Бухгалтерский учет и налогиПортал информационной
поддержки ведения бухучета
в малом бизнесе

Расширенный поиск
ГлавнаяО проектеРекламаКонтактыГорячая линияРассылка
НОВОСТИВСЕГО 14856
23-04-2024 Как реализовать свою идею и получить доход
Инновационные решения не всегда получают достойную реализацию. Нередко уникальные идеи и вовсе остаются на стадии задумок разработчиков. Как развить свой стартап Почему так получается? Дело в том, что для... »

10-04-2024 Регистрация в ОЭЗ - пошаговое руководство для стартапов и предприятий
Возможность создать бизнес на льготных условиях всегда привлекала предпринимателей. Безусловно, участие в Особой экономической зоне (ОЭЗ) открывает широкие перспективы для развития... »

03-04-2024 Бухгалтерский аутсорсинг: ключ к оптимизации бизнес-процессов
Рациональный подход к управлению финансами компании рождается из грамотного планирования и ответственности. Каждая организация нуждается в правильном ведении бухгалтерского учета, но не всегда... »

[Все новости]
ПРЕСС-РЕЛИЗЫ
 24-04-2024 Совершенствование налогового законодательства обсудили в Подмосковье Предложения по совершенствованию налогообложения и налогового администрирования обсудили члены Общественного совета при... »
24-04-2024 В Подмосковье обсудили инновации в сфере цифровых технологий В Государственной публичной научно-технической библиотеке России состоялась научно-практическая конференция «Цифровые... »
20-04-2024 Бухгалтерский аутсорсинг – повышение операционной эффективности Бухгалтерское обслуживание играет важную роль в деятельности любого предприятия. В условиях современного рынка все больше... »
[Все пресс-релизы] Добавить
КАЛЬКУЛЯТОРЫ
КАДРЫ
Вакансии
Резюме
Нет ни одной записи!Нет ни одной записи!
[Поиск работы]
[Добавить вакансии]
[Поиск сотрудников]
[Добавить резюме]
[Профессиональные тесты]
ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО И НАЛОГОВОГО УЧЕТА
В ПОМОЩЬ БУХГАЛТЕРУ
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
КОНСУЛЬТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Восстановленный учет избавит от хлопот
Вверх / В помощь бухгалтеру / Консультации специалистов /

В редкой бухгалтерии царит идеальный порядок и есть абсолютно вся «первичка». Ведь потерянные документы можно восстановить далеко не всегда. От штрафа в этом случае не уйти. Но это еще не все. При отсутствии документов налоговики могут рассчитать налоги и без участия организации. Причем по своим правилам.

Лучше сделать все как надо...

В бухучете все операции должны быть оформлены первичными документами (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Да и в налоговом учете без «первички» не обойтись. Ведь практически все налоги рассчитываются на основе данных регистров бухгалтерского учета (п. 1 ст. 54 НК РФ).
Если фирма не восстановит документы, штрафов ей не избежать. Причем сразу по двум основаниям: нарушение правил учета доходов и расходов (ст. 120 НК РФ) и непредставление документов на проверку (ст. 126 НК РФ).
Однако правил без исключения не бывает. Штрафных санкций не будет, если «первичка» утеряна не по вине организации (например, в результате пожара). Это подтверждает и судебная практика (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Cибирского округа от 17.08.04 по делу № А33-17993/03-С3-Ф02-3180/ 04-С1). Судьи отказали контролерам в привлечении организации к ответственности по пункту 2 статьи 120 НК РФ из-за отсутствия документов, уничтоженных пожаром. Но все же, если есть возможность, лучше восстановить все первичные документы.

...или налоговики рассчитают сами

Чтобы восстановить потерянные документы, коммерсантам нужно обратиться к своим контрагентам. И это, надо заметить, единственный вариант. Однако бывших поставщиков или покупателей можно найти не всегда, да и не все соглашаются помочь. Так что продублировать документы достаточно проблематично.
Вот тут-то и всплывает малоприятная статья 31 НК РФ. Если организация не представила по требованию инспекции документы более двух месяцев, у налоговиков появляется карт-бланш. В этом случае они имеют право определять суммы налогов расчетным путем на основании имеющейся информации об организации, а также исходя из данных об аналогичных компаниях.
Что же это за расчетный метод? В Налоговом кодексе о методике расчета налогов таким способом нет ни слова. Как сообщили «УНП» в московской инспекции ФНС России № 20, такая информация является закрытой и знают ее только инспекторы. При выборе аналогичной фирмы обычно учитывают ее отрасль, вид деятельности, среднемесячный размер выручки, среднесписочную численность работников, общую стоимость основных средств и ряд других показателей.
Работники той же инспекции (ИФНС № 20) при расчете, например, НДС действуют следующим образом. Получают информацию из банка о движении денег проверяемой организации за налоговый период. И с этой суммы выручки рассчитывают налог по ставке 18 процентов. Как вы понимаете, НДС получается немаленький.
Есть и другие способы определения налогов расчетным путем. Об одном из них нам рассказала главный бухгалтер из Санкт-Петербурга Елена Воронцова. Именно такой метод расчета использовали инспекторы в ходе проверки ее организации. Для определения размера выручки налоговики нашли расчетный коэффициент. Формула такова: облагаемый доход аналогичной компании поделили на численность ее штата. После этого они определили налоговую базу: полученный коэффициент умножили на численность персонала проверяемой организации. Рассчитанные таким способом налоги сопоставили с фактически перечисленными в бюджет суммами. Получилась недоплата. Ее-то бухгалтер и перечислил в бюджет.

Ох и нелегкая эта работа

Но на практике для проверяющих не все так безоблачно.
Во-первых, для пересчета налогов одной аналогичной фирмы мало. Судьи говорят, что данные об одной фирме - это недостаточная информация. Они указывают, что для расчета инспекторы должны рассмотреть широкий круг аналогичных предприятий (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.08.03 по делу № Ф04/4234-1428/А45-2003). Во-вторых, как было отмечено в том же деле, и показателей, по которым можно сравнивать организации, должно быть больше: численность работающих, условия работы и т. д.
Это подтверждает и иная судебная практика. Так, одна фирма не представила налоговикам «первичку» за три года. Тогда контролеры сами рассчитали налог. Они использовали данные трех аналогичных фирм. Выбирая эти компании, инспекторы ориентировались только на один критерий - среднесписочную численность работников. Из-за этого судьи не признали выбранные инспекцией фирмы аналогичными (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.12.02 по делу № А05-5351/02-314/14).
***
Как видите, определение налога расчетным путем - дело довольно-таки трудное. Ведь учесть нужно множество различных факторов. Но несмотря на положительную судебную практику, мы советуем приложить все усилия и восстановить необходимые документы. А если сделать это не удается, то внимательно следите, как и на основании чего налоговики производят расчет.
В.В. Аканеев, эксперт УНП

/"Учет, налоги, право", 24.05.2005/

РАЗМЕСТИТЬ БЕСПЛАТНО:
на 26.08.2023
USD94,7117+0,3110
EUR102,2586-0,2133
БВК98,1078+0,0751
Все валюты


ПОГОДА НА
Россия, Московская обл., Москва
днем
ночью

(прогноз)
Погода в России и за рубежом
КОНВЕРТОР ВАЛЮТ
Конвертор валют
ВИДЕО
Страховые взносы нанесут тяжелый ущерб МБ...
Просмотр:   видео для модема    видео для выделенной линии  
Все видеосюжеты
ВАШЕ МНЕНИЕ
Как Вы относитесь к обязательной вацинации?
 За
 Против
 Затрудняюсь ответить
Предложите опрос
 
Рейтинг@Mail.ruRambler's Top100
2003 - 2024 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности