизнес-процессов
Рациональный подход к управлению финансами компании рождается из грамотного планирования и ответственности. Каждая организация нуждается в правильном ведении бухгалтерского учета, но не всегда... »

21-03-2024 Услуги для клиентов складских комплексов
Хозяева квартир не всегда желают размещать вещи в системах хранения, чтобы их не загромождать, а принимают решение воспользоваться услугами складских комплексов. Один из них разместился по адресу... »

[Все новости]
ПРЕСС-РЕЛИЗЫ
 17-04-2024 РЭО предложил освободить бизнес от НДС за сдачу продуктов малоимущим Российский экологический оператор предложил отменить налоги для предпринимателей, которые отдают продукты с истекшим сроком... »
17-04-2024 В Правительстве одобрили пакет законопроектов о фудшеринге Проект положительного заключения правительства на пакет законопроектов о введении в РФ механизма фудшеринга подготовлен и... »
15-04-2024 Основной вид экономической деятельности: как подтвердить Организации ежегодно должны подтверждать основной вид экономической деятельности. Сведения нужны, чтобы Социальный фонд... »
[Все пресс-релизы] Добавить
КАЛЬКУЛЯТОРЫ
КАДРЫ
Вакансии
Резюме
Нет ни одной записи!Нет ни одной записи!
[Поиск работы]
[Добавить вакансии]
[Поиск сотрудников]
[Добавить резюме]
[Профессиональные тесты]
ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА
В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Обособленные подразделения: как вести кассовые операции
Вверх / В помощь бухгалтеру / Консультации специалистов /

Действующий порядок ведения кассовых операций не позволяет учесть специфику фирм, имеющих обособленные подразделения. Из-за этого возникают проблемы с нумерацией кассовых ордеров, отражением операций в кассовой книге. Тем не менее, создав правильный документооборот, можно разрешить эту проблему и избежать штрафов.
В обособленном подразделении, как и в самой организации, все хозяйственные операции оформляются первичными документами (ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Но при этом нужно учесть, что документооборот должен быть построен в соответствии с действующим законодательством и учетной политикой организации.
Это правило относится и к оформлению кассовых операций. Однако налаживание документооборота данного участка осложняется тем, что существуют два понятия кассы. Есть касса как понятие бухгалтерского учета. И есть касса как физическое место, где хранится денежная наличность. Именно эти понятия зачастую путают бухгалтеры. Рассмотрим, как правильно организовать документооборот движения наличных денежных средств обособленных подразделений и головной организации, не нарушая действующего порядка ведения кассовых операций.
Нумерация приходных и расходных ордеров
При приеме и выдаче денежных средств обособленное подразделение, являясь частью организации, должно оформлять приходные или расходные кассовые ордера (п. 13, 14 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 № 40, далее - Порядок).
Кассовые ордера должны иметь сквозную нумерацию в хронологическом порядке. Это следует из пункта 21 Порядка. Здесь сказано, что кассовые ордера фиксируются в журналах регистрации приходных и расходных ордеров. Между тем кассовые операции одновременно проводятся как в головном офисе, так и в различных обособленных подразделениях. Как избежать задвоения нумерации? Есть несколько способов обеспечить согласованную нумерацию документов.
Можно, к примеру, резервировать диапазоны номеров кассовых ордеров для обособленных подразделений. Правда, здесь возможна ситуация, когда у одного обособленного подразделения номер кассового ордера на раннюю дату окажется больше номера на более позднюю дату у другого подразделения. Поэтому вряд ли можно назвать данный подход идеальным.
Другой вариант заключается в использовании составной нумерации. То есть номер кассового ордера будет состоять из двух частей. Его первая часть идентифицирует обособленное подразделение, вторая - порядковый номер кассового ордера в этом подразделении. Например, расходный кассовый ордер № 02/104, где 02 номер (код) подразделения, 104 - номер кассового ордера. На наш взгляд, данный метод более предпочтителен. Выбрав такой вариант заполнения кассовых ордеров и закрепив его в учетной политике, организация обеспечит правильность нумерации кассовых ордеров. Это поможет избежать претензий при проверке кассовых операций.

Книга одна на всех

Еще одна проблема связана с отражением операций обособленных подразделений в кассовой книге. Порядок ведения кассовых операций требует, чтобы все поступления и выдача наличных денежных средств отражались в этом документе. При этом организация должна вести только одну кассовую книгу. Она должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана (п. 23 Порядка).
Если следовать таким требованиям, организация и ее подразделения должны делать записи в кассовую книгу сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Очевидно, что сделать это, если головной офис и подразделения значительно удалены друг от друга, практически невозможно.
Некоторые организации решают эту проблему так. Они открывают в подразделениях, имеющих баланс и расчетный счет, самостоятельные кассы. Соответственно на каждое подразделение заводится своя кассовая книга. Несмотря на то что этот вариант является оптимальным, он не соответствует требованиям Порядка ведения кассовых операций. Если это выявится при проверке, к организации может быть применена ответственность по статье 15.1 КоАП РФ.
На наш взгляд, существует более корректный выход из положения. Как мы уже отметили, Порядок ведения кассовых операций требует, чтобы в организации была одна кассовая книга. С другой стороны, законодательство позволяет компаниям иметь так называемую операционную кассу (приказ Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению»).
Руководствуясь этой нормой, в учетной политике можно установить следующее. Основная касса организации находится по месторасположению головного офиса, а по местам расположения подразделений открываются операционные кассы. При этом кассир головного офиса помимо кассовой книги организации должен будет вести книгу учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма № КО-5, утверждена постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88). Кассиры операционных касс ведут так называемые операционные кассовые книги по форме № КО-4. При этом в учетной политике нужно отразить периодичность передачи остатков наличности из оперативных касс подразделений в кассу головной организации. Например, если невозможно ежедневно сдавать наличность в кассу организации, то это делается еженедельно или ежемесячно.
Роман Супряга,
аудитор «СВ-Аудит»

/"Учет, налоги, право", 01.02.2006/

РАЗМЕСТИТЬ БЕСПЛАТНО:
на 26.08.2023
USD94,7117+0,3110
EUR102,2586-0,2133
БВК98,1078+0,0751
Все валюты


ПОГОДА НА
Россия, Московская обл., Москва
днем
ночью

(прогноз)
Погода в России и за рубежом
КОНВЕРТОР ВАЛЮТ
Конвертор валют
ВИДЕО
Страховые взносы нанесут тяжелый ущерб МБ...
Просмотр:   видео для модема    видео для выделенной линии  
Все видеосюжеты
ВАШЕ МНЕНИЕ
Как Вы относитесь к обязательной вацинации?
 За
 Против
 Затрудняюсь ответить
Предложите опрос
 
Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности