На что готовы столичные инспекторы ради плана по налогам
Экономическая нестабильность подтолкнула столичное управление на разработку конкретных мер, которые по замыслу должны спасти бюджет и план по сбору налогов. Они были изложены в решении коллегии УФНС России по г. Москве, с которым нам удалось ознакомиться.
МЕРА № 1
НЕ ТОЛЬКО НАЧИСЛИТЬ, НО И ВЗЫСКАТЬ
Налоговое управление приказало инспекциям принять «все исчерпывающие меры» по взысканию задолженности прошлых лет и первого квартала.
В первую очередь это на себе ощутят, как планируют налоговики, те компании, которым доначислили налоги в прошлом году, но по каким-то причинам их не взыскали. Например, решение налоговой не вступило в законную силу на конец года, взыскание было приостановлено по решению суда или УФНС, не было денег на расчетном счете либо инспекция вообще недоимку взыскать не пыталась.
Особо инспекторы займутся компаниями, которые «переезжают» из одной инспекции в другую. Налоговики сетуют, что слишком часто компании после снятия с учета в инспекции, которая доначислила налог, забывают уплатить его в бюджет после постановки на учет в другой инспекции. А новые инспекторы практически никогда не взыскивают чужие доначисления.
МЕРА № 2
ВЫЕЗДНЫЕ ПРОВЕРКИ ПО «УТОЧНЕНКАМ»
По уточненным налоговым декларациям, в которых уменьшена сумма налога к уплате, УФНС велело своим подчиненным проводить выездные проверки. Правда, только если «уточненка» касается периода, уже проверенного при выездной ревизии. Отметим, что налоговики вправе проводить повторную выездную проверку по таким «уточненкам» (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ). Однако инспекторы часто толкуют свои полномочия слишком широко: к примеру, получив «уточненку» по НДС, проверяют за этот же период еще раз налог на прибыль. Такие вольности незаконны (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.08 № 09АП-11826/2008).
МЕРА № 3
ПРЕДПРОВЕРОЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ СТАНУТ ИЗОЩРЕННЕЕ
УФНС разрабатывает новый Регламент проведения так называемых предпроверочных мероприятий, с помощью которых налоговики отбирают кандидатов на выездные проверки. По сути это финансово-экономический анализ деятельности компании, который заключается в сопоставлении определенных показателей.
Алена Луговая,
корреспондент «УНП»
Слова главбуха помогли доказать реальность спорных затрат
Реальность затрат на устные консультации сторонних компаний можно обосновать с помощью свидетельских показаний главного бухгалтера. Подтверждение тому – постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29.05.09 № КА-А40/3549-09.
ИФНС № 43 сняла расходы компании «Автодом-Д» на юридические услуги. Мол, из актов сдачи-приемки работ невозможно понять, какие конкретно консультации были получены, каковы цена и объем услуги и как консультации повлияли на доходы компании. При этом в ходе проверки налоговики провели допрос главного бухгалтера компании Ольги Щербань. Потом именно ее показания и сыграли ключевую роль в судебном разбирательстве.
В своем решении судьи указали, что, да, из актов ничего не ясно, но главный бухгалтер подтвердила получение консультаций. В частности, она сообщила, что консультации были необходимы компании по заключению договоров займа и кредитных договоров. А в письменном виде их нет, так как представление письменного заключения после уже проведенной устной консультации не соответствует обычаям делового оборота в сфере оказания юридических услуг.
Правда, адвокат Артур Басистов, представлявший интересы компании в судебном споре, предостерегает: часто налоговики еще в ходе проверки просят главбухов просто «пояснить» тот или иной момент. Финансовые специалисты дают пояснения, а затем узнают, что они оформляются как свидетельские показания. А налоговики затем используют это в судах. Поэтому, по мнению адвоката, главным бухгалтерам в сомнительных случаях стоит от излишне подобных разъяснений.
Ирина Скачкова,
корреспондент «УНП»
Официально. ИФНС № 43
Инспекция Федеральной налоговой службы № 43 по г. Москве объявляет о приеме документов для участия в конкурсе на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и по формированию кадрового резерва государственных гражданских служащих в инспекции (далее – конкурс).
К претендентам на замещение должностей государственной гражданской службы Российской Федерации предъявляются следующие квалификационные требования (см. таблицу).
Прием документов для участия в конкурсе будет проводиться до 30 июля с 10 до 12 часов по адресу: 125493, г. Москва, ул. Смольная, 25а, отдел кадров, комн. 303.
Конкурс на замещение вакантных должностей в ИФНС № 43 планируется провести 18 августа 2009 года в 10 часов по адресу: 125493, г. Москва, ул. Смольная, 25а.
Подробная информация об условиях проведения конкурса размещена на сайте: www.r77.nalog.ru. Контактный телефон: (495) 456-96-14.
Ведущая и старшая группы должностей
Наименование вакантной должности
Квалификационные требования
Начальник
отдела, заместитель начальника отдела, главный государственный налоговый
инспектор
Высшее
образование; стаж работы не менее 2 лет государственной гражданской
службы или по специальности не менее 4 лет
Старший
государственный налоговый инспектор, государственный налоговый инспектор
Высшее образование (экономического или юридического
направления
Меняются реквизиты для уплаты налогов у компаний из ИФНС № 37
В столичном УФНС нам сообщили новые реквизиты для компаний из налоговой инспекции № 37, которая будет присоединена к ИФНС № 24.
С 1 июля эти компании будут обслуживаться по адресу: Каширское шоссе, д. 44, корп. 4. Попасть туда можно от станции метро «Каширская» автобусами № 298, 275, 280, 738, 95, 742 или троллейбусом № 71 до остановки «МИФИ». Инспекция работает с понедельника по четверг с 9 до 18 часов, в пятницу – с 9 до 16.45 без перерыва на обед. Подробнее – по телефону (499) 725-20-28.
Перечислять налоги все налогоплательщики из ИФНС № 37 также будут по новым реквизитам:
– в поле «Получатель платежа»: ИНН 7724111558, КПП 772401001, УФК по г. Москве (для ИФНС России № 24 по г. Москве);
– в поле «Банк получателя»: отделение № 1 Московского ГТУ Банка России г. Москва, БИК 044583001, р/с 40101810800000010041.
Портрет инспекции. ИФНС № 17 по СВАО г. Москвы: равнодушна к налогу на прибыль
Что хорошего. На выездные проверки инспекторы этой ИФНС ходят сравнительно редко: в прошлом году они посетили примерно 2,8 процента отчитывающихся в ИФНС № 17 компаний (средний показатель по Москве – 4,7%*). Проверяющие стараются не затягивать выездные налоговые проверки – управляются в среднем за 73 дня. Это ниже среднегородского показателя, который составляет 83 дня*.
При этом по итогам прошлого года ИФНС № 17 вошла в тройку инспекций с наименьшими доначислениями на одну результативную выездную проверку по налогу на прибыль. Инспекция доначисляла в среднем по 700 000 рублей, тогда как средний показатель по всем столичным инспекциям составил примерно 5 300 000 рублей.
Доначисления по результатам выездных налоговых проверок составляют 7 119 000 рублей в расчете на одну ревизию. Это немногим меньше среднего показателя по столице – 7 151 000 рублей*.
Что плохого. ИФНС № 17 всегда штрафует компании, которые не представили запрошенные сведения о контрагентах, а также обследует все помещения потенциальных фирм-однодневок. Кроме того, в 35 процентах случаев инспекторы выписывают административный штраф при проверках ККТ (среднегородской показатель почти такой же – 38 процентов**).
Что нового. Через некоторое время инспекция переедет. В УФНС г. Москвы готов приказ о слиянии трех московских ИФНС № 15, 16 и 17 (см. «УНП» № 23, 2009, стр. 1 московского выпуска «Новые реквизиты для тех, кого переводят из ИФНС № 32 в 29-ю»).
Еще у инспекции есть свежее ноу-хау: выписку из ЕГРЮЛ и копии учредительных документов в инспекции выдают только в обмен на чистые листы бумаги.
Чего хотят инспекторы. В ИФНС № 17 составили собственную инструкцию по правильному заполнению полей расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей, а также дополнили ее справочником действующих КБК. Инспекторы просят бухгалтеров пользоваться этими данными. Их можно получить (переписать на собственную дискету) в кабинете № 9.
Что говорят коллеги. Наталия Баканова, главный бухгалтер ООО «МФТ Аудит»: «У меня нет никаких проблем при общении с этой инспекцией. Инспекторы вежливы, если какие-то вопросы возникают, то терпеливо выслушивают и отвечают. Отчитываемся мы в электронном виде, и никаких сложностей со сдачей отчетности пока не возникало».
Но есть и другое мнение. «Инспекции, которые занимают не отдельное здание, а расположены в жилых домах, совершенно не приспособлены к приему посетителей, – рассказала нам главбух одной из столичных торговых компаний. – Нет оперзала, тесные коридоры, отсутствие мест для ожидания. Летом к этому “букету” добавляется жара и духота».
Руководитель инспекции. Беляева Светлана Александровна принимает каждый вторник. Записаться на прием можно по телефону (499) 181-30-18.
Где находится. 129226, г. Москва, ул. Сельскохозяйственная, д. 11, корп. 4. Проезд до станции метро «ВДНХ», далее троллейбусом № 48, автобусом № 33, трамваем № 17 до остановки «2-й Сельскохозяйственный проезд».
* По данным УФНС России по г. Москве за 2008 год.
** По данным УФНС России по г. Москве за 6 месяцев 2008 года.
Телефоны отделов ИФНС № 17 по СВАО г. Москвы
Отдел
№ кабинета
Телефон
Отдел регистрации и учета налогоплательщиков
2
(499)
181-29-87
Отдел
работы с налогоплательщиками
5
(499)
181-22-08
Отдел ввода и обработки данных
1,
10, 12
(499)
181-06-61
Отдел учета, отчетности и анализа
4, 9
(499)
181-39-68
Отдел камеральных проверок № 1
8,
9, 18
(499) 181-55-44
Отдел камеральных проверок № 2
18
(499) 181-14-42
Отдел камеральных проверок № 3
1, 3
(499)
181-05-65
Отдел камеральных проверок № 4
17
(499) 181-29-94
Отдел урегулирования задолженности
4
(499)
181-30-86
Отдел
выездных проверок № 1
8
(499)
181-30-33
Отдел
выездных проверок № 2
7
(499) 181-01-90
Отдел
выездных проверок № 3
29
(499)
181-29-18
Отдел оперативного контроля
8, 10
(499) 181-30-36
Отдел встречных проверок
8
(499) 181-15-65
Как инспекторы рекомендуют учитывать основные средства
С учетом основных средств бывают нестандартные ситуации, например, при реорганизации компании или переводе актива из одного филиала в другой. Мы собрали последние разъяснения столичных инспекторов по таким вопросам повышенной сложности.
Так, когда основное средство передается без реализации, например, в ходе реорганизации, то компания должна принять его на налоговый учет по остаточной стоимости, которую указала передающая сторона. А при безвозмездной передаче основного средства от одной компании к другой первоначальная стоимость формируется исходя из рыночной цены, определенной в результате оценки (п. 8 ст. 250 НК РФ).
Часто возникают вопросы, что делать с дополнительными расходами, если не было реализации объекта. Ведь перевод имущества, как правило, связан с перерегистрацией, транспортировкой или установкой. При продаже основного средства эти расходы увеличивают первоначальную стоимость основного средства у покупателя. В остальных случаях изменить первоначальную стоимость нельзя, а эти затраты учитываются в составе прочих расходов.
Как налоговики советуют учитывать основные средства
Вопрос компании
Разъяснение УФНС России по г. Москве
Комментарий «УНП»
Компания
безвозмездно передала в собственность основное средство. Можно
ли отнести на расходы суммы недоначисленной амортизации по активу?
Нет,
суммы недоначисленной амортизации не уменьшают
прибыль компании в налоговом учете. Также в расходы нельзя включить
затраты, связанные с безвозмездной передачей имущества (письмо
от 15.01.09 № 19-12/001789)
Передающая
сторона действительно не может уменьшить свою прибыль на остаточную
стоимость объекта. Но вот получающая компания вправе начислять
амортизацию на безвозмездно полученный актив. Первоначальная стоимость
определяется на основании оценки (п. 8 ст. 250 НК РФ)
После
реорганизации в порядке выделения компания-правопреемник получила
основное средство. При выездной проверке инспекторы посчитали, что остаточная
стоимость объекта была занижена. Как ее правильно откорректировать?
Корректировку должна произвести реорганизованная компания (которая передала основное
средство). Выделенной же организации необходимо изменить первоначальную
стоимость основного средства исходя из новых данных передающей компании.
После этого необходимо сдать уточненные декларации (письмо от 17.11.08
№ 19-12/106700)
Первоначальная
стоимость имущества, которое было получено при реорганизации,
не изменяется, за исключением как раз случая, приведенного
в письме УФНС. И определяется по остаточной стоимости
передающей стороны (п. 2.1 ст. 252 НК РФ). Если компания несет дополнительные
расходы, связанные с получением основного средства, то они
учитываются в составе прочих затрат
Компания
перевела основное средство из одного филиала в другой. В каком
порядке начисляется амортизация на переданный объект и как учесть
расходы, связанные с передачей имущества?
Необходимо
руководствоваться положениями пункта 7 статьи 258 НК РФ. Срок полезного
использования имущества в новом филиале нужно уменьшить на время
его использования в прежнем подразделении. Амортизацию по этому
объекту новый филиал будет начислять со следующего месяца после
получения. До этого амортизацию начисляет старый филиал. Затраты,
связанные с передачей объекта, учитываются в составе прочих
расходов (письмо от 23.01.09 № 19-12/004959)
Обособленные
подразделения не могут заключать сделки между собой или с головной
организацией. Поэтому передача имущества является не реализацией,
а перемещением объекта внутри компании. Оправдательным документом
по операции будет Акт о приеме-передаче объекта основных средств
(кроме зданий, сооружений) – форма № ОС-1
_________________________________________________
* Здесь и далее – письма УФНС России по г. Москве.
Илья Данилкин,
эксперт «УНП»
Справки даем
Временное сооружение основным средством не считается
«…При реконструкции у нас образовались строительные отходы. Часть таких отходов планируется продать на переработку, другую часть – утилизировать. Для их хранения мы соорудили временное строение, которое после окончания работ, примерно через пару месяцев, разберем. Можно ли учесть расходы на возведение такого объекта при расчете налога на прибыль?..»
Из письма главного бухгалтера Анастасии Ефремовой, г. Москва
Анастасия, инспекторы рассматривают подобные объекты в качестве основных средств. Поэтому если компания спишет расходы единовременно, то возможны проблемы с признанием в налоговом учете расходов на сооружение. Особенно если объект напрямую не участвует в деятельности, направленной на получение дохода.
Вместе с тем чиновникам есть что возразить. Ведь когда объект, как в вашем случае, имеет срок полезного использования меньше 12 месяцев, то он независимо от его стоимости основным средством не считается (ст. 256 НК РФ). А значит, расходы на его создание можно сразу учесть в затратах (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Подтверждает это и судебная практика (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 06.05.09 № КА-А40/333209).
Инна Михайлова,
эксперт «УНП»
Инспекторы требуют расходы на VIP-залы в аэропортах облагать НДФЛ
«…Генеральный директор нашей компании, когда отправляется в командировку, пользуется VIP-залом аэропорта. Возникает ли у него в этом случае облагаемый НДФЛ доход?..»
Из письма главного бухгалтера Ирины Шутовой, г. Москва
Ирина, по мнению чиновников, возникает. Дело в том, что плата за данные услуги не относится к обязательным аэропортовым платежам и сборам. Поэтому, не подпадает под действие пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса (письмо Минфина России от 06.09.07 № 03-05-06-01/99). Аналогичного мнения придерживаются и некоторые судьи других регионов (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.01.08 № А65-1734/2007-СА2-11).
Однако в Москве есть решения и в пользу компаний (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25.05.09 № КА-А40/4142-09). В нем судьи подтвердили, что данные расходы относятся к командировочным.
Однако, чтобы в будущем снизить возможные налоговые риски, обязанность оплачивать сотрудникам услуги VIP-залов в аэропортах организации лучше прямо предусмотреть во внутреннем Положении о командировках и включить их в состав расходов на проезд.
Светлана Князева,
эксперт «УНП»
Подтвердить расходы на повышение квалификации можно актом
«…Направили сотрудников на курсы повышения квалификации. Обучение проводил один из столичных вузов. Можно ли включить стоимость обучения в налоговые расходы, если после учебы ни сертификатов, ни квалификационных аттестатов сотрудники не получили?..»
Из письма главного бухгалтера Лидии Суховой, г. Москва
Лидия, это не должно препятствовать учету расходов (подп. 23 п. 1, п. 3 ст. 264 НК РФ). Действительно, под получением образования закон понимает достижение и подтверждение определенного образовательного ценза, что должно удостоверяться документально. Однако профессиональная подготовка подразумевает ускоренное приобретение навыков, необходимых для выполнения определенной работы, и не сопровождается повышением образовательного уровня (п. 1 ст. 21 закона от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании»). А значит, чтобы обосновать расходы, достаточно договора на обучение, документов на его оплату, приказа руководителя о направлении на обучение, учебного плана, лицензии вуза и акта об оказанных услугах (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25.05.09 № КА-А40/3244-09).